| |||||
МЕНЮ
| Южноафриканское направление во внешней политике НидерландовИнтенсивность изменений была различной не только в тех или иных регионах и странах континента, но и в пределах одной и той же страны. Колониальные власти повсюду выделяли территории, где имелись наибольшие возможности для интенсивной эксплуатации природных и людских ресурсов. Там социальная трансформация шла быстро. Самые глубокие перемены претерпела жизнь тех народов, которые оказались в наиболее длительном и тесном соприкосновении с колониализмом, прежде всего в Южной Африке и других поселенческих колониях. Экономическая экспансия. Отходничество было наиболее распространенной формой работы но найму в Южной африке с приходом голландцев. Необходимость уплаты налогов, стремление хоть как-то увеличить доход семьи, рост потребностей в новых товарах приводили к тому, что миллионы африканцев проводили в скитаниях всю свою жизнь - возвращались домой, но затем снова и снова вербовались на заработки. Наиболее широко было распространено отходничество, связанное с сезонными сельскохозяйственными работами, оно не заставляло африканцев уходить далеко от родных мест. Но рабочим, направлявшимся на рудники, нередко приходилось пешком преодолевать долгий путь через территорию нескольких стран. Главным центром притяжения отходников на всем континенте был Южно-Африканский Союз, особенно золотые рудники Трансвааля, где ежегодно требовалось до 300 тыс. горняков. Две трети из них приходили из других стран, зачастую далеких от ЮАС. Основными поставщиками рабочей силы на юге Африки были Ньясаленд, Южный Мозамбик, Басутоленд, Бечуаналенд, Свазиленд. В первых трех 40-50% всех трудоспособных молодых мужчин ежегодно уходили на заработки за границу, в последних двух - 25-30%. Отходничество было новым социальным явлением в африканских обществах. Но оно и само стало фактором социальной трансформации и способствовало расшатыванию традиционных устоев в деревне. Отходники привносили в деревню новые ценности и понятия. Рушились традиционные авторитеты и нормы взаимоотношений, разрушались прежние методы ведения хозяйства. С отходничества начиналось формирование нескольких слоев современного общества, прежде всего рабочего класса. Отходники оседали в городах, на шахтах и на плантациях, приобретали квалификацию, обзаводились семьями и теряли связь с родными местами. Наиболее быстро процесс формирования пролетариата шел и крупных портовых городах, таких, как Дакар, Момбаса, Кейптаун, Дурбан, на железных дорогах и в крупнейших горнорудных районах - в Катанге, в Медном поясе Северной Родезии, Трансваале. Наиболее массовый слой колониального общества - колониальное крестьянство - отличался от общинника доколониальных времен тем, что был связан с мировым или местным рынком и вел товарное хозяйство. От капиталистического же фермера его отличали многочисленные меры внеэкономического принуждения, а также сохранение натурального производства. Крестьянская среда была очень разнородна по своему составу. В ней шли процессы имущественного и социального расслоения. Для имущественного накопления важнейшее значение имела близость к колониальным властям и "туземной" администрации. Члены "туземной" администрации, их родня, близкие и клиентела пользовались важными, хотя и законодательно не зафиксированными преимуществами в "туземных" судах, при отправке на принудительные работы, сборе налогов и т.д. В результате этого, а также подношений и безвозмездного труда своих соотечественников они быстро концентрировали в своих руках основное богатство - землю, начинали выращивать экспортные культуры там, где это разрешалось, становились ростовщиками, открывали лавки. Своим детям они давали лучшее образование, и со временем те превращались в колониальных чиновников, начинали заниматься бизнесом, становились юристами, учителями, журналистами, пополняли ряды новой элиты. Какую бы систему управления ни использовала колониальная администрация, ей нужны были грамотные чиновники-африканцы, будь то вожди или просто служащие любой ступени колониального аппарата, иначе управление было бы невозможно. Торговый капитал - от крупнейших фирм до мелких торговцев, разъезжавших со своими фургонами по самым непроторенным дорогам Африки, - был заинтересован в появлении широкого слоя "европеизированных" африканцев с новыми потребностями и с денежными доходами, чтобы создать более емкий рынок для своих