реферат бесплатно, курсовые работы
 

Сепаратистко-сигхское движение в штате Пенджап в Индии

Заметная диспропорция регионального развития. Англичане в свое время модернизировали сельское хозяйство Пенджаба, и уровень жизни в этом штате был выше, чем в целом по стране.

Заметны культурные и религиозные противоречия между индусами и сикхами.

Много лет существовала партия (“Акали дал”), ставящая своей главной целью обеспечение религиозных интересов сикхов и для достижения этой цели стремящаяся изменить существующие положение в культурно-языковой, социально-экономической и политической сферах жизни.

Имели место провокационные действия Пакистана (не без помощи США).

Сепаратистские настроения в Пенджабе стимулировала помощь сикхской диаспоры из-за рубежа. (Большое количество сикхских эмигрантов проживает в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании)

Честолюбивые замыслы амбициозных деятелей, которые стремились увлечь массы обещаниями “райской” жизни.

Сикхский сепаратизм развивался на фоне общего подъема сепаратистских сил в Индии и был основным его проявлением.

В 1948 году появляется идея создания пенджабиязычного штата. Члены законодательного собрания Пенджаба предоставили в Учредительное собрание Индии, которое занималось разработкой Конституции страны, специальный меморандум с требованием создания штата с сикхским большинством. Требование было отвергнуто. Здесь стоит разобраться с тем, почему индийские власти решили именно так. Во-первых, в то время в Пенджабе проживало 62% индусов и 35% сикхов, однако мест компактного проживания ни тех, ни других не было. Следовательно, если бы требование было удовлетворено, пришлось бы переселять огромные массы людей. Во-вторых, власти опасались, что создание штата с сикхским большинством спровоцирует появление новых сепаратистских идей о полном отделении штата, как оно впоследствии и произошло. В 1953 году “Акали дал” направляет повторное требование о создании Пенджаби суба, т.е. пенджабиязычного штата, но уже в Комиссию по реорганизации штатов.

Следует иметь ввиду, что отмеченное выше соотношение религиозных общин в штате не совпадало с величинами языковых групп населения. Дело в том, что на пенджаби говорили не только сикхи, но и многие индусы, поэтому в процентном соотношении в штате пенджабиязычное населения составляло 51%, а хиндиязычного - 49%.

Индусское население штата выступило против создания Пенджаби суба, т.к. фактически это означало бы дискриминацию индусов (этого мнения придерживались те индусы, которые составляли торгово-промышленную элиту штата, т.к. их интересы сталкивались с интересами сикхов-джатов, традиционно занимающихся сельским хозяйством). Так или иначе, но теперь к религиозным противоречиям добавляются еще экономические и культурно-языковые.

Для лидеров сикхского сепаратистского движения создание Пенджаби суба было не самоцелью. Они надеялись на большее - на независимость от Индии.

Лидер партии “Акали дал” Тара Сингх заявляет, что “прикрытие лозунгом пенджабиязычного штата прекрасно служит целям создания независимого сикхского государства, поскольку такой лозунг не задевает национализма” Jones K.W. Communalism in Punjab?: Arya Samajis contributions// Journal of Asia Studies.- Baltimore-1968.Vol. 28, №1. - P. 40.

.

На несогласие индийского правительства с их требованиями создания Пенджаби суба сикхи прореагировали очень бурно. В 1954 г. появляются многочисленные заявления о вмешательстве властей в их религиозные дела. Индийское правительство обвинили в шовинизме. Акалийские лидеры подталкивали сикхскую общественность к акциям гражданского неповиновения. В следующем году в Амритсаре прошел “митинг с обнаженными кирпанами”, 200 тысяч сикхов демонстрировали свою военную мощь. Тара Сингх объявил голодовку, которую он намеривался закончить только в случае достижения всех своих целей. Индийские власти прореагировали на это довольно жестко: 60 тысяч человек было задержано полицией, 10 тысяч из них были брошены в тюрьмы.

В 1956 году был принят закон о седьмой поправке к Конституции, которая ликвидировала прежнее деление штатов на три категории. Это означало, что все 14 штатов были отныне в равноправном положении.

В основу реорганизации был положен лингвистический принцип, т.е. к 1956 году все штаты за исключением Пенджаба были реорганизованы по языковому принципу. Это, безусловно, не могло не повлиять на сикхов, и они заговорили об их дискриминации.

