реферат бесплатно, курсовые работы
 

АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития

Одними из ключевых моментов, отраженных в программе рас-ширения роли АСЕАН, были определены председательство Ассо-циации в Региональном форуме АСЕАН (РФА), принятие актив-ных мер по укреплению роли АСЕАН в рамках РФА, дальнейшее участие представителей министерств обороны в его деятельности, поддержание сотрудничества АСЕАН со странами-партнерами по диалогу и др.

Во время встречи между АСЕАН и партнерами по диалогу: Китаем, Японией и Южной Кореей Премьер-Министр Японии К.Обути официально объявил о предоставлении специального йенового займа азиатским странам на сумму 5 млрд. долл. США. Данный заем, а также кредит на сумму 30 млрд. долл. в рамках так называемого "Плана Миядзавы" поможет государствам реги-она, наиболее сильно пострадавшим от кризиса, провести рефор-мирование финансовой сферы и ускорить процесс экономичес-кого оздоровления.

Заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао также объявил о предоставлении Фонду АСЕАН гранта в размере 200 тыс. долл. Было отмечено, что Китай ранее уже выделил 4,5 млрд. долл. в рамках пакета мер под эгидой МВФ для оказания финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии, пострадавшим от кризи-са.

Китайским руководителем также было предложено проводить регулярные встречи представителей министерств финансов и на-циональных банков стран-членов АСЕАН и трех партнеров по диалогу для обсуждения путей регулирования потоков междуна-родного капитала и нахождения совместного решения проблем валютно-финансового кризиса в регионе.

Следует отметить, что по прогнозам экспертов международ-ных финансовых организаций, кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, носит временный характер, и экономическая ситуация в регионе стабилизируется к 2005 г.

В этой связи Казахстану, являющемуся крупным евразийским государством, очевидно, следует проявлять больше внимания к региональным политическим и экономическим интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии.

Особенно актуальным для РК является развитие сотрудниче-ства с Региональным форумом АСЕАН, поскольку девиз, провоз-глашенный участниками РФА, созвучен с идеями казахстанской инициативы о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). На проходившем в июле 1998 г. в Куала-Лумпуре заседании старших должностных лиц стран-членов АСЕАН, за исключением одного-двух государств, наша инициатива в целом была поддержана. Мы также заручились поддержкой основных участников форума - России и Китая. Поэтому обсуждение воз-можностей консолидации усилий по линии СВМДА и РФА мог-ло бы внести значительный вклад в становление и развитие про-цесса общеазиатской безопасности.

Реализуя стратегическую цель - интегрироваться в простран-ство АСЕАН, необходимо проводить комплексную политику по развитию двусторонних отношений с ведущими странами регио-на. При этом следует учитывать, что проявление особых отноше-ний лишь с одной из них, лоббирование ею казахстанских инте-ресов в регионе могут вызвать негативную реакцию остальных. Как правило, близких позиций по внутрирегиональным и между-народным проблемам придерживаются Сингапур, Таиланд и Фи-липпины. Другой лагерь составляют Малайзия, Бруней и Мьян-ма. Подчеркнуто независимо проявляет свою позицию Индоне-зия.

На начальном этапе этого процесса представляется целесооб-разным инициирование диалога со странами-участницами с це-лью подключения Казахстана к РФА в качестве секторального партнера. С получением такого статуса Казахстан в большей сте-пени может рассчитывать на поддержку со стороны государств-участников Ассоциации стать членом РФА.

Казахстанской дипломатии следует предпринимать усилия для налаживания тесных и доверительных контактов с официальны-ми лицами государств АСЕАН с целью подключения нашей стра-ны к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии.

АСЕАН стала самым динамично развивающимся регионом мира благодаря ряду причин: стремительный экономический рост, осу-ществление программ экономической интеграции и совместных предприятий, ликвидация барьеров, препятствующих доступу на их рынки и увеличение торговли.

Показатели экономического развития в большинстве стран региона значительно превосходят среднемировые. Страны АТР демонстрируют рост валового внутреннего продукта на уровне 5-6% в год, внешней торговли - 9-11%. На эти страны приходится около 60% мирового производства. Удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%.

По различным оценкам, к 2010 году население региона соста-вит около 690 млн. человек. Ожидается, что совокупный ВВП стран региона возрастет с 450 млрд. долларов в 1995 г. до 1,1 трлн. долларов в 2010 г.

Углубляется экономическая и технологическая интеграция. В АТР сформировались и эффективно развиваются механизмы эко-номического сотрудничества как на неправительственном уровне (Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Ти-хоокеанский экономический совет), так и с участием правительств (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество). Широ-кое распространение получила реализация проектов многосторон-него сотрудничества в сопредельных районах стран Восточной и Юго-Восточной Азии (так называемых зонах экономического ро-ста).

