реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность Ивановского меланжевого комбината

Деятельность Ивановского меланжевого комбината

Историческая справка развития текстильного производства в России

Развитие хлопчатобумажной промышленности в России шло своеобразным путем. Сначала возникла окраска привозных, преимущественно азиатских тканей (в ЧVII в.), затем установилось бумаготкачество на привозной, преимущественно английской пряже (с конца XVIII в.), и только к половине XIX в. - механическое прядение привозного хлопка; наконец, во второй половине XIX в. прочно устанавливается полный цикл процессов переработки хлопка. Бухарские и персидские пунцовые бумажные ткани (кумач) издавна ввозились в Московское государство. В 1745 г. имеются сведения о существовании ручной набойной фабрики в с. Иванове; около того же времени возникла, с 10-летней привилегией, первая ситцевая фабрика в Петербурге, учрежденная англичанами Чемберленом и Козенсом, и мануфактура Леймана в Шлиссельбурге. Искусство ткачества волокнистых веществ, существовавшее издавна в виде домашнего занятия, в фабричной форме установлено в 1720 г., учреждением фабрик Тамеса в Козме, близ с. Иваново-Вознесенска, и таких же фабрик в Москве и Ярославле, которые обучили окрестное население улучшенным приемам ручного ткачества, впоследствии прочно привившегося в этих местностях в форме кустарного промысла. Уже в 1762 г., при отмене привилегий, выданных разным иностранцам, и предоставлении свободы домашнего ткачества. В действительности, при удешевлении английской пряжи под влиянием технических успехов прядения, с конца XVIII века и в первой половине XIX в., в Московской и Владимирской губерниях возникают бумаготкацкие заведения на привозной английской пряже.

Однако устраивать крупные бумаготкацкие фабрики в то время по техническим условиям было невыгодно. Так как ткацкий станок стоил недорого, приемы ручного ткачества хорошо были известны местному населению, а работа в кустарной избе была одинакова по производительности с работой в фабричном здании, то фабрикант находил невыгодным строить дорогие здания, да и рабочий, тяготясь режимом фабрики, предпочитал работу на дому. В силу указанных условий фабрики распались на мелкие кустарные заведения, и фабриканты нашли более выгодным раздавать пряжу непосредственно или через "мастерков" ткачам, на условии издельной платы, по домам. Эта система раздачи удержалась даже до настоящего времени, хотя временем расцвета ручного бумаготкацкого промысла должно считать первую половину XIX века. Уже во второй половине XIX века влияние механического станка начинает отражаться на выгодах ручного ткачества, а к концу этого периода ручное ткачество клонится к явному упадку. Одним из центров бумаготкацкого промысла был Шуйский уезд Владимирской губернии. После 1812 г., когда пожар Москвы уничтожил ее фабрики, в с. Иванове, при отсутствии конкуренции, наступили "золотые годы"; наживали за год "по пяти рублей на рубль", причем рядом с ткачеством сильно развилось крашение и ручное ситцепечатание. В 1825 г. в Иванове уже насчитывались 125 крупных ситцепечатных и ткацких фабрик. Рабочая плата необыкновенно выросла (набойщик - до 100 р. в месяц). Явились мелкие предприниматели-кустари, покупавшие миткаль и через несколько дней вывозившие готовый ситец на базар. В это время положено было начало многим крупным фабрикам и состояниям, хотя большинство фабрикантов были крепостные гр. Шереметева, которому принадлежало с. Иваново. То же самое происходило и в другом центре хлопчатобумажного производства - в Московской губернии.

