реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ космологического аргумента существования Бога

Анализ космологического аргумента существования Бога

Тема

Анализ космологического аргумента существования Бога

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1.Характеристика космологического аргумента

1.1 История развития космологического доказательства

1.2 Формы доказательства

ГЛАВА 2.Обзор космологических доказательст

2.1 Аристотель: Недвижимый двигатель (двигатели)

2.2 Ансельм: доказательства космологического типа

2.3 Фараби: «доказательство необходимого существования»

2.4 Авиценна: «доказательство первой причины»

2.5 Фома Аквинский: пять доказательств

2.6 Дуне Скот: доказательство, основанное на порождаемости

ГЛАВА 3.Обзор космологических доказательств нового времени

3.1 Лейбниц: «доказательство достаточного основания»

3.2 Тейлор: обновление космологического доказательства

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Попытки доказать существование Бога, которые хотя бы частично основаны на эмпирических наблюдениях и логике, принято называть доказательствами бытия Божия. Эти рациональные доводы, в целом, противопоставляются религиозному иррационализму, согласно которому, познание Бога является неподдающимся логическому анализу Таинством.

Существует очень много таких доводов, которые можно разделить на четыре крупные группы - метафизические, эмпирические, логические и субъективные. Приводимые доказательства не должны быть обязательно привязаны к божеству какой-либо конкретной религии, однако исторически были сформулированы, прежде всего, в христианстве, исламе и иудаизме, на основании метафизики древнегреческой философии.

Общепринятое доказательство существования Бога не сформулировано. Данный вопрос не рассматривается научным сообществом, которое в большинстве своём придерживается мнения о том, что религия и наука являются непересекающимися магистериями. Тем не менее, вопрос о существовании Бога продолжает оставаться предметом оживлённых философских споров и общественных дискуссий.

Чтобы доказать существование Бога, традиционно применяются космологическое доказательство, телеологическое доказательство, нравственное доказательство и онтологическое доказательство. Основываются эти доказательства, соответственно, на космологии, на мироустройстве, на нравственном законе и на идее абсолютно совершенного (или необходимого) Существа.

Космологический аргумент: «Всё должно иметь причину. Первопричина всего есть Бог», встречается, отчасти, уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии случайном и необходимом, условном и безусловном, и заявлял о необходимости признания в ряду относительных причин первого начала всякого действия в мире.

Авиценна математически сформулировал космологический аргумент существования Бога как единой и неделимой причины всего сущего. Впоследствии это доказательство было упрощено и формализовано.

Цель работы заключается в проведении системного анализа космологического аргумента существования Бога.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

-охарактеризовать историю развития космологического доказательства;

-исследовать формы доказательств;

-провести обзор космологических аргументов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе представлена общая характеристика и форма космологических доказательств.

Во второй главе проведен обзор и анализ основных космологических аргументов.

В третьей главе проанализированы космологические доказательства нового времени.

ГЛАВА 1.Характеристика космологического аргумента

1.1 История развития космологического доказательства

Аргументом, доказывающим существование Бога, является аргумент, который называют «причиной» или космологическим аргументом, заключающимся в том, что мир существует. Первым космологическим аргументом, доказывающим существование Бога, является тот факт, что мир должен был произойти каким-то образом. Кто-то или что-то в определенный момент времени должно было явиться причиной происхождения Вселенной. Например, книга: ни одно издательство, даже оснащенное самым современным оборудованием, не способно само по себе, без писателя напечатать ее. Обязательно должен существовать автор. Кто-то сотворил деревья, мир вокруг нас, кто-то управляет Вселенной. Если положить детали от часов в коробку и трясти ее в течение 150 биллионов лет, то часы сами по себе не собрались бы случайно в сложный механизм и не начали бы идти. Единственным разумным ответом интеллектуально честного человека на вопрос о существовании мира и причине его происхождения является утверждение бытия разумного существа вне космоса. Если основываться на теории Дарвина или на какой-нибудь другой теории эволюции, то вероятность происхождения человека равна вероятности получения словаря из обломков взорванной типографии. Мы полны милосердия к сторонникам теории эволюции, которые верят в то, во что они хотят верить. Сейчас это называется свобода словаМортимер Дж.Адлер, Как думать о Боге (Нью-Йорк: Макмиллиан, 1980). С. 32..