Тара Сингх заявил: “Сикхи с их внешними отличительными символами могут сохраниться как отдельная община только в том случае, если у них будет власть и они смогут покровительствовать сохранению этих символов”. В подкрепление своих слов он объявил голодовку Gordon J.H. The Sikh. Patiala. 1970. - С. 38..

Следует заметить, что требования сикхских лидеров со временем возрастают. Если ранее они требовали сикхского большинства в штате, что непременно привело бы сикхов к власти, то теперь, не добившись этого, сикхские лидеры желают невозможного: признания сикхов, т.е. меньшинства, титульной нацией штата. Однако у власти находился Джавахарлал Неру, которого некоторые индийские журналисты того времени квалифицировали как жесткого политика Kapur Anup Chand. The Punjab crisis. NY. Princeton. 1987. . Он, конечно, не допустил этого “националистического” (по мнению индусов) пути решения проблемы. Тогда сикхи были вынуждены уменьшить свои аппетиты на некоторое время, взамен они добиваются создания комиссии по расследованию вопроса “дискриминации сикхов”. Результаты не могли понравиться “Акали дал”: комиссия не обнаружила здесь никакого криминала. Многие акaлисты перешли под знамена ИНК Бельский А.Г, Сикхи. Сепаратизм и религия. М.: “Наука” , 1997. - С. 24. .

В 1965 году произошел раскол “Акали дал”. Одна ее часть поддерживала прежнего лидера - Тара Сингха, а другая - Фатеха Сингха. Он, как никто другой подходил на роль харизматичного сикхского лидера: Фатех принадлежал к земледельческой касте джатов - самой влиятельной касте среди сикхов. Его соперник, Тара Сингх, принадлежал к другой касте дхатри (той самой, к которой принадлежали все десять сикхских гуру). Впрочем, доминирующей кастой были все-таки джаты. Они составляли 60% сикхов Jaffrey R. What`s happening to India? Punjab, ethnic conflict, Mrs Gandhi`s death &the test for federalism. London. Macmillan Press. 1986. - Р. 48. . Сикхские лидеры не раз играли на кастовых различиях. Так С. Кайрон, возглавив Пенджабский ИНК, подчеркивал, что он “первый лидер из джатов”

Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956. - Р. 23.

. И конечно, Фатех Сингх, постоянно подчеркивавший свой “сельский имидж”, был ближе простым представителям земледельческой касты (а они, как уже отмечалось ранее, составляли большинство). Этим можно объяснить успехи его “Акали дал (Сант)” на выборах в так называемый религиозный парламент сикхов ШГПК в 1965 гг. Симпатии многих сикхов были на стороне Фатеха Сингха во время его активного участия организации отпора китайской агрессии против Индии.

В 1964 г. умирает Неру. Кайрону приходится уйти в отставку. Поэтому вновь усиливаются. (Теперь во главе Пенджабского ИНК не стоит непримиримый врагсоздания Пенджаби суба.) Но в течениевнутреннихсобытий вмешивается внешний фактор: индо-пакистанский конфликт.Сикхи вновь участвуют в военных действиях противиностранногопротивника. В обстановке общего подъема патриотических настроений сикхский сепаратизм слабеет. (Впрочем, военно-патриотический аспект на поверку оказывается не столь однозначным: в декабре 1966 года Генеральный инспектор пограничных войск Пенджаба заявил, что пакистанская межведомственная разведка ISI небезуспешно работает над тем, чтобы создать террористические группировки сикхов на своей территории, а также обеспечить их оружием).

Результатом потепления отношений между двумя общинами становится принятие в 1966г. решения о реорганизации Пенджаба. В результате перекройки прежний штат Пенджаб был разделен на три части:

Новый хиндиязычный штат Харьяна.

Другие хиндиязычные районы включаются в Химчал Прадеш.

Собственно штат Пенджаб, в котором сикхи составляли большинство.

Однако это действие не только не решило старые проблемы, но и создало новые (чисто территориального характера). Индийские власти решили сделать Чандигарх столицей двух штатов и Харьяны, и Пенджаба. При этом Чандигарх на правах “союзной территории” управлялся бы центром. Сикхов это не устраивало. Напряжение в штате вновь стало возрастать. Для ее разрешения индийское правительство предложило в обмен на Чандигарх отдать два города Абохар и Фазилк. Однако эти города не примыкают к Харьяне, а следовательно, были необходимы коридоры для связи с этим штатом. Это оказалось неприемлемо для пенджабцев.

Глава 2. Динамика развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-2001 годы.

2.1. Развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-1983 годы.

