реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы

Пришедшая в том же году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, несмотря на её желание больше принимать во внимание интересы восточно-европейских стран, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Шрёдера соглашения с Россией [9, с.35]. Из всего вышенаписаного следует, что отношения России и Германии претерпели ряд изменений, они переросли из двусторонних в многосторонние, а также смена правящих кругов в Германии. Нынешнее правительство пытается переориентировать Германию на Америку, тем самым изменить политическое сотрудничество с российской стороной. Вопросы политического сотрудничества имеют актуальность, как в начале политического диалога, так и на момент 2007 года, круг рассматриваемых вопросов в своей общей массе остался неизменным. Конечно же нельзя не забывать о влияние международной обстановки на характер развития политического сотрудничества.

Если смотреть на российско-бельгийские отношения, то можно сказать, что дипломатические отношения между Россией и Бельгией были установлены в 1853 году. Характерной чертой современных двусторонних отношений с Бельгией, 150-летие которых было отмечено в 2003 году, является отсутствие острых нерешенных проблем, которые осложняли бы двустороннее взаимодействие обеих стран. Их позиции по большинству вопросов современной международной повестки дня весьма близки или совпадают. Динамично развивается сотрудничество практически во всех сферах государственных интересов. Поэтому отношения с Бельгией могут рассматриваться как своего рода образец взаимоотношений России с малыми странами Западной Европы. Наиболее крупные события в двусторонних политических контактах России и Бельгии за последние годы связаны с обменом визитами глав обоих государств и Правительств. Первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин посетил Бельгию с визитом в декабре 1993 году [12, с.111]. Главный итог этой поездки для двусторонних связей - подписание. Договора о согласии и сотрудничестве России и Бельгии, основополагающего политического документа, придавшего двусторонним дружественным отношениям обоих государств новое качество согласия и партнерства и обеспечившего их дружественный характер и благоприятные перспективы развития во всех областях. Король бельгийцев Альберт II, Королева Паола и наследный принц Филипп побывали в России с ответным государственным визитом в феврале 1998 году, а принц Филипп также в июне 2001 года во главе бельгийской экономической миссии в Россию. На регулярной основе осуществляются российско-бельгийские контакты на уровне министров иностранных дел, ежегодно проводятся политические консультации между министерствами иностранных дел России и Бельгии на уровне заместителей министра, а также директоров политдепартаментов внешнеполитических ведомств обеих стран. 10 июля 2003 года состоялся официальный визит Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова в Бельгию, в ходе которого была подписана очередная Совместная программа действий на 2003 - 2004 годы [12, с.113]. Из всего этого можно сделать вывод, российско-бельгийские отношения в политике развиваются достаточно динамично. Процесс эволюции в этой области сотрудничества определяется развитием отношений между Россией и Бельгией. В их внешнеполитическом направлении очень много общего. Хотя, конечно, ситуация в мире оказывает свое влияние на развитие политического сотрудничества.

Если говорить о российско-греческих отношениях, то с выходом на международную арену новой России уровень и динамика развития российско-греческих отношений заметно повысились. Активный характер приобрел политический диалог. В июне-июле 1993 года состоялся визит первого Президента России Б.Н.Ельцина в Грецию, в ходе которого были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами (вступил в силу 8 сентября 1995 года) [13, с.65].

Развитию политического диалога служат активизировавшиеся в последние годы и ставшие регулярными контакты на уровне министров иностранных дел. Последняя встреча российского министра иностранных дел В С.В.Лаврова с его греческим коллегой П.Моливиатисом состоялась 21 сентября 2004 года в Нью-Йорке в рамках 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия и Греция осуществляют тесные контакты в рамках ООН. 2-3 февраля 2004 году состоялась рабочая поездка в Москву Министра общественного порядка Греции Г.Флоридиса. В ходе его контактов с руководителями ряда российских ведомств обсуждались вопросы российско-греческого взаимодействия по обеспечению безопасности в период проведения Олимпиады-2004 в Афинах. 8 сентября 2004 года Греция направила во Владикавказ самолет с гуманитарной помощью пострадавшим в результате теракта в городе Беслан [13, с.68]. Российско-греческие отношения опираются на развитую договорно-правовую основу - свыше 40 действующих договоров и соглашений. Продолжается развитие и совершенствование договорно-правовой базы. 26 июня 2000 года была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (греческая сторона завершила процедуры по ее ратификации). Проанализировав динамику российско-греческих отношений, мы пришли к тому, что с каждым годом идет упрочнение политического сотрудничества двух рассматриваемых государств.

