реферат бесплатно, курсовые работы
 

История ислама: от истоков к современной трансформации

Абу-Бакр укрепил свою власть в Аравии и совер-шил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года. При нем началась работа по сис-тематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу - Коран. [8, С. 94].

Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кус-ках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже жи-вотных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его пос-ледователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно пра-вильный текст забывался, начинал искажаться.

Еще более беспощадным завоевателем был второй ха-лиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им цент-рах древней культуры - Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того рим-лянами святыни древних евреев - Храма Соломона -на-долго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI- XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пусты-ре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская рели-гия - прямая преемница древнего иудаизма [12, С. 110].

Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман не-обходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушив-ших супружескую верность, например, он приказал наказы-вать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши [10, С. 104].

Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и дру-гие территории. С тех пор подавляющее население этих стран - арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибрал-тарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-му-сульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Визан-тии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии - Аджарию), позже XVI-XIX веках) - на отдель-ные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религи-ей, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV-XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на террито-рию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приня-ли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуостро-ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.

После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, тре-тьим халифом стал престарелый зять Мухаммеда -- Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял му-сульманство. Мухаммед и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище -- «Обладатель двух светочей»).

При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канони-зированы в так называемом каирском издании лишь в на-чале XX в. Очень важно, что Коран является священной кни-гой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык - лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (что буквально означает -наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры распо-ложены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вна-чале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в нача-ле до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном по-рядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Так как напи-сана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывоч-но, хаотично и многопланово. По правилам арабской письмен-ности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напе-чатана и в некоторых русских переводах).

В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигают-ся лишь общие положения, которые впоследствии были приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику меж-ду Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица либо через по-средников (дух, Джибрил), но всегда устами Мухаммада, с противника-ми ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с уве-щеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил исто-рические, экономические, политические, культурные, психологические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и мораль-ных норм, утверждения единобожия. В то же время Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника». Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кораническом тек-сте, сводится к безусловной необходимости отказа от многобожия и об-ращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания [15, С. 201].

Коран представляет собой уникальный исторический источник, про-ливающий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконст-руировать картину межплеменных отношений, хозяйственной деятель-ности кочевого и оседлого населения, дает представление о социаль-но-профессиональном составе аравийского общества, содержит сведе-ния об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории. Такие сюже-ты, как, например, прорыв Маарибской оросительной плотины (ок. 570 г.), казни христиан в Неджране в начале VI в., поход йеменского ца-ря на Мекку в 70-х годах VI в., показывают неразрывную связь Корана с конкретными историческими событиями.

Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповто-римым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе, язык Корана - это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некото-рыми элементами разговорного языка Мекки.

Мусульманская теология включает в себя обширную отрасль - ко-раническую экзегетику (араб, тафсир - толкование). Необходимость тафсира возникла с появлением Корана. Содержание многих коранических откровений было неясно уже современникам Мухаммеда, впервые знакомящимся с содержанием новой религии. По мере того как ислам распространялся на обширных территориях, необходимость в объясне-нии текста священной книги возрастала. Вначале тафсир, как и сам Ко-ран, не фиксировался в письменной форме. К X в. сложилась структура тафсира, появились известные коммен-тарии Корана в различных видах (в общем смысле; фраза за фразой; слово за словом). В XIX- начале XX века египетским исламским реформатором Мухаммадом Абдо и его учеником и последователем Рашидом Ридой был составлен тафсир, призванный примирить ислам и достижения современной нгаучной мысли.

Коран всемирно признан не только религиозным, но и вы-дающимся философским и литературно-художественным па-мятником древности. Мечеть, молитвенный дом мусульман, как правило, сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются только орнаментом -каллиграфичес-ким текстом. Не случайно некоторые ученые-религиоведы говорят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммедом [11, С. 131].

Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский

ваххабизм.

1. Общие черты мусульманского вероучения.

Догматика мусульманства довольно проста. В основе все-го лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосер-дного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог му-сульман един, христианскую Троицу они трактуют как уступ-ку многобожию.

Мухамед - пророк и посланник Аллаха, Библейские персонажи и пророки рассматриваются как его предшествен-ники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они - ниже Мухаммеда.

В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил -- Михаил и др.). У каждого человека - два анге-ла, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их раз-новидность - шайтаны) - олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.

На рассказах о джиннах построены почти все восточные сказки, где они, в общем-то, и не очень страшные персонажи, то хранящие несметные сокровища, то совращающие с пути истинно праведных людей. Всем с детства прекрасно известны такие сюжеты: от «Сказок 1001-й ночи» до смешной истории со стариком Хоттабычем.

