реферат бесплатно, курсовые работы
 

Особенности реформирования мировой валютной системы

Режим фиксированных валют действовал на протяжении почти 30 лет. Однако усиление инфляции, которая стала принимать галопирующий характер, послужило одним из основных факторов от хода от фиксированных паритетов.

 Раздел 3. Ямайская валютная система

1973 год был ознаменован формальным крахом Бреттон-Вудской валютной системы. Это не могло не сказаться на всем механизме формирования и движения валютных курсов. Результатом явился переход к "плавающим" валютным курсам, что должно было неизбежно привести к усилению неустойчивости курсовых соотношений валют. Широкая система государственного нополистического регулирования в сфере образования валютных курсов (валютные интервенции, дисконтная политика, валютные ограничения) оказалась не в состоянии стабилизировать валютные рынки.

В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система (новые соглашения были подписаны в январе 1976 года в городе Кингстон, Ямайка). С ее введением было отменено золотое содержание валют, соотношение которых даже юридически не основывается на золотых паритетах. Ямайская система узаконила свободно колеблющиеся курсы валют, при этом был существенно модифицирован механизм национального и межгосударственного воздействия на формирование курсовых соотношений.

Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля 1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают перед странами-членами возможность гибкого маневрирования. Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валютами, для которых установлен паритет, допускается в пределах плюс-минус 4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса.

Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странами-членами МВФ предоставлено право выбора: иметь "плавающий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксированную стоимость валюты в СДР (специальных правах заимствования) или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту (т. е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам. Исключается только возможность паритета валюты в золоте.

В конце 1984 года в мире существовали следующие режимы "плавания" валютных курсов:

Ш свободно плавающие курсы валют имели США, Канада, Великобритания, Япония, Греция, Израиль, ЮАР, Ливан;

Ш страны входящие в европейскую валютную систему (ЕВС), зафиксировали курсы взаимного обмена своих валют (так называемая "европейская валютная змея"), но эти курсы "плавали" по отношению к третьим валютам;

Ш 16 стран определяли центральные курсы своих валют по отношению к СДР;

Ш ряд стран, включая страны Северной Европы, устанавливали центральные курсы по отношению к индивидуальным "корзинам" валют; валюты 38 стран были привязаны к доллару США, 13 к французскому франку, 5 стран к другим валютам. С введением "плавания" валютных курсов резко усилилась их нестабильность. В течение года курсы валют могут изменяться на величину до 40-45%.

То одна, то другая валюта может оказаться под спекулятивным давлением, и их курсы могут испытывать сильные повышения, либо резкие понижения. С введением "плавающих" валютных курсов остро встала проблема нахождения оптимальных стоимостных измерителей их динамики. В нынешних условиях динамика внешней стоимости национальной денежной единицы может определяться только путем сопоставления данной валюты с целым рядом других валют. Так, в 1981 году стоимость 1 доллара США в среднем за год составляла 0,49 ф. ст., 1137 итальянских лир, 2,26 марки ФРГ, 5,43 французских франка, 1,96 швейцарского франка, 221 японскую иену. В 1982 году курс доллара повысился по отношению к фунту стерлингов на 15,9%, итальянской лире 19,4%, марке ФРГ 7,6%, французскому франку 20,9%, швейцарскому франку 3,5%, японской иене на 12,9%. В 1983 году курс доллара США понизился по отношению к японской иене на 6% и повысился по отношению к французскому франку на 28,2%. Это говорит о том, что курс валюты изменяется по отношению к другим валютам по-разному и зачастую разнонаправлено (к одним валютам он повышается, к другим понижается). Таким образом, в современных условиях динамику курса валюты целесообразно выражать в индексной форме, то есть в относительном показателе, отражающем изменение курса по отношению к определенной группе конвертируемых валют. Таким показателем является так называемый эффективный валютный курс, исчисление которого представляет собой расчет среднеарифметической и среднегеометрической величины. Эффективный курс представляет собой способ измерения динамики стоимости валюты, выраженной в нескольких других валютах, относительно определенной базисной даты.