Космологическое доказательство имеет очень давнюю историю. В первоначальном виде оно восходит еще к Аристотелю. Точнее было бы говорить не об одном космологическом доказательстве, а о нескольких. Во всех этих доказательствах выбирается определенный аспект мира: наличие движения, причинности, степеней совершенства, порядка и гармонии и через эти элементы мира показывается реальное присутствие Бога в мире. Наиболее известны космологические доказательства, принадлежащие Фоме Аквинскому. Св.Фома не рассматривал их как научные доказательства, хотя они и имеют логическую структуру. Его рассуждения, по выражению Маритена, представляют собой скорее "дороги", ведущие к Богу. Общая схема всех аргументов похожа, мы рассматриваем различные аспекты той действительности, которая нас окружает, и обнаруживаем, что Бог является центром небезусловного существования всех образующих мир вещей. Каждый из аспектов чувственного бытия нуждается в первопричине, поэтому и ведущие к Богу пути различны. При этом Фома Аквинский не полагает, что на основе его доказательств можно дать определение Бога. Конечно, Перводвигатель есть Бог, Первопричина есть Бог, но нельзя сказать, что бог есть Перводвигатель или Первопричина. "Центральное звено таких доказательств - не то, чем именно является причина (потому что мы не можем даже поставить вопрос о том, чем является вещь, пока не узнаем, что она существует), а то значение, которое обычно имеет слово, эту причину обозначающее". Для св. Фомы следствия, которые проистекают из бога, достаточны для доказательства его существования, но недостаточны для того, чтобы постичь, чем Он является. Всякое доказательство бытия Бога, основанное на данных чувственного опыта, предполагает бытие мира, но Бог мог и не создавать мир, и все равно не перестал бы быть Богом. Просто "дороги" Фомы Аквинского, каждая своим особым образом, показывают, что должно существовать существо, сущностью которого является существование, которое является бытийным основанием всего космоса.

В «Расследовании о человеческом познании» Юм пишет: «...мы никоим образом не можем приписать причине какие-либо качества помимо тех, которые являются в точности достаточными для того, чтобы произвести следствие».

Этот принцип необходимо иметь в виду при рассмотрении космологического доказательства. Этот аргумент - попытка доказать существование трансцендентного творца, исходя из факта существования мира. Ища объяснение тому, почему существует мир (если таковое объяснение требуется), мы не имеем права приписывать Богу какие-либо иные качества помимо тех, которые необходимы для акта творения.

Конечно, к вопросу о существовании мира можно подойти под совершенно другим углом. Например, Ричард Суинберн в своей работе «Существует ли Бог» начинает с идеи Бога как личности, а затем ставит вопрос, была ли у такого Бога причина сделать мир таким, каков он есть. Например, рассматривая предоставленную человеку возможность выбора между действием и постижением мира, Суинберн делает вывод: «Поскольку Бог дал людям такие возможности, у него были основания создать мир, которым управляют именно те законы природы, которые мы имеем».

Далее философ продолжает: «У Бога были основания создать упорядоченный мир, потому что красота - это благо...»

Объяснения Суинберна не всегда связаны с интересами человечества; так, например, он утверждает, что Бог сотворил животных, дабы наслаждаться их красотой.

Если отталкиваться от такого представления о Боге как личности, которая разделяет наши взгляды на личную ответственность, нравственные проблемы, связанные со страданием, а также наше эстетическое чувство, тогда, конечно, можно интерпретировать мир соответственно этому представлению.

Гораздо более сложная задача - начать с грубых фактов мира, данного нам в опыте, и проанализировать, требует ли существование этого мира веры в Творца. Тогда мы с равной вероятностью можем прийти к выводу, что вселенная «просто существует» как факт, не требующий дальнейших объяснений, или что любые объяснения выходят за рамки человеческого понимания, потому что весь наш образ мыслей сам по себе является частью вселенной и не может вывести за ее пределы и открыть нам какую-либо иную перспективу.

1.2 Формы доказательства

Существуют две основные формы космологического доказательства: это горизонтальная форма (или калам) и вертикальная форма. Космологическое доказательство в горизонтальной форме обращается к прошлому, к Причине начала мироздания. Космологическое доказательство в вертикальной форме основывается на бытии Вселенной, которая существует сейчас. Первую форму доказательства, объясняющую, как Вселенная начала быть, разрабатывал Вонавентура (1221 - 1274). Вторая форма доказательства, объясняющая, как Вселенная продолжает существовать, восходит к Фоме Аквинскому (1224 - 1274). В первой форме речь идет о порождающей Причине, а во второй - о поддерживающей Причине. Другие разновидности космологического доказательства сочетают в себе оба эти аспекта.

Основная идея доказательства этого типа состоит в следующем: поскольку, вместо абсолютного небытия чего бы то ни было, существует Вселенная, то ее причиной должно быть что-то внешнее по отношению к ней. Это рассуждение опирается на закон причинности, который утверждает, что каждое финитное, лишь возможное в своем существовании существо имеет в каждый данный момент причину, отличную от него самогоМортимер Дж.Адлер, Как думать о Боге (Нью-Йорк: Макмиллиан, 1980). С. 35..

