реферат бесплатно, курсовые работы
 

Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии

Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии

3

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1 Организация и технология производства телесериала……………………………7

1.1 Общие этапы создания телевизионных фильмов..……………………………....7

1.2 Создание литературного сценария………………………………………………..8

1.3 Режиссерский сценарий как постановочный вариант литературного сценария………………………………………………………………………………...11

1.4 Подготовительный период в создании телесериала.. …………………………..14

1.5 Съемочный период.. ……………………………………………………………....17

1.6 Монтажно-тонировочный период как завершающий этап создания телесериала.…………………………………………………………………………….19

1.7 Дополнительные этапы в работе над телевизионным сериалом..……………...24

2 Работа на съемочной площадке.………………………………………………….....27

2.1 Работа с актерами.………………………………………………………………....27

2.2 Выработка и хронометраж как контролируемые параметры при создании телевизионных сериалов. …………………………………………………………......33

3 Структура подразделений производственной базы ……………………………....35

3.1 Отдел декорационно-технических сооружений.…………………………….......35

3.2 Цех съемочной техники.…………………………………………………………..41

3.3 Гримерный цех.…………………………………………………………………....43

3.4 Работа со звукотехникой.………………………………………………………....45

3.5 Работа с осветительной техникой.…………………………………………….....50

4 Структура съемочной группы телесериала.……………………………………….57

Заключение…………………………………………………………………………....65

Список литературы…………………………………………………………………...66

Введение

Согласно социальным опросам последних лет, телевизионный сериал интересен основной массе зрителей тем, что создает особый мир, живущий и развивающийся по своим законам и включающий в себя зрителя (в эмоциональном плане). Каждый сериал - это свой набор символов, мыслей, свои особенности постановки и реализации идеи, зачастую свой язык (особенно характерно для исторических и фантастических сериалов). И вместе с тем существуют закономерности, прослеживающиеся во всех сериалах; некий каркас, являющийся основой и обеспечивающий успех сериала как жанра. (В частности, это эмоциональная насыщенность сюжета, эффект присутствия, производимые некоей театральностью, присущей сериалам (театральные приемы как в актерской игре, так и в манере съемки), о чем говорили многие кинорежиссеры. Это обеспечивает вовлеченность зрителя в «события». В некоторых сериалах - логическая незавершенность серии, обрыв действия в наиболее напряженный момент - эффектный психологический прием (давно известно. что лучше запоминается и вызывает любопытство именно незавершенность.))

В целом телевизионные сериалы можно подразделить на две группы: сериалы, основой которых является действие (движущей силой может быть либо интрига, как в основных бразильских сериалах, либо неразрешенная проблема в совокупности с действием или сам по себе экшн - характерно для детективных и героических сериалов) и философский сериал, где преобладают диалоги и монологи, в том числе и внутренние. Второй тип считается прерогативой Российских сериалов.

Сериал многие ставят на грань между искусством и коммерцией, пренебрежительно именуя их «мыльными операми» (название закрепилось еще в самом начале появления сериала как жанра, так как показ первых американских сериалов спонсировался фирмой «Procter and Gamble»). Действительно, создание телевизионного сериала конъюнктурно, поскольку рассчитано на длительный массовый зрительский интерес. Существует множество хорошо отработанных и едва ли не общеизвестных способов добиться этого. Привлечение телезвезд - иногда даже для съемки всего в одной-двух сценах, с целью дальнейшего использования имени этой «звезды» в рекламе фильма. Создание особого антуража вокруг фильма благодаря умелой рекламе. Бурно развивающаяся сюжетная линия. Вовлечение зрителя в новый для него мир, обязательно красивый, необычный и захватывающий (красота вообще является для создателей сериалов коммерческим явлением: чем привлекательнее внешне актеры, интерьер, природа, тем выше коммерческий успех). Описание ярких (редких в обычной жизни) чувств и эмоций, вызывающих сопереживание или негодование в адрес отдельных героев. Создание ощущения бурной, красивой, полной жизни. Попытки пробуждения личностно-субъективного восприятия у зрителя (теоретическую необходимость которого никто в общем не отрицает) за счет осовременивания событий пьесы, проведения прямых аналогий характера, внешности, манер персонажей с конъюнктурой реальности.

В общем и целом, используется множество внешних приемов превращения зрителя в действующее лицо. Строго говоря, все эти сугубо психологические приемы не новы. Все, чем располагают сегодня кино и телевидение, все их приемы «от» и «до» заимствованы из природы человека, человеческого мышления и общения. Открытия в экранном творчестве происходят тогда, когда мы вдруг неожиданно сумеем заметить какие-то качества, стороны или методы работы над фильмом, которые до этого не замечали. Именно тогда можно начинать разговор об искусстве.