Значение эффективного валютного курса в каждой точке кривой, отражающей его динамику, зависит от тех валют, которые включаются в калькуляцию, и весов (так называемой "относительной важности"), рассчитываемых для каждой из них при подсчете этого индекса. Для каждой валюты может быть исчислен ряд индексов эффективных валютных курсов. Они могут отличаться по тем валютам, которые включаются в исчисление индекса, и по базовому периоду. Причем понятие того или иного периода (как правило, того или иного года) за базовый окажет воздействие только на абсолютное значение индекса эффективного валютного курса в каждой точке, но не на процент изменения этого индекса между любыми двумя точками в ряде динамики эффективного курса. Для определения эффективного курса валюты должны включаться в "корзину" с учетом их значимости (пропорционально и удельному весу) во внешних расчетах той или иной страны или группы стран. МВФ рассчитывает эффективный курс МЕРМ (Multi lateral Exchange Rate Model) для валют 18 основных стран по их месту в объеме мировой торговли.

Даже эти эффективные валютные курсы (средневзвешенные курсы валют по отношению к основным валютам, рассчитываемые МВФ) в период 1973-1982 годов изменялись в пределах 20-24% в год. Так, эффективный курс итальянской лиры в 1976 году понизился на 21,4%, тогда как эффективные курсы швейцарского фран ка и японской иены в 1978 году повысились соответственно на 24,1% и 23,0%.

Характерной особенностью "плавающих" валютных курсов являются их колебания не только в течение длительных, но и очень коротких промежутков времени. При старой системе фиксированных паритетов отклонения не могли превышать  _+ 1%. В настоящее время нормальным является изменение валютных курсов в ту или другую сторону в пределах 10% в течение непродолжительного времени (одного месяца) и 2-5% в день.

Курс ведущей валюты мира доллара США, постоянно снижавшийся на протяжении 70-х годов, 1980-1985 годах испытал резкое повышение, особенно по отношению к марке ФРГ, французскому франку, итальянской лире, английскому фунту стерлингов. Это прежде всего было вызвано ростом процентных ставок в США и на евродолларовом рынке, достигшим, например, в 1981 году беспрецедентного уровня 21,5%.

Раздел 4. Европейская валютная система

Европейская валютная система (ЕВС) - форма государственного монополистического регулирования валютных отношений стран западноевропейского интеграционного комплекса, характерной чертой которого является усиление этого регулирования на межгосударственном, а в перспективе и на надгосударственном уровнях.

ЕВС новейшая попытка стран ЕЭС осуществить межгосударственное регулирование валютных отношений. Она постепенно приобретает черты региональной валютной системы, представляю щей собой форму организации валютных отношений стран ЕЭС, обслуживающую внутрирегиональные хозяйственные связи, один из полюсов полицентрической валютной системы.

Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица ЭКЮ (Eropean Currency Unit ECU); режим совместного колебания валютных курсов "супер змея"; Европейский фонд валютного сотрудничества.

Центром новой системы стала европейская валютная единица ЭКЮ, заменившая использовавшуюся с 1975 года странами "общего рынка" европейскую расчетную единицу ЕРЕ. От ЕРЕ ЭКЮ унаследовала построение по принципу "стандартной корзины".

Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты по купает слабую валюту, и наоборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки. Однако заставить ее принять эти меры невозможно не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.

В результате использование сетки паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы краткосрочного и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем раз мер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ. Краткосрочное кредитование проводится центральными банка ми без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Фонды кратко и среднесрочного кредитования к 1981 году должны были быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что он заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой по пытки Сообщества достичь экономического и валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд. до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными банками стран-членов 20% их золотодолларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ. В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма "европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики; иной принцип оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных курсов не должно быть связано с американским долларом. Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух систем: на смену "змее" "супер змея", ЕФВС должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС дол жен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в намеченном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы "европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось маловероятным.

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.

