реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ взаимоотношений США и ЕС в современном мире

Поэтому главный вопрос, на который будет необходимо найти ответ в ходе приспособления интеграционного проекта к новым реалиям -- это реформа институтов ЕС и приспособление механизма принятия решений, включающего процедуру согласования интересов, к значительно большему количеству заинтересованных участников, не нарушая при этом базовый принцип наднационального сотрудничества суверенных государств.

Весьма вероятно, что уже в среднесрочной перспективе единой Европе предстоит трансформация в сторону более гибкого торгово-экономического объединения с элементами политического сотрудничества между отдельными странами и группировками. В этом случае блестяще подтвердится тезис классика науки о международных отношениях Стенли Хофмана о том, что промежуточный вариант между сколь угодно глубоким сотрудничеством между национальными государствами и возникновением на их месте нового невозможен в принципе. Соответственно и выход из кризисного положения будет найден на традиционном для Европы (функционализм Ж.Монне и субсидиарность Ж.Делора) пути предоставления новых гарантий сохранения суверенных прав государств и внедрением революционно новых механизмов сотрудничества между ними.

3.2 Политические интересы США и ЕС

Руководители ЕС придерживаются глобальной трактовки своих внешнеполитических интересов, подчеркивая, что в эпоху транснационализации географически отдаленные угрозы могут вызывать не меньшую озабоченность, чем те, которые исходят из близлежащих регионов. Ядерные проблемы Северной Кореи и Южной Азии, безопасность на Ближнем Востоке, ситуация в Афганистане, Экваториальной Африке, послевоенное восстановление и демократические реформы в балканских и восточноевропейских государствах - далеко не полный список международных проблем, непосредственное участие в разрешении которых принимает Евросоюз как единый субъект.

И в своей внешней политике, и в оценках глобальных угроз ЕС близок Соединенным Штатам Америки. Однако особенности политической природы Евросоюза, его уникальная геополитическая специфика и особенности экономических устремлений определяют существенные различия международных стратегий Брюсселя и Вашингтона. Европейский союз вырабатывает собственный стиль лидерства в мировой политике - более сдержанный и незаметный, но в долгосрочной перспективе, возможно, способный не уступать по эффективности американскому.

Если США - особенно при администрации Дж. Буша-младшего - проецируют свое влияние прямолинейно и непосредственно при помощи силы, то страны ЕС пытаются воздействовать на международные отношения «мягче», отдавая приоритет косвенным инструментам. В частности, они ревниво следят за своим авторитетом в разоблачении фактов ущемления гуманитарных ценностей. Совет Европы, тон в котором безоговорочно задают страны ЕС, - самая радикальная и одновременно самая влиятельная правозащитная организация мира. Формально она считается европейской. Фактически же Совет Европы формирует общемировой канон правозащитных норм, стремясь его ужесточить и распространить на все международное сообщество. Не случайно правозащитники практически во всем мире - (особенно на фоне «правозащитных скандалов» в Ираке в 2004 г.) - апеллируют именно к европейским оценкам ситуаций, складывающихся в их странах с правами человека и политическими свободами. Европейская позиция интересует их не меньше, чем мнени е Вашингтона по соответствующим вопросам. Лидерство в сфере правозащитной активности позволяет Евросоюзу при необходимости оказывать довольно эффективное давление на те или другие страны мира. Поэтому она представляет собой элемент как организационного ресурса ЕС, так и потенциала его морально-политического влияния.

ЕС нередко оказывается ведомым по отношению к США при принятии стратегических решений. До сих пор он лишён доступа и к части военной инфраструктуры НАТО, остающейся под американским контролем (что наглядно проявилось, в частности, на Балканах, а также в ходе операции спецсил ЕС “Артемизия” в Конго). Это рассматривается ныне в Брюсселе как признак слабости и несамостоятельности собственной внешней и оборонной политики. Поэтому упомянутый выше разрыв “должен быть, - как к этому призывает президент Фонда “Друзья Европы” Дж. Меритт, - сокращён любыми доступными нам средствами”. По сути, с тех же позиций выступает ныне главное официальное лицо по вопросам обороны в Евросоюзе К. Солана , а в своём специальном послании “Европейская оборона” - также и Комиссия ЕС .