Телесериал может стать произведением искусства, если ставит перед собой более серьезные задачи, чем простое заманивание зрителей для получения прибыли. Сериалы могут давать варианты решения сложных жизненных задач (как, например, российский телесериал «Простые истины»), могут служить ярким и красочным «учебником» по истории, географии и т.п. Можно ли назвать это искусством? Искусство, как и наука, в чистом виде не могут служить удовлетворению прикладных потребностей, это сферы бескорыстного познания, требующие проведения определенной работы по установлению собственных ассоциативных связей у потребителя его плодов для удовлетворения собственных идеальных потребностей. Если телезритель обогащается духовно, а не просто убивает время, очевидно, сериал может претендовать на более высокое звание, чем «мыльная опера». "Перед литературой часто встает проблема, как сделать существенное так или иначе видимым, кинематографу же часто приходится стараться сделать видимое существенным".

Вместе с тем, телевизионный сериал как жанр в настоящее время приобретает все большую и большую популярность. Как и любой специфический жанр, он имеет и черты, взятые от «родительской» отрасли - кинематографа - и свою собственную специфику. Если фильмы подразделяются на кинематографические и телевизионные, то в жанре телесериалов такого подразделения не существует. Есть термин «телесериал», подразумевающий, что демонстрация сериалов - привилегия телевидения, поскольку на широкоформатном экране в кинотеатре их демонстрация невозможна стратегически: сложно представить людей, изо дня в день приходящих в кинотеатр, чтобы посмотреть очередную серию любимого фильма. А сериал рассчитан именно на периодичность, регулярность его просмотра, в противном случае зачастую теряется сама его суть.

Изучение данной отрасли, как и сама отрасль - относительно новые области, начавшие бурно развиваться именно в последние годы благодаря повышению интереса зрительской публики к жанру сериала. К сожалению, большинство критических исследований проводятся адресно, относительно конкретной сериальной постановки, и зачастую являются скрытой рекламой. В основном это журнальные и газетные статьи. Объективные обобщающие исследования, описывающие принципы создания сериалов, фактически отсутствуют, а если и встречаются, то затрагивают лишь одну или несколько сторон производства телевизионного сериала, не претендуя на широту охвата проблемы.

В связи с вышесказанным большой интерес представляет обобщение имеющейся литературы по постановке телевизионных сериалов с целью создания обзора процесса производства телесериалов от первого до последнего этапа, сравнения этого процесса с традиционным фильмопроизводством, поиск одинаковых и принципиально отличающихся черт. Сформулированное выше положение явилось задачей данной дипломной работы.

1 Организация и технология производства телесериала

1.1 Общие этапы создания телевизионных фильмов.

Процесс создания телевизионных фильмов разных типов, в том числе и телевизионных сериалов, включает в себя ряд обязательных этапов. Создание телефильма начинается с написания сценария. Сам сценарий последовательно изменяется от литературного варианта до режиссерской экспликации, постоянно подвергаясь контролю как по содержанию, так и по величине затрат на реализацию того или иного его варианта. Перед непосредственным началом съемок проводится очень важный подготовительный этап, конкретизирующий процесс съемок, устанавливающий четкие рамки затрат времени, материальных средств, точного состава съемочной группы, использования реквизитных средств, мест и способов проведения съемок и т.п. По окончании съемок (а иногда и параллельно съемкам оставшегося материала) поводится монтаж и обработка готовых пленок, приведение фильма в тот вид, в котором он предстанет перед зрительской аудиторией.

Обобщая все вышесказанное, можно составить следующую схему этапов создания телевизионных фильмов:

Создание сценария:

написание заявки (либретто);

определение предварительного производственного лимита затрат согласно поданной заявке;

написание литературного сценария;

утверждение литературного сценария;

окончательное установление лимита стоимости фильма;

написание режиссерского сценария на основе литературного;

утверждение режиссерского сценария.

Подготовительный период постановки фильма:

разработка постановочного проекта фильма;

выбор мест натурных съемок;

подбор актеров и проведение предварительных репетиций;

заготовка постановочных средств;

разработка календарного плана и сметы;

утверждение постановочного проекта.

Производственный период:

проведение съемочных работ;

монтажно-тонировочные работы;

завершение оформления документации по созданному фильму.

Каждый последующий этап создания телевизионного фильма четко согласуется и проистекает из предыдущих. Так, написание литературного сценария проводится на основе либретто и с учетом установленного лимита материальных и временнЫх затрат.