Несомненный интерес для Казахстана представляют процессы экономической и политической трансформации, происходящие в последние десятилетия в Восточной Азии, являющейся составной частью АТР.

Большинство этих стран за годы независимости и становления государственности продемонстрировали возможность ускоренно-го развития и интеграции в новые мировые процессы. Это обусловлено умело проводимой стратегией по переориентации эконо-мик на экспортное и импортозамещающее производство, разви-тием высокотехнологичных и наукоемких отраслей, созданием гибкой финансово-кредитной системы, благоприятным инвести-ционным климатом.

Экономика стран данного региона в 60 - 70-е годы характери-зовалась как аграрно-сырьевая и была основана на переработке сельскохозяйственной продукции и разработке имеющихся сырь-евых ресурсов. Но уже в 80-е годы в ее структуре происходят су-щественные сдвиги - создаются совместные предприятия, произ-водящие импортозамещающую и экспортно-ориентированную продукцию, в промышленности постепенно вытесняются трудо-емкие отрасли, внедряются высокотехнологичные и капиталоем-кие производства, сокращается удельный вес аграрного сектора с одновременным увеличением объемов производства за счет ис-пользования передовых технологий.

Выгодное географическое положение и бурное экономическое развитие стран региона способствовало расширению их торговых возможностей. Доля Юго-Восточной Азии в мировой торговле постоянно увеличивается с 13,7% в восьмидесятые годы до 19,3% в начале девяностых. В настоящее время Юго-Восточная Азия с торговым оборотом около 620 млрд. долларов США превратилась в четвертый по масштабам рынок в мире после США, Японии и Европейского Союза. К 2000 г. доля стран региона в мировой тор-говле, по прогнозам специалистов, достигнет 33,1%.

Страны региона до недавнего кризиса демонстрировали высо-кие темпы экономического роста - в среднем 7,6% в год. Сово-купный ВВП в 1995 г. составил 450 млрд. долларов США. Не-смотря на финансовый кризис, охвативший с конца 1997 г. мно-гие страны Восточной Азии, экономика региона, достигшая 25% от мирового ВВП, является весомой частью мировой экономики, и ее доля будет расти. Восточная Азия по-прежнему является од-ним из наиболее привлекательных мест для вложений междуна-родного капитала.

Прогресс экспортных производств, стимулирующий развитие сопряженных отраслей, позволил крупным восточноазиатским странам (Япония, Южная Корея, Тайвань) создать диверсифици-рованные промышленные комплексы. Гонконг, Сингапур, где фор-мирование полного набора индустриальных отраслей экономи-чески нецелесообразно, создали разветвленный финансовый сек-тор, превратившись в крупнейшие центры международных расче-тов в АТР.

В первые же годы своего суверенитета Казахстан установил дипломатические отношения с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппи-ны, Камбоджа и с момента обретения независимости динамично развивает двустороннее сотрудничество с ними при надлежащей договорно-правовой базе, практически во всех сферах. Поддер-живаются активные контакты'на высшем уровне. Президент Н.Назарбаев посетил Индонезию, Таиланд, Сингапур, дважды Ма-лайзию. В нашей стране с официальным визитом побывали ру-ководители Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Сингапура. Уста-новлен режим активного диалога между внешнеполитическими ведомствами.

В настоящее время, несмотря на общую тенденцию к росту, товарооборот Казахстана со странами ЮВА не отвечает экспорт-но-импортным возможностям страны. В 1997 г. объем внешней торговли с рядом стран АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) составил 127 млн. долларов США. Из них 95% приходится на экспорт из Казахстана.

Присоединение к интеграционным процессам в АТР помогло бы Казахстану решить проблему выхода на внешние рынки. Па-раллельно с вхождением во Всемирную торговую организацию, участие в таких процессах, как Азиатско-Европейский форум в рамках саммита "Азия - Европа", зона свободной торговли АСЕ-АН, Организация азиатско-тихоокеанского экономического со-трудничества (АТЭС), Совет азиатско-тихоокеанского экономи-ческого сотрудничества позволило бы РК осуществлять торговлю со странами региона на льготных условиях. С учетом роста по-требностей региона в энергетических ресурсах Казахстан, наряду с Россией, мог бы стать основным экспортером углеводородов в АТР.

Исследования последнего времени свидетельствуют о том, что потребности стран региона в энергоносителях возрастают быст-рее, чем где бы то ни было в мире. К 2010 г. они составят почти половину мирового потребления, даже если развитие науки по-зволит увеличить использование альтернативных видов энергии. Потребность в нефти будет возрастать ежегодно на три процента в течение первого десятилетия XXI века. В то же время ожидается, что производство сырой нефти внутри региона несколько снизит-ся, что значительно увеличит зависимость АТР от импорта. Раз-вивающиеся в регионе процессы либерализации торговли создают благоприятные условия для казахстанских экспортеров.