Мухаммед всегда решительно отвергал христианскую идею о том, что человек создан «по образу и подобию Бо-жьему». Эта мысль, с его точки зрения, была бы в высшей степени оскорбительна для Бога.

Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрас-ного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в исла-ме - это место, где можно получить все блага земной, жизни в неограниченном количестве [15, С. 231].

В наше время в странах Ближнего Востока религиозные фанатики ислама нередко совершают террористические акты, причем обычно идут при этом на верную смерть. После одного недавнего взрыва в Израиле оставшийся в живых террорист признался, что пошел на дикое и чудовищ-ное преступление потому, что руководители организации обещали ему, не-счастному, бедному и одинокому в жизни, после смерти за веру все воз-можные радости и блага, включая неограниченное число прекрасных жен. Христианские моралисты всегда подсмеивались над таким, с их точки зрения, простым и грубым представлением о рае. А мусульмане, со сво-ей стороны, гордились, что на том свете их ожидает не столько «бесплот-ная» духовная жизнь, сколько полнокровное существование.

Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от своих заслуг и деяний и, разуме-ется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он бу-дет происходить на Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники спокойно преодо-леют этот путь. Аллах вложит в руку каждого человека кни-гу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую.

Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им![15, С. 233].

Человек не может ничего свободно выбирать, менять и никогда не действует самостоятельно, а только по повелению Аллаха. Раз все заранее предусмотрено, то добрые дела нельзя рассматривать как заслугу человека, а злые, как его грех. Это Богу было угодно сделать одних праведниками, а других мерзавцами и грешниками. Какие деяния могут быть расценены как нехорошие? На все, в том числе и на это, - воля Аллаха. Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухам-меда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не-искренность тоже является непростительным грехом [15, С. 236].

Как видно из этого короткого изложения, вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания. Их пять.

1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Алла-ха, и Мухаммед пророк его» - произносит каждый новооб-ращенный в ислам после ритуального омовения).

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную мо-литву (намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго рег-ламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц - рамадан. Первоначально он прихо-дился на лето, но после реформы календаря стал приходить-ся на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего свето-вого дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя ве-сти военные действия.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милос-тыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохо-да, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совер-шить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, це-лование «черного камня», пробег между священными холма-ми, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это по-лучает зеленую чалму (зеленый - цвет ислама) и титул хаджи [19, С. 74].

Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди. Исследователи объясня-ют выбор этого дня исторически. В Медине было много иуде-ев, которые почитали субботу, пятница же для них была ка-нуном праздника и торговым днем. Пророк Мухаммед собирал своих сторонников и единоверцев именно в базарный день, когда скопление людей было максимальным. Молитва начиналась в разгар жаркого полдня, после окончания торга. Это не отвлекало людей от их коммерческих дел. В традиции ислама есть и другие объяснения значения пятницы, в частно-сти как небесного праздника - «Дня щедрости Аллаха».

Для общественной молитвы последователи ислама собира-ются в мечети (от ар. Масджид - место, где совершают по-клоны). В отличие от православного храма мечеть не освеща-ется и не считается особым сакральные (от лат. sacer -- священный) сооружением. Она скорее является молельным до-мом и может дополнительно выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов (от ар. минара - маяк) - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб - углубление, направленное в сторо-ну Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповед-ника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специаль-ном водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается лицо, рот и горло). Иногда совер-шается и полное омовение (после долгого пути, особых случа-ев осквернения). Так как ислам распространен в южных жар-ких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую сни-мают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молят-ся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на вер-хних галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной. Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине).

Священнослужители в исламе не несут на себе особой боже-ственной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуа-лов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Имамам соответствуют муллы (от ар. маула - господин, повелитель), которые могут действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподава-телями). Мулла обычно выбирается верующими из своей сре-ды. Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадра-се - изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муф-тий (с ар. высказывающий мнение) [25, С. 93].

Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, хотя, джихад трактуется в исламском богосло-вии неоднозначно (существует иносказательное, нравственное его понимание).

Совокупность правил поведения мусульманина в обще-ственной и личной жизни называется шариат (букв. правиль-ный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата.

Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца ра-мадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все му-сульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Счи-тается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам - радостный праз-дник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающий-ся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167].

Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам - праздник жертвоп-риношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу.

Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путеше-ствия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами мес-том вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы.

2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты.

Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотива-ми и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровожда-лась бурной богословской полемикой.

Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возгла-вил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка -- Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отпра-вил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворва-лись в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Ко-рана со следами крови, хранящиеся в других городах)[15, С. 258].

После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколов-шая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родствен-ники халифа Усмана), в их лагере находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.