Создание ряда фильмов, объединенных одним набором персонажей и единой сюжетной канвой или последовательно раскрывающих цельный сюжет - то есть создание телевизионного сериала - имеет свои особенности в разделении на этапы. В целом сохраняются все перечисленные этапы, но может меняться их последовательность, происходить объединение одного этапа с другим, или многократный повтор некоторых этапов. В частности, создание сценария при производстве телесериала может проводиться единожды, с дальнейшим повторением этапа съемок и монтажно-тонировочных работ (отдельно для каждой серии). Подробное рассмотрение каждого этапа при создании телевизионного сериала проводится в последующих главах.

1.2. Создание литературного сценария.

Сначала пишется заявка (либретто), кратко отражающая художественную и смысловую основы будущего фильма, с указанием основных образов. Четкая определенная цель и план работы, в свою очередь, способствуют взаимопониманию внутри съемочной группы. Заявка и сценарный план - то и другое убеждает тех, кто их будет читать в том, что готовится фильм впечатляющий и стоящий. Очень оживляет заявку использование цитат из речи персонажей будущего фильма. Начав работу над фильмом без исходного направления, в течение работы будет очень сложно его сформировать: материал не будет иметь стержня, точки отсчета. Поэтому так важно точно определить тему и направление развития сюжета в сериале, хотя в дальнейшем оно может неоднократно меняться.

Литературная заявка может отличаться от сценария тем, что последний пишется с учетом всех диалогов между героями, возможны указания относительно стиля исполнения и т.п. Заявка же - это просто общая концепция фильма, с набросками будущих характеров и сюжетной линии. Добиться точности заявки помогают организационно - тематические исследования темы. Для телесериала предпочтительнее создание заявки как более общей формы выражения художественной идеи.

Вот примерный вариант написания литературной заявки на фильм:

1. Рабочая гипотеза и интерпретация. Восприятие автором создаваемого мира, способы показа этого, содержание главного конфликта.

2. Тема:

- объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т.д.)

- необходимая звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, открываемого зрителю.

3. Согласование действий:

а) какой конфликт выражен действием;

б) какова ожидаемая последовательность событий;

в) что вносит данный фрагмент в общую концепцию фильма;

г) какие факты предназначены для восприятия аудиторией.

Главные герои.

О каждом пишется короткий параграф, включающий следующее:

а) кто - имя героя, отношения с другими действующими лицами,

б) где - место действия;

в) что - роль героя, чем он интересен.

Конфликт.

- к чему стремится каждый из героев;

- каковы принципиальные разногласия героев;

- противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды.

6. Убеждения аудитории. Раскрытие диалектики авторской мысли, а также показ возможных мнений и ожиданий аудитории.

7. Построение фильма:

- как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация;

- какова последовательность действий;

- как последовательность действий соответствует логике развития сюжета.

8 Форма и стиль.

Делаются специальные заметки о съемке в соответствии с обозначенными Вами стилевыми особенностями, влияющими на развитие действия: тип и количество перебивок, движение камеры и др.

9. Итог. Финал.

10. Бюджет. Перечень расходов на производство фильма (смета) прилагается к заявке.

В многосерийных фильмах или сериалах образы играют едва ли не главенствующую роль, так как если изначально они и создавались исходя из основной идеи сюжета, то в дальнейшем повороты сюжета могут разрабатываться на основе созданных характеров. Образы, создаваемые в телесериалах, обычно являются типичными, то есть наделенными яркими характерными качествами. Французский режиссер Робер Брессон говорил. что главные выразительные средства современное кино берет у театра: это яркость актерской мимики, жестикуляции, насыщенность эмоциями.

После создания и утверждения заявки перед написанием полного литературного сценария может быть произведен предварительный (прикидочный) расчет объема работ, распределение времени съемок (летние-зимние), расчет количества актеров. После этого заключается контракт на написание полного литературного сценария. Сценарий пишется с учетом зрительных и звуковых образов, принципиально важных для верного восприятия авторской идеи. В частности, можно указать характерные жесты, мимику, прорисовать некоторые моменты в жестах, музыке или шумах. Обычно литературный сценарий для полнометражного художественного фильма составляет 70-80 страниц печатного текста. Если серии в сериале имеют сюжетную преемственность, одна серия длится в среднем 30 минут, при этом сценарий на одну серию сокращается, но требуется проработка сценариев как минимум на несколько серий вперед.

Если серии связаны героями, идеей и местом действия, но их последовательность не играет принципиальной роли (по сути, набор самостоятельных фильмов, что-то вроде серии рассказов про одного персонажа), их продолжительность может возрастать в два-три раза по сравнению с сюжетно связанными сериями. При этом написание сценария может идти по схеме, типичной для создания сценария обычной полнометражной картины. При написании сценария сценаристу желательна помощь специалистов разных областей, с учетом специфики создаваемого фильма. Желательно, чтобы режиссер-постановщик включился в работу уже на данном этапе, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов между сценаристским и режиссерским видением сюжета.

