реферат бесплатно, курсовые работы
 

Египет в ближневосточной политике США (1952-1981 гг.)

В марте 1953 г. США и Англия обратились к Египту с совместными предложениями по вопросу о выводе англий-ских войск из Египта. Суть этих предложений сводилась к основным положениям плана, согласованного в Вашингто-не. В качестве обязательного условия эвакуации британских войск выдвигалось требование участия Египта в оборони-тельном пакте Политика США на Арабском Востоке, с.47. Реакция египетского правительства на эти предложения была отрицательной.

В конце апреля 1953 г. в Каире начались англо-египет-ские переговоры, за развитием которых внимательно наблю-дали в Вашингтоне. Переговоры, однако, очень быстро зашли в тупик из-за обструкционистской позиции Англии.

В мае 1953 г. в Каир прибыл Дж. Даллес. Это был пер-вый в истории визит государственного секретаря США в Египет, где он имел встречи с М. Нагибом и Г.А. Насером. Среди главных задач, которые государствен-ный секретарь США пытался решить во время своей по-ездки в Египет и другие ближневосточные страны, первое место отводилось созданию военного блока в этом регио-не с обязательным участием в нем Египта, однако Г.А. Насер отверг идею, предложенную Дж. Даллесом. Насер выразил также сомнение в необходи-мости обороны Ближнего Востока от Советского Союза, в чем пытался убедить его Дж. Даллес."

Не увенчалась успехом также попытка государственного секретаря США навязать египетскому руководству согла-шение с Англией по вопросу о суэцкой базе в рамках коллективной оборонительной системы для Ближнего Востока. Как сообщала в то время египетская пресса, Дж. Даллес привез в Каир конкретный план, который предусматривал переход Суэцкого канала под «совместный англо-американ-ский контроль», создание с этой целью специального англо-американского совета, привлечение на работу в зоне канала американских специалистов. Дж. Даллес фактически игно-рировал основное требование Египта о безоговорочной эвакуации английских войск, предложив их поэтапный вы-вод, Предложения Дж. Даллеса были отклонены еги-петским правительством .

По возвращении из своего ближневосточного турне Дж. Даллес представил отчет, в котором содержались не-утешительные для США выводы. Государственный секре-тарь был вынужден признать, что арабские народы «боль-ше опасаются сионизма, чем коммунизма», поскольку они считают, что «Соединенные Штаты будут поддерживать агрессивную экспансию нового государства Израиль». Дж. Даллес рекомендовал правительству США проводить «беспристрастную политику в отношении арабов и изра-ильтян.

В конце 1953 -- начале 1954 г. внутри египетского руко-водства резко обострились разногласия между двумя основ-ными группировками. Буржуазно-либеральная группа во главе с М. Нагибом считала революцию завершенной и вы-ступала за восстановление в стране парламентарной «демо-кратии», что на деле означало бы возвращение к власти буржуазно-помещичьих партий, которые уже давно доказа-ли свою неспособность разрешить важнейшие националь-ные проблемы. Радикальное крыло египетского руковод-ства во главе с Г. А. Насером выступало за расширение революционных реформ, углубление социально-экономиче-ских преобразований.

Политический кризис достиг наибольшей остроты в на-чале 1954 г., когда стало очевидно, что политика, проводи-мая группировкой М. Нагиба, является помехой на пути дальнейшего упрочения независимости страны. В результа-те острой политической борьбы в конце марта 1954 г. пре-мьер-министром Египта и председателем Совета революционного командования был избран его фактический глава Г.А. Насер. Однако борьба за власть в Египте продолжалась до конца 1954 г. и завершилась разгромом реакционно-клерикальной организации «Ассоциация братьев-мусульман» и смещением М. Нагиба с поста президента республики. В ноябре этого года вся политическая и госу-дарственная власть окончательно перешла в руки Г. А. На-сера.

Серьезные изменения в составе египетского руководства вынудили Вашингтон и Лондон внести определенные кор-рективы в свою позицию на переговорах с Египтом и пойти на известные уступки. К тому же борьба египетских пар-тизан в зоне Суэцкого канала против британских оккупа-ционных войск все больше убеждала правящие круги Ве-ликобритании в нецелесообразности сохранения английских баз в Египте.

