реферат бесплатно, курсовые работы
 

Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе

Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе

3

Тема: «Казахстанско-Канадские внешнеполитические связи на современном этапе».

Содержание

  • Введение 3
  • Глава I. Международные отношения в Республике Казахстан 7
  • 1.1. Казахстан в мировом сообществе. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения 7
  • 1.2. Министерство иностранных дел Республики Казахстан 12
  • Глава II. Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе. 19
  • 2.1. Казахстано-Канадские отношения 19
  • 2.2. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан 27
  • Заключение 31
  • Список использованной литературы 33

Введение

В обращении к народу с традиционным ежегодным посланием, где подводятся итоги первых пяти лет независимости. Президент Республики Казахстан Нурсул-тан Назарбаев подчеркнул: "Без международного признания, гарантий гра-ниц со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии со-циальной сферы оставались бы пустым звуком". Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с. С. 569-570.

Показателем укрепления государственности и его международного авторитета является то, что Республику Казахстан признали 117 государств мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. В Казахста-не открыты более 40 посольств зарубежных стран и 16 представительств международных организаций. Более чем в 40 странах мира Казахстан от-крыл свои дипломатические представительства, стал полноправным чле-ном ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участни-ком важнейших международных конвенций, договоров Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь. - С. 5..

Процесс вхождения Казахстана как нового государства в мировое сообщество зависит, прежде всего, от выбранного страной курса во внешней и внутренней политике. Установле-ние равноправных дипломатических отношений с другими государствами, двустороннее и многостороннее сотрудничество, проводимые в стране, ре-формы представляют огромный интерес для исследования.

Целью исследования является изучение Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе, их эффективность и результативность в повышении благосостояния населения, выяснение причин успеха и неудач, определение значения реформенных процессов в Казахстане как элементов геополитики, становления и развития государства, так и для его междуна-родного положения.

Казахстанская внешняя политика основывается на полном учете уча-стниками международных отношений взаимных интересов. В целом, внешнеполитический курс Казахстана формируется с учетом следующих основных моментов: во-первых, международные отношения оказывают позитивное воз-действие на проведение экономических и политических реформ и модер-низацию внутри страны; во-вторых, благоприятная международная обстановка может быть создана лишь на политической основе вместе с соседними государст-вами и прежде всего с Россией и Китаем, а также заинтересованными странами, такими как США и Канада.

Актуальность проблемы обусловливается новым геополитическим положением Республики Казахстан. Лишь после обретения Казахстаном государственной независимости начались реформы во всех сферах общест-венно - политической жизни страны, самостоятельная внешняя политика, также признание его мировым сообществом.

Актуальность исследования возрастает в силу приграничного гео-графического положения Казахстана с Россией, Китаем, молодыми госу-дарствами Центральной Азии. Это дает возможность широкого использо-вания богатых потенциальных ресурсов в развитии многопланового, мно-гополюсного, масштабного сотрудничества не только с соседними госу-дарствами, но и с Европой, Азией и Америкой. Казахстан может служить уникальным Евроазиатским мостом прогресса в XXI веке, и это актуализирует как со-временный этап развития, так и безопасность государства. Диапазон поли-тических аспектов этих взаимоотношений весьма широк. Он включает в себя спектр проблем от традиций народов до уровня современных контак-тов, способных оказать благотворное влияние на региональное участие Казахстана, как в Европе, так и в АТР.

Актуальность темы определяется также вовлечением в реальные процессы взаимоотношений (политические, общественные, экономиче-ские, культурные) множества людей, государственных институтов, различ-ных предпринимательских структур зарубежных стран.

Задачами исследования являются изучение и анализ сотрудничества и форм международных отношений в Казахстане и в частности Казахстано-Канадских внешнеполитических, экономических, культурных связей на современном этапе, определение факторов влияющих на это сотрудничество, их оценка и прогноз.

Предметом исследования является анализ сотрудничества Казахстана и Канады, их особенности. На примере взаимоотношений Казахстана и Канады рассматривается, что в силу объективного развития современной цивилизации, мировой эконо-мики, техники и технологии все страны, независимо от своего положения и места в мировом сообществе, втянуты в глобальную систему взаимосвя-зей, качественно новый характер партнерства между странами и его значение для оздоровления и обеспечения устойчивости всей международной обстановки и в частности в АТР.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе «Международные отношения в Республике Казахстан» рассматриваются вопросы МЭО Казахстана в мировом сообществе, современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения, работа Министерства иностранных дел Республики Казахстан, хроника внешней политики независимого Казахстана: 1991-2001 годов.

