реферат бесплатно, курсовые работы
 

Правовое регулирование применения гербовой символики

Правовое регулирование применения гербовой символики

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Институт заочного и дистанционного обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Документоведение»

«Правовое регулирование применения гербовой символики»

Студент

гр. ЗДУ-05_____________________________________________А.В.Пальгуев

Преподаватель

ст. преподаватель_________________________________________________ Т.Н. Жаврит

Находка

2007

Содержание

Введение

3

1

Герб - как символ государства

5

1

История развития герба России

5

1.1.1

Становление герба от ИванаIII до Петра I

6

1.1.2

Российский герб от Петра I до Александра II

9

1.3

Государственный герб в современности

14

1.2

Законодательные основы применения гербовой символики

15

1.2.1

Законодательные основы применения гербов субъектов Российской Федерации

16

1.3

Герб Приморского края

20

1.3.1

История создания герба Приморского края

22

2

Применение гербовой символики в делопроизводстве

25

2.1

Применение бланков с изображением герба Российской Федерации

26

2.2

Применение печати с изображением герба Российской Федерации

27

2.2.1

Технические требования к печатям с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации

28

2.2.2

Технические требования к печатям по защите с воспроизведением герба России

31

2.3

Применение герба Приморского края

33

3

Ответственность за не законное обращение и использование герба Российской Федерации

36

Заключение

37

Список используемых источников

38

Введение

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два  направления - геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как "рисунков", по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т.п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса. Здесь нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь.

Актуальность применения государственных символов в документоведении обусловлена радом обстоятельств теоретического, практического характера.

Человек, как известно, существо не только экономическое и политическое, но и социокультурное. Рациональные элементы в его сознании и поведении тесно переплетаются с эмоционально-волевыми, мифологическими, традиционными, национально-психологическими.

Подобно языку, мифы, традиции, символы, обычаи составляют часть социального мира, в котором мы живем. Установить истинные смысл и содержание политико-правовой жизни государства можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область символического, мифологического, традиционного, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем мире, бытии права.

Правовые символы выступают своеобразным элементом, связующим общую и юридическую культуру.

Правовые символы являются одним из важнейших средств не только внутригосударственного, но и международного общения. Это универсальная форма взаимопонимания между людьми, разделенными государственными границами и языками.

Политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества и эффективного воздействия его результатов на происходящие в стране преобразования.

Одной из таких, нетривиальных форм являются правовые символы. Они были изначально присущи праву и играли важную роль в регулировании поведения людей в период так называемого неписаного «предправа». Свое значение они не потеряли до настоящего времени и более или менее широко используются практически во всех отраслях действующего российского права.

История развития общества показывает, что символы не являются из "пустоты". Символы - своеобразное отражение своей эпохи. Они "умирают" вместе со сменой государственного строя, политического режима. Социальные перемены неизбежно сопровождаются пересмотром действовавшей системы правовых символов. При этом не следует забывать, что формирование правовых символов зависит от многих факторов: исторических, национальных, политических, экономических, культурных. Все это законодатель должен учитывать в процессе создания правовой символики. Механизмы отражения здесь весьма сложны, редко лежат на поверхности, меняются с течением времени.

Символы часто являются наиболее удобным и доступным для понимания средством регулирования общественных отношений. Для них характерна наглядность, краткость и лаконичность. Если символы понятны и укоренились в сознании рядовых граждан, то государственно-властное веление, внешне выраженное в виде символа, будет реализовываться даже на подсознательном уровне.

Актуальность исследования продиктована также соображениями научно-познавательного, характера. Несмотря на достаточно широкое и длительное использование символов в регулировании самых разнообразных общественных отношений, природа правового символа изучена явно недостаточно.

Исследования этого сложнейшего феномена носят противоречивый и во многом фрагментарный характер, что не позволяет составить полное и целостное представление о нем.

Целью и задачей моей работы станет изучение герба России. Его история возникновения, создания, в различные периоды и эпохи развития страны. Так же, какую роль выполняет герб в настоящее время в документоведении, его законодательные основы.

Источниками информации станут Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, различные инструкции, требования, положения, технические требования, ГОСТ Р 51511-2001, ГОСТ Р 6.30-2003, и другие подзаконные акты России. Законы, и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Литература по делопроизводству, а так же по истории.

Данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на подглавы и подпункты, и заключения, а также списка использованных источников.

1 Герб - как символ государства

1.1 История развития герба России

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.

В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.

На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако обратимся вкратце к этому вопросу.

Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом, когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.

Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. "Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...” Брокгауз и Эфрон "Энциклопедия" т.17. СПб, 1893с

1.1.1Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад . Император Максимилиан II не дал, однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский, а только цесарский венец.

 Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест.

 В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати, на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати, на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”. Коняев Н.М. Тысячелетие русской истории. М.: Вече, 2006, - 174 с

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя” Коняев Н.М. Тысячелетие русской истории. М.: Вече, 2006, - 207 с

. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

1.1.2 Российский государственный герб от Петра I до Александра II

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А, следовательно, и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. (рис.20). Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт - Петербург и Орел приобретает новые атрибуты (рис.21). На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди цепь Андрея Первозванного с Андреевским крестом. Необходимо сказать еще об одном Орле (рис. 21а) которого Петр нарисовал еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет - одну руку имеет, но кто флот имеет, две руки имеет". Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел (рис.22) снова изменяет свои формы, ироническая кличка "Болотная царица" ходила по рядам консерваторов и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел очень короткий срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел (рис.23). После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) - внука Петра I, Орел практически не изменился (рис.24).

Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла (рис.25) за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла (рис.26). Ничего не остается от императорской власти, да и вообще этот герб мало объясним. Почему Георгий Победоносец заменяется крестом? Непонятно.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.