Подводя итоги данного параграфа, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям политических отношений с российской стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза.

2.3 Развитие экономических отношений

Известная совокупность национальных интересов, анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей современной России позволяют аргументировано определить ее стратегические задачи. Прежде всего, это, конечно, обеспечение национальной безопасности и суверенитета России в условиях сложных, порой непредсказуемых межгосударственных отношений современного мира. Эта стратегическая позиция в настоящее время находится в центре внимания руководства страны. Президент РФ В.В. Путин во всех своих посланиях Федеральному Собранию России подчеркивает ее значение для перспектив развития и политики России. Второй стратегической задачей, выведенной на основе сравнительного анализа из разнообразия политических и государственных документов последних лет, нам представляется укрепление экономического благосостояния общества, повышение уровня жизни населения до среднеевропейских позиций, как средства обеспечения нормального развития национальной культуры и гражданского сознания народов России. Третья задача естественным образом связана с первыми, дополняет их. Это - достижение существенного влияния на мировом рынке, активного и эффективного участия в международном экономическом сотрудничестве за счет модернизации российской экономики на основе современных индустриальных технологий и финансово-хозяйственных механизмов. Данная задача имеет не только стратегический, но и принципиальный характер, поскольку Россия, имея объективно замечательные условия, отстает в своем развитии от многих стран мира, располагающих гораздо меньшими возможностями. Кроме того, без успешной реализации данной задачи невозможно обеспечение безопасности страны и достойного благосостояния народа [18, с.189].

Конечно, можно по-разному относиться к экономической политике России в Европе. Однако нельзя правильно понимать российско-европейские экономические отношения вне контекста глобализации. Глобализация радикальным образом изменяет конкурентную среду, придает ей геополитический характер, порождает новые риски, ведет к концентрации капитала, новым возможностям и условиям инвестирования и т.д. Всё чаще она порождает такие ситуации взаимодействия транснациональных корпораций, которые не соответствуют самой концепции национального законодательства как такового. И то движение поверх национальных границ, которые предпринимает сегодня Россия в своей экономической политике, - это, с одной стороны, выражение субъективной нашей зрелости, а с другой - отражение объективных процессов глобализации.

В этом плане бизнес может и должен стать важным игроком, который со своим прагматизмом и умением вести диалог, инициативностью и предприимчивостью, мог бы дать импульс политикам и общественному мнению к более быстрому прогрессу в российско-европейских отношениях. Евросоюз является крупнейшим торговым партером России и на него приходится более половины объема российской внешней торговли. В текущем году рост товарооборота России и ЕС продолжается: за 9 месяцев 2006 года по данным российской таможенной службы он составил 168,5 млрд. долл., что выше по сравнению с тем же периодом прошлого года, когда он насчитывал 126,6 млрд. долл. При этом российский экспорт в страны ЕС достиг 127,6 млрд. долл., а импорт - 40,9 млрд. долл. Наряду с ростом товарооборота всё более существенную роль в наших отношениях играют инвестиции, услуги, кооперационные связи. Цифры показывают явный позитив, но так ли всё здесь хорошо? Анализ ситуации предстоящего обновления правовой базы экономического сотрудничества России и ЕС указывает на наличие, как минимум, двух векторов. Один - это наращивание достигнутых результатов, устранение тупиков и барьеров, расширение возможностей, дальнейшая либерализация экономических отношений. Другой - политизация вопросов партнерства Россия-Евросоюз. При этом инициатива политизации принадлежит отнюдь не России, а европейским странам, среди которых особенно выделяются новые члены Евросоюза. Говоря об эволюции внешней политики России по экономическим вопросам в отношении Евросоюза, как организации в целом. Следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без учета обстановки в мире. Но если рассматривать эволюционные изменения экономического сотрудничества России со странами, входящими в состав Евросоюз, то мы увидим ряд особенностей.

Рассматривая экономический диалог России и Италии, можно сказать, что Италия является одним из ведущих торговых партнеров России среди западных стран. В последние годы в российско-итальянских торгово-экономических отношениях продолжается устойчивая тенденция роста.