Возрастающий спрос на бумажные изделия и бумажную пряжу, привозимую из Англии, и континентальная система, затруднявшая этот привоз, способствовали возникновению прядения хлопка внутри России. В 1808 г. купец Пантелеев устроил в Москве первую в России бумагопрядильню, с машинами, полученными от Александровской мануфактуры. В 1856 г. фирмой основана при Нарвском водопаде едва ли не самая крупная в мире Кренгольмская прядильно-ткацкая мануфактура, приводимая в движение водой, почти с полумиллионом прядильных веретен. Участие в значительном числе предприятий, обладание Кренгольмской прядильней (до 1/7 всего числа веретен в России), крупный импорт заграничного хлопка, впоследствии заведение своих плантаций в Туркестане - все это делало фирму Кнопа всемогущей в русской хлопчатобумажной индустрии. Только к концу XIX в. крупные русские фирмы московского и владимирского района вступили в непосредственные сношения с Америкой и Англией и избавились от опеки Кнопа. В то же время конкурентом хлопчатобумажной промышленности московского района выступает Лодзь, в Петроковской губернии.

В течение всего своего быстрого роста хлопчатобумажная промышленность в России пользовалась таможенным покровительством, не получая никаких иных форм помощи, т. е. непосредственных субсидий, казенных заказов и проч. Обеспечивая предпринимательство в этой области от иностранной конкуренции, тамож. охрана доставляла фиску значительные доходы. Количество таможенных пошлин особенно увеличилось в последнее десятилетие.

Увеличение потребления хлопчатобумажных изделий имеет условное значение, так как дешевые товары этого рода, вытесняя шерсть и лен, приходятся более по средствам небогатому классу населения страны. Тем не менее, должно отметить значительный прогресс технических усовершенствований в приемах обработки хлопка в России за последнее время. Улучшение качества пряжи и тканей, прочность и красота отделки и окраски изделий не только удовлетворяют внутреннего потребителя, но дают возможность снабжать этого рода товарами Персию и Китай, а также Турцию, Болгарию и Румынию, причем в общих цифрах за последние годы ввоз хлопчатобумажных изделий падает, а вывоз (правда, с возвратом пошлин на хлопок-сырец) увеличивается.

Актуальность постройки новых производств в исторической застройке.

Исследование проблемы дальнейшего развития общественной и торговой функций в историческом ядре города, поиск градостроительных и архитектурных мероприятий по обновлению городской ткани центральных районов становятся в новых экономических условиях важнейшими задачами для крупнейших мегаполисов.

Весь современный мир искусства и архитектуры, в частности, характеризуются отсутствием определенного стиля. В настоящее время городская среда представляет собой зачастую абсолютно разрозненную картину, нет единого целого ядра. Некогда мощные промышленные заводы и фабрики приходят в упадок, доживая свой век затерянными среди современных многоэтажных домов и торгово-развлекательных центров. А ведь эти заводы находятся едва ли не в самых центральных и удобных частях города, к ним подведены городские коммуникации, транспортные пути и многое другое. Город растет , а вместе с тем и его территория. Людям нужны рабочие места, а городу доходные предприятия. Именно поэтому необходимо восстанавливать старые производства, которые еще можно спасти, чтобы их не постигла участь многих фабрик перестроенных коренным образом под торговые комплексы и полностью утративших свой первоначальный вид и функцию.

Не стоит так же забывать и про культурное наследие, которое несут в себе здания фабрик, построенных еще в прошлом, а некоторые и в позапрошлом веке. С нашей стороны будет кощунственно не уберечь эти памятники архитектуры.

Но следует признать, что современные технологии шагнули далеко вперед, поэтому одной модернизацией оборудования внутри промышленного комплекса будет не достаточно. Необходимо что бы все производство обновилось как снаружи, так и внутри. Очень важно найти симбиоз нового с историческим наследием, это очень сложная, но интересная задача. Надо построить новые корпуса, дополнительные краны, подъемники, возможно переходы и другие сооружении необходимые для нормального функционирования современного предприятия.