Правительство Г. А. Насера, со своей стороны, было крайне заинтересовано в скорейшем решении вопроса об эвакуации английских войск и поэтому выразило готов-ность принять некоторые условия, предложенные США и Англией. В результате 19 октября 1954 г. было подписано англо-египетское соглашение, предусматривавшее эвакуа-цию английских войск из зоны Суэцкого канала по этапам в течение 20 месяцев со дня его подписания. Египетское правительство было вынуждено согласиться на включение в соглашение пункта о возможности реактивации базы в случае нападения «иностранной державы» на одну из араб-ских стран, подписавших в 1950 г. Пакт коллективной без-опасности, или Турцию. Кроме того, документ предусматривал пребывание в зоне Суэцкого канала английских «тех-нических специалистов». Срок его действия составлял 7 лет50. 13 июня 1956 г. последний британский солдат по-кинул страну. Так был положен конец 74-летнему периоду британской оккупации Египта.

Это был первый крупный внешне-политический успех правительства Г. А. Насера, важный этап в борьбе за окончательное осво-бождение от британского господства и становление незави-симой внешней политики Египта. Как отмечает советский арабист А. М. Голдобин, это согла-шение в значительной степени подготовило почву для на-ционализации египетским правительством Суэцкого кана-ла в 1956 г. Такой шаг стал возможным лишь после эвакуации британских войск.

В то же время осенью 1954 г. западная дипломатия рас-сматривала соглашение между Англией и Египтом как пер-вый шаг для окончательного перехода египетского режима на позиции союзника западных держав. В Вашингтоне и Лондоне были склонны расценивать согласие Египта на компромиссные условия договора с Англией как готовность присоединиться к планировавшемуся тогда «оборонительно-му союзу» стран «северного яруса».

Стремясь закрепить свое «сотрудничество» с египетским режимом, Вашингтон пытался максимально использовать рычаги экономической «помощи». При этом правящие круги США рассчитывали воспользоваться экономическими труд-ностями, с которыми столкнулось египетское руководство в первые годы после революции, острой потребностью Египта в иностранных займах и кредитах.

Осенью 1953 г. США заключили с Египтом три соглаше-ния об «экономическом сотрудничестве» сроком до 1960 г. В феврале 1954 г. было подписано новое соглашение, в со-ответствии с которым США взяли па себя «твердые обяза-тельства» оказать Египту помощь в сооружении ряда про-мышленных и сельскохозяйственных объектов. Следует от-метить, что такие «обязательства» были вынужденным шагом, поскольку незадолго до этого Советский Союз вы-разил готовность оказать Египту необходимую помощь. 2 июня 1954 г. было объявлено о решении египетского пра-вительства продлить еще на два года соглашение с США о предоставлении Египту «технической помощи» в соответ-ствии с «4-м пунктом» программы Трумэна.

6 ноября 1954 г., т. е. вскоре после заключения соглаше-ния между Англией и Египтом об эвакуации английских войск, было подписано американо-египетское соглашение, в соответствии с которым США предоставили Египту 40 млн. долл. для экономического развития. Одновременно нача-лись переговоры по вопросу оказания Египту военной «по-мощи» в размере 20 млн. долл.58. В этот период Соединенные Штаты оказывали Египту незначительную «техническую помощь», в частности в раз-витии сельского хозяйства, инфраструктуры, изыскании по-лезных ископаемых. В первой половине 1955 г. американ-ские технические эксперты оказывали содействие египет-ским специалистам в изучении промышленного потенциала Египта 59. Однако экономическая «помощь» США Египту имела преиму-щественно рекламно-пропагандистский характер, предостав-лялась под флагом «содействия развитию Египта» и в принципе не отличалась от обычных коммерческих операций. К тому же значительная часть этих сумм расходовалась на содержание чрезмерно раздутого штата американских мис-сий, комиссий, специальных групп «советников», «экспер-тов» и «специалистов» Политика США на Арабском Востоке, с. 52-53. Американская «помощь» Египту не могла оказать сколько-нибудь существенного влияния на его экономическое раз-витие.