Прямые торгово-экономические связи со странами АТР могут повысить эффективность казахстанского импорта, поскольку в качественном отношении азиатские товары соответствуют миро-вым стандартам при ценах ниже западноевропейских.

Договоренность об использовании морского порта Ляньюнь-ган для транспортировки казахстанских транзитных грузов, сты-ковка железных дорог Казахстана и Китая, а также участка по маршруту Мешхед - Серахс - Теджен стали важными этапами ста-новления новой трансконтинентальной железнодорожной маги-страли. Это позволит Казахстану улучшить свое геоэкономичес-кое положение. Однако существующие транспортные магистра-ли используются недостаточно. Контакты казахстанских дело-вых кругов с ЮВА сдерживает отсутствие постоянного прямо-го воздушного сообщения, хотя необходимая правовая база заложена.

В перспективе реальными путями транспортировки нефтепро-дуктов Казахстана в ЮВА могут стать нефтепроводы через терри-торию Китая, Ирана, Афганистана и Пакистана.

На саммите "Азия - Европа" в Бангкоке в марте 1996 г. глава-ми государств-участников достигнута принципиальная договорен-ность о строительстве трансазиатской железнодорожной магист-рали, которая соединит Корейский полуостров, Китай, страны Индокитая, Малайзию и Сингапур. В этой связи приобретает ре-альные очертания перспектива строительства Трансевразийской железной дороги из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию, которая призвана возродить Великий Шелковый путь. Проклад-ка магистрали через территорию Казахстана может заметно сни-зить транспортные расходы и увеличить поток транзитных грузов.

Опыт экономического и политического сотрудничества госу-дарств ЮВА полезен для сохранения политической стабильности и экономического развития Центральной Азии. Подключение к Региональному форуму АСЕАН по безопасности позволило бы Казахстану найти совместные интересы с государствами региона в сфере международной политики, в т.ч. в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Наиболее масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС - Организация азиатско-тихоокеанс-кого экономического сотрудничества (ее участниками являются 21 государство). В силу различных исторических, географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказа-лись вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру.

Подключение Казахстана к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии позволит привлечь в его экономику финансовые и технологические ресурсы региона, расширять двух- и многосто-роннее экономическое сотрудничество. В то же время и развива-ющаяся экономика стран Восточной Азии нуждается в альтерна-тивных источниках сырья и расширении своего присутствия на новых для себя рынках.

Особую актуальность приобретают вопросы обеспечения и укрепления стабильности и безопасности. Казахстан не только активно поддерживает идею установления тесного диалога по воп-росам безопасности в АТР, но и принимает непосредственное уча-стие в переговорном процессе.

Сотрудничество с АТР может стать существенным фактором экономического развития как Казахстана, так и других стран Цен-тральной Азии. Для этого имеются такие предпосылки, как дей-ствующее Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), единое экономическое пространство в регионе. Успеш-ная реализация проекта экономического сотрудничества между ЦАЭС и АТР позволит утвердиться новой форме трансрегиональ-ной кооперации на азиатском континенте. Необходимость такого сотрудничества диктуется соображениями межгосударственного и межрегионального разделения труда, а также перспективами выхода Казахстана и других государств Центральной Азии на внешние рынки товаров, капитала и рабочей силы.

Учитывая нынешнее экономическое положение страны, ос-новной задачей внешнеэкономической деятельности Казахстана в АТР должно быть привлечение ведущих компаний восточноази-атских стран к размещению производств обрабатывающих и вы-сокотехнологичных отраслей в Казахстане с последующим экс-портом готовой продукции. Это относится также к энергетичес-кой и горнорудной промышленности Казахстана, продукция ко-' торых перерабатывалась бы на месте и поставлялась в регион. При этом необходимо своевременно и адекватно определить свою эко-номическую специализацию в международном разделении труда и нишу в мировой номенклатуре продукции, товаров и услуг.

Большие перспективы для Казахстана открывает активное сотрудничество в сфере среднего и малого бизнеса. Имеющаяся в странах Восточной Азии развитая система малого и среднего биз-неса оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию и политическую стабильность общества. Для Казахста-на важна кооперация с предпринимательскими структурами это-го региона для решения проблемы занятости и насыщения своего внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами.

По оценке экспертов МВФ, срок для решения реабилитаци-онных задач в экономике стран этого региона составит 2-3 года. Поэтому перспективы установления и расширения инвестици-онного сотрудничества Казахстана со странами ЮВА сохраняют-ся. Казахстану также следует извлечь для себя уроки финансово-го кризиса в регионе, чтобы обеспечить свое экономическое при-сутствие в Юго-Восточной Азии, участие в масштабных регио-нальных и межрегиональных проектах в области науки, техни-ки, образования и культуры.

3.3. Республика Казахстан и АТЭС.

