реферат бесплатно, курсовые работы
 

Истоки христианства

Истоки христианства

71

Содержание.

Возникновение христианства.

Библия.

Иисус Христос

Жизнеописание

Второе пришествие

Священнослужители.

Глава Русской Православной Церкви в

Иерархия Православной церкви

Епископы

Священники

Диаконы

Иерархия духовенства:

Священные одежды.

Организация РПЦ.

Основные направления христианства.

Католицизм

Православие

Протестантизм

Основные идеи и ценности христианства.

Таинства, ритуалы, церемонии.

Таинство Крещения.

Богослужебное пение и Церковное Предание.

Храмы и сооружения.

Иерусалимский храм.

Храм Василия Блаженного

Архитектура.

Заповеди и нормы права.

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей.

Заповеди.

Евангельские заповеди о блаженствах

Христианские праздники:

Светлое Христово Воскресение.

Рождество Христово 7 января.

День Святой Троицы. Пятидесятница 19 июня.

Святки.

Сырная (Масленица)

Понятие о богослужении (жертвоприношение).

Молитвы.

О молитве.

Молитвы начальные.

Паломничество.

Возникновение христианства.

Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедываться среди других народов.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «ЧсйуфйбнпЯ» -- христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) -- среди германских и славянских народов, позднее (к XIII--XIV вв.) -- также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Библия.

Священная книга христианства - Библия. Она состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет (Танах)

Первая, по времени создания, часть Библии в иудаизме называется Танах, в христианстве она получила название Ветхий завет, в отличие от «Нового». Используется также название -- «еврейская Библия». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями. Эта часть Библии является общим Священным Писанием как для иудаизма, так и для христианства.

Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела.

· Первый называется «Учение» (Тора) и содержит Пятикнижие Моисея:

o Бытие

o Исход

o Книгу Левит

o Книгу Чисел

o Второзаконие

· Второй отдел, под названием «Пророки», объединяет книги:

o Иисуса Навина

o Книгу Судей

o 1-ю и 2-ю Книги Царств, или Книгу Самуила (считаются одной книгой)

o 3-ю и 4-ю Книги Царств, или Книга Царей (считаются одной книгой)

o Исаии, Иеремии, Иезекииля, Книгу Двенадцати малых пророков (считаются одной книгой)

· К третьему отделу под названием: «Писания» принадлежат:

o Книга Иова

o Книга Руфь

o Псалмы

o Книга Притчей Соломоновых

o Песнь Песней

o Книга Екклесиаста

o Книга Даниила

o Плач Иеремии

o Книга Ездры и Неемии (считаются одной книгой)

o 1-я и 2-я Паралипоменон (считаются одной книгой)

o Книга Есфири

Соединяя Книгу Руфь с Книгой Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с Книгой Иеремии, получим вместо 24 книг 22. Двадцать две священных книги считали в своём каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таков состав и порядок книг в еврейской Библии.

Все эти книги считаются каноническими и в церкви христианской.

Новый Завет

Вторая часть христианской Библии -- Новый завет, -- собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время, как иудаизм боговдохновенной её не считает.

Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде. Книги Нового Завета, как и книги Ветхого Завета, по содержанию распадаются на три отдела: книги исторические -- сюда принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских; книги учительные -- сюда принадлежат послания апостольские; к отделу книг пророческих принадлежит только одна книга -- Апокалипсис.

