реферат бесплатно, курсовые работы
 

Мировое хозяйство: тенденции и перспективы

Мировое хозяйство: тенденции и перспективы

40

Министерство Образования Российской Федерации

Татарский Институт Содействия Бизнесу и Инвестициям

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: Мировое хозяйство: тенденции и перспективы

Выполнила:

Руководитель:

г. Казань

План.

  • Введение 3
  • 1. Современные тенденции в развитии международного разделения труда 5
  • 2. Усиление экономической и технологической ориентации взаимного сотрудничества. 7
  • 3. Укрепление материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ. 18
  • 4. Развитие международной кооперации производства 28
  • Заключение 37
  • Литература 40

Введение

В современной публицистике и научной литературе прочное место заняли работы, посвященные проблемам, связанным с экономическими и социальными последствиями крупнейше-го технологического переворота, основные черты которого отчетливо просматриваются уже сегодня. Для оценки этих последствий, видимо, недостаточно ограничиваться простым суммированием тех результатов, которые можно ожидать в обозримой перспективе от реализации тех или иных от-крытий, внедрения принципиально новых технологических решений, возникновения новых сфер хозяйственной деятель-ности.

Не менее важно и то, что, решая научно-производствен-ные задачи, страны обеспечивают все более тес-ную взаимозависимость экономического и ду-ховного прогресса общества, вносят растущий позитивный вклад в решение глобальных проблем современности. Россия кровно заинтересованы в мире. Во имя этой цели мы будем стремиться к расширению сотрудничества со все-ми странами. Всемерно развивая и углубляя сплоченность и сотрудничество со странами содружества -- во всех сферах, включая, конечно, и такую важную сферу, как экономическая,-- мы тем самым вносим большой вклад в дело мира, прогресса и безопасно-сти народов. Крупные дополнительные возможности ускорения техни-ческого прогресса заложены в модернизации системы меж-дународного разделения труда, дальней-шем усовершенствовании его структуры и конкретных форм реализации.

Завершая введение, следует отметить, что затрагиваемые в монографии экономические и социальные проблемы совре-менного технологического переворота исключительно слож-ны и многообразны. Их фундаментальное исследование мо-жет быть осуществлено лишь коллективными усилиями спе-циалистов различного профиля. Задача данной работы ограничивается в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития меж-дународного разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных тенденций в мировой экономике и политике в условиях перераста-ния научно-технической в научно-производственную рево-люцию.

1. Современные тенденции в развитии международного разделения труда

Важнейшая внешнеэкономическая предпосылка повыше-ния отдачи крупнейшего научно-технического и производ-ственного потенциала стран СЭВ заключается в после-довательном согласовании национальных структурных и научно-технических политик, в выработке и реализации в конечном счете их согласованной экономической поли-тики в целом.

На основе согласованной долгосрочной политики мож-но, в частности, рациональнее использовать националь-ные научно-технические и производственные потенциалы путем дальнейшего развития устойчивого разделения труда и кооперации в решении задач по ускоренному созданию и внедрению в производство передовых технологий, техники и новых материалов; повысить согласованность действий за-интересованных стран СЭВ в области внешних научно-тех-нических связей.

Это будет содействовать предотвращению не только чи-сто коммерческих потерь, но и возникновению своего рода «импортируемого параллелизма» -- организации в ряде стран однотипных производств на базе разнородной техники и тех-нологии, разных стандартов, затрудняющих развитие аван-гардных направлений технического прогресса коллективны-ми усилиями стран содружества.

Координация патентно-лицензионной политики -- это в конечном счете одна из предпосылок решения более общей проблемы -- упрочения технико-экономической неуязвимости содружества. Такого рода неуязвимость не имеет ничего общего с научно-технической автаркией, экономической автаркией вообще. Речь здесь идет о таком развитии производственного и научно-технического потен-циала содружества, который, обеспечивая потребности стран в новейшей технике, позволял бы одно-временно повышать надежность и эффективность их уча-стия в мировом экономическом и технологическом обмене.