В основе успешного развития двусторонних отношений лежит прочный экономический фундамент. По объему товарооборота Италия занимает 3-е место среди торговых партнеров России из числа западных стран. По итогам 2005года двусторонний товарооборот составил 23,465 млрд. долл. США, при этом российский экспорт - 19,06 млрд. долл. США, импорт - 4,40 млрд. долл. США. Основные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества рассматривает Российско-Итальянский совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству [6, с.90]. В 2005-м - начале 2006года по инициативе итальянской стороны в Российской Федерации состоялась серия разнообразных мероприятий экономического, а также культурного характера под общим названием “Год Италии в России”. В последние годы приоритетными направлениями двустороннего экономического сотрудничества стали область высоких технологий и космическая индустрия. Дополнительный импульс сотрудничеству в этой сфере придало Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 28 ноября 2000года, вступившее в силу 24 августа 2004года. В марте 2006года. состоялась встреча Президента России В.В.Путина с президентом концерна “Финмеканика” П.Ф.Гуаргуальини, результатом которой стала интенсификация двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий [6, с.92].

Товарная структура российско-итальянской торговли за последние годы существенно не изменилась. В российском экспорте в Италию основная роль традиционно принадлежит энергоносителям. Важнейшим товаром в российском экспорте в Италию продолжает оставаться природный газ. В товарном составе российского импорта из Италии преимущественное место по-прежнему принадлежит товарам народного потребления. Второй по значимости группой остаются машинно-технические товары. Доли всех прочих товарных групп практически не изменились. На новый качественный уровень переходит валютно-финансовое сотрудничество. Его характерной чертой является переход от предоставления кредитов под государственные гарантии к нормальному межбанковскому взаимодействию, предусматривающему использование финансовых инструментов, не оказывающих влияния на внешний долг России. В настоящее время запущены и эффективно работают конкретные инструменты финансирования крупных проектов без государственных российских гарантий. Достигнуты результаты и в отношении создания механизма финансирования проектов малого и среднего предпринимательства. Первоочередное внимание уделяется развитию инвестиционного сотрудничества. Определенную нишу в российско-итальянском инвестиционном сотрудничестве занимают сравнительно небольшие совместные предприятия и компании со 100%-ным итальянским капиталом, зарегистрированные на территории Российской Федерации. По имеющимся данным, в России работает более 700 итало-российских СП и почти 200 компаний с чисто итальянским капиталом. Только в Москве зарегистрировано более 200 представительств итальянских фирм. Продолжает развиваться сотрудничество с итальянскими компаниями в реализации проектов промышленной кооперации в стратегически важных для России областях экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, производство бытовой электротехники, товаров нефтехимической промышленности [6, с.89]. Одной из приоритетных сфер по привлечению итальянского капитала становится электроэнергетика. Одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества является сотрудничество в области высоких технологий. Это в первую очередь касается таких секторов, как использование и исследование космического пространства в мирных целях, производство средств связи, телекоммуникаций, создание систем управления и навигации, авиастроение, военно-техническое сотрудничество. В области авиастроения перспективным представляется сотрудничество российского авиахолдинга “Сухой” (ОАО “Гражданские самолеты Сухого”) и компании “Аления аэронаутика” (группа “Финмеканика”), которые в августе 2006г. достигли договоренности о совместном производстве среднемагистрального пассажирского самолета RRJ (Russian Regional Jet), соответствующего требованиям мирового рынка, с радиусом полета до 5000 км и пассажировместимостью до 100 человек. Двигатели для нового самолета будет разрабатывать французская фирма “Снекма моторс”. Потребности российского рынка в самолетах такого класса оцениваются в 200 машин, а европейского - еще в 500 единиц [6, с.97]. Перспективным фактором торгово-экономических отношений становится межрегиональное сотрудничество. В течение 2003-2006годов. Италию для налаживания прямых деловых связей с итальянскими регионами посещали представительные делегации российских субъектов федерации (в частности, Московской, Ленинградской, Липецкой, Свердловской, Пермской, Калининградской, Чувашской Республики, Республики Татарстан, Краснодарского края, а также Москвы и Санкт-Петербурга), а Россию - делегации итальянских областей (в частности, Ломбардии, Лигурии, Лацио, Венето) [6, с.98]. Особое место в развитии межрегионального сотрудничества уделяется вопросам создания на территории России промышленных округов с использованием итальянского опыта. Представители субъектов Федерации принимают активное участие в деятельности рабочей группы экономсовета. Подводя итоги российско-итальянского сотрудничества в области экономики, можно отметить, что развитие экономического вектора внешнеполитического курса России во взаимоотношениях с Италией развивается достаточно последовательно, существует прочная связь между Россией и Италией в экономической сфере.