В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:

· Евангелия 

o от Матфея

o от Марка

o от Луки

o от Иоанна

· Деяния Апостольские Луки

· Послания Иакова

· Послания Петра

o 1-е

o 2-е

· Послания Иоанна

o 1-е

o 2-е

o 3-е

· Послание Иуды

· Послания Апостола Павла

o к Римлянам

o 1-е к Коринфянам

o 2-е к Коринфянам

o к Галатам

o к Ефесянам

o к Филиппийцам

o к Колоссянам

o 1-е к Фессалоникийцам

o 2-е к Фессалоникийцам

o 1-е к Тимофею

o 2-е к Тимофею

o к Титу

o к Филимону

o к Евреям

· Откровение Иоанна Богослова

В таком порядке размещены книги Нового Завета в древнейших манускриптах -- Александрийском и Ватиканском, Правилах апостольских, Правилах соборов Лаодикийского и Карфагенского и у многих древних Отцов церкви. Но такой порядок размещения книг Нового Завета нельзя назвать всеобщим и необходимым, в некоторых Библейских сборниках встречается другое размещение книг, и теперь в Вульгате и в изданиях греческого Нового Завета Соборные послания помещаются после Посланий апостола Павла перед Апокалипсисом. При том или ином размещении книг руководствовались многими соображениями, но время написания книг не имело большого значения, что нагляднее всего можно видеть из размещения Посланий Павловых. При указанном нами порядке руководствовались соображениями относительно важности мест или церквей, куда были направлены послания: сначала поставлены послания, написанные к целым церквам, а потом уже послания, написанные к отдельным лицам. Исключение -- Послание к Евреям, которое стоит на последнем месте не из-за своей низкой значимости, а из-за того, что в подлинности его долгое время сомневались. Руководясь хронологическими соображениями можно разместить Послания апостола Павла в таком порядке:

· 1-е к Фессалоникийцам

· 2-е к Фессалоникийцам

· к Галатам

· 1-е к Коринфянам

· к Римлянам

· к Филимону

· к Филиппийцам

· к Титу

· 1-е к Тимофею

· 2-е к Тимофею

Второканонические книги Ветхого Завета

Септуагинта (греческий перевод Библии) содержит на 11 книг больше, чем еврейская Библия. Среди них книги Товит, Иудифь, 1-я и 2-я Маккавейские книги, Премудрости Соломона, Сирах, Варух, Послание Иеремии.

Кроме этого, некоторые отрывки в канонических книгах Септуагинты считаются неканоническими текстами, такие как:

1. в книге Есфири место, не обозначенное счетом стихов греческой и славянской Библии;

2. Молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон;

3. Песнь трех отроков в книге Даниила (13 гл.);

4. Повесть о Сусанне (там же);

5. История о Вине и Драконе (там же, 14 гл.);

Этих книг и отрывков в еврейской Библии нет, появились они на греческом языке и в Библию внесены в разное время (возможно также, что на момент перевода Библии на греческий язык еврейские варианты этих книг и отрывков не были известны). Они считаются неканоническими в иудаизме и в протестантизме, тогда как Римско-Католическая и Православная церкви считают их второканоническими. Различные другие древние ортодоксальные церкви включают в свой канон помимо этих книг ещё и 3-ю Маккавейскую книгу, 151 Псалом, Псалмы Соломона, 2-ю и 3-ю Ездры.

Церковь не ставит их наравне с перечисленными выше каноническими, но признает их назидательными и полезными. Приведенный выше порядок размещения книг в еврейской Библии изменяется несколько в Септуагинте и Вульгате.

Апокрифы

Еврейские законоучители, начиная с IV в. до н. э., и Отцы Церкви во II--IV вв. н. э., отбирали книги в «Слово Божие» из немалого числа рукописей, сочинений, памятников. Не вошедшее в отобранный канон осталось вне Библии и составляет апокрифическую литературу (от греческого ?рьксхцпт -- скрытый), сопутствующую Ветхому и Новому Заветам.

В своё время деятели древнееврейского «Великого Собрания» (административно-богословского учёного синклита IV--III вв. до н. э.) и последующих еврейских религиозных авторитетов, а в христианстве -- Отцы Церкви, оформившие его на начальном пути, немало потрудились, проклиная, запрещая как еретические и расходящиеся с общепринятым текстом, и просто истребляя книги, которые не соответствовали их критериям. Апокрифов сохранилось относительно немного -- чуть более 100 ветхозаветных и около 100 новозаветных. Особенно обогатили науку последние раскопки и открытия в районе пещер Мёртвого моря в Израиле. Апокрифы, в частности, помогают нам понять, какими путями шло формирование христианства, из каких элементов складывалась его догматика.

