реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешняя политика Франции после президентства де Голя

На саммите в Сочи в июле 2002 года Президент Франции впервые однозначно выразил свою позицию по т.н. "чеченскому вопросу", который в значительной степени сдерживал и тормозил развитие двусторонних отношений в 2000-2001 годах, заявив, что "Франция осуждает без каких-либо оговорок любые акты терроризма и считает, что никакие причины не могут оправдывать террористические акты".

Париж приложил большие усилия для принятия резолюции СБ ООН № 1441, в которой заложен принцип двухэтапного решения иракской проблемы. Тем самым было отвергнуто предложение США о возможности "автоматического" применения силы в отношении Багдада. Хотя Ж.Ширак и присоединился к предупреждениям Д.Буша и Т.Блэра в адрес режима С.Хуссейна, местные наблюдатели отмечают сохраняющееся различие в подходах Вашингтона и Парижа. В то время как американцы в открытую готовятся к войне, французы ожидают получить ответ на вопрос, выполнит или нет С.Хуссейн требования ООН в полном объеме.

Значительное место во внешнеполитической деятельности Франции занимает урегулирование региональных проблем и конфликтов (Ближний Восток, Индия и Пакистан и т.п.), решение которых, по мнению Парижа, необходимо искать путем примирения сторон на основе компромиссов. В частности, Франция возлагает большие надежды на организацию мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой четырех - США, РФ, ЕС и ООН.

Ж.Ширак подтверждает позицию Франции об ответственности индустриально развитых стран Запада за устойчивое развитие мира и их обязанность оказывать помощь развивающимся странам. В этой связи он заявляет, что Франция в течение ближайших 5 лет увеличит на 50% свою финансовую помощь зарубежным странам. Данные вопросы будут прорабатываться Францией в рамках международных финансовых организаций, а также "Большой восьмерки", в которой в 2003 году будет председательствовать Париж.

Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.

2.3. Внешнеторговая политика Франции.

На формирование внешнеторговой политики Франции Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 1999. -с.102. оказали, существенное влияние следующие факторы и особенности:

основная часть партнеров - это промышленно развитые государства;

предметом внешней торговли служат промышленные товары;

структурный характер внешней торговли;

высокая зависимость от импорта энергетических и сырьевых ресурсов из развивающегося мира;

низкая обеспеченность природными ресурсами. Такой расклад предопределил две цели, которые были положены в основу внешнеторговой политики страны:

снижение внешней сырьевой зависимости;

создание условий для наращивания экспорта и расширения сферы функционирования собственной экономики на международной арене.

Для ослабления внешней сырьевой зависимости правительство Франции стала проводить политику экономии и стимулирования национального производства энергии, диверсификацию источников ее импорта. В целях реализации этой стратегии было использовано три экономических рычага:

снижение роста спроса на энергию, что могло быть обеспечено ростом цен на нее;

регулирование роста потребления энергии;

осуществление сознательной политики для стимулирования экономии энергии (пропаганда в средствах информации, использование премиальной системы для инвестиций, обеспечивающих ее экономию, льготного кредитования и налогового преимущества).

Эта политика касалась не только производственного сектора, но и жилищного. Последствиями данной стратегии явился прирост ВВП. Одновременно осуществлялась политика, направленная на наращивание национального производства энергии. При этом следует отметить такую особенность, как наличие наибольших возможностей маневра, поскольку национальное производство энергии контролировалось государственным сектором.

С 80-х годов французское правительство пристальному вниманию подвергло национальное производство угля, поскольку затраты на его добычу были чрезмерно высоки по сравнению с другими странами, и это вызывало необходимость наращивания субсидий для его производства.

Добыча угля снизилась с 43,2% до 10%.

Аналогичная ситуация складывалась с национальным производством газа и нефти.

Для достижения энергетической независимости французское правительство осуществило реализацию широкомасштабной программы ядерной энергетики, которая позволила обеспечить 60% производства энергии и 30% потребления. Этому способствовали импорт ураносодержащего сырья, а также обеспеченность собственным обогащенным ураном.

Рост задолженностей, связанных с долгими сроками амортизации ядерных электростанций, стимулировал поиск новых источников энергии (геотермальная, энергия солнца, ветра). В результате всех принятых мер энергетическая зависимость страны ослабла.

Наряду с вышеназванными рычагами была задействована и стратегия диверсификации географических источников импорта энергии. Главной задачей ее явилось стремление снижения зависимости от стран ОПЕК. Основным средством служило наращивание долгосрочных контрактов с Саудовской Аравией на поставку нефти, природного газа - с постсоветскими странами, Алжиром, урана - с Нигером и Габоном.