товаров. Голландские фирмы, монополизировавшие скупку сельскохозяйственной продукции, опирались на разветвленную сеть местных скупщиков-посредников. Обычно это были люди с зачатками европейского образования. Нужны были также учителя и священники-африканцы, которые могли бы более действенно распространять привитые европейцами идеи и представления, чем сами европейцы. Переводчики, писари, священники, телефонисты, телеграфисты, мелкие клерки, учителя начальных классов - с этих профессий начиналось становление такой элиты. С тех пор как Колумб переплыл Атлантический океан, чтобы завоевать новые территории для испанской короны, западные нации стремятся расширить свои власть и богатство. Каждая страна, будь то Франция или Англия, Испания или Голландия, разработала собственную разновидность колониализма и империализма. Голландия - маленькая европейская страна с длинной и кровавой колониальной историей. Благодаря торговле специями, спиртом, рабами, табаком и опиумом она стала одной из самых богатых стран мира. Жесткий кальвинистский расизм (декларированный в лозунге "Мы - избранный народ!") стал оправданием для безжалостного подавления и истребления коренных жителей, населявших голландские колонии и окружающие территории. Южноафриканская система апартеида стала прямым следствием голландского менталитета XVII века, сохранившегося в культурном наследии голландских иммигрантов. Голландская критика колониализма, империализма и расизма так же стара, как и сами эти явления. Исторические доказательства агрессивности Голландии и протестов против нее восходят к началу XVII века. Во время войны за независимость, в ходе которой голландцы сражались с Испанской империей, Вильгельм Оранский начал выдавать разрешения на право захватывать испанские и португальские корабли и грабить их. Голландская торговля в Азии и Америке в первую очередь означала разграбление и уничтожение имущества европейских врагов Голландии и их местных союзников. Провозглашая свободу торговли и плавания по всем морям мира, голландцы в то же время вели кровавые войны ради создания своих монополий. Голландский адмирал Лауренс Реэл стал первым, кто выразил протест на высочайшем уровне. В 1620 году он открыто заявил о своей обеспокоенности судьбой жителей индонезийских Молуккских островов, ставших жертвами голландских военных походов за монополию на перец. В 1622 году анонимный историк сообщил, как голландский губернатор Ост-Индии Дж. П. Коэн создал монополию на мускатный орех, уничтожив при этом 14 из 15 тысяч жителей острова Банда. В 1740 году голландский поэт Виллем ван Харен выступил против убийства десяти тысяч китайских рабочих и ремесленников в Батавии (нынешней Джакарте). Голландские власти несли ответственность не только за убийство и грабеж - в своем стремлении к выгоде и могуществу они разрушили основы индонезийского общества. Интриги подорвали местную власть, рабы публично избивались, нравственные ценности в обществе были подточены аморальным поведением голландского начальства, а здоровье населения ухудшилось в результате организованного голландцами широкомасштабного импорта опиума. В 1850 году Жан Бауд, бывший министр по делам колоний, опубликовал первый серьезный отчет о торговле опиумом и об основных спекулянтах - чиновниках голландской Ост-индской компании, голландской королевской семье и Голландском банке, известном сегодня под названием "АБН-Амро". В 1647 году двое голландцев причалили к берегу Южной Африки. Леендерт Янссен и Николаас Проот получили убежище у южноафриканского племени хой-хой. Они открыто осуждали поведение голландских моряков по отношению к хой-хой, и главным образом - кражу скота. Янссен и Проот задумали создать на мысе Доброй Надежды станцию снабжения для судов, чтобы положить начало справедливой и контролируемой торговле. Голландская ост-индская компания подхватила идею и прислала для этой цели амстердамского купца Яана ван Рибеека, осужденного за коррупцию. В 1652 году ван Рибеек создал Колонию мыса Доброй Надежды, ныне входящую в состав Южно-Африканской Республики. Уже в 1659 году в ответ на агрессивную политику и алчность ван Рибеека и его колонистов хой-хой напали на голландскую колонию и разрушили ее. Проблемы, с которыми столкнулся ван Рибеек в сношениях с местным населением, послужили ему предлогом для того, чтобы убедить свое голландское начальство в необходимости ввоза в колонию рабов из Африки, Индии и Индонезии. В