реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ислам

Ислам

26

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ МОДЫ»

Факультет «Связи с общественностью»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Религиоведение».

ТЕМА: «ИСЛАМ».

Выполнена студенткой __ курса

Форма обучения заочная

Специальность «Связи с общественностью»

Волковой Т.П.

___________ «____» ___________ 2007г

(подпись)

Работа защищена

«_____» _____________2007 г.

____________________

(оценка)

Москва - 2007 г

ПЛАН

Введение.

1. Возникновение Ислама.

2. Понимание выражения: «Коран - Книга книг ислама».

3. Основные направления в Исламе.

4. Мусульманское вероучение.

5. Мусульманское право - шариат.

6. Ислам и искусство.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. В наше время сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

Ислам - одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них. Преобладает на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азии, Индонезии и Малайзии, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам - государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Башкорстане, Азербайджане и Казахстане.

Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского " муслим ") - предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад (Мухаммед или Магомет). После его смерти был составлен Коран (сборник проповедей), а позднее - сборник преданий - Сунна - о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось также множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиды, кайсаниты и другие. Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

1. Возникновение Ислама

Ислам зародился в Западной Аравии в VII веке нашей эры и распространился в странах Ближнего Востока, Северной Африке, Средней Азии и др. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен (около 650 года при третьем преемнике Мухаммеда -- Османе) свод, получивший название “Коран” (“чтение”). Коран -- священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Позднее был создан сборник преданий -- Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами -- Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Маулид - день рождения Пророка Мухаммада - отмечается 12 числа месяца раби ал- аввал по лунному календарю. Согласно древней мекканской хронологии, это произошло в «год слона», то есть в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерть, то есть рождение для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества. В русском написании встречаются варианты имени Пророка: Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад».

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.

Согласно преданию, когда мать Мухаммада была беременна, ей явился ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммад (достохвальный)». Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммада по движению звёзд, а христианское - от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке- Хубал и ал- Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана). Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама - реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки- города в западной части Аравийского полуострова.

2. Понимание выражения: «Коран - Книга книг ислама»

Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу.

Коран (от араб. «ал- куран»- «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.

Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммеда, было принято при халифе Османе между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммеде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста.

Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т.е. возможности использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце 9 в. в текст Корана были введены огласовки, т.е. специальные знаки, указывающие на «правильное чтение», а для удобства запоминания и декламиции текст был поделён на 30 частей (джус) и 60 отрезков (хизб).

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру - «Фатиха», что означает «Открываюшая»- обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).

Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу 7- 8 вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой.

В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами - мухкамат - существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Такие стихи называются муташабихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

а) Сунна. Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально- «образец», «пример»; полное название- «Сунна посланника Аллаха»).

В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

Сунну почитают все течения ислама, кроме мусульман - шиитов. Именно с помощью Сунны халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практические вопросы. Через несколько веков после смерти Пророка Сунна рассматривалась и почиталась наряду с Кораном, а мусульманские богословы много сил и времени уделяли вопросу о том, как соотносятся между собой Сунна и Коран и можно ли для решения тех или иных проблем привлекать какие - либо другие источники кроме Корана и Сунны.

б) Хадисы. Поскольку Коран давал ответы далеко не на все вопросы и, к тому же, в нём встречались противоречия, требующие разъяснений и дополнений, то получить их можно было, например, из воспоминаний ближайших сподвижников Пророка об аналогичных случаях. Но живых свидетелей с годами становилось всё меньше, и приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал то или иное предание из уст людей, близких к Пророку. Хадисы собирали и записывали. Именно своды хадисов составили со временем Священное предание ислама - Сунну. В исламском мире существует даже весьма уважаемая профессия мухаддиса - собирателя и комментатора хадисов. Естественно, что хадис имел силу лишь в случае признания его достоверности. Гарантию достоверности муххадисы усматривали в точном указании имён всех, кто предавал этот хадис друг другу. Мухаддисы составляли сборники хадисов, удобные для цитирования и запоминания.

Хадисы состоят из двух частей: это иснад («опора»), т.е. перечисление имён пересказчиков, и матн («текст»)- собственно содержание хадиса. Мухаддисы установили следующий критерий достоверности хадиса: его иснад должен представлять непрерывную цепь рассказчиков, обязательно людей известных и праведных. Чем более достойным уважения был рассказчик, особенно самый ранний в цепи иснада, тем достовернее считался сам хадис. Если иснад был солидным, закрывали глаза даже на явные анахронизмы и содержание хадиса, что способствовало обогащению Сунны немалым количеством недостоверных текстов.

Первые сборники строились на основе классификации хадисов по именам самых ранних пересказчиков, сподвижников Мухаммеда, перечисляемых в алфавитном порядке, с указанием хадисов, исходящих от каждого из них. Этот тип сборников называется мусеад («обоснованный»).

Шииты, не признавая Сунны, тем не менее, признают хадисы, восходящие к четвёртому праведному халифу Али.

3. Основные направления в Исламе

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма (“шия” по-арабски -- партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей -- арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов -- с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф -- Али был кровным родственником пророка -- его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма -- вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда -- имамами -- могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные” общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов -- потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель -- махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственную династию Ага-ханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов -- демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против не мусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово “assassin” -- убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, “несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова “суфи” -- грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог -- во всем мире, весь мир -- проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов -- дервишей -- во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников -- мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры -- экстатические пляски и другие, чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: “Ху!”.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово “тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды -- послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду -- духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.