Если посмотреть на российско-германские отношения, то можно сказать следующее. Германия - главный экономический партнер России в мире. Ее доля во внешней торговле России - более 10%, а России во внешней торговле Германии - около 2,5%. В 2005 году взаимный товарооборот достиг рекордной планки в 32,9 млрд. долл. США. В январе-сентябре 2006 года объем торговли между Россией и Германией увеличился на 30% и достиг 30,9 млрд. долл. Важный импульс развитию энергодиалога был дан подписанием соглашения о строительстве Североевропейского газопровода между “Газпромом” и германскими компаниями “Е.ОН Рургаз” и БАСФ, а также принятием Заявления на высшем уровне о сотрудничестве в области энергетики в рамках рабочего визита в ФРГ Президента России В.В.Путина 8 сентября 2005 года [19, с.165]. Германия - основной кредитор России (на неё приходилось более 40% российских долгов по линии Парижского клуба) и один из крупнейших инвесторов. В августе 2006 года в Берлине было подписано и реализовано заключительное соглашение с ФРГ о досрочном погашении остатка внешнего долга России и бывшего СССР на сумму 10,4 млрд. долл. США (8,14 млрд. евро.). Организационным инструментом координации и развития двусторонних экономических, финансовых и научно-технических связей в 90-е годы выступал межправительственный Консультационный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В июне 2000 года по инициативе В.В.Путина и Г.Шрёдера учреждена Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества. Говоря об эволюционных изменениях внешнеполитического курса России в контексте экономического сотрудничества с Германии можно выделить ряд факторов. Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 процентов от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 процентов природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктов машиностроения.

Говоря о российско-бельгийских отношениях, можно выделить ряд факторов, определяющих направление экономического сотрудничества двух стран. Состояние и перспективы торгово-экономического, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества двух стран, отношения с международными экономическими организациями, взаимосвязи на региональном и отраслевом уровне обсуждаются на заседаниях Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом. Председателем Российской части комиссии с января 2005 года является Заместитель министра экономического развития и торговли России В.Г.Савельев. В 2004 году российско-бельгийский товарооборот, по данным российской таможенной статистики, составил почти 3 млрд. долл. США, при этом российский экспорт - 1,824 млрд. долл., а импорт - 1,175 млрд. долл. Общий прирост товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 г. составил более 18%. Доля Бельгии в общем товарообороте России составляет чуть более 1% [11, с. 74]. Исходя из этого следует отметить, что экономическое сотрудничество развивается в эволюционной прогрессии вверх, т.е. отношения упрочняются и виден явный их рост.

Рассматривая российско-греческие отношения в контексте эволюционного развития можно отметить ряд факторов. В области взаимной торговли наблюдается тенденция к росту. По данным российской таможенной статистики товарооборот между Россией и Грецией в 2004 году составил 1429,2 млн. долл. (в 2003 году - 1097,2 млн. долл.), в т.ч. российский экспорт - 1262,2 млн. долл. (956,2 млн. долл. в 2003 году), импорт -167,0 млн. долл. (141,0 млн. долл. в 2003 году) [19, с.15]. Стабильность и долговременную перспективу отношениям в экономической сфере придает, в частности, реализация Соглашения о поставках в Грецию российского природного газа от 1987 года. В январе 1997 года введен в эксплуатацию построенный российской стороной на территории Греции магистральный газопровод (текущие поставки газа достигают около 1,8 млрд. куб. м в год). С 1994 года разрабатывается трехсторонний российско-греко-болгарский проект сооружения нефтепровода Бургас-Александруполис для транспортировки нефти из Новороссийска в Европу [19, с.26]. Говоря о развитии российско-греческих экономических отношений, можно сказать, что их развитие нацелено на долгосрочную и стабильную перспективу. Товарооборот из года вгод повышается, что говорит о достаточно прочном и перспективном сотрудничестве.

Россия поддерживает развитие экономических связей и со Швецией. Швеция - в числе основных зарубежных инвесторов российской экономики. Объем шведских прямых инвестиций в Россию превысил 700 млн.долл. При этом за 2003 году шведские прямые инвестиции в Россию возросли вдвое по сравнению с 2002 года и составили 91 млн. долл. Основные сферы, интересующие шведских инвесторов - мебельная промышленность, телекоммуникации, строительство, производство грузового автотранспорта. Такие крупные шведские фирмы, как “ИКЕА”, “Вольво”, “Эрикссон”, “Скания” рассматривают Россию как стратегический рынок [20, с.38].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.