результате расистские взаимоотношения проникли и в эту страну. За исключением группы голландских "свободных граждан" и независимой части местного населения, с которой голландцы заключали договоры, южно-африканская рабочая сила состояла из темнокожих рабов. За несколько поколений была возведена особая система моральных ценностей, повлекшая за собой полную сегрегацию белых и темнокожих. Южноафриканские фашисты, позже придумавшие политическую систему апартеида, направленную на абсолютную сегрегацию, всегда указывали на ван Рибеека как на праотца своих национальных "ценностей". Десятилетия колониального раздела Африки были и временем вооруженного сопротивления африканцев - в Европе это называли "колониальными войнами". Некоторые из этих войн и восстаний приходятся и на начало XX в.: восстание "Маджи-маджи" в Германской Восточной Африке, гереро и кой-кой в Германской Юго-Западной Африке, зулусов в британской колонии Натал и ряд других. Но все же в целом по Африке уже уходило в прошлое сопротивление африканских народов в прежних формах: с копьями, щитами, стрелами, с традиционной тактикой межплеменных войн. Стало очевидным, что таким способом противостоять винтовкам, пушкам и пулеметам безнадежно. «С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращенным возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у ее адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир. Афро-христианские движения характерны для многих африканских стран. Самым крупным был кимбангизм, возникший в 1921 г. в Бельгийском Конго» Давидсон А.Б. «ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Культурная экспансия. Голландцы много привнесли в культуру Южной Африки, в том числе и герб, язык, образ жизни многое - многое другое. Известно, что язык африкаанс сложился в XVII в. на смешанной нидерландской диалектной основе -- с превалированием первоначально северной (голландской) специфики -- в сложных условиях контактирования с некоторыми другими европейскими языками (немецким, английским, французским и др.), а отчасти также и с местными африканскими языками, воздействие которых на язык африкаанс ни в коем случае нельзя переоценивать. Весьма существенно, что африкаанс возник в условиях изоляции от своей первоначальной языковой и диалектной основы, на новой чрезвычайно узкой территориальной базе, в отрыве от письменно-литературной традиции и от формирующейся литературной нормы нидерландского языка, основы которой складывались как раз в XVII в. на новой голландской диалектной базе, вобравшей в себя значительное число южнонидерландских элементов. Африкаанс сформировался как литературный язык за предельно короткий срок (30--50 лет). Характерной чертой его является ареальная стандартность, недифференцированность, т. е. отсутствие в нем такой формы существования языка, как территориальный диалект (при наличии некоторой локальной специфики. проявляющейся лишь на фонетическом и лексическом уровнях). Сопоставляя литературные языки африкаанс и нидерландский, мы обнаруживаем на разных уровнях их структуры наряду с общими и сходными чертами, свидетельствующими о генетической близости их систем, о чрезвычайной устойчивости и гомогенности африкаанс, ряд специфических особенностей, существенно отличающих африкаанс от нидерландского с типологической точки зрения или же не являющихся типологически релевантными. Каждый уровень языковой структуры сопоставляемых языков характеризуется своей определенной (большей или меньшей) степенью типологической релевантности выявляемых различий и особым соотношением старого и нового, традиций и инноваций. «Генетическая близость нидерландского языка и африкаанс, при известном различии их диалектных основ или, вернее, при ином соотношении входящих в ни диалектных элементов, должна была бы, казалось, обусловить максимальную концентрацию различий (релевантных или нерелевантных с типологической точки зрения) на фонологическом и фонетическом уровнях. На фонетическом уровне таких различий обнаруживается, естественно, больше, чем на фонологическом. Однако, как это будет показано ниже, наиболее существенные и типологически значимые отличия от нидерландского проявляются в африкаанс на морфологическом уровне» С. А. МИРОНОВ. СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКАХ АФРИКААНС И НИДЕРЛАНДСКОМ С ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ // «Типология германских литературных языков». М., 1976..