Во второй главе «Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе», освещаются вопросы МЭО Казахстана в АТР и с Канадой в области политики, экономики и культуры, торговли, инвестиционного кредитования, сотрудничества в строительстве, на транспорте, в предпринимательстве, и т.д., развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан на 2001 год.

В заключении даётся оценка современного состояния МЭО в Казахстане и Казахстано-Канадского сотрудничества, перспективы развития совместных проектов, экспортно-импортных торговых взаимоотношений.

Новизна исследования вопросов Казахстано-Канадских связей на современном этапе, определяется вышеизложенным, и в частности изменением международной обстановки, ростом авторитета Республики Казахстан, увеличением и расширением межгосударственного сотрудничества между Республикой Казахстан и Канадой.

Но в любом случае, идет попытка сохранения баланса сил как внутри страны, так и за ее пределами. И если внутри страны, эта практика более или менее эффективна, то на внешней арене, у Казахстана уже сейчас возникает проблема с геополитическими приоритетами и выбором стратегии.

Основными источниками, явились межправительственные Договора, книги Н. Назарбаева, К. Токаева, статьи Е. Ертысбаева, Г. Б. Хана, Л. С. Суворова и другие.

Например, г-н Токаев, имеющий дипломы Пекинского лингвистического института и Дипломатической академии МИД РФ, является автором нескольких книг документального, публицистического и исторического характера, многих статей по вопросам внешней политики. Изыскания в данном направлении позволили ему успешно защитить в Москве докторскую диссертация по теме "Внешняя политика Казахстана в период становления нового мирового порядка" и получить научную степень доктора политических наук.

Также использовался сборник выступлений, статей и исследований известного политика и исследователя Е. Ертысбаева, Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.

в котором анализируются ключевые события политической жизни Казахстана в 1990 - 2000 гг. Автор приводит документальные свидетельства событий, подкрепляет анализ статистическими данными, историческими сравнениями, богатым сравнительным материалом.

Глава I. Международные отношения в Республике Казахстан

1.1. Казахстан в мировом сообществе. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения

Прошло более десяти лет. За это время произошли значительные коли-чественные и качественные изменения в экономике республики: она стала открытой. Со многими странами ближнего и дальнего зарубежья установле-ны экономические отношения, из года в год растет объем экспорта - импор-та.

Преодолевая определенные трудности, казахстанские товары постепенно пробивают дорогу к мировым рынкам, где находят свою нишу. "На сегодня суверенитет Казахстана признан всей мировой общественностью. И мнение сейчас о нем другое. Международное сообщество теперь уже не приглядыва-ется к нам, не проверяет, на что мы способны, а налаживает с нами связи", - отметил Президент Республики Казахстан Н. А.. Назарбаев в своем выступле-нии на заседании коллегии МИД 14 сентября 1998 г. Николаев В. Укреплять международные позиции Казахстана. // Казахстанская правда, 1998, 15 сентября.

Современное состояние международных отношений, можно охарактеризовать несколькими главными тенденциями глобального и регионального масштабов:

Первое. Снижение эффективности сложившейся системы безопасности и попытки создания новой системы безопасности, а также трансформация роли ООН. Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г., с. 5. При этом Соединенные Штаты стремятся закрепить свое доминирующее положение в международных делах.

Ключевая роль в трансформации существующего мирового порядка отводится НАТО. Таким образом, Североатлантический блок реально становится важнейшим инструментом закрепления мирового лидерства США и одним из главных регуляторов процессов международной безопасности, куда также входит и Канада.

Эти стратегические ориентиры нашли свое отражение в новой Стратегической концепции НАТО, принятой в Вашингтоне на юбилейном саммите Североатлантического альянса. Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.) с. 2. Стратегическая концепция НАТО обозначила новые подходы Альянса к обеспечению безопасности, влияющие на всю систему сложившейся международной безопасности.

