реферат бесплатно, курсовые работы
 

Опыт и перспективы развития ЕС

· туристы из стран "зоны евро" и из других стран также часто предпочитают использование этой валюты (в особенности после 1 января 2002 г.) в отелях и популярных местах отдыха.

Таким образом, вся мировая финансовая система испытает после введения евро поистине "тектонические" изменения: если евро станет второй по значению мировой валютой, то валютные рынки перестанут полностью зависеть от динамики доллара США и биполярная международная финансовая система может стать более стабильной, чем нынешняя.

Для торговых партнеров стран ЕС появление единой европейской валюты означает, прежде всего, возможность работы в валютной зоне евро с приобретением ряда преимуществ в виде сокращения издержек на совершение промежуточных операций при торговле товарами и услугами на национальных рынках ЕС, создание резервных фондов в евро, наконец, возможность привязки к ней курсов своих валют.

Особое значение введение единой валюты имеет для банковских систем стран ЕС, поскольку для них возникает принципиально новая ситуация: резко возрастет межбанковская конкуренция в самой зоне евро, исчезают валютные операции с денежными единицами стран ЭВС, происходит рационализация банковских структур и унификация банковской деятельности, возросла роль операций в евро-валюте, изменяются функции корреспондентских отношений.

Крупнейшие банки стран ЕС осуществляют крупномасштабные программы технологической модернизации, пересматривают стратегию своей деловой активности, стремясь максимально использовать потенциальные преимущества валютного союза и расширить свою нишу на финансовых рынках ЕС.

В связи с введением евро в банковском секторе стран ЭВС наблюдается тенденция к укрупнению и созданию транснациональных банковских конгломератов. В опубликованном ЕЦБ в 2002г. специальном исследовании отмечается, что переход к евро резко усилил тенденции к слияниям и объединениям в банковском секторе стран ЕС. Ожидается, что ЭВС и процесс экономического сближения стран ЕС, сопровождающий его становление, станут оказывать понижающее воздействие на уровень процентных ставок и инфляции через сочетание следующих факторов:

· устойчивость евро гарантирована деятельностью независимого Центрального банка, целями которого являются стабильность цен, а также проведением политики, направленной на достижение стабильности государственных финансов;

· благодаря самому процессу экономического сближения европейских стран инфляционные ожидания в Европе значительно ослабевают;

· при наличии низкого уровня инфляции и при разумной финансовой политике краткосрочные процентные ставки также должны находиться на устойчиво низком уровне;

Произошедший процесс экономического сближения уже привел к значительному понижению процентных ставок. Со времени подписания Маастрихтского договора в 1992 г. долгосрочные процентные ставки упали в Европе более чем на 3 %, а краткосрочные -- на 6 %.

1.3 Организационная структура наднациональной финансовой системы ЕС.

C 1 января 2002 года двенадцать европейских стран, входящих в ЕЭС, перешли во всех видах финансовых расчетов на новую единую валюту - евро. Действовавшая с 1998 года лишь как средство безналичных расчетов, теперь она стала полноценным платежным средством на большей части территории Европы.

Суть перемен заключается в том, что отныне финансовое управление в странах, вошедших в новое сообщество, принадлежит Европейскому центральному банку (ЕЦБ). Эта организация является наднациональной и не подчиняется ни одному отдельно взятому правительству. Вся его деятельность направлена на подъем экономики объединенной Европы.

В состав ЕСЦБ входит как Европейский центральный банк (ЕЦБ), так национальные центральные банки стран-членов Европейского союза (ЕС). ЕСЦБ управляется руководящими органами: Советом управляющих (Governing Council), Правлением ЕЦБ и Генеральным советом (General Council).

Совет управляющих.

Совет управляющих состоит из членов Правления ЕЦБ и глав национальных центральных банков стран-участниц Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).

Совет Управляющих не подчинен ни национальным органам, ни органам Евросоюза. Совет управляющих принимает решения по общей денежно-кредитной политике Еврозоны простым большинством голосов, при этом каждый член Совета имеет один голос. В случае равенства решающий голос имеет председатель ЕСПБ.

Для принятия специальных решений, то есть решений относительно участия отдельных стран-участниц в капитале и резервах, порядка распределения прибыли, определения веса голосов в Совете ЕЦБ в зависимости от размера долей капитала национальных центральных банков, требуется либо квалифицированное большинство (то есть как минимум две трети применительно к долям капиталов в ЕЦБ, причем присутствовать должны как минимум половина держателей капитала), либо единогласное решение.