Дело, однако, далеко не только в высокой политике. В последние годы ЕС продолжает отставать от своих основных конкурентов также в экономике и в технике. За период 1990 - 2003 годов среднегодовые темпы роста его ВВП составили всего 1,9% против 3% в США, а прогноз ОЭСР называет для них на будущее значения в 1,7% и 2,7% соответственно. Совокупные расходы на НИОКР, высшее образование и программное обеспечение в странах ЕС равны всего 4% от ВВП против 7% в США и 4,8% в среднем по ОЭСР, то есть в интеллектуальном отношении Евросоюз идёт ныне позади других частей развитого мира. Фактически провалена Лиссабонская программа, провозглашавшая превращение ЕС уже к 2010 году в “наиболее конкурентоспособный район мира” и “общество, основанное на знаниях”. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте ЕС равна всего 17% (США - 27%, Япония - 23%), и в торговле ими Евросоюз имеет устойчивый дефицит . Наконец, научно-промышленный потенциал ЕС в самое последнее время был заметно ослаблен политически мотивированным поглощением им экономически слабых стран Центральной, Восточной и Южной Европы, поступивших на его долгосрочное иждивение. В итоге, даже если ЕС-25 и наберёт в будущем тот же темп экономического роста, что и нынешние Соединённые Штаты, догнать заокеанского партнёра по уровню душевого ВВП расширившемуся Евросоюзу удастся не ранее чем через 120 лет.

Для нашей работы будет интересно рассмотрение отношений ЕС и США к Абхазскому конфликту.

Обвинение в интервенции, брошенное Грузией в адрес России, не осталось без внимания Запада. Озабоченность вводом войск выразила НАТО. Реакция главного мирового опекуна Грузии - США, была более эмоциональной. Вашингтон проигнорировал объяснения абхазской стороны, утверждающей, что «восстановление железной дороги - это чистая экономика, а не политическое или военное мероприятие, имеющее отношение к грузино-абхазскому конфликту» Имидж России в контексте грузино-осетинского конфликта // Власть. - 2009. - № 6. - с. 75..

Белый дом выразил солидарность с мнением грузинских властей, которые считают, что второй самолет-разведчик был сбит российским МиГом-29 - факт, который представители ВВС России подтвердить отказались. (Напомним, всего - с марта 2008 года - над Абхазией было сбито четыре беспилотника.)

«Проведя переговоры с правительствами Грузии и России на самом высоком уровне, США вновь заявляют о безоговорочной поддержке сохранения территориальной целостности Грузии и решительным образом призывают Россию уменьшить давление и отменить ранее принятые меры», - заявила Перино.

Она также призвала Грузию исключить военные методы из числа возможных способов урегулирования политической ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии и подчеркнула, что США не хотят усиления напряженности между Россией и Грузией Казаков А.А. Грузино-югоосетинский конфликт: проблема политико-информационного взаимодействия России и США (по материалам "Российской газеты" и "The Washington Post") // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2009. - Т. 9. - № 1. - с. 114..

1 сентября 2008 года в Брюсселе прошел внеочередной саммит Евросоюза по ситуации на Кавказе. В заявлении, принятом по итогам саммита, члены ЕС осудили действия России в регионе и признание независимости Южной Осетии и Абхазии и призвали все страны мира уважать территориальную целостность Грузии. Евросоюз также объявил о замораживании переговоров с Россией о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве: переговоры не возобновятся, пока российские войска не выйдут из Грузии. Если же этого не произойдет до очередного саммита Россия-ЕС в Ницце, который был намечен на 14 ноября 2008 года, Брюссель пригрозил Москве полным пересмотром отношений.

Евросоюз не стал вводить против России какие-либо санкции. Лидеры ЕС призвали Россию не уходить в самоизоляцию и продолжать диалог с Западом. Президент Франции Николя Саркози, являющийся соавтором мирного плана из шести пунктов, заявил, что ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией.

Европейский Совет глубоко озабочен военным конфликтом в Грузии, вспыхнувшим в результате этого насилием и несоразмерной реакцией России. Этот конфликт привел к значительным жертвам с обеих сторон. Военные действия такого рода не приводят к решению проблем и являются неприемлемыми. Европейский совет сожалеет об утраченных человеческих жизнях, страданиях, причиненных населению, о перемещенных лиц и беженцев и о существенном материальном ущербе.