Производство должно стать открытым не только для сотрудников, но и для туристов, а так же студентов, которым зачастую не хватает наглядных пособий для лучшего обучения. Историческое ядро завода можно сделать центром комплексного ансамбля, построив другие здания в подобном ему стиле, но с применением новых технологий, а можно наоборот оставить, как акцент в современной застройке. Таким образом решится сразу несколько проблем:

1. Удобные центральные территории города не будут пустовать, старея и ржавея

2. Население города получит дополнительные места

3. Исторический памятник будет сохранен и получит " новую жизнь"

4. Город приобретет современное доходное производство, потянутся не только туристы, но и инвесторы, а значит дополнительные деньги в городской бюджет

5. Облагородятся территории прилегающие к промышленным предприятиям, а значит улучшится лицо города.

Это попытка привнести нечто новое в культурное наследие, сформированное многовековой историей искусства и сломить сложившийся стереотип архитектуры в глазах современного человека.

Зарубежный опыт строительства производства.

Пожалуй одним из интереснейших примером производств является Дрезденская мануфактура, выпускающая машины Volkswagen.

Непосредственно у Большого сада Фольксваген АГ создало "стеклянную мануфактуру", соединяющую в себе архитектуру с промышленным производством. Здание было заложено в середине 1999 и в конце 2001 началось производство. Архитектура, внутреннее убранство и производственная технология в монтажных помещениях на Штрасбургер платц объединяются в своеобразный симбиоз, в основе которого лежит Дрезден.

Volkswagen Phaeton собирается вручную в лучших традициях немецких мастеров на Стеклянной Мануфактуре в Дрездене, совсем рядом со всемирно известной Дрездненской галереей - Цвингером. Архитектурная концепция Стеклянной Мануфактуры не ограничивается производством. Сюда входят ресторан "Lesage" с изысканной кухней, специальные площади для проведения официальных мероприятий и Стеклянная студия с трансформируемым суперсовременным интерьером, идеально подходящая для телевизионных трансляций. Стеклянная мануфактура не имеет ничего общего с обычными автомобильными производствами. Здесь нет привычных шума и пыли. На площади 75000 кв. м. кругом стекло, высокотехнологичные материалы и благородный паркетный пол. Лента конвейера, на которой происходит сборка Volkswagen Phaeton, также уложена паркетом. Стены мануфактуры сделаны из стекла, чтобы подчеркнуть чистоту ручного производства и дать каждому возможность лично наблюдать процесс сборки его индивидуального Volkswagen Phaeton: с момента, когда соединяются ходовая часть и кузов, до отделки салона и установки электроники. Удивительное соседство филигранной ручной работы и самых современных технологий превращает Стеклянную Мануфактуру в самое необычное место сборки автомобиля класса "люкс".

Предзаводская площадь. Благоустройство территории фабрики.

Прогрессивные принципы проектирования и строительства промышленных предприятий оказали влияние на решение проектов по благоустройству и озеленению их территорий. Четкое зонирование производств и служб, типизация кварталов позволяет провести зонирование территории промкомплекса по элементам благоустройства и озеленения. К таким зонам относятся: предзаводская зона, административно-хозяйственная зона, пути следования рабочих, блоки первичного обслуживания (столовые, буфеты, столы заказов и пр.), места отдыха рабочих, система наглядной агитации, складские зоны, транспортные магистрали, питомники и теплицы.

Территорию предприятия целесообразно располагать с подветренной стороны по отношению к отделочной фабрике. Его территория должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечивалось проветривание внутризаводских, магистральных и др. проездов.

При разработке генерального плана следует рационально организовать грузовые и людские потоки, необходимо чтобы пути были короткими и чтобы людские потоки по возможности не пересекались с транспортными.

Вход и выход рабочих с предприятия следует обеспечить со стороны жилого района (селитебной зоны).

На территории предприятия необходимо в максимальной степени предусмотреть озеленение и благоустройство участка, все проезды и проходы должны иметь твердые покрытия (асфальтобетонное или железобетонное).

При планировке зданий и сооружений необходимо предусмотреть системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, наметить расположение водозаборного и очистительного устройства, котельной.

Проектирование железнодорожных подъездных путей допускается в том случае, если объем поступающего сырья и отправляемой продукции составляет не менее 10 вагонов в сутки с условной грузоподъемностью 16,5 т.