Объективно оценивая американскую «помощь» Египту, необходимо учесть одно немаловажное обстоятельство. В первой половине 50-х годов США широко практиковали продажу на мировом рынке крупных партий хлопка по дем-пинговым ценам, что наносило удар прежде всего по инте-ресам Египта, для которого экспорт хлопка и уровень цен на него всегда имели жизненно важное значение. В резуль-тате таких операций, проведенных Соединенными Штатами и другими западными державами, в 1952--1955 гг. Египту был нанесен экономический ущерб, превысивший 250 млн. долл., что намного превосходило объем американской «по-мощи» Протопопов А. С. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года

(июль - ноябрь). М., 1969, с. 59..

Усиливая экономическую экспансию в Египте, Соединен-ные Штаты в то же время не оставляли попыток вовлечь его в орбиту своей империалистической политики. Как-уже отмечалось, с 1953 г., т. е. после поездки Дж. Даллеса на Ближний Восток, Вашингтон и Лондон вынашивали планы создания военного блока стран «северного яруса» с после-дующим подключением к нему арабских стран. При этом западная пропаганда пыталась убедить мировое общест-венное мнение, что инициатива его организации исходит от самих стран Ближнего и Среднего Востока, которые якобы обеспокоены угрозой своей безопасности со стороны Совет-ского Союза и поэтому решили заключить между собой военный союз и обратиться за помощью и поддержкой к за-падным державам.

Прологом к созданию блока явился турецко-пакистан-ский договор «о дружбе и сотрудничестве в целях безопас-ности» от 2 апреля- 1954 г., заключенный при активном содействии американской дипломатии. Этот договор был подкреплен соглашением о «взаимном обеспечении безопас-ности» между США и Пакистаном от 19 мая 1954 г. К концу 1954 г. американская и английская дипломатия резко активизировали свои усилия, направленные на быст-рейшее создание на Ближнем Востоке замкнутой военной группировки, которая служила бы связующим звеном меж-ду НАТО и СЕАТО. В результате 24 февраля 1955 г. в Баг-даде был подписан договор «о взаимном сотрудничестве и обороне» между Ираком и Турцией, образовавший основу Багдадского пакта (впоследствии -- СЕНТО) . В апреле 1955 г. к пакту присоединилась Англия, в сентябре -- Па-кистан и в ноябре -- Иран. В конце ноября 1955 г. в Баг-даде состоялась учредительная сессия Багдадского пакта. Новая организация была официально названа «региональ-ным оборонительным союзом», но в действительности явля-лась агрессивным военным блоком, направленным против национальных интересов стран Ближнего и Среднего Восто-ка, против Советского Союза и других социалистических стран.

Главным организатором и вдохновителем этого блока были Соединенные Штаты, хотя они и предпочитали дейст-вовать за спиной Англии. США не только официально санк-ционировали создание Багдадского пакта, но и активно со-действовали его формированию. Об этом недвусмысленно пишет в своих мемуарах Д. Эйзенхауэр. Однако США воздержались от официального вступления в блок, хотя с самого начала фактически были его участником и той си-лой, которая поддерживала и направляла его политику.

В ноябре 1954 г. в Каире побывали представители Пен-тагона -- полковники А. Герхардт и У. Ивлэнд, совершав-шие поездку по Ближнему Востоку с целью вовлечения как можно большего числа арабских стран в готовившийся во-енный блок. Во время встречи с Г. А. Насером американ-ские визитеры пытались убедить его в «необходимости» со-здания «региональной оборонительной организации» с учас-тием Египта и других арабских стран, которая была бы направлена против Советского Союза. Американцы дали понять египетским руководителям, что в ответ на вступле-ние Египта в такую организацию США готовы оказать ему необходимую военную помощь.

Г. А. Насер, однако, довольно решительно отверг пред-ложение американцев, указав на то, что у арабских народов есть только два реальных врага на Ближнем Востоке -- Англия и Израиль и что «глупо пытаться вызвать у них страх перед советским вторжением» Нагайчук В. И. Политика США в отношении Египта (50-60е). Киев, 1982, с. 39

..

Египет резко выступил против Багдадского пакта и направлял все свое влияние в арабском мире против этого блока. В январе 1956 г. президент Г.А. Насер заявил, что «арабы не желают иметь ничего общего с большой тюрьмой, создаваемой империалистами в соответствии с их целями» Правда, 1956, 9 января.

