| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Автоматизированный привод станка-качалки на ОАО "Татнефть"(2.2) Значение параметров схемы замещения в именованных единицах определяются по формулам: , (2.3) (2.4) где x, r - сопротивление, Ом X, R - сопротивление, отн. ед. Результаты расчета сопротивлений в именованных единицах представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3 Параметры схемы замещения в именованных единицах
В силовую часть электропривода входят асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором и комплектный преобразователь частоты. Условием выбора преобразователя частоты является соответствие номинального напряжения и тока тиристорного преобразователя номинальным параметрам двигателя, т.е. UТПном > U1ном, IТПном > I1ном. Для питания двигателя выбран комплектный электропривод типа АТО4 5,5 (рисунок 2.2.1). Данный преобразователь является тиристорным электроприводом с автономным инвертором напряжения. Параметры тиристорного преобразователя представлены в таблице 2.4. Таблица 2.4 Данные комплектного электропривода АТО4 5,5
Электропривод АТО4 5,5 предназначен для высокодинамичных электроприводов механизмов с высокими требованиями к регулированию параметров при четырехквадрантном управлении. Рис. 2.1 Комплектный электропривод АТО4 5,5 B - силовой полууправляемый выпрямитель ФС - силовой LC-фильтр звена постоянного напряжения; ТК - тиристорный ключ реостатного торможения (тормозной ключ); БТР - блок тормозного резистора. АД ? асинхронный электродвигатель; ИП ??источник питания (конвертор); ДН ??датчик напряжения; ФИ ??формирователь управляющих сигналов тиристоров (драйвер); МК ? ?микропроцессорный контроллер. Силовой канал В?ФС?АИН осуществляет двухступенчатое преобразование электрической энергии ??выпрямление сетевого напряжения с помощью нерегулируемого выпрямителя В и последующее инвертирование выпрямленного постоянного по величине напряжения посредством автономного инвертора напряжения АИН. Алгоритм ШИМ обеспечивает взаимосвязанное регулирование частоты F и величины U выходного напряжения по заданному закону, а также формирует синусоидальную форму кривой тока приводного АД. Для реализации режима динамического (реостатного) торможения в звено постоянного тока электропривода включён тормозной тиристорный (IGBT), ключ ТК и внешний блок тормозного резистора БТР. Датчики тока ДТ и напряжения ДН в силовом канале электропривода служат для контроля, регулирования и измерения электрических параметров электропривода, в т.ч. для защиты от токов перегрузки и короткого замыкания, недопустимых отклонений напряжения. Многоканальный источник питания ИП преобразует сетевое переменное напряжение или выпрямленное напряжение звена постоянного тока в систему напряжений постоянного тока требуемых уровней и степени стабильности, гальванически связанных и не связанных между собой, для питания устройств управления. Микропроцессорный контроллер МК осуществляет формирование режимов работы электропривода с заданными параметрами с помощью сигналов управления: сигналов ШИМ - управления тиристорами АИН, сигналов защиты и аварийного отключения электропривода, приёма и передачи внешних управляющих, задающих и информационных сигналов. 2.3 Расчет и выбор элементов выходного фильтра На выходе с автономного инвертора напряжения расположен фильтр. Наиболее распространенным видом выходного фильтра является LC - фильтр. Основным требованием, предъявляемым к фильтру, является обеспечение заданного коэффициента гармоник переменного напряжения в стационарном режиме. Индуктивность фильтра определяется по формуле: (2.5) где Емакс - максимальное напряжение источника постоянного напряжения, В. В данном случае это напряжение в звене постоянного тока с учетом возможного превышения напряжения сети на 10%. (2.6) fк - несущая частота, так называемая коммутации ШИМ. В электроприводе типа АТО несущая частота меняется программно. В данном случае fк=8 кГц. Предельная частота ограничена допустимой частотой переключения тиристоров, она составляет 10 кГц. Численное значение индуктивности фильтра определится: (2.7) К установке принимает реактор типа РТСТ - 20,5-2,02У3, параметры которого приведены в таблице 2.5 Таблица 2.5 Техническая характеристика реактора РТСТ - 20,5-2,02У3
