реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ислам

Ислам

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Религиоведение

Реферат

по теме : «Ислам»

Подготовил:

Студент 455 группы

Пятеркин Н.Н.

Проверил:

Преподаватель

кафедры Г и СЭД

Стойкин Н.Ю.

Белгород

2008

Ислам

Общие особенности ислама

Ислам относится к крупнейшим культуросозидательным и государственно-образующим мировым религиям. Многие века существуют великие мусульманские цивилизации. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность». Эту религию исповедают более 19% людей нашей планеты.

Основой структуры исламских сообществ являются общины верующих - уммы, а внутри общин - люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.

Приводим некоторые принципы, свойственные исламу:

* уважение жизни, чести и собственности единоверных;

* оправдание священной войны (джихада) с целью распро-странения веры, для наказания злых правителей и отступивших мусульман;

* привилегированное положение мужчины по сравнению с женщиной; женщина считается низшим существом, и по-этому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», - говорит Коран (4:38 (34)). Брак (постоянный, временный и с невольницами) носит чисто юридический характер, и его расторжение находит-ся в руках мужчины;

* признание института рабства (невольничества), которое в новейшее время было отменено под давлением международных ор-ганизаций (например, в Саудовской Аравии в 1962 году).

Гарантом исполнения принципов Корана является религиоз-ный и нравственный закон - шариат, который официально дей-ствует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Сау-довской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

Ислам развил систему ценностей, которую призван принять ка-ждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представ-ляют собой несомненные истины. Для ислама большее значение имеет внешнее поведение человека, чем его чувства и душевные переживания. Можно сказать, что ислам является, по преимуще-ству, религией общественной, а не внутренней жизни человека. В то же время в исламе имеются и духовно-мис-тические направления.

Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Цент-ральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближ-нем Востоке.

Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни пре-вышает количество мусульман арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наиболь-шей долей мусульманского населения находят-ся за пределами Ближнего Востока: это Ин-донезия - 166 миллионов (88% населения), Па-кистан - 111 миллионов (97%), Бангладеш - 97 миллионов (85%), Индия - 93 миллиона (11%).

По численности ислам является второй после христианства ми-ровой религией. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман. В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией. Из всех зарубежных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах Америки, около пятой части приезжает из сорока исламских стран. В большин-стве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (до 2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для христианских мис-сионеров, либо объявили проповедь христиан-ства вне закона, либо сделали и то, и другое.

В Российской Федерации к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. Напомним о национальной структуре населения (в порядке убывания численности), по данным государственной статистики: русские (81.5%); татары (3.76%); украинцы (2.97%); чуваши (1.2%); башкиры (0.91%); белорусы (0.82%); мордва (0.73%); чеченцы (0.61%); немцы (0.57%); удмурты; армяне; аварцы; марийцы; казахи; осетины; буряты; якуты; кабардинцы; евреи (0.37%); коми; лезгины; кумыки; ингуши; тувинцы… и т.д. Таким образом, общая численность народов традиционного мусульманского вероисповедания и культуры не превосходит 5.5%. По сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме православные и мусульмане составляют 97-98% населения России.

Традиционно в России распространен ислам суннитского толка, ханафитского масхаба (по имени имама Абу Ханифы). Это направление отличается относительной терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. В дореволюционной Российской Империи и в СССР не было крупных религиозных конфликтов между православными и мусульманами.

Распространение западного образа жизни по всему миру на-толк-нулось на силу религиозной и культурной традиции мусульман-ского общества (основанной на Коране и Шариате). Современные взгляды Запада на религию, семью и общество не согласуются с установлениями ислама. В связи с этим активные последователи мусульманской традиции для ее защиты встали на позиции фундаментализма - строгого и безусловного про-ведения принципов ислама в частной и государственной жизни.

Между мусульманскими странами, в силу разнообразия исламских течений, нет единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (на-пример, в Иране) законы и государственное устройство строго опреде-ляются исламской традицией. Другие же (например, Турция, Еги-пет, Сирия), где проблема сочетания религии с социальными и тех-ническими преобразованиями не столь велика, постепенно при-нимают западные обычаи.

Религиозные центры ислама активно стараются убедить мир в том, что при-нятие Корана и исламской веры может помочь в решении основ-ных проблем современного человечества. В западных странах су-ществует интерес к исламскому мистицизму, издается множество суфийских текстов на европейских языках.

Возникновение ислама

В 570 году н.э. в арабском племени курайш родился Магомет (ближе к арабскому произношению - Мухаммад). Курайшиты занимали в обществе особое положение, потому что им принадлежал город Мекка. Мекка имела экономически выгод-ное положение, т.к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиоз-ным центром. Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и Аф-рики. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламскими ре-лигиями в Аравийском регионе.

До появления ислама, определившего религиозную и социально-по-ли-ти-ческую жизнь арабов, населявшие Аравию бедуины жили большими семьями и вели кочевое (зачастую разбойничье) существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и ре-лигиозными центрами. Бедуины верили во многих богов (ал-Лат, ал-Узза, Манат и др.), которые соотноси-лись с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины вери-ли, что над всеми этими божествами есть некий творец - Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них - святилище с «чер-ным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, - Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во вре-мена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого араб-ского племени было собственное божество, и представители пле-мен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им.

Магомет рано стал сиротой. Его воспитал дядя - Абу Талиб. В зрелом возрасте Магомет стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, ставшей впослед-ствии его первой женой. Семейное окружение Хадиджи ока-зало большое влияние на Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Магомет был весьма впечатлителен и страдал нервной болезнью, похожей на эпилепсию. Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Магомет уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте со-рока лет, Магомет получил, по его личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ан-гел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернул-ся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусуль-ман, Коране, что в переводе означает «Чтение».