В целях снижения риска от перебоя поставок политика была нацелена на аккумулирование запасов нефти в объемах четырехмесячного национального потребления. И если запасы нефти периодически претерпевали уменьшение, запасы же урана всегда поддерживались на высоком уровне Внешняя торговля развитых капиталистических стран, под ред. Устинова И. М. - М., “Международные отношения”,1989., с.125..

Следующий вектор политики Франции был направлен на обеспечение внешней независимости и по другим товарным группам, в частности, независимости от минерального сырья. Рычагами ее явились ограничение импорта, диверсификация источников снабжения, ужесточение контроля над использованием, создание гарантийных запасов.

Задачи ограничения импорта были решены многочисленными путями, среди которых приоритетными являлись:

рациональное использование сырья, стимулирование экономии, наращивание вторичного использования. Они были решены путем использования фискальных мер, льготных кредитов и субсидий.

Помимо ограничений импорта французское правительство было вынуждено диверсифицировать поставки и поддерживать свои инвестиции за рубежом. Основными регионами во внешнеэкономической политике страны явились Заир, Нигер, Габон, Замбия, которые на основе двусторонних соглашений обеспечивали поставку меди, кобальта, марганца, хрома, тантала и урана.

Рост инвестиций в геологоразведку и добычу за границей поддерживался политикой защиты их от любых возможных рисков. В этот период бюджетные затруднения Франции не позволили обеспечить аккумулирование гарантийных запасов по сырью, несмотря на рост привлечения государственных сбережений для этих целей.

Сужение внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок является узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй мировой войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских предпринимателей лишь 500 обеспечивают экспортные поставки.

Система органов как государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий контроль определение торговой политики, меры по продвижению экспортных предложений, информационную и консультационную помощь, оказание технической помощи для повышения конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической деятельности, а также выдачу экспортных кредитов.

Помимо поддержки государственными органами экспорта французская внешнеэкономическая политика обладает стройным механизмом, способствующим наращиванию экспортного потенциала страны. Это прежде всего:

гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита от политических рисков, войн, революций, валютного контроля и природных катастроф. При этом страховые взносы экспортеров являются невысокими и не отягощают конкурентоспособность, а основные трудности ложатся на плечи государства;

широкий комплекс гарантий экспортерам, позволяющий нести расходы на исследовательские работы, организацию выставок за рубежом и т.п. не предприятиям, а государству;

страхование предложений, "инжиниринг";

гарантия экономического риска, которая защищает предприятие от роста внутренних цен, а "франшиза" превращает эту гарантию в скрытую экспортную субсидию;

финансирование на льготных условиях, целью которого является помощь развитию и росту продаж за рубежом;

экспортные кредиты. Причем, наряду с обычными они позволяют экспортерам предлагать не только продажу, но и осуществлять финансирование покупки. За последние 15 лет кредиты, позволяющие сделать отсрочку платежа, существенно снижаются, соответственно сокращаются и льготы специализированных кредитов. Экспортные кредиты ограничивают вмешательство государственной власти и являются объектом свободной конкуренции банков. Некоторые преимущества в кредитной политике продолжают существовать при финансировании экспорта оборудования (твердые процентные ставки, процедура прогрессивных платежей).

Важной задачей французского экспорта является продвижение в страны третьего мира. При этом для приобретения . ими французского оборудования предоставляются кредиты Казначейства. К тому же налоговая система весьма благоприятна для экспорта товаров, которая обеспечивает недопущение утяжеления цены за счет налога с оборота или налога с затрат, и лишь несколько акцизов, которыми облагаются экспортеры, уменьшают риск налогового искажения по отношению к конкурентам.

Исключительная доля, занимаемая НДС в обязательном обложении, обеспечивает товаропроизводителям более высокие конкурентные преимущества, чем в других развитых странах, а фискальные режимы транзита, экспортного хранения в условиях продажи за границей обеспечивают временное избежание внутреннего налогообложения.

Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. В настоящее время Франция принимает активное участие в процессе глобализации мировой экономики, а ее национальная экономика интенсивно интернационализируется, что выражается в значительном росте внешней торговли страны. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. На долю Франции приходится около 6% объема мировой торговли, она удерживает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и услуг и четвертое - по экспорту промышленной продукции. Кроме того, Франция является одним из крупнейших мировых инвесторов и занимает третье место в мире по объему инвестиций за рубежом Внешняя торговля Франции // Коринф. - 1997. - №42., с.36.

.