Емкость фильтра определится по формуле: (2.8) где Тк - период несущей частоты, с; (2.9) kr - коэффициент высших гармоник; kr=0,05; Численное значение емкости фильтра: (2.10) К установке принимается конденсатор типа МБГО-1-400В-2,4мкФ±1_%. Дроссели включают в каждую фазу, последовательно с асинхронным двигателем, а конденсаторы соединяют в треугольник и включают параллельно двигателю. Соответственно конденсаторы существенно не влияют на общее сопротивление статорной цепи, поэтому сопротивлением фильтра при расчетах можно пренебречь. 2.4 Расчет и выбор элементов сглаживающего фильтра Сглаживающие дроссели устанавливаются в звене постоянного тока низковольтных агрегатов и служат для снижения переменной составляющей тока через конденсаторы фильтра и уменьшения зоны прерывистых токов при работе электропривода. Конденсатор предназначен для замыкания реактивной составляющей тока статора. Качество фильтра определяется коэффициентом сглаживания, который определяется: (2.11) где qвх - коэффициент пульсаций на входе фильтра; qвых ??коэффициент пульсаций на выходе фильтра принимается в пределах 0,01…0,1; выберем qвых=0,01. Коэффициент пульсаций на входе фильтра определяется по формуле: (2.12) где n - число пульсаций выпрямителя; для трехфазной мостовой схемы n=6; a-----угол управления вентилей выпрямителя; ?=0?, так как напряжение регулируется в АИН. (2.13) Численное значение коэффициента сглаживания: Емкость фильтра принимается из расчета 100 мкФ на 1 кВт мощности двигателя. Расчетная мощность фильтра определится: (2.14) К установке выбирается конденсатор типа МБГО-1-400 В-390мкФ±1_%. Индуктивность фильтра определяется по формуле: (2.15) (2.16) К установке принимает реактор типа ФРОС-250/0,5У3 параметры, которого представлены в таблице 2.6. Таблица 2.6 Техническая характеристика реактора ФРОС- 250/0,5У3
Разработка структурной схемы силовой части. Силовая часть электропривода состоит из преобразователя частоты и электродвигателя. Структурная схема силовой части представлена на рисунке 2.1 Рис. 2.1 Структурная схема силовой части электропривода Динамические свойства преобразователя частоты совместно с блоками измерения и преобразования координат могут быть упрощенно учтены апериодическим звеном с передаточной функцией: (2.17) где KПЧ ??эквивалентный передаточный коэффициент преобразователя. (2.18) где Udмакс ??номинальное фазное напряжение на выходе преобразователя, В; Uупр макс ??максимальное напряжение системы управления, В. Численное значение коэффициента передачи преобразователя частоты: ТТЧ ??эквивалентная постоянная времени преобразователя, с. Она складывается из времени задержки включения ШИМ и времени, затрачиваемого процессором на преобразование и вычисление сигналов (Тпр=1 мс). Время задержки ШИМ определится: (2.19) Численное значение постоянной времени преобразователя: (2.20) Электродвигатель представляется передаточными функциями электромагнитной и механической частей, представленных апериодическим и интегрирующим звеньями, соединенными последовательно. Электромагнитная часть представляет из себя передаточную функцию от напряжения статора к току статора: (2.21) где R????суммарное сопротивление двигателя определяется по формуле: (2.22) здесь Rф2 ??активное сопротивление выходного фильтра на выходе АИН, Ом; R1 ??активное сопротивление обмотки статора, Ом; R2 ??приведенное активное сопротивление обмотки ротора, Ом; k2 ??коэффициент электромагнитной связи ротора. Взаимная индуктивность асинхронного двигателя определится: (2.23) Индуктивность рассеяния статора: (2.24) Полная индуктивность фазы статора: (2.25) Индуктивность рассеяния ротора: (2.26) Полная индуктивность фазы ротора: (2.27) Индуктивность рассеяния асинхронного двигателя: (2.28) или по приближенной формуле (2.29) В дальнейших расчетах L ??0,0071 Гн. Коэффициент электромагнитной связи ротора определяется по формуле: (2.30) Численное значение суммарного сопротивления двигателя определится: Электромагнитная постоянная времени асинхронного двигателя определяется по формуле: (2.31) Электромагнитный момент двигателя формируется на основании уравнения: (2.32) где рп ??число пар полюсов обмотки статора, рп=2. Механическая часть асинхронного двигателя представляется интегрирующим звеном с передаточной функцией: Структурная схема силовой части системы ПЧ -АД смоделирована в программе Simulink. Вид модели представлен на рисунке 2.2. Рис. 2.2 Структурная схема электропривода в числовом виде Рис. 2.3 Схема исследования по задающему воздействию Момент статической нагрузки Мс=26,7 Н·м соответствует номинальному моменту двигателя, который определятся: (2.33) Рис. 2.4?Переходная характеристика по задающему воздействию Переходная характеристика характеризует силовую часть электропривода как апериодическое звено с коэффициентом усиления K=21,9.Время переходного процесса в системе равно tпп.зад=0,415 с. Рис. 2.5 ?Частотные характеристики по задающему воздействию Частотные характеристики показывают, что система является статической, так как наклон низкочастотной части ЛАХЧ нулевой. Система: ??обладает достаточным быстродействием, частота среза ?ср=190 рад/с; ??устойчива с запасом по фазе 59,8 ??