В конце 1966 г. в штате Пенджаб проживало 14,5 млн. сикхов (65%) и лишь 7,7 млн. индусов (35%). Акалисты наконец-то добились создания штата со значительным сикхским большинством. Но в дальнейшем стала заметна тенденция к дезинтеграции сикхской общины. Причины этого, по-моему, следует искать в действиях акалийских лидеров. Еще в 1965 г., как отмечалось выше, “Акали дал” была разделена на две части - “Акали дал (Сант)” и “Акали дал (Тара)”. Таким образом, в новом штате не существовало единой партии, представляющей интересы всех сикхов. Предвыборные программы АД (Сант) и АД (Тара) были ориентированы на разный электорат: АД (Сант) защищала интересы земледельцев-джатов, добиваясь решения аграрных и водных проблем, а АД (Тара), поддерживаемая более образованными слоями (кшатриями), видела свою основную задачу в развитии просвящения и решении языкового вопроса - преподавания пенджаби на гурмукхи во всех школах Пенджаба и Харьяны.

Дробление некогда единой сикхской партии продолжилось. Появились “Акали дал” Гурмана Сингха, “Акали дал” С. Лонговала, а также Объединенная “Акали дал”. Новые сикхские лидеры быстро набирали политический вес.

Отмеченная выше тенденция привела к тому, что на выборах 1967 г. ни одна из фракций АД не получила большинства голосов (даже в коалиции друг с другом). К власти пришло правительство Объединенного фронта во главе с Гурманом Сингхом. В 1969 г. умирает Тара Сингх и его “Акали дал” сливается с партией Фатеха Сингха. Этот факт показал значимость политических деятелей харизматичного толка, способных сплотить вокруг себя вчерашних противников в и различные социальные группы (разумеется, здесь проявляется традиционная роль личности в сикхском обществе). Политическое сплочение сикхов принесло свои плоды: уже в 1969 году на “внеочередных выборах” в законодательное собрание Пенджаба новая “Акали дал” завоевала 43 места (ИНК - 38, коммунисты - 6, “Джан сангх” - 8 ). Усиление сикхского политического влияния насторожило центральное правительство. В 1971 году в штате на полгода вводится президентское правление. В ответ на это Дж.С. Чаухан (известный ученый-сикх, член партии “Акали дал”) выдвигает лозунг о создании “Халистана”.

В период нестабильности сикхская партия нуждалась в помощи и поддержке. И эту функцию взял на себя “сикхский религиозный парламент” - “Широмани гурдвара парабандах комити”. Это обстоятельство как нельзя лучше повлияло на имидж “Акали дал”. Она получила поддержку религиозных лидеров. А как известно апелляция к религиозным чувствам оказывает сильный политический эффект, демонстрируя огромную мощь религиозных идей и символов в деле мобилизации верующих. Это во многом способствовало дальнейшей радикализации “Акали дал”.

Один из лидеров АД Р. Капур заявляет: “Конечная цель национальной интеграции - так, как она осуществляется сегодня, - состоит в индуизации всех религиозных, культурных, этнических меньшинств в Индии. Такая интеграция в конечном счете рассчитана на то, чтобы втянуть сикхов обратно во всеядное чрево индуистского общества, откуда нет возврата” Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956. - Р. 154.. Такие высказывания скорее всего были спровоцированы заявлением центрального правительства о том, что сикхизм - всего лишь секта индуизма, а следовательно, ни о какой религиозной борьбе не может идти и речи.

В следующем году умирает другой сикхский лидер - Фатех Сингх. И на этот раз смерть лидера дестабилизирует обстановку в Пенджабе: на выборах 1972 г. “Акали дал” получила всего 24 места. Такая расстановка сил вполне устроила правительство в Дели, видимо поэтому данное правительство Пенджаба находилось у власти весь срок, установленный Конституцией - до 1977 года. Тем более, что правительство Пенджаба возглавил умеренный акалист, лояльный к индийским властям Заил Сингх - будущий президент Индии. В 1975г. произошел очередной раскол “Акали дал” на умеренных и экстремистов. Теперь - это главная разделительная линия внутри сикхского движения.