При выполнении чертежа генерального план на чертеже выполняется "роза ветров" с целью возможной рациональной ориентации зданий по отношению к преобладающим в данном районе ветрам.

Также на чертеже генплана приводятся технико-экономические показатели:

* площадь застройки Sзастр определяется в квадратных метрах: (сумма площадей всех зданий и сооружений складских и вспомогательных помещений);

* коэффициент озеленения Коз.;

* плотность застройки К вычисляется в процентах:

где S - площадь участка (территории) промпредприятия, м2;

* коэффициент использования территории Ки вычисляется в процентах:

где, Sдор. - площадь дорог, тротуаров с твердым покрытием, м2.

На чертеже генерального плана приводится экспликация зданий и сооружений, а также условные обозначения. Ко всем складам должны быть организованы подъездные пути. Газовыделяющие цеха, котельную, огнеопасные склады, склады химикатов необходимо располагать подальше от зданий, где работает основная масса рабочих и ИТР и с подветренной стороны. Ремонтные мастерские следует располагать вблизи обслуживаемых ими цехов основного производства. Насосную, компрессорную, тепловой пункт следует располагать в районе потребителей энергии, пара, воды, сжатого воздуха.

На территорию завода должно быть не менее двух въездов. Производственные здания выполняются, как правило, каркасными. Здания могут быть одноэтажными и многоэтажными. Несущие конструкции (колонны, фермы, балки) могут быть железобетонными, металлическими . При больших нагрузках и пролетах (больше 30 м) целесообразно применять металлические фермы. Основу каркаса здания составляют поперечные рамы. Расстояние между поперечными рамами называется шагом колонн. Расстояние между колоннами в поперечном направлении, равное длине фермы, называется пролетом. Пролеты в промышленном здании принимаются кратными 6 (м) L = 12, 18, 24, 30 и более метров. Шаг колонн принимается равным В = 6, 12, 18 и более метров. Высота цеха принимается в зависимости от технологического оборудования, наличия кран-балок, монорельсов.

Здания большой длины и ширины должны делиться на температурные отсеки.

Зеленые насаждения на территории промышленного предприятия, которые во многом определяются санитарно-гигиеническими требованиями, выполняют различные функции:

1. Санитарно-гигиеническую.

2. Архитектурно-композиционную.

3. Хозяйственно-эксплуатационную.

4. Противопожарную.

5. Психофизиологическую и эмоциональную.

При проектировании должны быть определены основные и соподчиненные по своему относительному значению функции зеленых насаждений.

Разработка принципов благоустройства городских промышленных районов строится на основе учета их планировочных особенностей, характера производственных процессов ведущих предприятий и режима труда, свойственных каждой отрасли промышленности.

Важнейшими условиями рационального проведения всех работ по ландшафтной организации промышленных предприятий является тщательное и наиболее полное исследование всей экологической обстановки в этом районе.

Создавая особые микроклиматические условия, растительность снижает скорость ветра на 30-40%, суммарную радиацию на 15-20%, а прямую на 10-20%. Зимой, отдавая тепло деревья повышают температуру. Растительность улучшает физиологическую деятельность человека. Фитонциды и зооциды укрепляют трудоспособность и сопротивляемость организма болезням.

Решая проблему оптимизации условий труда и быта средствами озеленения очень важно подбирать такие растения, которые, во-первых, способны произрастать в условиях загрязненного воздуха, нейтрализуя в своих тканях фитотоксичные газообразные соединения, во-вторых, обладают повышенной способностью к поглощению этих соединений и, в-третьих, отличаются определенными фитонцидными свойствами.

Необходимым условием является также и высокая декоративность этих растений.

Ландшафтное зонирование представляет собой систему зеленых насаждений различного использования и назначения:

а) санитарно-защитные зоны;

б) питомники и теплицы;

в) зеленые насаждения в местах отдыха;

г) зеленые насаждения предзаводской зоны;

д) зеленые насаждения административно-хозяйственной зоны;

е) зеленые насаждения участков, прилегающих к цехам основного производства.