По мере того как проповедническая деятельность Магомета ширилась, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломниче-ство племен в Каабу приносило курайшитам немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от пропо-веди, и количество его сторонников быстро росло.

Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге пример-но ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семь-ями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йас-риб (622 г.) началом своего календаря. Это событие из-вестно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мек-ку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объ-единить под знаменем ислама все племена Аравийского полу-острова. Вначале проповедь Магомета была обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и Страшному Суду. В ответ жители Мекки из-гнали Магомета, и он переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой. Хиджра стала считаться началом исламского летоисчисления.

Содержание проповеди Магомета в Медине было преимущественно рели-гиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение для последующей истории арабов. Магомет сделал следующее:

* провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Все-ленной и справедливого Судьи мира;

* объявил войну идолопоклонству своих соотечественни-ков;

* организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху (однако ему не уда-лось заинтересовать еврейские и христианские общины и проникнуть в них);

* создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединен-ных, арабских племен.

У Магомета было 11 жен и несколько дочерей (его сыновья умирали в младенчестве). Магомет скончался 8 июня 632 года, неожиданно для себя и своих сторонников, не успев оставить однозначных стратегических распоряжений.

Священные писания ислама

Ислам называют религией священной книги. Имеется в виду священная книга мусульман - Коран. Коран считается небес-ной книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в ме-сяце Рамадан. Мусульмане верят, что Коран является точной ко-пией оригинала, который находится на небесах, написан Аллахом на жемчужном полотне алмазным пером.

По общепринятым научным данным Коран приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Магомета - Османа (644 - 656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими хали-фами. Этот материал состоял из проповедей Пророка, широко рас-пространенных как в письменной, так и в устной форме. Проповеди, как правило, носили характер дискуссий, но записывались только высказывания Пророка. Коран состоит из упорядоченных не по смыслу, а по длине 114 глав (сур), у каждой из которых есть свое название. Вся многообразная религиозная литература мусульман, составляющая письменную традицию ислама, основана на Коране.

Основными особенностями учения Корана являются:

§ единственность и неприступность Бога;

§ вера в ангелов;

§ вера в непосредственное влияние Бога на человеческую ис-торию через пророков Ветхого Завета, Иисуса (Ису) и, на-конец, величайшего из всех пророка Магомета;

§ принятие Ветхого и Нового Заветов как пророческих книг, но вера в исключительность и превосходство над ними Ко-рана;

§ вера в воскресение мертвых и будущий суд;

§ вера в то, что Бог полностью определяет жизнь людей (аб-солютное предопределение, «кишмет»).

Мусульмане считают, что «Коран - это речь Аллаха, Его последняя книга, завершающая цепь Божьих посланий, после него не будет других книг. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Коран - единственная книга Всевышнего Аллаха, дошедшая до нас в том виде, в котором была ниспослана, т.е. Коран сегодня единственная книга, не написанная человеком и не искаженная им исходя из своих ограниченных интеллектуальных способностей…» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.).

Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна - это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис - это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются.

Особое значение для мусульман имеет Шариат. По мнению мусульман, Шариат - это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям.

Ветви ислама

Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений - сунниты и шииты. Суннит-ский ислам придерживается основных положений Корана. Сун-ниты утверждают, что у религиозно-политических вождей му-сульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.

Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али - зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей - имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест-венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, факти-чески являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).

В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу первопреемника Магомета.

Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают автори-тет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название тече-ния). Сунна включает в себя хадисы - рассказы о жизни и выска-зываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются прин-ципами, в свое время совместно разработанными старейшина-ми или богословами (улемами), которые основывали свои реше-ния на Коране, сунне и более поздних источниках.

Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты ве-рили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общи-ны. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным автори-тетом стали улемы, которые считали себя представителями ис-чезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.

Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения свет-ской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать рели-гиозным лидерам.

В шиитском ис-ламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Сред-ней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неопла-тонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, под-чинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя спе-циальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устра-нить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.

Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе - нищими), а их учение - суфизмом. Суфизм - это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель су-фиев - отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX - XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах кол-лективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи извест-ного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались кру-тящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом.

Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). На-конец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых рели-гий: сикхизма и бахаизма.

Вероучение и предписания ислама

Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют муслимом (отсюда «мусульманин»). Ре-лигию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предпи-сания (дин).

Основные догматы ислама состоят в следующем.

Бог (Аллах). Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет напарников и сотоварищей. Кто заявляет, что у Бога есть напарники или сотоварищи, тот совершает грех «ширк», который, по словам Корана, не имеет прощения (см. суру 4:51).

Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана - Аллахом - и человечеством занимает иерархия ангелов. Архан-гел Джебраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записыва-ет его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульма-не верят, что джинны были созданы из огня, они обычно злы и могут овладевать людьми.

Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог по-слал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит исламское предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них осталось неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Даун), Соломон (Сулейман), Иона, Иоанн Креститель и Иисус (Исса). Каждому пророку был назначен свой собственный век, и толь-ко Магомет был пророком на все времена. Он считается «Печа-тью пророков». Согласно некоторым исламским учениям, вся Веленная создана ради Магомета.

Священные Книги. Четырем величайшим пророкам были даны Книги, содержащие божественное откровение. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта Книга Таура (Тора), Давид, которому был дарован Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Магомет, получивший Коран. Из этих четырех Книг, по мнению мусульман, только Коран сохра-нился в неискаженном виде.

Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого челове-ка будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят пло-хие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут отправлены в ад. Но то, каких дел в нашей жизни больше, - вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу.

Мусульманское благочестие основывается на так называемых пяти столпах ислама. Ими являются:

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.