Иисус Христос

Иисумс Христомс (греч. ?зуп?т Чсйуфьт; Иисумс из Назаремта, Иисус Спаситель, Спас, ивр. эйЕщСеМтЗэ (Иешума -- «Иегова спасёт»), не позже 4 г. до н. э. -- 26-36 н. э.) -- согласно никейскому христианскому символу веры, второе лицо (ипостась) Троицы, Бог-Сын (Божественный Логос), воплотившееся среди людей.

По учению большинства христианских церквей, Иисус Христос совместил в себе природу божественную и человеческую, являясь не промежуточным существом ниже Бога, но выше человека, но будучи и Богом, и человеком по сущности в полной мере. Посланный Богом к людям, Иисус Христос должен был донести Слово Божие до погрязшего в грехе человечества. Распятый на Кресте, он затем воскрес и вознёсся в царство небесное. Монофизиты признают только божественную природу в Христе и не признают человеческую. Учение и земная жизнь Иисуса Христа раскрыты в четырёх священных в христианстве книгах, Евангелиях, написанных учениками Христа.

О деятельности Христа в римской провинции Иудея и его казни там свидетельствуют также нехристианские авторы I--II века.

Жизнеописание

Родословие

В Евангелиях от Матфея и от Луки указаны разные родословные Иисуса Христа. Из обеих родословных Иисуса Христа родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф.1:1-16. Со времён Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лук.3:23-38), через Марию. Также нужно отметить, что в ряде случаев иудейская традиция признавала большую значимость факта формального усыновления, чем факта физического отцовства и материнства. Этим значительная часть исследователей объясняет воспроизведение родословной Иисуса Христа в Евангелиях по линии Иосифа Обручника.

Рождение

Согласно христианству, появление Иисуса -- исполнение давнего пророчества о Мессии -- Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого Духа девственницей Девой Марией, в городе Вифлеем, где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет. После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.

Противники христианства предложили целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, ими оспаривается предсказание пророка Исайи, согласно которому Мессия (Христос) должен быть рождён девственницей (иудейские толкователи утверждают, что пророчество Исайи вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества).

В светских и нехристианских источниках часто встречаются предположения о рождении Иисуса от внебрачной связи. Христиане отвергают эти версии, как противоречащие повествованию Нового Завета о ежегодном поклонении семьи Иисуса в Иерусалимском Храме, в том числе описанию двенадцатилетнего Иисуса «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». Если бы в то время существовали версии о незаконном происхождении, ни сам Иисус, ни его родители не имели бы возможности ходить в Иерусалимский Храм для поклонения, так как это строго запрещал закон Моисея.

С другой стороны, критики Нового Завета сомневаются в аутентичности любых сообщений о рождении Иисуса, ибо Евангелия были написаны как минимум через 60-70 лет после Рождества Христова, причем не по письменным документам, а по преданиям, передававшимся из уст в уста.

Христиане отвергают все неканонические гипотезы, считая историческим фактом непорочное зачатие Христа (от Святого Духа ). По определению IV Вселенского Собора, во Христе Божество соединилось с полноценной человеческой природой «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно», то есть, во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна Личность (Бог-Сын).

Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 г до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним -- 4 г до н. э. (год смерти Ирода Великого).

Церковь считает сверхъестественным не только зачатие Христа, но и само Его рождение, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. В задостойнике воспевается: «Бог из боку твоею пройде» - как и сквозь двери затворённые. Это удачно изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову.

Практически сразу после своего рождения, Иисус был увезён в Египет Его матерью Марией и отчимом Иосифом (Бегство в Египет). Там они провели очень мало времени (Евангелия свидетельствуют нам о том, что Иисус вернулся на свою родину ещё в младенческом возрасте.)