Правление

Основные обязанности Правления сводятся к проведению денежно-кредитной политики в соответствии с решениями, принятыми Советом управляющих, разработке директив для национальных центральных банков в соответствии с полномочиями, которые были возложены на Правление Советом управляющих. Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов, которые выбираются главами государств и правительств ЕС по рекомендации соответствующих министров экономики и финансов. Все члены Правления назначаются на 8-летний срок. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава получили назначения на различные сроки пребывания в должности - от 4 до 8 лет. С 1 января национальные центральные банки стран-участниц ЕЭВС утратили независимость в проведении денежно-кредитной политики, и, войдя в состав ЕСЦБ, стали подотчетны ЕЦБ. Они призваны, прежде всего, обеспечить функционирование ЕСЦБ в целом. Главы национальных центральных банков, являясь членами Совета управляющих, участвуют в выработке и принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики.

Генеральный совет

Национальные центральные банки стран ЕС, не входящих в ЕЭВС, являются членами ЕСЦБ с ограниченным статусом и не принимают участия в процессе выработки решений по вопросам общей денежно-кредитной политики Еврозоны и по проведению в жизнь этих решений.

В Генеральном совете ЕСЦБ представлены все национальные центральные банки стран ЕС, в его состав входят также председатель и вице - председатель ЕЦБ. Генеральному совету переданы полномочия, которые ранее были в компетенции Европейского валютного института, в том числе вопросы предоставления статистической отчетности и установление валютных курсов не входящих в Еврозону стран ЕС по отношению к евро. Этот орган будет существовать, пока все страны ЕС не присоединятся к ЕЭВС.

Цели и задачи ЕСЦБ

Главной целью ЕСЦБ, как это определено в Уставе ЕСЦБ, является поддержание ценовой стабильности. ЕСЦБ будет в рамках главной задачи - обеспечения ценовой стабильности - оказывать поддержку экономической политике стран Еврозоны для достижения общих целей, стоящих перед Евросоюзом, Основные задачи, возлагаемые на ЕСЦБ, зафиксированы в Уставе ЕСЦБ. К ним относятся:

разработка и проведение денежно-кредитной политики ЕЭВС;

проведение обменных операций с иностранными валютами;

управление официальными инвалютными резервами стран ЕЭВС;

обеспечение бесперебойного функционирования расчетных систем;

содействие компетентным ведомствам в проведении пруденциального контроля над
кредитными институтами и обеспечение стабильности всей финансовой системы.

Национальные центральные банки являются единственными держателями капитала ЕЦБ. Распределение долей в капитале ЕЦБ основано на удельном весе каждой страны-члена в ВВП и населении ЕС.

Доли центральных банков стран ЕС

в капитале ЕЦБ

Центральные банки стран-участниц

Доля в капитале, в %

Бельгия:

Вanque Nationale de Belgique

2,8658

Дания:

Denmarks Nationalbank

1,6709

Германия:

Deutsche Bundesbank

24,4935

Греция:

Bank of Greece

2,0564

Испания:

Banco de Espana

8,8935

Франция:

Banque de France

16,8337

Ирландия:

Central bank of Ireland

8,8496

Италия:

Вanca d''Italia

14,8950

Люксембург:

Вanque centrale de Luxembourg

0,1492

Нидерланды:

De Nederlandsche Bank

4,2780

Австрия:

Оsterreichische Natoinalbank

2,3594

Португалия

Вanco de Portugal

1,9232

Финляндия:

Suomen Pankki

1,3970

Швеция:

Sveriges Riksbank

2,6537

Великобритания:

Вank of England

14,6811

Глава 2. Влияние евро на мировую финансовую систему

2.1 Текущее положение Евросоюза в мировой экономике.

Практически все аналитики расценивают введение общей европейской валюты, как одно из важнейших событий в международных валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы. Например, авторы специального доклада, подготовленного Международным валютным фондом, заранее провозгласили, что с учреждением ЭВС евро должна стать второй по важности валютой официальных резервов в мире, а ЕЦБ займет свое место как наднациональная структура по руководству межгосударственной валютой. Многие даже предполагают, что рождение нового сверхмощного субъекта мировой экономики, каким хотят сделать ЭВС его архитекторы, повлечет за собой экономический передел мира. Элен Рей, аналитик из лондонского Центра экономических исследований, в связи с этим замечает: "Рядовые европейцы, в самом деле, поглощены преимущественно проблемами практического использования новой валюты. Но некоторые европейские политики и экономисты (особенно во Франции) видят ЭВС как наилучший шанс ослабить гегемонию доллара в международной валютной системе". Насколько оправданы эти амбиции, можно будет судить лишь по прошествии нескольких лет.