Согласованная экономическая политика, как и отдельные ее компоненты (научно-техническая, структурная политика и т. д.), должна опираться на систему внутрихозяйствен-ных мер, обеспечивающих единство экономиче-ских и технологических задач, неразрывность цикла «нау-ка--техника--производство» (включая тиражирование ново-введений), органическую увязку планов развития науки и техники с другими разделами народнохозяйственных пла-нов. Понятно, что если заблаговременно не предусмотрены соответствующие средства, не подготовлены необходимые производственные мощности, не согласованы конкретные ме-роприятия по научно-техническому и производственно-эко-номическому сотрудничеству, то это скажется на эффектив-ности практического использования его конечных резуль-татов.

Изменение положения в данной области предполагает по-вышение действенности «внедренческих» стимулов как в отдельных странах, так и на международном уровне в инте-ресах роста эффективности производства и технического со-вершенствования продукции, усиление дифференциации внутренних цен на «рядовые» изделия и изделия, вопло-щающие новейшие научно-технические достижения. Речь идет в конечном счете о том, чтобы на деле превратить дол-госрочную научно-техническую политику в узловое звено экономической интеграции, в фактор, оп-ределяющий важнейшие структурные и качественные сдвиги в экономике содружества стран СЭВ и в системе разделе-ния труда между ними на перспективу. Реализация этого принципиального положения, предусмотренного Комплексной программой, стала в условиях перерастания научно-техниче-ской в научно-производственную революцию неотложной практической задачей.

2. Усиление экономической и технологической ориентации взаимного сотрудничества.

При анализе направлений углубления разделения и коопе-рации труда стран -- членов СЭВ в области науки, техники и производства в интересах решения выдвигаемых на каждом этапе экономических задач необходимо учитывать ту конкретно-историческую обстановку, которая обусловила состояние взаимного сотрудничества на данный момент. Последнее характеризуется, естественно, не только крупнейшими достижениями, но и определен-ными проблемами, инерционными моментами, необходи-мость преодоления которых диктуется потребностями дальнейшего развития экономики.

С содержательной (а не с формальной) точки зрения этапы развития научно-технического сотрудничества могут быть определены укрупненно следующим образом: этап об-мена имеющимися в отдельных странах научно-технически-ми достижениями; этап формирования системы разделения и кооперации труда в области науки и техники, а также практического внедрения их результатов в производство; этап, характеризующийся постепенным переходом к единой (согласованной) научно-технической политике в соответст-вии с долговременными направлениями развития и изме-няющейся структурой экономических и техноло-гических потребностей содружества.

При выделении этапов научно-технического сотрудниче-ства, как и сотрудничества стран СЭВ в целом, нужно учи-тывать те конкретные социально-экономические цели, кото-рые решаются на их протяжении. Применительно к современному этапу речь должна идти, видимо, не только о коллективном управлении техническим прогрессом, но и о коллективном предвидении ближайших и отдаленных последствий фронтального технологического пере-ворота.

Учет социально-экономических факторов и последствий технического прогресса осуществлялся в той или иной мере и ранее. Достаточно отметить, что сотрудничество некоторых стран в области науки и техники на всех этапах своего развития строилось на качественно иной по сравне-нию с капиталистическим хозяйством экономиче-ской основе. Конкретными проявлениями новых принципов взаимодействия в этой сфере стали ее планомерное развитие, обеспечение равного и беспрепятственного доступа всех стран СЭВ к современной технологии, которой располагало их содружество в целом, отказ от любых форм монополизации научно-технических достижений, эффективное содействие менее развитым странам в формировании собственного науч-но-технического потенциала.

В то же время конкретные формы использования этих принципов не могли быть неизменными на различных эта-пах развития содружества.

Как известно, в послевоенные годы страны СЭВ распо-лагали крайне неблагоприятными внутренними и внешними предпосылками для формирования рациональной системы взаимного разделения труда в области науки и техники. Речь идет как о крайней слабости научно-технической базы большинства из них, так и о технологической блокаде со стороны развитых капиталистических государств.

Требовалось, следовательно, сконцентрировать усилия па форсированном формировании и развитии научно-техниче-ских потенциалов во всех странах СЭВ на той базе, которой располагает Россия, а также некоторые другие государства. По сути дела, необходимо было главным образом расширенное (в географическом плане) воспроизводство наличного науч-но-технического потенциала, а не объединение уже сложив-шихся национальных потенциалов.