Второе. Противоречия между Россией и США. В течение последних лет разногласия между РФ и США были кристаллизованы в нескольких проблемных узлах: 1) операция НАТО в Косово; 2) стремление США к пересмотру Договора о противоракетной обороне. Появление новых ядерных держав и ослабление бывшего главного контрпартнера - России толкают США на ревизию Договора о ПРО. В целом, в сложившихся условиях сохранение Договора о ПРО от 1972 г. больше выгодно России, нежели США. Разрыв Договора окончательно закрепит второстепенную роль РФ по отношению к США в военно-политической области в мировом масштабе. 3) война на Северном Кавказе и маршруты основных экспортных трубопроводов на Каспии.

Третье. Военно-политическое противостояние США и Китая. По мере роста политической и экономической мощи КНР, Вашингтон проявляет все большую обеспокоенность формированием влиятельного полюса, который может стать реальным противовесом американскому мировому лидерству.

Роль Китая как глобального стабилизатора наглядно проявилась в ходе финансово-экономического кризиса в Юго-Восточной Азии. Важную стабилизирующую роль Китай играет и в урегулировании обострившегося в последние годы противостояния Индии и Пакистана.

При этом американская стратегия направлена на всемерное сдерживание растущего влияния Китая для обеспечения жизненно важных интересов США в азиатском регионе и мире. За последнее время произошло значительное ухудшение китайско-американских отношений по двум основным позициям: противоречия по косовской проблеме и намерение Вашингтона включить Тайвань в американо-японскую систему ПРО ТВД.

Вместе с тем, несмотря на существование острых проблемных узлов, обе стороны заинтересованы в налаживании стабильных и партнерских отношений, прежде всего в экономической области. Китай нуждается в Соединенных Штатах как в экспортном рынке, а также с точки зрения инвестиций и технологий. Вероятно, в ближайшее время экономические интересы не дадут руководству КНР и США допустить чрезмерного спада в отношениях, тем более перехода к открытой конфронтации.

Четвертое. Одним из ключевых факторов геополитики в начале XXI века будет, скорее всего, увеличение стран, обладающих ядерным оружием.

Об опасности "ядерной" тенденции говорит тот факт, что сегодня насчитывается свыше десятка пороговых стран, способных создать или желающих приобрести ядерное оружие (Индия и Пакистан, Израиль, ЮАР, Иран, Ливия, Аргентина, Бразилия, Северная Корея, Ирак, Тайвань, Южная Корея). Кроме этого, к пороговым государствам можно причислить страны, имеющие развитую атомную промышленность.

Ряд пороговых стран находится в сложных, а порою и враждебных отношениях с США. Увеличение ядерных государств представляет реальную угрозу обеспечению глобальной безопасности. А наличие его у политически нестабильных государств резко повышает потенциальную вероятность применения ядерного оружия.

Учитывая указанные выше теоретические и практические складывающиеся международные условия, Республика Казахстан демонстрирует свое видение международных отношений. Казахстан не является в них крупным игроком. В этой связи он должен адекватно оценивать свой потенциал, геополитическое положение, возможности своей внешней политики. В книге "Под стягом независимости" премьер-министр Казахстана К. Токаев, долгое время занимавший в правительстве пост министра иностранных дел, пишет: "В самом деле, было бы непонятно и даже смешно, если бы Казахстан стал претендовать на лидирующие позиции в международных вопросах, которые не соответствуют его статусу. В то же время было бы неоправданным замкнуться в кругу собственных проблем и индифферентно взирать на происходящее вокруг".Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы, Б1л1м 1997. - с. 14

Исходя из этого, внешнеполитический курс Казахстана является отражением состояния современных международных отношений. С периодом обретения суверенитета, независимости, отхода от монополии коммунистической идеологии Казахстан выдвинул ряд внешнеполитических принципов, а вместе с ними действий и инициатив.

Первое. Важным принципом казахстанской внешней политики выступает многовекторность. Речь в первую очередь идет об обеспечении собственной независимости, а также возможности принимать наиболее оптимальные решения посредством построения взаимовыгодных отношений со всеми государствами. Данный принцип предполагает поиск баланса сил в сотрудничестве с разными геополитическими и экономическими "центрами силы". Так, находясь между Россией, Китаем и мусульманским миром, Казахстан развивает сотрудничество со всеми, параллельно развивая отношения с мировым лидером - США, крупнейшим международным рынком - ЕС, а также странами АСЕАН, Японией и Канадой.

Казахстан установил сотрудничество со всеми основными институтами международного сотрудничества - форумами и организациями.