Хотя целый ряд этих и других вопросов пока остаются нерешенными, в общей тональности оценок преобладают оптимистические ноты. Так, эксперты МВФ полагают, что, несмотря на имеющиеся политические, культурные и экономические проблемы, евро имеет достаточный потенциал, чтобы преобразить европейский и международный финансовые рынки и трансформировать существующую многостороннюю валютную систему в трехполярную или даже двухполярную. В настоящее время, по их мнению, похоже, что евро будет играть более значительную роль в международной торговле, частных инвестициях и официальных резервах.

Не нужно быть специалистом по экономической истории, чтобы придти к выводу о том, что международное валютное превосходство приносит существенные политические выгоды. Достаточно посмотреть на послевоенный опыт Америки. Доминирующая держава всегда лучше защищена от внешних влияний при формулировании и проведении в жизнь финансовой политики. Она также способна осуществлять свои внешнеполитические задачи с меньшими затратами, равно как и оказывать значительное влияние на другие страны. Подтверждением тому являются как одностороннее решение президента Никсона в 1971 г. о выходе США из послевоенной валютной системы, так и более близкие по времени примеры решающего участия американского Казначейства в разрешении мексиканского и

бразильского долговых кризисов. Помимо этого, имеются и чисто экономические выгоды. Страна, валюта которой имеет международный статус, т.е. в значительном количестве сосредоточена в руках иностранцев, получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью денежных знаков и фактическими издержками их изготовления. Так, по расчетам Deutsche Bank порядка 50-60% находящихся в обращении наличных долларов США и 30-40% евро сосредоточено за пределами страны их происхождения. В целом, доходы Соединенных Штатов от международного спроса на доллары достигают 0,1% ВВП. Специалисты из Deutsche Bank считают, что эмиссия евро принесла прибыль в размере 0,05% совокупного ВВП стран ЕС (или 4 млрд. евро). Однако существует еще один, часто недооцениваемый, источник получения доходов: дисконт от ликвидности краткосрочных государственных долговых обязательств. Статус доллара как международной валюты и повышенный спрос на него занижают реальную доходность при размещении инструментов, обслуживающих государственный долг США. Доля нерезидентов среди держателей американских правительственных ценных бумаг составляет порядка 25% по сравнению с 17% для государственного долга других стран. По их подсчетам этот второй источник доходов дает еще примерно 0,1% ВВП США. Все эти цифры не являются гигантскими, но ими не стоит пренебрегать. Таким образом, любое изменение баланса сил в международной валютной системе может означать политические и экономические выгоды для Европы и ущерб для США.

В настоящее время Европа играет одну из ключевых ролей в мировой экономике. Так, ЕвроСоюз имеет несколько большее население и немногим меньший объем ВВП, чем США. Экспорт товаров Еврозоной (без учета торговли внутри ЭВС) значительно превышает соответствующий показатель Соединенных Штатов (приложения1,таблицы 3,4) Однако наличие границ между отдельными странами, национальных валют, не считая различий в налоговом и трудовом законодательстве, до сих пор лишало европейские фирмы тех конкурентных преимуществ, которыми обладают компании, действующие на крупных интегрированных внутренних рынках США или Японии.

Роль новой валюты в международной финансовой системе будет основана в будущем на стабильности и силе евро против доллара и иены и определяться долей евро в официальных и частных инвестиционных портфелях, международных финансовых транзакциях и торговых потоках. После введения евро торговля между странами ЭВС не требует больше операций купли-продажи валюты. Контракты между компаниями разных стран теперь не связаны с валютными рисками. Более того, поскольку цены определяются в одной и той же валюте во всех государствах, европейским фирмам стало легче покупать товары, сделанные в других странах ЕвроСоюза. Поэтому внутренняя торговля в ЭВС будет расти опережающими темпами по сравнению с внешней. Кроме того, поскольку страны Еврозоны становятся гораздо более сплоченными в экономическом плане, их политическое руководство будет менее озабочено ростом обменных курсов евро, чем правительства отдельных стран - курсами своих прежних национальных валют. Иными словами, подход к политике обменных курсов стал более похож на американский, что способствует снижению курса евро.