Увлекательное обсуждение космологического доказательства и каламического аргумента изложено в книге У. Л. Крэйга «Каламический космологический аргумент» (1979).

Каламический аргумент заключается в том, что вселенная должна иметь первопричину в прошлом. Доказательство выглядит так:

-Все, что начало существовать, имеет причину своего существования.

-Вселенная когда-то начала существовать.

-Следовательно, у вселенной должна быть причина.

Этот аргумент ставит перед нами очень существенный вопрос: если имеется некая последовательность событий, каждое из которых вызвано предшествующим событием, более ранним по времени, - может ли эта последовательность быть бесконечной?

Хотя понятие теоретической бесконечности в том виде, как оно используется в математике, может показаться простым, актуальная бесконечность ставит перед нами самые разнообразные проблемы. Бесконечность плюс один дает в сумме бесконечность; бесконечные величины не могут возрастать. Со времен Аристотеля философы доказывают, что существование реальной бесконечности невозможно. Даже если бы она существовала, как узнать, что нечто действительно является бесконечным? Ведь бесконечность - это не то же самое, что отсутствие различимой границы.

Итак, мы вправе изложить каламический аргумент следующим образом:

-Существование актуального бесконечного множества невозможно.

-Последовательность причин, обусловивших существование мира таким, каков он сейчас, не может быть бесконечной временной последовательностью.

-Разными словами, последовательность причин должна быть конечной.

-Следовательно, существование мира началось в какой-то момент прошлого.

-Отсюда вытекает, что в прошлом было время, когда было возможно одно из двух состояний - существования вселенной или ее несуществования.

Аль-Газали доказывал, что если оба состояния возможны в равной мере, то состояние, наступившее в итоге, должно было быть вызвано вмешательством личной силы.

Быть может, наше сознание просто не создано для того, чтобы мыслить беспричинную причину, лежащую вне мира. Философ Кант утверждал, что само представление о причине и следствии - это, наряду с представлениями о пространстве и времени, есть один из способов, которыми наше сознание интерпретирует мир - мы не можем не навязывать причинность нашему опыту. Если Кант прав, тогда беспричинная причина - это ментальная невозможность.

Совсем иное возражение на космологическое доказательство предложил Дэвид Юм (1711 -1776).

Основой любого знания он считал наблюдение. Люди называют явление причиной потому, что видят, что оно случилось непосредственно перед явлением, которое называют его следствием; соединение причины со следствием основано на том, что человек наблюдает их в качестве двух различных вещей.

Однако, когда речь идет о мире в целом, перед нами - следствие, единственное в своем роде; поэтому мы не можем наблюдать его причину. Мы не можем выйти «за пределы» мира, чтобы увидеть и мир, и его причину и таким образом установить между ними связь.

Поскольку это единственный мир, какой мы знаем, мы также не можем сказать, что причина наблюдалась в случае всех других миров и что поэтому она, вероятно, существует и в случае этого мира.

Если вы, подобно Юму, полагаете, что любое знание основано на чувственных впечатлениях, тогда нельзя считать, что космологические доказательства доказывают существование Бога за пределами мира, известного нам благодаря чувствам.

ГЛАВА 2.Обзор космологических доказательств

2.1 Аристотель: Недвижимый двигатель (двигатели)

Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона (428-348 до н.э.), развил философскую аргументацию своего учителя о бытии Бога. Доказательство Аристотеля предполагает существование политеистической Вселенной. Аристотель переходит от факта наличия изменений и соответствующих движений к существованию чистых актуальностей или недвижимых двигателей. Эти необходимые существа способны воздействовать на существа, лишь возможные. Они «двигают» потенциальное изменение так, что оно становится актуализированным изменением. В космологии Аристотеля постулируются десятки недвижимых двигателей, но, в конечном счете, есть лишь одни небеса и один Бог. Ибо лишь материальные сущности могут быть численно разграниченыРой Пикок, Краткая история вечности, Кроссуэй, 1990. С. 69..

Примечательно в этом доказательстве Аристотеля то, что в нем поднимается вопрос о бесконечной регрессивной цепочке причин. Для Аристотеля был проблемой вопрос, не может ли иметь место множественность первых причин; однако, в отличие от Демиурга и Платона, Первая причина у Аристотеля есть конечная (целевая) причина. Эту целевую причину не следует тем не менее путать с действующей, или производящей, причиной позднейших христианских мыслителей. Ни Мировая Душа, Demiurgos (Формирователь, «Горшечник») Платона, ни Недвижимый двигатель Аристотеля не идентичны абсолютно совершенному Существу христианского теизма. Недвижимый двигатель Аристотеля не был личностным Богом и не имел религиозного значения. Не нуждается этот пантеон богов и в религиозном поклонении. Такая Первая причина не является инфинитной. Для греков рассматриваться в качестве инфинитного может лишь бесформенное и неопределенное.