Сретение

Младенец Иисус был приведён родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда, предписанного в законе Моисеевом, «что бы каждый младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу». На встречу вышел один старец по имени Симеон, встретил Марию и Иосифа с младенцем Иисусом на руках, и обратился к ним с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -- и Тебе Самой оружие пройдет душу, -- да откроются помышления многих сердец».

После того как Симеон Богоприимец произнёс благословения, находившаяся при храме старица Анна, «дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет», также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» .

Крещение

В 30-летнем возрасте Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришёл Иисус, то удивлённый Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.По истечении сорока дней Иисус «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» . Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.

Проповедь

Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Иисус начал учить, что Он -- Сын Божий, и что Ему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его тело -- есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того Он подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех, прежде всего, максимально, -- всем существом своим, -- любить Бога (в постоянном покаянии); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя (в делах милосердия); и, наконец, любить себя как творение Божие и Его образ (посредством частого причащения). Дольше всего Христос со своей проповедью путешествовал по Галилее, но также проходил и по Самарии, Десятиградью, на другом берегу Иордана, в пределах Тира и Сидона. В евангелии от Иоанна указывается, что Иисус 4 раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года. Очевидно в Иудее Его проповедь была не столь успешной как например в других частях Палестины, на это указывает также и то, что лишь один из двенадцати Его Апостолов был Иудеем (Иуда Искариот). Также известно что Иудеи многократно пытались убить Его (побить камнями, сбросить со скалы, зарезать), но Спаситель чудесным образом оставался невредим, пока «не пришёл Его час» распятия на кресте, ради которого Он и воплотился. Он собрал вокруг себя группу из 12 ближайших учеников -- апостолов для распространения христианской церкви по всему миру. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней, а также воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и мн. др.

Страсти Христовы

События последних дней земной жизни Иисуса Христа, принёсшие ему физические и духовные страдания относят к Страстям (страданиям) Христовым. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной Вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие -- кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.

Суд

Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. По мнению некоторых исследователей, основная правовая норма иудейского законодательства, имеющая отношение к суду над Иисусом Христом, являлась норма: «но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.». Синедрион признал Иисуса лжепророком, однако христиане же считают пророчества Иисуса исполнившимися.

После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона, Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату (25--36 гг.). На суде прокуратор спросил: «Ты Царь иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. Ответом на этот вопрос стали слова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине.» Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его. Его вердикт первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке

Решение Понтия Пилата вызвало волнение в иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с вопросом о судьбе Иисуса. Толпа вынесла приговор: «Да будет распят.» Иисус Христос был подвергнут бичеванию и казнён через распятие на кресте (по исламским верованиям Иисус был вознесён на небо заживо) за попытку выдать себя за Бога.

Распятие

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят на Голгофе, куда он согласно евангельского рассказа сам нёс свой крест. Вместе с ним были распяты два разбойника:

«Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.»

После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву.

Воскресение

Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин.20:1-15): Мария Магдалина одна (по другим версиям жён-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было Фомы Близнеца). Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

Воскресная стихира Октоиха указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и момент его рождения) не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.

Вознесение

Деяния Апостолов 1:2-11. Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом.

«Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их». Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали два «мужа в белой одежде», которые объявили о втором пришествии «таким же образом».

Второе пришествие

Иисус неоднократно говорил о Своём втором пришествии на землю, о нём ясно учат и апостолы и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена. Догмат о втором пришествии Иисуса Христа зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене: греч. Рйуфеэщ е?т ?нб Кэсйпн ?зуп?н Чсйуфьн <...> рЬлйн ?счьменпн меф? дьозт кс?нбй ж?нфбт кб? некспэт, п? ф?т вбуйлеЯбт п?к ?уфбй фЭлпт.

Священнослужители.

Глава Русской Православной Церкви в настоящее время - Патриарх Алексий II, избранный на Поместном соборе 10 июня 1990 года. Он является 15-м по счету Патриархом Московским и всея Руси

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.