Наиболее подходящей формой широкого распространения уже имевшихся в рамках содружества научно-технических решений стал безвозмездный обмен соответствующей доку-ментацией, дополняемый содействием в подготовке нацио-нальных кадров для системы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

В итоге использования этой формы сотрудничества (с не-которыми модификациями она используется и в настоящее время) были получены важные положительные результаты, выразившиеся в первую очередь в научно-техническом обес-печении крупнейших структурных преобразований в народ-ном хозяйстве стран СЭВ и в формировании основ научно-технического комплекса в тех странах, которые практиче-ски не располагали в прошлом собственной научно-техниче-ской базой.

Вместе с тем в силу отмеченных выше ограничений кон-кретно-исторического характера эти результаты оказались далеко не однозначными. Во-первых, совместное использова-ние результатов научно-технической деятельности не сопро-вождалось соответствующей интернационализацией ее базы -- системы НИИ, ПКБ, опытных производств и т. п., поскольку для этого еще не сложились объективные предпо-сылки -- развитая система разделения и кооперации труда в производстве, науке и технике.

Во-вторых, возникла определенная обособленность между сотрудничеством в научно-технической и производственной сферах как по существу (на базе общего фонда научно-технических достижений в отдельных странах СЭВ развива-лись относительно автономные производства), так и по экономической форме (перемещение между странами про-дуктов, произведенных по предоставлявшейся на безвозмезд-ной основе технологии, осуществлялось на условиях внешне-торговых сделок).

С использованием безвозмездного обмена научно-техни-ческими результатами были связаны и два побочных след-ствия -- производственный параллелизм, возникновение ко-торого облегчалось возможностью использования готовых решений, а также уменьшение стимулов к собственным раз-работкам и к их передаче другим партнерам, поощрение в какой-то мере выжидательной позиции в данной области (в расчете на то, что кто-то из партнеров получит необхо-димый результат раньше и его можно будет использовать без вложений собственных средств).

Кроме того, обмен конечной (пригодной к непосредствен-ному производственному использованию) продукцией науч-но-технической сферы ослаблял стимулы к кооперации на стадии исследований и разработок, а тем самым к реальному интернациональному обобществлению научно-технической деятельности.

Все это потребовало известного уточнения экономических основ сотрудничества, применения наряду с безвозмездными платных форм, позволяющих строить его на началах эконо-мического расчета, соизмерения реального вклада отдельных стран со степенью использования ими полученных резуль-татов.

С середины 60-х годов начал осуществляться переход от обмена готовыми результатами научно-технической деятельности к координации важнейших научных и технических исследований, проводимых странами СЭВ на базе разработки сводных многосторонних планов. Наряду с этим стала про-водиться двусторонняя координация исследовательских пла-нов, получили развитие непосредственные научно-техниче-ские связи министерств и ведомств, исследовательских организаций и коллективов. Все это привело к тому, что при-мерно треть всех исследовательских работ стран СЭВ стала осуществляться по скоординированным планам и согласован-ным (естественно, с различной степенью детализации) про-граммам.

Центр тяжести развития научно-технических связей СЭВ стал во все большей мере перемещаться из сферы обмена го-товыми результатами в область непосредственного объедине-ния усилий ученых и специалистов сотрудничающих стран, формирования рационального разделения труда между ними, концентрации сил и средств на решении наиболее важных научно-технических проблем.

Следует отметить, что эти новые направления и обслужи-вающие их формы сотрудничества не распространились в равной степени на прикладные и фундаментальные иссле-дования. В области фундаментальных исследований, по су-ществу, продолжает действовать принцип фактического меж-дународного обобществления (формой реализации которого выступает безвозмездный обмен). Высокоразвитая система фундаментальных исследований в Росси, дополняемая вкла-дом других стран СЭВ (главным образом по линии сотруд-ничества институтов академий наук), служит общим источ-ником новых знаний.

Сложившееся на практике устойчивое разделение труда между Россией и зарубежными странами СЭВ выражается в значительно большей по сравнению с другими странами СЭВ специализации советской науки на фундаментальных иссле-дованиях, что позволяет им экономить значительные ресур-сы и концентрировать преобладающую долю своих нацио-нальных научно-технических потенциалов на прикладных исследованиях и разработках. Что касается последних иссле-дований и разработок, то направления совершенствова-ния сотрудничества стран СЭВ в данной сфере на совре-менном этапе можно сформулировать вкратце следующим образом.

