| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Европейский Союз и КазахстанИсходя из вышесказанного, необходимо отметить, что одной из основных задач программы ТРАСЕКА является ее функция в качестве катализатора для привлечения поддержки международных финансовых учреждений и частных инвесторов. Для того чтобы удовлетворять спросы потенциальных международных финансовых инвесторов, программа ТРАСЕКА осуществляет технико-экономическое обоснование и предварительные исследования для потенциальных инвестиций в инфраструктуру и оборудование Казахстана. На основе проектов ТРАСЕКА, которые определили состояние инфраструктуры железных дорог в Республике, Европейский банк реконструкции и развития за предыдущие три года рас-ширил займы для реабилитации железных дорог в Казахстане на сумму 100 млн. долл. США. Дальнейшее осуществление инфраструктурных проектов в Казахстане в рамках програм-мы ТРАСЕКА является необходимым и благоприятствующим для привлечения интереса и обязательств по более крупному финансированию как со стороны международных финансовых учреждений, так и стран-членов Европейского Союза. Но инвестиционные проекты ТРАСЕКА не стремятся заменить крупных инвесторов, эти проекты являются дополнением к основным инвестиционным действиям, которые усиливают инвестиционное привлечение для более крупщлх инвестиционных пакетов на маршрут ТРАСЕКА. Из государств-членов Европейского Союза можно выделить наиболее главных инвестиционных партнеров, в отношении которых Казахстан проводит политику, построенную на общности взаимовыгодных интересов и сотрудничества. За 2000 г. лидером по привлечению инвестиций среди стран-членов ЕС в экономику Казахстана является Великобритания. Ее удельный вес в общем мировом объеме всех иностранных инвестиций составляет 16,9%. На втором месте стоит Италия с 12,8%, на третьем -- Нидерланды - 4,0%, на четвертом - Германия -2,5%, на пятом - Франция - 1,2%, на шестом - на Бельгия 0,3%, на седьмом - Ирландия с 0,1%, на восьмом - Швеция и Австрия - 0,0%. Таким образом, развитие всесторонних отношений со странами-членами Европейского Союза играет для Казахста-на ключевую роль. Республика Казахстан рассматривает эти отношения в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продвижением своих национальных интересов на междуна-родной арене. Подход Европейского Союза к отношениям с Казахстаном продиктован тем, что он воспринимается им не только как торгово-экономический, но и как стратегический партнер. Это объясняется, прежде всего, выгодным геополитическим положением Республики. Все же на первое место в сотрудничестве Казахстана с Европейским Союзом выходит экономика. Экономика на се-годняшний день представляет долгосрочную перспективу для развития Казахстана как суверенного государства. Со своей стороны казахстанская экономика нуждается в инвестициях, особенно в нефте- и газодобывающую отрасли промышлен-ности, которые приносят основные валютные доходы. Поэто-му совместные политические и экономические цели, согласо-ванные в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, явля-ются теми отправными точками, которых Казахстану следует придерживаться при дальнейшем плодотворном торгово-экономическом развитии сотрудничества с Европейским Союзом. Таблица № Поступление прямых иностранных инвестиций в Казахстан по странам-членам Европейского Союза Источник: Социально-экономическое развитие. - Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001, июль, с. 70-71.