Европейский совет серьезно осуждает одностороннее решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение неприемлемо, и Евросоюз призывает другие страны не признавать провозглашенной независимости и поручает Еврокомиссии проанализировать его практические последствия. Мирное и долгосрочное разрешение конфликта в Грузии должно быть основано на полном уважении принципов независимости, суверенитета и территориальной целостности, признанных международным правом, Заключительным актом Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе и резолюциях Совета безопасности ООН.

Европейский совет подчеркивает, что все европейские государства имеют право свободно определять свою внешнюю политику и вступать в союзы на основе уважения международного права и принципов добрососедства и мирного сотрудничества. Также необходимо учитывать интересы безопасности каждого государства исходя из уважения основных принципов суверенитета, территориальной целостности и независимости государств Захаров В.А., Арешев А.Г. Правовые аспекты грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов // Россия и современный мир. - 2009. - № 1. - с. 183..

Европейский совет выражает удовлетворение, что Соглашение из 6 пунктов, достигнутое 12 августа в результате посреднических усилий Евросоюза, привело к прекращению огня, улучшению доставки гуманитарной помощи жертвам конфликта, и существенному выводу российских войск. Выполнение этого плана должно быть завершено. Европейский совет призывает стороны добросовестно продолжить выполнение подписанного ими соглашения. Вывод вооруженных сил, не отведенных до сих пор на позиции по состоянию до начала конфликта, должен быть осуществлен немедленно. Помимо оказания помощи жертвам конфликта, в настоящее время необходимо срочно завершить формирование международного механизма наблюдения (в котором ЕС готов участвовать), предусмотренного 5 пунктом Соглашения, чтобы заменить принятые Россией дополнительные меры безопасности в зоне, примыкающей к Южной Осетии. Также необходимо срочно начать международные переговоры, предусмотренные 6 пунктом соглашения в отношении обеспечения безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии.

Евросоюз готов приложить все усилия, в том числе через непосредственное присутствие в зоне конфликта, чтобы обеспечить мирное и долгосрочное разрешение конфликта в Грузии. С этой целью государства-члены Евросоюза вносят существенный вклад в укрепление наблюдательной миссии ОБСЕ в Южной Осетии, за счет направления наблюдателей, а также значительных материальных и финансовых взносов. Евросоюз также решил немедленно направить специальную миссию для анализа положения на местах с целью содействовать сбору информации и определению модальностей для расширения присутствия Евросоюза в регионе в соответствии с Европейской доктриной обороны и безопасности. Европейский совет поручает соответствующим органам завершить всю необходимую подготовительную работу для того, чтобы в зависимости от развития событий решение о направлении такой наблюдательной миссии могло бы быть принято Советом к 15 сентября 2008 года, в тесной координации с ОБСЕ и ООН. В этих целях Европейский совет просит, чтобы Председатель и Верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и безопасности провели все необходимые встречи и консультации.

Евросоюз уже осуществил поставки чрезвычайной помощи. Он готов выделить помощь для восстановления Грузии, включая регионы Южной Осетии и Абхазии. Он готов поддержать меры по установлению доверия и развитию регионального сотрудничества. ЕС также принимает решение перевести на более высокий уровень свои отношения с Грузией, включая меры по облегчению визовой политики и по возможному введению полной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, как только будут соблюдены соответствующие условия. ЕС выдвинет инициативу по созыву в ближайшее время международной конференции для содействия восстановлению Грузии и поручает Совету и Еврокомиссии начать подготовку к этой конференции.

Заключение

В работе нами был рассмотрен вопрос взаимодействия и противоборства США и ЕС.

ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. История экономических и политических взаимоотношений ЕС и США насчитывает давнюю историю

Ныне фактором, во многом способствующим изменению системы международных отношений, стал беспрецедентный по масштабам и жестокости террористический акт, осуществленный против США 11 сентября 2001 г., от которого содрогнулось все человечество. Последствия этой варварской акции, безусловно, сплотили государства западного сообщества, НАТО и ЕС, как и другие страны, в борьбе против терроризма. Этот фактор станет объединяющим элементом в усилении партнерских связей между США и Западной Европой, США и Евросоюзом. По всей вероятности, будут выдвинуты новые военно-политические инициативы в рамках НАТО и ЕС, в том числе может быть скорректирована и детализирована политика Европейского союза в сфере совместной безопасности и обороны.