Стремление Египта к проведению независимого внешне-политического курса и объединению арабских стран на ан-тиимпериалистической основе наталкивалось на ожесточен-ное противодействие империалистических держав. К середи-не 1955 г. на Западе была развернута яростная антиегипетская кампания. Красноречивым свидетельством усиления враждебности западных держав к Египту стала агрессивная акция Израи-ля, совершенная против него 28 февраля 1955 г., т. е. через несколько дней после образования Багдадского пакта. Из-раильские войска под предлогом «борьбы с террористами» совершили налет на Газу -- палестинскую территорию, на-ходившуюся под контролем Египта, В результате этого рейда было убито 38 египетских военнослужащих и мир-ных жителей, 31 человек был ранен. Это была по существу первая вооруженная провокация Израиля против Египта со времени окончания арабо-израильской войны 1948--1949 гг. В течение апреля-сентября 1955 г. вооруженные нападения израильских войск на египетскую границу в районе Газы следовали одно за другим. То, что такие акции имели место именно в этот период, не было простым совпадением. В Тель-Авиве, как и в столицах западных держав, испытывали растущую тревогу в связи с укреплением позиций антиимпериалистического режима в Египте. Поэтому израильская "демонстрация силы" была нацелена против крепнувшей тенденции к арабскому единству вокруг Египта.

В этих условиях западные державы все больше рассчитывали на Израиль как плацдарм империалистического влияния на Ближнем Востоке, как орудие военно-политического давления на Египет. Соединенные Штаты финансировали Израиль, вооружали и оснащали его армию современной военной техникой, оказывали ему поддержку на международной арене. Тем самым они поощряли экспансионистские устремления правящих кругов Израиля в отношении соседних арабских государств.

Выводы.

Таким образом, в рассматриваемый период администрация США делала ставку на то, чтобы наладить тесное "сотрудничество" с новым египетским режимом. Такое "сотрудничество" означало бы установление американского контроля над внутренней и внешней политикой Египта и вовлечение страны в агрессивные блоки. В этот период в политике США в отношении Египта преобладали "позитивные" методы, такие как предоставление кредитов и займов, посредничество США в англо-египетском конфликте по вопросу об эвакуации английских войск из зоны Суэцкого канала.

Однако "заигрывание" Вашингтона с Каиром продолжалось недолго. Экспансионистские устремления правящих кругов США все больше вступали в противоречие с национальными интересами Египта. Конфронтация западных держав и Египта в вопросе создания Багдадского пакта и израильское нападение на Газу стали определенной вехой в развитии американо-египетских отношений. Нельзя не согласиться с точкой зрения академика Е. М. Примакова, который считает, что именно с этого рубежа наметился поворот в политике США в отношении Египта. Соединенные Штаты начали более активно и целенаправленно использовать конфронтацию Израиля с арабскими странами в борьбе против антиимпериалистических тенденций в политике Египта и некоторых других арабских стран Примаков Е.М. Анатомия Ближневосточного Конфликта., с. 204-206.

.

Раздел 2.

Роль советского фактора в американо-египетских отношениях (1956-1970 гг)

В марте 1955 г. Г А. Насер впервые сформулировал шесть принципов египетской революции: 1) ликвидация господ-ства империализма; 2) уничтожение господства феодализ-ма; 3) уничтожение капиталистических монополий и их политического засилья; 4) установление социальной спра-ведливости; 5) создание сильной национальной армии; 6) создание, здорового, демократического общества Насер Г А. Проблемы египетской революции Избранные речи и выступления 1952--1970 гг М, 1979, с. 60

.

Жизненный и политический опыт убеждал Г.А. Насера, что возрождение страны возможно лишь в случае самостоятельной внешней политики, а не под диктовку США, т.е. что внешняя политика Египта должна обрести под-линно национальный характер и стать эффективным инстру-ментом укрепления независимости.

Совсем недавний памятный рейд на Газу В феврале 1955 года ,совершенный израильской армией показало весьма печальный итог. Египет, управлявший полосой Газы после первой израильско арабской войны, не смог дать отпор израильским солдатам. Прежде всего потому, что египет-ская армия была плохо вооружена. Перед президентом страны остро встала проблема перевооружения. Все предпринимавшиеся сразу после начала революции попытки Египта получить необходимое вооружение из США закончились безуспешно Президент Д Эйзенхауэр прислал Насеру то что последний назвал «игрушками для проведения военных парадов» Ему же не терпелось перевооружить армию.