Активизация внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые экономические зоны жизненно необходима.
Одной из таких мировых экономических зон является торгово-экономическая система стран Северо-Восточной Азии (далее - СВА). Ее значимость определена такими факторами, как:

совокупный объем ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит экономику Европейского Союза ;

объем промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема;

сосредоточение более 40% всех мировых инвестиций в регионе;

общая численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара.

Эти факторы определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения.

Во-первых, развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны.

Во-вторых, дифференцирование внешнеэкономических связей в целях снижения степени торгово-экономической зависимости от России (доля в торговле с Казахстаном более 80%) и достижения экономической свободы - приоритетное направление в обеспечении экономической безопасности в целом.

В-третьих, поддержание преимущества Казахстана в природных, в частности энергетических, ресурсах перед странами СВА в целях обеспечения более активного продвижения отечественной продукции на "восточно-азиатские" рынки.

Влияние экономических процессов СВА на экономику Казахстана обусловлено ее потребностью в освоении "азиатского" рынка. С учетом складывающейся ситуации в СВА, необходимо выделить следующие основные факторы влияния:

Внешние факторы, независящие от Казахстана и связанные с торгово - экономической деятельностью в СВА.

Внутренние факторы, (контроль над которыми возможен для Казахстана), связанные с состоянием двусторонних отношений с основными участниками рынка СВА: Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей.

Внешние факторы. Согласно результатам проведенного анализа определены основные тенденции развития экономической ситуации в СВА:

1. Значительная взаимозависимость США и Японии по торговым позициям

Данные по торговым позициям США и Японии отражают существенные доли каждой из сторон во взаимной торговле, а также их устойчивый уровень с небольшими колебаниями за последние 30 лет.

Доля Японии в экспорте США составляла 11% в 1970 году и те же 11% в 1995 году. В 2001 году доля уменьшилась почти на 4%, составив при этом около 7%. В импорте США доля Японии уменьшилась с максимального значения в 1980 году - 20%, до 11% в 2001 году.

Доля же США в экспорте Японии несколько понизилась с 32% в 1970 году до 29% в 2001 году. В импорте это понижение оказалось значительнее: за тот же период с 29% до 19% (в 1960 году она была равна 35%).

2. Высокая торгово-инвестиционная зависимость Японии от США
Степень зависимости Японии от США превышает аналогичную зависимость США от Японии: в экспорте на 22%, в импорте на 8%.
Однако эта зависимость нейтрализуется существующим дефицитом США в торговле с Японией, исчисляемым десятками миллиардов долларов. Кроме того, США зависимы от некоторых статей импорта товаров, которые они могут купить только в Японии. К такому типу товаров относится более 50% электронных изделий, импортируемых США из Японии.
Более 43% всех японских зарубежных прямых инвестиций в мире оказались сосредоточенными в США. Эта сумма составляла более 270 млрд долларов США в 2001 году, что позволяло Японии занять лидирующую позицию среди других инвесторов США.

За этими цифрами скрывается следующая картина. Согласно статистическим данным, в 2001 году более 600 тыс. американцев работало приблизительно в 1 500 компаниях, созданных японцами на территории США. Они охватывают фактически все сферы экономики, включая недвижимость и банки. По мнению многих экспертов, это число вырастет до 1 млн человек в течение первой декады XXI века. Количество работающих на американских фирмах в Японии составляет около 130 тыс. человек в основном в производственной сфере .

Кроме того, следует иметь в виду, что Япония является держателем нескольких сотен миллиардов долларов американских долгов, которые США не в состоянии ей выплатить.

3. Незначительные объемы зарубежных прямых инвестиций США в Японии

Объемы американских инвестиций на территории Японии незначительны. Доля Японии в зарубежных прямых инвестициях США в 2001 году не превышала 6% или суммарно около 37 млрд долларов США, в то же время, по данным японской статистики, эта сумма составляла всего лишь 12 млрд долларов США. Однако даже эта сумма составляла 41% от общей суммы зарубежных прямых инвестиций в Японии.

4. Значительное увеличение удельного веса стран СВА в торговле с США и Японией за последние 40 лет

Доля стран СВА в экспорте США увеличилась с 1,9% в 1960 году до 4% в 1970 году и до 12% в 1995 году. В 2001 году доля составила около 7%, что более чем в три раза меньше доли Японии (около 26%). В импорте США их доля была равна всего лишь 1% в 1960 году и уже 15% в 2001 году. Существенно эти доли увеличились в торговле с Японией: в экспорте с 9% в 1960 году до 26% в 2001году, в импорте соответственно с 3% до 24%.
Доля Японии в совокупной торговле со странами СВА значительно выше, по сравнению с США, что указывает на ее наибольшую вовлеченность в торговые операции со странами СВА и наибольшую заинтересованность в создании интегрированного экономического блока СВА.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.