2.2 Ансельм: доказательства космологического типа

Еще до Ансельма «доказательство» бытия Бога предложил св. Августин. Затем это сделал Ансельм (1033 - 1109). Наиболее известно его онтологическое доказательство - в труде Proslogion, однако в предшествующем труде, Monologion, Ансельм предложил три апостериорных доказательства существования Бога (Anselm Monologion, 1-3).

Первое доказательство Ансельма основано на существовании благих вещей:

1) Благие вещи существуют.

2) Либо причина этой благости одна, либо их много.

3) Если их много, то нет возможности сравнивать их благость. Однако некоторые вещи лучше остальных.

4) Значит, существует одно Высшее Благо, порождающее благость во всех благих вещах.

Второе доказательство похоже на первое, но основано на совершенстве:

1) Некоторые существа ближе к чистому совершенству, чем другие.

2) Но сущности не могли бы быть более или менее совершенными, если бы не существовало одного эталона абсолютного совершенства для сравнения.

3) Этот эталон есть Самое Совершенное Существо.

Третье доказательство, основанное на бытии, с наибольшей очевидностью является космологическим:

1) Нечто существует.

2) И оно существует либо из ничего, либо из чего-то.

3) «Ничто» не может породить нечто.

4) Существует, следовательно, нечто, которое либо единично, либо множественно.

5) В случае множественности сущности взаимно зависели бы в своем существовании друг от друга либо зависели бы от чего-то еще.

6) Они не могут взаимно зависеть в своем существовании друг от друга. Сущность не может существовать через другую сущность, которой сама предоставляет существование.

7) Следовательно, должна быть одна сущность, через которую существуют все остальные сущности.

8) Эта сущность должна существовать через самое себя.

9) То, что существует через себя, существует в высшей среди всех степени.

10) Следовательно, высшее совершенное существо существует в высшей среди всех степени.

Эти доказательства, в отличие от доказательства Платона, но в согласии с рассуждениями Плотина, отождествляют Творца с высшим Благом. В отличие от доказательства Аристотеля, эти доказательства видят в Боге действующую, а не конечную причину мироздания. Ансельм, в отличие от Платона и Аристотеля, считает, что эта действующая причина не просто воздействует на вечно существующую материю, но является причиной всего, в том числе материи.

Эти христианские теистические доказательства сочетают в себе по меньшей мере три особенности: 1) действующая причина из доказательства в «Тимее» Платона; 2) отождествление такого Бога с Благом из «Государства» Платона, с высшим совершенным Существом; 3) отождествление такого Бога с иудейско-христианским Богом. Такой Бог является причиной самого бытия а не форм бытия - для всего, что существует.

2.3Фараби: «доказательство необходимого существования»

Арабские и иудейские философы Средневековья оказали свое влияние на позднейшие христианские формы космологического доказательства. Мусульманский мыслитель Фараби (870-950) заложил краеугольный камень будущих схоластических доказательств, проведя различие между понятиями сущности и существования.

Аристотель проводил различие между тем, что есть вещь, и тем, что она есть. Но Фараби сформулировал это как различие между сущностью вещи и ее существованием. На такое различие опирается доказательство существования Бога. В ходе рассуждений выдвигается концепция «возможных существ», сущность которых отличается от их существования. Эти существа «не обязаны» существовать. Некогда они и не существовали, так как свойство существования не содержится в их сущности. Можно сказать, что их бытие «случайно», а не «сущностно»Рой Пикок, Краткая история вечности, Кроссуэй, 1990. С. 73..

Такие существа должны получать существование от других существ. Те существа - причина первых - тоже могут иметь свою причину. Но в начале цепочки причин должно быть некое существо, не имеющее причины. Эта Первая причина должна быть «сущностным» существом, чья сущность состоит в том, чтобы существовать. Только существованием такого Необходимого Существа объясняется существование всех случайных существ.

С философской точки зрения, коль скоро есть такие существа, сущность которых сводится к тому, чтобы не существовать, то должно быть Существо, сущность Которого - существовать. Возможные существа не возможны, если нет Необходимого Существа, от которого они могут получить свое существование. А поскольку существо не может дать существование другому, если в собственном существовании зависит от другого, должно быть Существо, существование Которого не дано ему чем-то другим, но Которое дает существование всем прочим.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.