Раздел 5. Валютная интеграция в Европе

5.1. Исторический опыт

Первой попыткой создания валютного союза в Европе является Авс-тро-германский валютный союз (1857- 1866 гг.). В 1857 г. Австрия зак-лючила договор с членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обмен-ным курсом и общей единицей учета. Однако выпуск единых денег вместо национальных валют не предполагался. Не было наднационального органа или метода выработки соглашений для урегулирования спорных вопросов в случаях, когда одна из сторон не выполняла взятых на себя обязатель-ств. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной систем союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные об-менные курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Прусси-ей перерос в войну и союз распался.

По инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865- 1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Эмиссия ограни-чивалась в соответствии с формулой, основанной на относительном разме-ре населения каждой страны.

Союз не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение стоимости серебра по отношению к золоту. Непредви-денный наплыв серебра "зажал" Францию и ее партнеров в серебряные "тиски". В 1878 г. союз согласился приостановить чеканку серебряных монет, что фактически означало его конец, хотя формально он пережил первую мировую войну.

Скандинавский валютный союз (1875- 1917 гг.) образовался в ре-зультате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о вы-пуске одинаковых монет. Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее их центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм, союз успешно просу-ществовал до первой мировой войны.

Первая мировая война расстроила экономическую и финансовую систе-мы скандинавских стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота, что привело к краху союза.

Бельгийско-люксембургский экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но пересмотренный в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского и люксембургского франков. В 1981 г. более детализированное соглашение определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством платежа в Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты не служат законным средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без по-терь на бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая. Курсовая политика по отношению к валютам третьих стран проводится на основе взаимного соглашения. Несмотря на то что экономи-ческие показатели свидетельствуют о различиях между этими странами, валютный союз действует уже в течение 70 лет.

5.2. План перехода к единой валюте

и критерии конвергенции

В декабре 1991 года, наконец, были замечены реальные подвижки к реализации заключительной стадии создания Европейского Валютного Союза. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах ЕЭС. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты.

В 1994 году во Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания системы Центрального Банка Сообщества.

Определяющим стал 1995 год, когда стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Европейского Совета в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 года единой валюты, а также решен вопрос относительно ее названия. Главы государств и правительств достигли политического компромисса, назвав единую валюту «евро». По мнению всех 15 стран ЕС, оно отражает историческую и культурную общность региона и в то же время является достаточно нейтральным, не вызывая никаких национальных ассоциаций. Против сохранения названия экю решительно выступала Германия, утверждая, что за ним в общественном сознании будет тянуться шлейф прошлых неудач европейской валютной интеграции, валютных кризисов и инфляции. Существовала и другая веская причина: аббревиатура совпадала с названием старинной французской монеты, чеканившейся в золотом и серебряном исполнении с XIII до первой трети XIX в. и имевшей широкое хождение в Западной Европе. Евромарка также не подошла, так как Французы увидели в этом названии «что- то слишком германское».

Для наличного обращения решено выпускать семь банкнот достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 евро, а также восемь монет достоинством в 1/100, 2/100, 5/100, 1/10, 2/10, 5/10, 1 и 2 евро. Долгое время в ЕС шли дискуссии о виде будущих европейских денег. Были предложения поместить на банкнотах изображение «отцов» Европы и выделить на них участки для национальных символов. Однако и то, и другое могло бы закрепить доминирующее положение крупных стран, а также задеть национальные чувства малых народов и даже навеять воспоминания о столь многочисленных в европейской истории войнах.

В конце 1996 г. Европейский валютный институт одобрил вариант художественного исполнения банкнот евро, основанный на архитектурных стилях Западной Европы. На банкнотах будут изображены не конкретные архитектурные памятники или сооружения, а их собирательные образы и детали, характерные для европейских архитектурных стилей различных эпох - от древних до современности. Помимо этого, бумажные знаки будут иметь надпись «евро» латинскими и греческими буквами, изображение флага ЕС, реквизиты эмитента и подпись президента ЕЦБ. Они также будут снабжены соответствующей системой защиты от подделки.

Монеты планируется печатать в разных государствах: на обратную сторону каждое из них будет помещать изображение, которое, по их мнению, достойно быть отображенным на единой европейской валюте.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.