реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеэкономические и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга

Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от последствий августовского кризиса 1998г.

В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:

- стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста экспорта;

- изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное сальдо на протяжении двух кварталов подряд;

- стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города начиная со 2-го квартала 1999 г.;

- стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.

Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города.

Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.

1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга

С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54% от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).

Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и другие сырьевые товары.

По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место - 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за Китаем идут Бельгия, затем

США. Стабильно велик экспорт в Финляндию - 6% и в страны СНГ.

Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.

В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке.

Диаграмма 3.

Таблица 3: структура экспорта/импорта.

Всего

В том числе:

Экспорт

Импорт

Дальнее зарубежье

Страны СНГ

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Всего

2101,5

2329,2

1962,9

2129,5

138,6

199,7

в том числе:

Продовольственные товары и сырье для их производства

25,2

1138,2

17,8

1030,6

7,4

107,6

продукция топливно-энергитического комплекса

16,4

11,7

14,9

11,7

1,5

0,0

продукция нефтехимического комплекса

135,4

251,5

123,7

239,7

11,7

11,8

Кожевенное сырье, меха и изделия

10,5

2,5

10,4

2,3

0,1

0,2

Древесина и изделия из нее

162,7

98,7

156,7

93,8

6,0

4,9

Одежда, обувь

49,8

16,1

48,0

12,2

1,8

3,9

Черные и цветные металлы

433,2

103,6

425,0

83,4

8,2

20,2

Продукция машиностроения

1135,7

530,8

1041,3

496,3

94,4

34,5

Прочие товары

132,6

176,1

125,1

159,5

7,5

16,6

Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.

Диаграмма 4.

Диаграмма 5

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения (23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

Диаграмма 6.

Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности

Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес- представительств города за рубежом:

- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;

- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;

- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;

- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:

- В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и Туркмению;

- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;

- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения.

Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).

В заключение хотелось бы сказать, что,

- во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;

- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.

Глава II.

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”. - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. - с. 279.

В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);

- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

- Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);

- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.

Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.

В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:

Совет Государств Балтийского моря;

Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;

Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн.долл.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря.

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях: - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». - Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;

улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;

развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;

развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;

развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;

развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;

достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.

Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить наиболее значимые:

программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;

программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;

программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.

Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского моря - межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

по содействию демократическим институтам и правам человека;

по экономическому сотрудничеству;

по ядерной безопасности;

а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.

В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.

Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

- Развитие Северо-Западного речного порта;

- Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .

ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.

Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:

расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;

согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;

обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.

Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.

Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.

СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.

Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации.

Заключение.
В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные связи.

Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.

В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:

Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба.

Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для автора являлось не менее важной целью.

Список использованных материалов.

Периодические издания:

1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).

2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.

3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.

4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001.

5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000.

6. Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. - СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.

7. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

8. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.

9. Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.

10. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).

11. Investor's Handbook: Saint-Petersburg, 2000.

Интернет-источники:

1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: http://www.expert.ru.

2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:

http://www.spb.ru.

3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг: http://www.rbc.ru.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.