После 15 лет дефицита внешней торговли торговый баланс Франции с 1992 г. вновь становится положительным, причем превышение экспорта над импортом составило тогда 31 млрд. франков (5 млрд. долл.). С тех пор положительное сальдо торгового баланса значительно возросло и составило в 1996 г. 122 млрд. франков (20,3 млрд. долл.), а в 1997 г. - 173 млрд. франков (28,8 млрд. долл.).

Если к торговле товарами добавить обмены нематериального характера, относящиеся к сфере услуг, в частности туризм и финансовые операции, то очевидно, что платежный баланс Франции является в высокой степени положительным. В 1997 г. положительное сальдо по текущим операциям превысило 230 млрд. франков (38,3 млрд. долл.). При этом к активному торговому балансу добавились актив в обмене услугами и доходы от инвестиций за рубежом.

Франция занимает второе место в мире по экспорту услуг и с/х продукции, четвертое место по экспорту промышленной продукции (в основном оборудования).

Положительное сальдо торгового баланса в 1999г. достигло 124 млрд франков (18,9 млрд евро).

Экспорт продукции, достигший в 1998г. 1 814,5 млрд франков (276,61 млрд евро), составляет 26% ВВП.

Что касается импорта, то он достиг 1 719,5 млрд франков (262,13 млрд евро).

Эти цифры показывают значительный рост положительного торгового сальдо в области промышленного производства (67 млрд франков, то есть 10,21 млрд евро), положительный торговый баланс в агропродовольственном секторе (58 млрд франков, то есть 8,84 млрд евро).

Промышленность имеет положительное сальдо - 74 млрд. франков (11,28 млрд.евро).

Франция осуществляет 63% своего товарооборота со своими партнерами по Европейскому Союзу. Ее положительное торговое сальдо с ЕС достигло в 1998 г. 63 млрд франков (9,6 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Италия

Глава III. Казахстано - французские отношения

3.1. Дипломатические отношения Республики Казахстан с Францией

Французская Республика признала независимость Ре-спублики Казахстан 7 января 1992 года. Дипломатические отношения были установлены 25 января 1992 года во время визита в Алматы министра иностранных дел Франции Роллана Дюма. За этим визитом последовало открытие в Алматы Торгпредства, а затем Посольства Франции Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы: Бiлiм, 1997.- с.456.

Франция является одним из ведущих государств Европей-ского союза. Без нее не может быть принято ни одно реше-ние, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определяющей, служит при-мером для других государств. Налаживание продуктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Ка-захстана в международном сообществе, содействует развитию нашей страны, в том числе в экономической сфере.

Со своей стороны Франция также заинтересована в раз-витии отношений с Казахстаном. В ее политических кругах наша страна рассматривается в геополитическом плане как связующее звено на стыке двух частей света -- Европы и Азии, как страна, играющая одну из ключевых ролей в обес-печении стабильности на континенте и обладающая много-обещающими экономическими перспективами. "Дорога в Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докла-де Комиссии по иностранным делам Национального Собра-ния по случаю ратификации казахстанско-французского Договора о взаимопонимании, дружбе и сотрудничестве, ле-жит "в первую очередь через Алматы".

Оказывая поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в эксплуатации его природного и промышленного потенциала.

Об искреннем желании французов развивать отношения с Казахстаном свидетельствуют три безвозмездных дара, пре-доставленных в последнее время. Первый -- в сумме 4 млн.франков использован на закупку компьютерной техни-ки. Второй -- на сумму в 5 миллионов -- пошел на установ-ку оборудования по очистке питьевой воды в районе Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля

1996 года. Третий -- в размере 20,3 млн.франков -- пред-назначен для финансирования участия французских хозяй-ствующих субъектов, в частности банков, в важных областях экономической реформы -- содействии приватизации, со-здании рынка ценных бумаг и других.

Сфера культуры составляет немаловажный аспект двусто-роннего сотрудничества. Франция хотела бы усилить свое культурное присутствие в Казахстане. Французы заинтере-сованы в расширении преподавания французского языка в наших школах и вузах, в увеличении числа молодежных об-менов, готовы продолжать оказывать содействие в подготов-ке специалистов в гуманитарных областях.

В повестке дня двусторонних отношений -- заключение Конвенции об избежании двойного налогообложения, Со-глашения о дальнейшем развитии и углублении взаимопони-мания и двустороннего сотрудничества. Ожидает реализации Декларация о воздушном сообщении, подписанная в 1993 году в ходе визита Ф.Миттерана в Алматы.

Хорошие перспективы для сотрудничества между нашими странами существуют в области культуры, образования, нау-ки, подготовки кадров.