В 1973 г. “Акали дал” принимает Анандпурскую резолюцию. В ней содержатся обвинения в адрес Индийского правительства. Было заявлено, что “после раздела страны отношение правительства Индии к пенджабцам вообще, и в особенности к сикхам, сводилась к несправедливости, дискриминации, угнетению и насилию, хотя сикхи проявили глубокий патриотизм в борьбе за свободу страны”

India Today за 16.10.1973. . Сикхи требовали предоставления максимальной автономии штату, за центральным правительством оставались бы лишь вопросы внешних сношений, обороны, коммуникаций и выпуск денежных знаков. Были претензии религиозного характера, например, партия добивалась официального запрета на торговлю сигаретами в городе Амритсар, создания гурдвар по всей стране, трансляции сикхских проповедей на пенджаби. Вновь был поставлен вопрос о передаче Чандигарха штату Пенджаб.

В ответ центральное правительство обвинило сикхскую верхушку в “разжигании страстей”, и ни одно из требований “Акали дал” не было принято. В свою очередь позиция “Акали дал” стала жестче и непримиримее.

В 1975 году акалийские лидеры призвали сикхов к проведению акции гражданского неповиновения в ответ на введение чрезвычайного положения. Эта акция проходила под лозунгом “Спасти демократию!”. Тогда же партийный лидер С. Бадал заявил, что “АД всегда выступала поборником демократии и гражданских свобод и теперь будет бороться против этой фашистской тенденции Конгресса, сделавшего большой шаг в направлении диктатуры” Harminder Singh Nanda. Why have the Sikhs taken to extremism?// Expence. Bombay, 1986 . Vol. 1 №6. - P. 192. . Подобные акции прошли по всей стране. В итоге только в Пенджабе было арестовано 40 тысяч человек, что привело к тому, что в 1977 г. на общеиндийских выборах победил не ИНК, а “Джаната парти” (Народная партия).

В 1977 г. состоялись парламентские выборы в законодательное собрание Пенджаба. “Акали дал” получила 58 мест, правительство вновь возглавляет Бадал. Разумеется, основной причиной успеха были внутренние события, но роль при этом играла и общая обстановка в стране и устойчивость центральной власти. В 1978 году происходит стычка между ниранкари и сикхами. Известный французский историк Марк Тюлли объясняет это тем, что “Ниранкари ассоциировались у сикхов с антисикхской индуистской организацией “Арья Самаджи”, которая добивалась ассимиляции сикхов индусами” Jones K.W. Communalism in Punjab?: Arya Samajis contributions// Journal of Asia Studies.- Baltimore-1968.Vol. 28, №1. - P 76. . Весной в городе Амритсар проходило празднование религиозного праздника сикхов. В это же время ниранкари устроили там свою конференцию. Произошло столкновение сикхских фанатиков с представителями ниранкари. На похоронах убитых сикхов очень яркую речь произносит молодой глава “семинарии Дамдами таксал”, который уверяет, что “не позволит, чтобы эти смерти были безнаказанны”. Так на политической арене Пенджаба появилась фигура “деревенского святого”, Санта Джарнаила Сингха Бхиндервале. С.С. Джил (соратник Индиры Ганди) отмечал, что “именно Конгресс стал выращивать Санта Бхиндервале” Горовиц Д., Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение. М.,1993. - С. 219.

. Во время правления партии Джаната, Санджай Ганди работал над различными схемами для того, чтобы ослабить правительство “Джаната парти”, и Гиани Заил Сингх посоветовал ему расколоть “Акали дал” посредством создания сильного соперника тогдашним сикхским лидерам. Таким лидером и стал Д.С. Бхиндервале. В апреле 1978 г. он создал собственную партию Дал Халса. После того, как к власти вернулся Конгресс, наступил звездный час Бхиндервале. Наконец-таки у сикхов появляется новый харизматичный лидер, способный сплотить раздробленную сикхскую общину.

В 1980 г. к власти в Индии снова возвращается Индира Ганди, а значит, что уже стало традицией, центральное правительство распускает сильное, но неугодное ей сикхское правительство. Опять начинается процесс радикализации “Акали дал”. Сотрудничество с ИНК было эпизодом в политической карьере Бхиндервале. Свою дальнейшую судьбу он связывает с радикализмом и экстремизмом. Бхиндервале открыто поддержал экстремистские группировки. Они отомстили ниранкари за гибель сикхов в 1978 году: уничтожили их лидера Баба Гурбачан Сингха. Затем произошло убийство владельца влиятельных в Индии газет Лала Джагат Нарайана. За период с 1981 по 1984гг. было совершенно 1200 различных террористических актов. Террористы захватывали поезда и автобусы, убивали индусов, открывали огонь по большим скоплениям мирных жителей, взрывали жилые дома, угрожали сорвать Азиатские игры 1982 года. Как правило, сикхские террористы за все эти действия брали ответственность на себя. Однако иногда возлагали вину за содеянное на других, например на представителей ниранкари.