Опираясь на анализ практики в области цветочно-декоративного оформления промышленных предприятий, а также на выдвигаемые нами методологические положения, можно выделить следующие приемы цветочного оформления, применимые для промышленных зон.

Предзаводская площадь условно подразделяется на ряд участков, каждый из которых имеет свою специфику благоустройства:

1. Участок интенсивного транспортного движения.

2. Участок интенсивного пешеходного движения.

3. Участок авто-мотостоянок.

4. Участок административных учреждений.

5. Участок бытового назначения.

6. Парадная часть - сквер, - насыщенная элементами благоустройства и озеленения (газоны, водоем, скамьи, фонтаны, павильоны, цветники, наглядная агитация и пр.).

Как правило, пред заводская территория у главного входа крупных промышленных предприятий является местом активной застройки различными заводскими зданиями общественного назначения -- административными, инженерными и лабораторными, зданиями заводских столовых, поликлиник и т. д., которые вместе с проходными образуют целые входные комплексы или входные группы и играют значительную композиционную роль в архитектурной организации входа и всей пред заводской территории.

По материалам исследований, для предприятий благоустройство и озеленение пред заводских территорий, площадей, остановок общественного транспорта, прилегающих к этим зонам, и особенно насыщение их водными устройствами улучшающими микроклимат этих "открытых залов ожидания" особенно важны для предприятий химической промышленности.

Участки интенсивного пешеходного движения начинаются от остановки общественного транспорта к заводской проходной. При решении пешеходных участков интенсивного движения необходимо исходить из функциональных требований (кратчайшее расстояние) и архитектурно-композиционных (перспективы на интересные и выгодные с эстетической точки зрения объекты). В этой зоне целесообразно размещение цветочного оформления регулярного типа, с четким крупным рисунком или орнаментом. В колористическом решении следует опираться на психофизические характеристики воздействия того или иного цвета, их сочетаемости с целью создания ясной, уравновешенной, благоприятной для восприятия среды.

Воздействие желтого и красного цвета, согласно их психофизиологическим характеристикам (стимулирует, оживляет, ободряет, активизирует, возбуждает) является основополагающим при цветовом решении пространственной среды этой зоны. Оптическое воздействие цвета, т.е. кажущееся впечатление, которое вызывают иллюзорные эффекты в реальной действительности, осуществляются сознательно проектировщиком в нужном направлении. Так, например, один тон способен вызвать ощущение сокращения дистанции, другой, наоборот, заставит "удаляться объект от зрителя", либо снижаться, подниматься и прочее.

В создании ансамбля пред заводской площади, где зачастую располагаются здания административного управления, блоки обслуживания, наглядная агитация, объединяющую функцию несет система благоустройства и ландшафтной организации, где цветочное оформление является основой цветового решения.

Следуя характеру и назначению этого пространства цветочное оформление, являющееся по типу регулярным, может иметь самые разнообразные формы, начиная от ковровых цветников и рабаток у входов в здания до ленточных композиций и сложных объемно-пространственных композиций на основе стриженной зелени хвойных и лиственных кустарников в сочетании с однолетними декоративными травянистыми растениями, а также цветочницы и контейнеры.

Организация мест кратковременного отдыха - одна из основных задач благоустройства. Для правильного решения этой задачи необходим комплексный учет всех компонентов, с максимальным использованием пользы и защиты от вредных факторов.

Внутризаводской микропарк и площадки отдыха вблизи основных производств размещаются на пассивной производственной территории, находятся вне радиуса выпадения токсикантов. Микропарк располагается в зоне наиболее посещаемой рабочими всех производств, пересекается интенсивными пешеходными потоками по кратчайшим направлениям, имеет наиболее благоприятный микроклимат относительно других заводских территорий, служит местом отдыха, находящимся на пути от блока обслуживания к производственным корпусам для всех рабочих завода, служащих и инженерно-технического персонала.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.