Для станов-ления и формирования политики позитивного нейтралитета и неприсоединения, высказанной Г.А. Насером, явилось участие Египта в работе Бандунгской конференции стран Азии и Африки (апрель 1955 г.).Одновременно участие в этой конференции дало толчок к решению проблемы оружия. Насер в унифор-ме подполковника отправился в Бандунг В Индонезии состоялась имевшая колоссальный резонанс во всем мире международная конференция, на которую съехались лидеры свободных го-сударств Азии и Африки Среди ее участников были Чжоу Эньлай, Джа вахарлал Неру Ахмед Сукарно, другие лидеры освободившихся стран двух континентов

И вот именно там, в Бандунге, Насер встретился с Чжоу Эньлаем, которому решился задать свой сокровенный воп-рос в какой стране Египет смог бы получить так необходимое для нужд обороны оружие. Чжоу Эньлай не сразу ответил на заданный вопросОднако по прошествии нескольких минут ответил, что. оружие они смогут получить только у Советского Союза Беляев И. От Насера до Мубарака.Азия и Африка №7 1990., с. 39..

Нужно отметить, что Насер многим рисковал, обра-щаясь к Советскому Союзу за оружием и прежде всего благосклонностью и поддержкой своих американских друзей. Те никак не думали, что подполковник в поисках защиты повернется к Москве Для них обращение Насера к СССР явилось полной неожиданностью. На-кануне открытия конференции американские политики возлагали на-дежды на то, что Г. А. Насер окажет «сдерживающее влия-ние» на ее участников и тем самым поможет удержать молодые афро-азиатские государства от «нейтралитета на стороне коммунистов». Эксперты госдепартамента даже предоставили в распоряжение египетского руководства ма-териалы, призванные «помочь» Египту определить свою по-зицию на конференции и настроить его против КНР и Ин-донезии. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Вслед за объявлением Насера о предстоящем получении советского оружия в Египет зачастили официальные и неофициальные представители из США. Сначала они уговаривали будущего президента Египта одуматься. Затем попытались в очередной раз прибегнуть к рычагам военной и экономи-ческой «помощи» для оказания давления на Египет. Ранее египетское правительство неоднократно обращалось к США с просьбами о поставках вооружения, однако Вашингтон, как было сказано ранее, увязывал вопрос о военной «помо-щи» с заключением англо-египетского соглашения об эвакуации английских баз из зоны Суэцкого канала и вступлением Египта в военный блок. С подписанием этого документа Соединенные Штаты соглашались поставить во-оружение в рамках «программы взаимной безопасности», но это условие было отвергнуто Египтом . Лишившись одного средства давления на Египет Вашинг-тон решил в очередной раз пустить в ход ры-чаги экономической «помощи».

Стремясь к ликвидации господства иностранных моно-полий в стране, правительство Г. А. Насера взяло курс на ускоренное развитие национальной экономики. Среди пер-вых мероприятий по се подъему, разработанных в 1953 г., особое место занимал проект сооружения на р. Нил выше г. Асуан высотной плотины с мощной гидроэлектростанцией и создания разветвленной оросительной системы.

К концу 1955 г. госдепартамент США, обеспокоенный сближением Египта с Советским Союзом, принял решение форсировать переговоры об участии США в финансирова-нии строительства высотной Асуанской плотины, начатые еще в 1953 г. В декабре 1955 г. в США состоялась встреча министра финансов Египта А. М. Каисуни с представи-телями правительств США и Англии, а также президентом Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Ю. Блэком. В ходе встречи была достигнута принципиаль-ная договоренность о финансировании работ по строитель-ству плотины. МБРР обещал выдслшь 200 млн. долл., Со-единенные Штаты -- 96 млн , Англия -- 14 млн. долл.

Советский Союз, скажем прямо, вдруг получивший возможность резко обозначить и защитить свои законные интересы на Ближнем Востоке, не упус- тил предоставившегося ему благоприятного шанса освободившиеся государства. В феврале 1956 г. западные державы и МБРР подтвердили свое согласие на предоставление Египту упомянутых займов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.