2.2.2. Программа ТАСИС в КазахстанеВ 1991 г. Казахстан стал самостоятельным субъектом международных отношений. В это время необходимо было оп-ределить место и роль Казахстана в современных междуна-родных отношений, выявить приоритеты во внешней полити-ке государства учитывая геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические интересы и существующий потенциал.Укрепление позиций Казахстана в мировом сообществе имеет важное значение, так как основной целью внешней по-литики Казахстана является формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации разрабо-танной Президентом Н.А.Назарбаевым Стратегии становле-ния и развития Казахстана как суверенного государства.Исходя из стратегической направленности внешнеполи-тического курса Республики Казахстан на развитие и укрепление равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами мира, можно говорить о большом значении развития сотрудничества с Европой. Одним из долгосрочных приоритетов внешней политики Республики Казахстан является Европейский Союз. Перспективность и необходимость! развития отношений с ЕС для Казахстана определяется ролью и местом этого Союза в европейской и мировой политике. ЕС на сегодняшний день - один из трех сильнейших центров в мире, наряду с США и Японией, развитых во всех областях. Кроме того, ЕС стремится к тому, чтобы стать политическим объединением. В скором времени Европейский Союз будет говорить от имени всей Европы в отношениях с государства-ми других регионов. Европейский Союз заявил о своей твер-дой решимости поддерживать связи с Казахстаном и с учетом его потребностей разработал программу по оказанию содействия Казахстану в построении демократии и рыночной экономики. Предпринимаемые ЕС усилия по оказанию содейст-вия Казахстану включают также и техническую помощь по линии программы ТАСИС.В этой связи особый интерес для Республики Казахстан представляет сотрудничество с Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС. Вообще идея разработки программы ТАСИС возникла на заседании Европейского Совета в Дублине (июль 1990 г.) и Риме (декабрь 1999 г.), на которых было приня-то решение поддержать руководство бывшего Советского Сою-за в его усилиях по проведению экономической реформы и оживлению экономики, имевших большое значение для укреп-ления мира и стабильности в Европе и во всем мире.Было постановлено, что такая поддержка по линии ЕС бу-дет оказываться в рамках программы технического содейст-вия по отдельным приоритетным секторам. Это послужило отправной точкой программы ТАСИС. Исходя из этой прин-ципиальной посылки, в июле 1991 г. Совет принял Постанов-ление (ЕЭС, Евратом) № 2157/91, в котором определяется правовая основа и механизмы реализации программы ТАСИС на 1991-1992 гг. С декабря 1991 г. начался период неопреде-ленности по реализации программы, связанный с распадом СССР и возникновением Новых независимых государств, но важность сохранения темпов процесса реформ оставалась во внимании ЕС. Поэтому на 1992 г. были разработаны про-граммы для каждого независимого государства с учетом их особых приоритетов и целей проведения реформ.После провозглашения независимости РК, а именно 11 февраля 1992 г. между Комиссией ЕС и 12 Новыми независи-мыми государствами был подписан Протокол, обеспечиваю-щий институционные механизмы технического сотрудниче-ства, финансируемого ЕС. И уже 1 апреля 1992 г. между Ко-миссией ЕС и правительством Казахстана был подписан "Меморандум о финансировании", что явилось началом реализации программы ТАСИС в Казахстане. В том же месяце было создано Координационное бюро ТАСИС в Казахстане. Официальные дипломатические отношения между Республи-кой Казахстан и Европейским Союзом были установлены в сентябре 1992 г. Таким образом, программа ТАСИС в Казах-стане начала свою деятельность несколько раньше, чем были установлены дипломатические отношения между сторонами.В системе международных отношений программа ТАСИС Европейского Союза занимает одно из главных положений. Программа является частью более широкой международной деятельности, в которой участвуют многие страны и между-народные организации, чьи усилия направлены на поддержку перехода к рыночной экономике и демократическому устрой-ству в странах бывшего Советского Союза.