Заключение. Для развития Королевства Нидерландов Южная Африка сыграла очень большое значение - она, наряду с Индонезией, была самой большой колонией Голландии в 17 веке, и как колония, давала для Нидерландов множество экономических и политических преимуществ перед другими странами Европы. Нидерланды же, в свою очередь, сильно повлияли на всю историю развития Южно-Африканской Республики - и культурно, и экономически, и политически, и социально, изменив роль этого государства во всемирной истории. Кроме того, южноафриканская система апартеида стала прямым следствием голландского менталитета XVII века, сохранившегося в культурном наследии голландских иммигрантов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Нидерланды и Южная Африка никогда не были равноправными партнерами во взаимоотношениях, равноценные отношения начали устанавливаться только в последние десятилетия 20 века. Скорее мы можем говорить о влиянии и роли Королевства Нидерландов в жизни Южно-Африканской Республики, т.е. речь не идет о внеэкономических или культурных, или политических отношениях двух стран, правильнее говорить о южноафриканском направлении во внешней политике Нидерландов. Список литературы. 1. http://www.golandia.narod.ru 2. Арсоян Б. Р. «Южная Арфика: кто нагнетает напряженность», М.: Знание, 1986г. 3. Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988. 4. Бусыгин А.В. «Побеждающие море. О Голландии и голландцах». М., 1990 5. Все страны мира. - М.:Вече, 2000. 6. Громыко А. «Африка в мировой политике» - М.: «Наука, 1986 7. Давидсон А.Б. «ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА 8. Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO 9. Ерофеев В. «Предатель настежь открытого будущего» (беглые заметки о Южной Африке). - Аргументы и факты, 1999, № 36. 10. Ксенофонтова Н.А. «Личность африканского крестьянина и социальная среда». -Мир африканской деревни. М., 1997, с. 216-217. 11. МИРОНОВ С. А.. СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКАХ АФРИКААНС И НИДЕРЛАНДСКОМ С ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ // «Типология германских литературных языков». М., 1976. 12. МИРОНОВ С. А.. ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЯ БУРСКОГО ЯЗЫКА ("АФРИКААНС") // Труды института языкознания АН СССР, 1959, том IX. 13. Новые Известия, 14.IV. 1999. 14. Островская «Нидерланды: большие проблемы проблемы малой страны» М.: Знание, 1986 г. 15. Ошис В.В. История нидерландской литературы. М., 1983 16. Потемкин Ю.В. «Социальный кризис в Африке: безысходность или переходность?» Восток 1999 № 4, с. 65. 17. Севостьянов Г.Н. Москва, «Вашингтон и итало-эфиопская война. По новым документам». - Новая и новейшая история, 1999. № 4, с. 150. 18. Серебрянный Л.Р. «Нидерланды. Очерки страноведения». М., 1973 19. Серебрянный Л.Р. «Нидерланды: традиции и современность». М., 1990 20. Сигов Ю. И. «Южно-африканская республика наших дней», М.: Знание, 1991 г. 21. Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991. 22. Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995. 23. Цыпкин Г.В. «Эфиопия в антиколониальных войнах». М., 1988, с. 253; 24. Чистозвонов А.Н. «Нидерландская буржуазная революция XVI в». М., 1958 25. Чистозвонов А.Н. «Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в». М., 1964 26. Шатохина-Мордвинцева Г.А. «Внешняя политика Нидерландов 1713-1763 гг. Становление голландского нейтралитета». М., 1998 27. Справочник "Южно-Африканская Республика", Институт Африки, М., 1994. Array |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|