Во-первых, постепенное преодоление экономической обо-собленности научно-технических связей от других форм со-трудничества путем внедрения элементов экономического ра-счета, совместного финансирования ряда проектов.

Во-вторых, все более тесное смыкание научно-техниче-ского сотрудничества с производственным. Это направление получило известное развитие уже в начале 60-х годов, когда начали создаваться совместные ПКБ для разработки тех или иных образцов машин и оборудования, технологических про-цессов, производственное освоение которых планировалось осуществлять в кооперационном режиме.

Наиболее общая характерная черта научно-технического сотрудничества на современном этапе -- усиление его ори-ентации на совершенствование системы международного разделения труда как в межотраслевом, так и во внутриотраслевом аспекте. Это связано с повышением роли науки и техники в развитии современного производст-ва в целом, в преодолении ресурсных, экологических и дру-гих ограничений экономического роста. Достаточно отме-тить, что существующая во многих странах СЭВ напряжен-ность балансов минерального сырья и топлива, трудовых ре-сурсов и т. п. связана в первую очередь с недостаточ-ным развитием современной техники и технологии, что вле-чет за собой повышенные удельные затраты труда и мате-риалов.

В условиях современного фронтального технологического переворота генеральное направление развития научно-техни-ческого сотрудничества стран СЭВ на перспективу заключа-ется, очевидно, в обеспечении его все более тесного и непо-средственного смыкания с решением узловых проблем в сфе-ре материального производства. Это предполагает, в частно-сти, четкую сопряженность между затратами на научные исследования и инвестиционными затратами, необходимыми для практического внедрения их результатов.

Исходная предпосылка планомерности научно-техниче-ского прогресса -- обеспечение определяющей роли экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым общественным по-требностям.

Как справедливо отмечает А. И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления на-учно-технического прогресса, точнее, их сравнительную зна-чимость, приоритетность. Можно назвать по меньшей мере три главных объективных источника образования таких при-оритетов. Например, чем ограниченнее какой-либо вид ре-сурса (включая территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на замещении данного вида ресурса.

Другой источник формирования приоритетов -- «точки роста», новые процессы и явления, отражающие возникнове-ние новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае основой формирования прио-ритетов может быть принципиально новая технология, по-рождающая новые потребности. Первоначальный толчок ис-ходит здесь от самого научно-технического прогресса, а бла-гоприятные социально-экономические условия превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники. Приоритеты могут складываться также в резуль-тате воздействия социальных ограничений, связанных со здо-ровьем человека, необходимостью поддерживать экологиче-ское равновесие.

Наряду с обеспечением взаимодействия стран -- членов СЭВ по приоритетным направлениям технического прогрес-са одна из наиболее важных задач научно-технического со-трудничества заключается в обеспечении быстрого внедре-ния результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения производственных программ между партнерами.

Практика сотрудничества стран СЭВ уже знает ряд при-меров комплексного решения вопросов технического прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может служить углубление взаимодействия науч-но-технического и производственного сотрудничества стран в области вычислительной техники. На ос-нове реализации межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычис-лительной техники. Обеспечено взаимодействие многотысяч-ных коллективов в странах -- участницах соглашения на ос-нове специализации и кооперации в производстве средств электронизации народного хозяйства.

В последние годы министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран -- членов СЭВ стали значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-техниче-ских и производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.

Подобные примеры подчеркивают необходимость последо-вательного учета проблематики научно-технического разви-тия и сотрудничества в соглашениях о международной спе-циализации и кооперации производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия научно-технической подготовки производства, выпуска спе-циализированной и кооперированной продукции, а также ее последующего технического усовершенствования.

Разработка такого рода комплексных соглашений особен-но актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно оп-ределяют первоочередные объекты производственной и науч-но-технической кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих техниче-ский прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.

Материализация любой научной идеи требует эффектив-ного взаимодействия всех звеньев единого цикла «наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достиже-ния науки в народное хозяйство ведут к значительным до-полнительным затратам при производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое направление научно-технического прогресса, рассчи-танное на массовое использование его результатов в народ-ном хозяйстве должно включать в обоснованном соотно-шении научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, технологические институты и опытные производства; назрела также необходимость создания спе-циализированных внедренческих организаций («инженерных фирм»).

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.