ТАСИС (TACIS - Technical Assistance to the Common-wealth of Independent States) - программа технической помощи Новым независимым государствам, разработанная Европейским Союзом, в целях содействия развитию гармоничных ту прочных экономических и политических связей между ЕС н;| этими странами-партнерами. Цель программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, осно-ванных на политических свободах и экономическом процве-тании. ТАСИС идет к этой цели путем предоставления субси-дий (безвозмездного финансирования) для передачи "ноу-хау", оказывая поддержку процессу перехода к рыночной , экономике и демократическому обществу.В более широком контексте ТАСИС - основной инстру-мент ЕС, облегчающий претворение в жизнь Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного между Евросоюзом и Казахстаном 23 января 1995 г. и вступившего в силу с 1 июля 1999 г. Важно отметить, что программа ТАСИС представляет собой не прямое, а опосредованное безвозмездное финансирование мероприятий со стороны Европейского. Союза О ратификации Меморандума о финансировании 1996-1997 Программа Тасис (г. Алматы, 20 сентября 1997 г.) Республикой Казахстан Закон РК от 20.07.99 г. N 449-1 .Оказание технической помощи - одно из важных направ-лений экономического сотрудничества Республики Казахстан с Европейским Союзом. Предоставляемая в рамках программы ТАСИС, она охватывает все основные секторы экономики и социальные сферы республики и открывает Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и знаниям.Для реализации программы ТАСИС в Казахстане были выработаны специальные механизмы. Так, в соответствии с процедурой ТАСИС был назначен национальный координатор, который от имени правительства стран” осуществляет координацию программы ТАСИС. Национальный координа-тор курирует программу технического содействия и обеспечивает эффективное участие нашего правительства в опреде-лении приоритетных программ, их реализации и оценке полу-ченных результатов. В мае 1992 г. постановлением кабинета министров РК национальным координатором от РК по про-грамме ТАСИС был назначен Б.И.Изтлеуов. С января 1995 г. эти обязанности были возложены на первого заместителя премьер-министра Н.А.Исингарина. Заместителем нацио-нального координатора ТАСИС был назначен министр эко-номики А.Тлеубердин. С мая 1996 г. функции национального координатора выполнял министр экономики О.Е.Шукеев. По-том национальным координатором по программе ТАСИС был назначен У.Джандосов. В настоящее время национальным координатором от Республики по программе ТАСИС является министр экономики и торговли Ж.А.Кулекеев.Организацию работ по реализации программы ТАСИС в Республике осуществляет Координационное бюро, созданное по соглашению Комиссии Европейского Союза и правительства Казахстана. Главная задача Координационного бюро яв-ляется определение приоритетов сотрудничества между сто-ронами, а также сбор информации и оценка запросов в отно-шении финансирования. Оно также координирует осуществ-ление проектов на национальном уровне и оказывает содействие в контроле за ходом работ по проектам программы ТАСИС в Казахстане. Координационное бюро является авто-номной структурой, не входящей ни в какие административ-ные органы и действующее непосредственно под началом на-ционального координатора. Национальный координатор и Координационное бюро играют ключевую роль, представляя собой те организационные рамки, в которых развивается сотрудничество между Европейским Союзом и Республикой Казахстан.Программа ТАСИС сотрудничает с правительством Ка-захстана и практически со всеми важными отраслями народ-ного хозяйства страны, это, прежде всего, министерства и ве-домства, ассоциации, крупные банки, в том числе Националь-ный Банк РК, академии, университеты. Координационное бю-ро тесно сотрудничает с представительством Комиссии Евро-пейского Союза, официальное открытие которого состоялось в апреле 1994 г.Повседневное управление осуществляется назначаемым правительством директором, которому помогают приглашен-ные для этого консультанты. Консультанты действуют в ка-честве связующего звена и канала информации между прави-тельством Республики Казахстан и Комиссией Европейского Союза. Сегодня можно сказать, что с развитием управленче-ских структур в рамках программы эти функции в большей степени исполняются стороной Казахстана.Основными целями программы ТАСИС в Республике Ка-захстан являются следующие:оказание экспертных услуг и передачапрактического опыта с целью подготовки местных кадров и развития"ноу-хау", необходимых для проведения экономических реформ;содействие созданию условий, благоприятных для част-ных инвестиций иразвития частного сектора.