и запасом по амплитуде 16,8 дБ. Исследование влияния возмущения - статической нагрузки на силовую часть системы ПЧ - АД осуществляется в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 2.4.6. Отличие от схемы, изображенной на рисунке 2.4.3 состоит в местах расположения контрольных точек Input и Output . Результаты исследования системы представлены на рисунках 2.7 и 2.8. Рис. 2.6 Схема исследования по возмущающему воздействию Рис. 2.7 ?Переходная характеристика по возмущающему воздействию Система ПЧ-АД обладает низким быстродействием (время переходного процесса tпп.возм=0,412 с). Время переходного процесса скорости при единичном скачке задающего сигнала (tпп.зад=0,415 с) почти не отличается от времени переходного процесса при наличии возмущения. Причем низкое быстродействие системы связано с достаточно большим моментом инерции. Поэтому и коэффициент усиления в системе низкий. (2.34) Рис. 2.8 Частотные характеристики по возмущающему воздействию 3. Специальная часть проекта 3.1 Особенности ПЧ основанных на IGBT-транзисторах Преобразователь построен по принципу двухзвенного преобразования энергии с промежуточным звеном постоянного тока и автономным инвертором напряжения. Функциональная схема преобразователя представлен на рисунке 3.1. Рис. 3.1 Функциональная схема преобразователя Силовая часть преобразователя включает в себя трехфазный мостовой выпрямитель (входной выпрямитель), звено постоянного тока (звено ПТ), трехфазный мостовой инвертор (инвертор) и блок торможения. Входной выпрямитель включает в себя цепь предварительного заряда емкостей звена постоянного тока, обеспечивающую ограничение тока заряда и плавное нарастание напряжения на конденсаторах. В преобразователях мощностью 5,5-37кВт входной выпрямитель является неуправляемым, при этом отключение звена постоянного тока преобразователя осуществляется с помощью встроенного электромагнитного реле. В преобразователях мощностью 45-90кВт входной выпрямитель является полууправляемым и выполняет функцию отключения звена постоянного тока преобразователя. Звено постоянного тока представляет собой емкостной фильтр, служащий источником постоянного напряжения для инвертора. Для уменьшения пульсаций тока в звене постоянного тока и снижения гармонических составляющих тока как в обмотках двигателя, так и потребляемого из сети рекомендуется использование внешнего дросселя постоянного тока, подключаемого к клеммам L1 и L2 преобразователя. При отсутствии дросселя постоянного тока клеммы L1 и L2 соединяются перемычкой, поставляемой в комплекте с преобразователем. Инвертор, построенный на IGBT-транзисторах, преобразует напряжение звена постоянного тока в переменное напряжение заданной частоты и амплитуды. Блок торможения представляет собой встроенный ключ управления внешним тормозным резистором, подключаемым к клеммам В1 и В2 преобразователя и предназначен для реализации режима динамического торможения двигателя (при необходимости реализации высоких темпов торможения). Драйверы силовых ключей входного выпрямителя и инвертора обеспечивают управление соответственно тиристорами и затворами IGBT, формируют сигналы защит, а также осуществляют гальваническую развязку силовых и управляющих цепей. В преобразователях мощностью 5,5-37кВт драйвера силовых ключей входного выпрямителя отсутствуют. Система датчиков преобразователя включает в себя датчики напряжения на входе и в звене постоянного тока преобразователя, датчики выходного тока, а также датчик температуры силовой части преобразователя. Источник питания обеспечивает формирование питающих напряжений, необходимых для работы преобразователя. Также имеется гальванически развязанный канал питания 24В (250мА) для питания внешних устройств, подключаемых к интерфейсному модулю. Контроллер управления управляет согласованной работой всех модулей преобразователя и реализует большинство защитных и сервисных функций. Контроллер расширений включает в себя набор средств взаимодействия с внешними управляющими устройствами. В состав контроллера расширений входят: * 3 аналоговых выхода (4.20мА) с индивидуальной гальванической развязкой, предназначенные для мониторинга параметров электропривода. Функциональное назначение каждого выхода может быть определено пользователем. * 2 аналоговых входа (0.20мА или 0.10В) с индивидуальной гальванической развязкой, один из которых предназначен для подключения задатчика уставки и датчика технологического параметра; * 8 дискретных входов типа "сухой контакт" с групповой гальванической развязкой, для приема управляющих сигналов от устройств автоматики. Функциональное назначение каждого дискретного входа может быть определено пользователем. * 3 релейных выхода (~250VAC, 3A или 30VDC, 3A), имеющие нормально замкнутые и нормально разомкнутые контакты. Функциональное назначение выходов: - работа/останов; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|