Одновременно и Лонговал, стремясь составить конкуренцию Бхиндервале, активизирует свою деятельность. В мае 1981 г. он призвал сикхов к войне за веру - “дхарма юдх”. Он также стремился привлечь их к кампании гражданского неповиновения.

В 1982 году Бхиндервале объявил центром своей партии Золотой храм. Это было очень сильное решение, т.к. теперь он получает статус религиозного лидера. Его начали почитать как живого гуру. Кроме того он активно выступал с призывами к вооруженным восстаниям против “индуистского шовинизма”, угрожал центральному правительству “тысячами разъяренных сикхов”, которые способны на бунт, если штат Пенджаб “не отпустят на волю для того, чтобы народ-мученик смог наконец создать свое независимое государство” Индия: страна и ее регионы. Под редакцией Е.Ю. Ваниной.- М.Эдиториал, УРСС 2000 г. - С. 2.

.

Через год после этого заявления Бхиндервале неожиданно меняет тактику, теперь он не позволяет себе столь громких заявлений как прежде, а лишь замечает, что “не хочет существовать в Индии как бородатый индус, но желает жить в этом государстве как полноценный сикх, имеющий возможность следовать своим обрядам и традициям”. Бхиндервале обвинил Индиру Ганди в том, что она не считается с сикхами, и называет тех, кто борется за независимость штата, горсткой экстремистов. По его словам, если правительство называет 16 миллионов жителей своей страны “горсткой экстремистов”, значит, это никуда не годное руководство, неспособное и недостойное стоять во главе государства.

Трудно сказать, сколько из упомянутых Бхиндервале 16 млн. сикхов действительно придерживались сепаратистских позиций. Однако можно предположить, что таковых было довольно много и определялось это помимо традиционных религиозных, исторических факторов особенностями социальной ситуации в Пенджабе. Как известно, Пенджаб - один из самых экономически развитых районов Индии. В период “зеленой революции” правительство развивало аграрный сектор этого штата больше, чем какого-либо другого. В результате, 45% сельскохозяйственной продукции Индии производится именно в Пенджабе. Основная масса трудоспособного населения штата (а именно 71%) занята в аграрном секторе. Однако все перерабатывающие сельскохозяйственное сырье заводы находятся вне Пенджаба, т.е. их строили в пограничных ним штатах Химчал Прадеш, Утар Прадеш, Раджастан. Сами сикхи усматривают в этом дискриминацию своего штата со стороны властей. Значительные доходы от развитого сельского хозяйства давали возможность тратить определенные суммы на социальные нужды, главным образом на образование, в том числе и высшее. С 1947 года по 1979 год уровень грамотности населения в штате увеличился с 13% до 65% (в среднем по Индии - 30%).

Сикхская молодежь, получившая высшее и среднее образование, не желала возвращаться “на землю”, но она не могла и найти себе работу в городе, т.к. промышленность развита слабо, а те немногие промышленные предприятия, которые вообще существуют, давно контролируются индусами, в других же штатах выходцев из Пенджаба встречали весьма недоброжелательно. Естественно, многие из тех, кто не смог найти себе применение в мирной жизни, встали на опасный путь экстремизма (нечто похожее произошло в 70-х гг. на Шри-Ланке). Их привлекал призыв к независимости Пенджаба, где они уж, конечно, окажутся востребованы! Таким образом, в рассматриваемое время в Пенджабе было довольно значительное число сторонников экстремизма и сепаратизма, причем какая-то доля вины за это лежит на центральном правительстве, на его необдуманной политике.

2.2. Сикхская проблема в период правления Раджива Ганди

1984 г. стал годом жесткой антисепаратистской политики индийского правительства. Были предприняты настоящие военные действия против сепаратистов, главной из которых была операция под названием “Голубая звезда”, когда индийские войска осадили и взяли штурмом сикхскую святыню - Золотой храм в Амритсаре. Поводом для проведения операции послужило получение правительством информации о том, что на территории Храмового комплекса в Амритсаре сосредоточены склады оружия и террористические группировки сикхов. А законом от 1983 года “использование храмов и святынь в качестве мест базирования светских, в том числе и политических организаций строго запрещалось”. Следовательно, с юридической точки зрения, действия центральных властей были вполне законны. Сами же сикхи сочли эту операцию оскорблением их религиозных чувств. При штурме Золотого храма был застрелен Бхиндервале. Сикхи вновь остались без общенационального лидера.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.