Направление разносторонней деятельности программы ТАСИС в Казахстане определяется планом, именуемым Индикативной программой (ИП), согласованной Европейским Союзом и Казахстаном. Индикативная программа разрабо-танная сроком на четыре года (до 1996 г. ИП охватывала пе-риод в три года), является основным инструментом, регули-рующим выполнение программы ТАСИС в Казахстане. Ин-дикативная программа представляет собой документ, в кото-ром указаны все приоритетные направления деятельности Ев-ропейского Союза в рамках программы ТАСИС.До разработки первой Индикативной программы в рамках программы ТАСИС на 1991 г. была разработана поддержка инициативам, относящимся к трем областям: распределение продовольствия, подготовка кадров и энергетика. В рамках первого раздела, а именно в распределении продовольствия ЕС - ТАСИС оказывал поддержку правительству в реоргани-зации и модернизации сельскохозяйственных предприятий, производящих продовольствие. В области подготовки кадров было оказано содействие в усилиях Казахстана, направлен-ных на решение таких вопросов, как реорганизация органов государственного управления и оказание поддержки в соци-альном секторе и в секторе образования. Третья область сотрудничества, энергетика, была направлена на оказание со-действия в сбережении электроэнергии и повышенной эффек-тивности использования электроэнергии в промышленности, в сфере торговли и в быту.В рамках программы ТАСИС на 1991 г. общая безвоз-мездная помощь Казахстану составила 7,73 млн. ЭКЮ. ЭКЮ (Аббревиатура английского названия)В соответствии с программой ТАСИС в Казахстане на 1992 г. приоритетными областями сотрудничества были оп-ределены следующие: консультирование правительства (раз-работка налоговой политики, оценка капиталовложений в го-сударственный сектор, структура центральной и местной власти); производство и распределение продовольствия (институционная поддержка в выработке политики и организации статистических служб, помощь кооперативам и частным предприятиям, занятым в распределении продовольствия, поддержка мелких частных фермеров); энергетика (консуль-тирование правительства, организация Центра энергетики и управление его работой, исследование ресурсов углеводоро-дов Казахстана); поддержка предприятий (анализ финансово-го сектора, центр деловых связей, осуществление стратегии приватизации, подготовка банкиров); развитие людских ре-сурсов (реформа государственной администрации, реформа высшего образования, администрация Президента). Помимо этого, было оказано содействие в определении политики в об-ласти транспорта, выработке законодательства и подготовке кадров.Общая сумма ассигнований в рамках программы ТАСИС на 1992 г. составила 20,6 млн. ЭКЮ.Для Казахстана первая Индикативная программа была разработана на период 1993-1995 гг. Данная Индикативная программа предусматривала концентрацию содействия в од-ном ключевом секторе и двух приоритетных секторах. Клю-чевым сектором были выявлены реорганизация и развитие предприятий. Другими приоритетными секторами были опре-делены следующие: 1) производство, переработка и распреде-ление продовольствия и 2) развитие людских ресурсов.В центре внимания технического содействия в рамках программы ТАСИС на 1993-1995 гг. были определены реор-ганизация и развитие предприятий. В период с 1993 г. по 1995 г. Европейский Союз оказывал поддержку в приватизации и реконструкции предприятий, в создании условий для разви-тия малых и средних предприятий (МСП), в совершенствова-нии и модернизации финансовых услуг. Вслед за выполнени-ем программы массовой приватизации (ПМП) целью содейст-вия приватизации и реорганизации, в первую очередь, являлось осуществление ПМП на местах, на уровне предприятий. Что касается МСП, особое внимание уделялось расширению действий, проводимых под эгидой Центра деловых связей. ТАСИС также содействовала деятельности по оценке и раз-работке плана действий, направленных на реформу финансо-вого сектора, прежде всего, были поддержаны действия, на-правленные на развитие современных финансовых учрежде-ний. Такая деятельность также включала поддержку реорга-низации сектора коммерческих банков.Помимо ключевого сектора, поддержка в период действия ИП в 1993-1995 гг. была оказана двум другим приоритетным секторам: производство, переработка и распределение продовольствия и развитие людских ресурсов. В данных секторах программа ТАСИС на 1993-1995 гг. преследовала две основные цели: во-первых, укрепление правительственной про-
|
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|