Второе. Укрепление глобальной и региональной безопасности. Важнейшим шагом, стал отказ от ядерного оружия. Республика сотрудничает с различными международными организациями, обеспечивающими безопасность, такими как ОБСЕ, МАГАТЭ, НАТО и другие, присоединилась к таким договорам как ДНЯО, ДВЗЯИ, РСМД и прочие.

Также значительным действием стало вступление Казахстана в систему Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который является пока единственным реальным инструментом обеспечения внешней безопасности государства в регионе. Еще одним шагом в области укрепления международной и региональной безопасности стала инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), высказанная на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Важное место в обеспечении национальной безопасности является участие Казахстана в такой организации, как "Шанхайская пятерка". В рамках этого форума обеспечено взаимное доверие в области границ пяти стран-участниц, что существенно укрепляет региональную безопасность.

Третье. Развитие регионального сотрудничества. Помимо вопросов безопасности и многовекторности, а также с учетом мировой тенденции экономической глобализации, Казахстан выдвинул и поддержал ряд инициатив по региональному сотрудничеству, наиболее значимыми из которых явились: Содружество Независимых Государств, Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), Евразийское Экономическое Сообщество, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и др.

Интеграция в Центральной Азии является важнейшим приоритетом в развитии государств региона, вопросы создания рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем безопасности, вопросы водообеспечения и проч. В частности, 30 апреля 1994 г. подписан трехсторонний Договор о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (г. Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения Решением Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998 года) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.

Интеграционные процессы в СНГ проходят с различной скоростью, в этой связи им необходимы различные подходы. Так, были созданы различные блоки - ГУУАМ, Таможенный Союз, Интеграционный Комитет и проч. В 1993 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского союза, предполагающую кардинально новые подходы к интеграции на постсоветском пространстве. В 2000 г. эта идея нашла свое практическое воплощение в создании Евразийского Экономического Союза.

Для политиков и деловых людей Запада Казахстан представляет инте-рес в первую очередь как источник сырья, рынок сбыта с дешевой рабочей силой. Н. А. Назарбаев в работе "Казахстан-2030" отмечает, что "... как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных" Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. 1997. стр .6

. К этим странам можно отнести Нигерию, То-баго, Венесуэлу. Их пути не должен повторить Казахстан.

1.2. Министерство иностранных дел Республики Казахстан

Министерство иностранных дел Республики Казахстан призвано осуществлять внешнеполитический курс, направленный на дальнейшее укрепление суверенитета, политической и экономической независимости, территориальной целостности, нерушимости границ и полноправного членства Республики Казахстан в мировом сообществе, как государства, которое твердо придерживается основополагающих принципов международных отношений Устава ООН, прагматичного и конструктивного подхода во внешнеполитических делах, а во внутренних - привержено политике гражданского мира, стабильности, демократизации общественного устройства и соблюдения прав человека.

«Внешняя политика - это атрибут любого государства, показатель его суверенитета и самостоятельности, способности представлять и защищать свои национальные интересы в мировом сообществе. Едва ли в мире найдется государство, не имеющее своего внешнеполитического органа.» Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.

Происходящие в мире события, новые тенденции в международных отношениях, активное развитие процессов глобализации на рубеже веков значительно изменили характер дипломатии - она становится более прагматичной, динамичной, экспертной с точки зрения решения отраслевых задач - экономика, финансы, экология, военная сфера, международный терроризм, организованная преступность, наркотики.

Именно с этих позиций Республикой Казахстан предложена адаптированная Концепция внешней политики Казахстана, одобренная Советом Безопасности страны. Экономическая составляющая все больше превалирует во внешнеполитической деятельности многих стран. Казахстан не является исключением. Внешние глобальные экономические перемены требуют активной и согласованной работы со стороны внешнеполитического ведомства и других министерств РК.

Современные международные отношения - это комплекс двустороннего и многостороннего сотрудничества между государствами не только в экономике, но и в области безопасности, политики, международного права, социальных, гуманитарных, культурно-исторических и целого ряда других проблем. Все они взаимосвязаны и тесно переплетены. Подтверждением может служить, например, тема Каспия, где сходятся воедино многие важнейшие проблемы - геополитика и военные аспекты, нефтедобыча и транспортировка, инвестиции и экономическая безопасность, правовой режим и делимитация, экология и дальнейшее развитие региона и др. Наша задача здесь состоит в том, чтобы внимательно отслеживать все нюансы каспийской политики каждого из "игроков", делать все, чтобы эта чисто экономическая проблема не переросла в проблему политическую, решалась справедливо, равноправно, с учетом взаимных интересов.