С другой стороны, зона евро имеет положительное сальдо текущего платежного баланса, достигшее $ 100 млрд. в прошлом году, в то время как США - растущий дефицит, оцениваемый в $ 400 млрд. Если не принимать во внимание прочих факторов, то это должно привести к ослаблению доллара. Однако, на практике все же действуют другие факторы: растущий дефицит платежного баланса США в прошедшем году не вызвал падения доллара благодаря высокой мобильности частных капиталов, которые без труда профинансировали дефицит. Можно утверждать, что обменный курс доллара к евро не претерпит больших изменений и в скором будущем, пока не произойдет крупных перемен в мировом балансе официальных и частных долларовых активов.

Доллар в течение многих лет являлся доминирующей резервной валютой, в которой другие страны по всему свету предпочитали держать свои валютные резервы. На конец 1999 г. 57% всех официальных резервов иностранной валюты в мире приходилось на доллар. Немецкая марка занимала лишь 12,8%, французский франк - 1,2%, а японская иена - 4,9%. Однако при этом центральные банки ЕвроСоюза имели валютных резервов на $ 300 млрд. После введения общей валюты они, начали сокращать свои резервы в иностранных валютах. Поскольку торговля внутри зоны производится в евро, отпадет потребность поддерживать ее с помощью накопления резервов иностранных валют. Различные расчеты определяют объем "избыточных" резервов в странах ЭВС в диапазоне от $ 50 млрд. до $ 230 млрд. Рыночные оценки экспертов МВФ, которые базируются преимущественно на величине торговых потоков, указывают, что европейцами может быть продано до $ 150 млрд. Однако, величина и предполагаемая структура резервов в ЭВС будет определяться в большей степени направлением движения потоков капитала и политикой обменного курса ЕЦБ, чем торговыми потоками. Более того, если прежняя линия поведения основных центральных банков может служить ориентиром в этом вопросе, то ЕЦБ вряд ли будет продавать долларовые резервы в ближайшее время. Поскольку цифра "избыточных" резервов незначительна по сравнению с общим объемом международных активов и обязательств США, понижающее давление на обменный курс доллара к евро вследствие продажи долларовых резервов в любом случае будет слабым.

Значение евро как резервной валюты в значительной мере будет зависеть от политики центральных банков азиатских стран. Пока они владеют более чем 40% официальных валютных резервов мира (преимущественно в долларах). Во многом это является следствием того, что многие азиатские валюты привязаны к доллару, но также и из-за отсутствия до сих пор достаточно привлекательной альтернативы. Даже несмотря на то, что сейчас невозможно предугадать политику обменных курсов стран Азии в будущем, очевидно, что окончание жесткой привязки к доллару откроет более широкую перспективу для использования евро в качестве резервной валюты. Многие аналитики предполагают, что азиатские государства будут аккумулировать значительные объемы резервов в евро для оптимизации прибыли, диверсификации рисков и стабилизации обменных курсов. В этом случае доля евро может составить 25-30% мировых валютных резервов.

Насколько быстро другие страны переориентируют свои резервы на евро? Государства, которые используют фиксированный курс, в основном привязывают свои валюты к доллару или к корзинам валют с преобладанием доллара. Они вряд ли произведут значительные изменения в ближайшее время. Кроме того, большинство стран Латинской Америки и Азии имеют более тесные торговые связи с США, чем с Европой. Они, скорее всего, не станут сбрасывать доллары, но могут постепенно диверсифицируют свои резервные запасы. Определенно можно сказать лишь, что сдвиги в структуре резервов от доллара к евро произойдут, но этот процесс будет постепенным. Центральные банки в других странах мира, безусловно, не станут продавать доллары и покупать евро в больших объемах, если это приведет к уменьшению их долларовых активов. Насколько привлекательней будет евро для государств с растущими резервами? Не подлежит сомнению, что усиление роли какой-либо валюты как резервного средства может происходить только, если ее эмитент имеет общий дефицит платежного баланса. Другими словами, если запасы резервной валюты растут, то на нее должен существовать не только спрос, но и предложение. Пример США демонстрирует эту закономерность. В последние годы Америка имеет постоянный дефицит платежного баланса. Но и ранее, в 1950-х и 1960-х годах, отток капитала из страны превышал положительное сальдо торгового баланса. В настоящее время Еврозона имеет ощутимое положительное сальдо торгового баланса. Поэтому вопрос заключается в том, станет ли этот блок крупным экспортером капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.