Казахстан заинтересован в развертывании сотрудничества с Францией в деле обучения и подготовки высших управлен-ческих кадров. С этой целью была создана Национальная высшая школа государственного управления (НВШГУ), ко-торая сотрудничает с французской Национальной школой администрации.

Большой вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений вносит Межправительст-венная казахстанско-французская группа, третье заседание которой прошло 12 января 1995 г. в Париже Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы: Бiлiм, 1997.- с.457..

В течение последних двух лет частыми гостями Казахста-на были французские предприниматели. С французскими фирмами и компаниями создано 20 совместных предприя-тий, 8 из которых занято в сфере материального производст-ва. В Казахстане аккредитовано 10 представительств французских фирм.

Если в 1993 г. по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот упал в 2 раза и составил 12 млн. долл., то за 1994 г. его уровень превысил 26 млн. долл. За последнее время на-блюдаются изменения и в структуре товарооборота: доля экспорта постепенно снижается. В 1992 г. экспортные поставки составляли 76%, в 1993 г. -- 51 %, в 1994 г. -- 20,7%. Основной удельный вес в экспорте, по данным за 1994 г., приходится на хлопковые волокна -- 80%, шерсть, берил-лий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. В импор-те преобладают гербициды, органические соединения, сахар, оборудование для производства напитков, хлебопекарен.

В 1995 г. внешнеторговый оборот с Францией составил 37,7 млн. долл., из которых все 100% пришлись на импортные по-ставки (медикаменты, продукты питания, парфюмерия, запас-ные части к отдельным видам оборудования, автомашины). В настоящее время сотрудничество между Казахстаном и Францией развивается в различных формах и по многим на-правлениям. В области геологии и охраны недр, нефтяной и газовой промышленности Казахстан сотрудничает с фирма-ми "Эльф Акитен", "Эльф Нефтегаз", "Компани Женераль де Жеофизик", "Тоталь", "Гидрокарбон инжиниринг", "Со-фресид", CGG, "Лурги", "Литвин", "Газ де Франс", "Рон Пуленк", "Жеосток". В области развития горнометаллурги-ческого комплекса -- с фирмами "Кожема", "Альтернатив Финанс", "Пешине", "Клексим". В области химической про-мышленности -- с "Альтернатив Финанс", "Техник Спейшм", "Тоталь"; в области энергетики -- с фирмой "Томпсон"; в об-ласти транспорта -- с "Сат", "Жейсмар", "Томпсон".

Имеются также контакты с фирмами, специализирующи-мися в отраслях легкой и пищевой промышленности, строи-тельства, здравоохранения,туризма.

Важной вехой в развитии двусторонних отношений явил-ся официальный визит Н.А.Назарбаева во Францию в сен-тябре 1992 года и подписание Договора о дружбе, взаимопо-нимании и сотрудничестве между двумя странами, предус-матривающего консультации в области экономики, политики и обороны.

В преамбуле Договора стороны заявили о том, что они убеждены в необходимости основания своих отношений на доверии и уважении общечеловеческих ценностей свободы, демократии и справедливости, признают примат междуна-родного права в отношениях между государствами, руковод-ствуются целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, подтверждают обязательства, взятые в рамках Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижской Хартии для новой Европы, сознают, что будущие отношения между двумя государствами неразрывно связаны с укрепле-нием мира, безопасности и стабильности в Европе и Азии. При этом принимается во внимание то, что Казахстан явля-ется одним из государств-правопреемников бывшего СССР, а также перспективы создания Европейского союза и его вклад в строительство миролюбивой и солидарной Европы.

Было сказано о том, что Казахстан и Франция осуществ-ляют политическое сотрудничество, как в двустороннем, так и в многостороннем плане. Они, признавая общечеловече-ские принципы свободы и демократии, сотрудничают в обла-сти защиты и поощрения прав и основных свобод человека, в частности, в соответствующих международных организаци-ях. Они объединяют свои усилия по обеспечению междуна-родной безопасности, предотвращению конфликтов и обеспечению примата международного права в отношениях между государствами.

Договор предусматривает проведение регулярных кон-сультаций на соответствующих уровнях для обмена мнения-ми как по двусторонним отношениям, так и по междуна-родным проблемам, представляющим общий интерес, в осо-бенности по основным вопросам безопасности и сотрудниче-ства в Европе с целью наиболее полного сближения своих позиций в этих областях и, при необходимости, проведения совместных или согласованных действий. С этой целью встречи на высшем уровне организуются по приглашению сторон, а министры иностранных дел встречаются не менее одного раза в год Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой. Договор (с 13 ноября 1994 года). // Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.