После завершения работы над литературным сценарием производится его осмысление «в объеме», с учетом расположения декораций, актеров, техники, звукового оформления (речи, шумов, музыки), художественного оформления, а также затрат времени и пленки (хронометрирование сюжета). Все эти аспекты отражаются в режиссерском сценарии.

1.3. Режиссерский сценарий как постановочный вариант литературного сценария.

Режиссерский сценарий - это режиссерская экспликация литературного сценария: продумывание роли и мест использования музыки, освещения, места и особенностей съемок, актерской игры.

Режиссерский сценарий удобно оформить в виде таблицы со следующими колонками:

номер кадра;

объект (сюжет с диалогами и указаниями: места съемки: павильон/натура; характера плана: сверхкрупный план, или деталь - кадр, в котором помещается только часть лица, небольшой предмет; крупный план - кадр, в котором голова человека занимает почти все место; 1-й средний план - человек по пояс; 2-й средний план - человек по колени; общий - человек в полный рост; дальний план - человек занимает очень маленькую площадь кадра);

метраж и звукозапись;

характер съемки (с фонограммой, с последующей озвучкой, или сочетание первого и второго);

музыка и шум;

примечания.

Для режиссера литературный сценарий зачастую является лишь направляющим, но не ограничивающим фактором, так как в процессе его разработки могут рождаться собственные решения, позволяющие ярче выявить характер определенного героя или выявить важность данного эпизода. Советский режиссер С.А. Герасимов так описывал задачу телережиссера: "Перенести литературу на экран... и при этом выявить свое отношение и к экранизируемому произведению, и к действительности, воссоздаваемой средствами кино".

Режиссерские находки могут изменять и характер героев в пределах определенных рамок. Если проводится экранизация классического литературного произведения, отступления от характеров героев обычно минимальны. При работе над оригинальным сценарием больше возможностей для разнообразия. Несомненно, что любые изменения в сценарии должны проводиться в согласовании с автором литературного сценария, так как даже изменения характера героя может исказить первоначальный замысел и саму идею.

При продумывании каждого кадра и каждого съемочного объекта режиссер должен задавать себе вопрос: что даст тот или иной эпизод фильму. Его главной задачей является определить внутренний смысл и способы отражения литературного сюжета на экране. Режиссер должен быть хорошим рассказчиком: из имеющегося отснятого материала он должен не только составить рассказ, но и суметь донести его до зрителя.

Помимо сюжетной части, в режиссерском сценарии, как было сказано выше, должна быть четко определена структура фильма. Выбранная структура должна не только соответствовать общеизвестным причинно-следственным отношениям, но и составлять сюжетную канву и одновременно идею фильма. Кроме того, она должна быть удобна для разбивки на логически завершенные эпизоды в пределах одной декорации - съемочные объекты. Существует несколько вариантов драматургических построений фильма. Подходящий для снимаемого сериала вариант, как правило, должно быть принят до съемок, иначе монтаж фильма отнимет у режиссера и монтажера чрезмерно много времени.

При создании режиссерского сценария нельзя абстрагироваться от законов восприятия человеческого мозга. В частности, должно соблюдаться соотношение между действием и статикой, речью и немыми эпизодами, эмоционально насыщенными и нейтральными сценами. При всем богатстве речи героев она не заменит живого действия, как и непрерывный экшн через определенное время вызывает утомление или скуку. В первом случае фильм кажется затянутым и нудным, во втором - глупым или бессмысленным.

При этом движение в фильме не должно быть хаотичным метанием. Скорее даже нужно вести речь не о движении, а о развитии. Во всех удачно построенных телесериалах показывается объект в его развитии. Даже при условии, что проблемы, о которых идет речь в фильме, интересны сами по себе, если у него нет динамики (эмоциональной, сюжетной или динамики развития характеров), то фильм нельзя будет признать удачным. Поэтому при написании режиссерского сценария оператор и звукооператор помогают режиссеру логически выстроить звуковой ряд и видеоряд будущего фильма.

Телесериал как жанр предоставляет широкое поле для модификации исходной задумки, и чем больше серий, тем больше вариаций может быть создано. Как правило, при создании длинных телесериалов, съемки которых продолжаются годы, замысел претерпевает весьма серьезные изменения. Поводом для подобных изменений может послужить мнение зрительской аудитории, снижение или повышение рейтинга сериала, сокращение финансирования, уход актера и ряд других факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.