Сегодня, по экспертным оценкам, казахстанской экономикой получено более восьмидесяти процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный Банк включил нашу страну в двадцатку наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран мира.

Отрадно, что экспорт Казахстана в 2000 году в стоимостном выражении увеличился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом. Однако его структура завязана на нескольких товарных позициях и почти на 70% представлена в виде сырья.

В тех случаях, когда за рубежом в отношении казахстанской продукции инициируются антидемпинговые расследования со стороны органов страны-импортера, МИД внимательно отслеживает складывающуюся ситуацию и координирует работу соответствующих ведомств и дипломатических представительств республики по защите отечественных экспортеров. Например были отменены антидемпинговые пошлины, наложенные американской стороной на титановую губку (июль 1998 года), уран (июль 1999 года), ферросилиций (август 1999 года), сняты санкции Индии на казахстанский феррохром (декабрь 2000 года), прекращены антидемпинговые разбирательства со стороны Колумбии и Аргентины в отношении сталелитейной продукции, произведенной в Казахстане.

Подтверждением международного признания успехов Казахстана в последовательном проведении рыночных преобразований и либерализации экономики служит решение Совета Европейского Союза о внесении поправок в антидемпинговое законодательство, принятое 9 октября 2000 года. В соответствии с данным решением ЕС признает Казахстан как государство с рыночной экономикой. В настоящее время казахстанские дипломаты предпринимают активные шаги и по вопросу отмены действия так называемой поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту США 1974 года в отношении республики и предоставления Казахстану безусловного статуса страны наибольшего благоприятствования в торговле с Соединенными Штатами и Канадой.

В частности, в целях корректировки экономической политики в августе 2000 года на расширенном заседании правительства глава государства поручил всем министерствам и ведомствам республики, в том числе МИДу, активизировать работу по развитию отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного сырья, третьих и четвертых переделов в металлургическом комплексе. Шел разговор и о реанимации сельхозмашиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительстве дорог, развитии транзитно-транспортного потенциала. Была подчеркнута необходимость стимулирования импортозамещения, а также создания предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих инфраструктуру крупных промышленных предприятий. Такие конкретные задачи поставлены и перед внешнеполитическим ведомством республики.

В развитии транзитного потенциала предстоит решить проблему удешевления транспортной составляющей нашего экспорта-импорта, развития транзитных маршрутов. В этом ряду чрезвычайно перспективным выглядит организация транзита по маршруту Юго-Восточная Азия - Казахстан - Россия - Европа, а также по оси Север - Юг. Активная защита за рубежом интересов казахстанского бизнеса и экономических субъектов - новая приоритетная задача нашей дипломатии. Она четко прописана в адаптированной Концепции внешней политики РК. В экономическом контексте необходимо расценивать и решение о создании в системе МИД РК Комитета по инвестициям на базе бывшего самостоятельного соответствующего агентства

Общеизвестно, что внешняя политика - дорогое удовольствие. От этого факта никуда не деться. Но казахстанские дипломаты также понимают и необходимость обеспечения высокой отдачи от вложенных средств.

Только нормальные и партнерские отношения в политической сфере между государствами создают необходимые условия для всемерного развития и укрепления взаимовыгодного экономического сотрудничества. Поэтому было бы не совсем правильно разделять, а тем более противопоставлять внешнюю политику и внешнеэкономическую деятельность. Это две стороны единого процесса обеспечения национальных интересов страны.

Казахстанские дипломаты стремятся выполнять адресованное к ним требование президента: "Ваш долг - создать максимально благоприятные внешние условия для нашего поступательного внутреннего развития, гармоничной интеграции Казахстана в глобальные и региональные процессы в качестве крупного регионального государства". Назарбаев Н. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь .С. 5.

Важное место в политической элите современного Казахстана занимает премьер-министр РК Касымжомарт Кемелевич Токаев. Касымжомарт Токаев - одна из самых известных и знаковых фигур в президентской администрации Республики Казахстан. По сути дела, на сегодняшний момент, г-н Токаев - один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах государственной власти. 25.07.01 Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR) Представительство Международного Центра социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS), с. 6.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.