В настоящий момент, говоря о положении дел в Европейском союзе и общем состоянии интеграционного процесса в Европе можно выделить четыре проблемы стратегического характера, решение которых пока не просматривается.

Во-первых, имеет место существенное ослабление качества и эффективности управления на уровне ЕС. В результате беспрецедентного по масштабам расширения 1995-2007 гг., общие институты ЕС (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент) перешли пределы собственной эффективности в качестве инструментов согласования интересов стран-членов ЕС, лобби и других групп интересов.

Во-вторых, у ЕС нет даже приблизительного общего видения стратегических целей развития «европейского проекта» (ЕС достиг всех основных целей, не вступающих в противоречие с базовыми суверенными правами стран-членов).

В-третьих, налицо низкая экономическая эффективность ныне превалирующей модели развития большинства европейских стран.

И, наконец, заметно снижается уровень доверия в отношениях между странами-членами, с одной стороны, и странами-членами и наднациональными органами Евросоюза -- с другой. Одним из проявлений этой тенденции является «дефицит демократии» -- «выключенность» граждан Европейского союза из процесса принятия все большего спектра политических и экономических решений.

Все эти негативные процессы являются во многом результатом того, что институциональная модель ЕС и существующие там механизмы принятия решений, заложенные в период 1957-1991 гг., достигли пределов своей эффективности и не могут более исполнять возложенные на них задачи. Тем более, что спектр и глубина этих задач постоянно растет.

Главной проблемой внутренней жизни ЕС, оказывающей, как мы можем убедиться, негативное воздействия на внешние связи Европы и отношения ЕС-Россия, является неготовность стран-членов и их политических элит совершить качественный переход к реальному отказу от части суверенных прав в пользу Сообщества, действующего через наднациональные институты.

Список использованной литературы

1. Бартенев С.А. Европейский Союз и государства-члены: разграничение компетенции / С.А. Бартенев .-- М. : Юрлитинформ, 2009.

2. Бартош А.А. О потенциале миротворчества НАТО, ЕС и ОДКБ // Вестник академии военных наук. - 2006. - № 3. - С. 74-79.

3. Верёвкин С. Как США будут воевать против Ирана // Россия и мусульманский мир. - 2008. - № 2. - С. 111-113.

4. Гавриков Д. Европейский союз как территория противоречий // Мировая экономика и международные отношения. -- 2004 .-- N 12 .-- С. 88-96.

5. Глухова А.В. Сравнительный анализ политических систем Европы : учеб. пособие / А. В. Глухова, Ю. И. Лаптева, Р. В. Савенков .-- Воронеж : Истоки, 2006.

6. Громыко А. Цивилизационные ориентиры во взаимоотношениях России, ЕС и США // Свободная мысль. - 2007. - № 8. - С. 68-76.

7. Давыдов А.Ю. США и страны ЕС: торговля и инвестиции // Современная Европа. - 2008. - № 1. - С. 30-41.

8. Давыдов Ю. Расширение НАТО и ЕС: последствия для России // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - 2005. - № 18. - С. 2-5.

9. Дубровин Д. ЕС, НАТО и Россия. Кризис или непонимание? [Текст] // Эхо планеты. -- 2008 .-- № 1 .-- С. 10-14.

10. Захаров В.А., Арешев А.Г. Правовые аспекты грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов // Россия и современный мир. - 2009. - № 1. - С. 180-195.

11. Имидж России в контексте грузино-осетинского конфликта // Власть. - 2009. - № 6. - С. 75-77.

12. Казаков А.А. Грузино-югоосетинский конфликт: проблема политико-информационного взаимодействия России и США (по материалам "Российской газеты" и "The Washington Post") // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2009. - Т. 9. - № 1. - С. 113-117.

13. Коварский Н. Особенности подходов ЕС и США к обеспечению безопасности // Обозреватель - Observer. - 2007. - № 4. - С. 74-78.

14. Машурова Е.А. Отношение ЕС и США к интеграции восточнославянских государств на постсоветском пространстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2008. - № 2. - С. 117-124.

15. Международная экономическая интеграция / Под редакцией Н. Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006.

16. Мять С.Б. Роль индустрии венчурного капитала в США и странах ЕС // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2007. - № 4. - С. 102-108.

17. Пашковская И.Г. Европейский Союз: помощь развитию / И. Г. Пашковская .-- М. : МГИМО - Университет, 2006.

18. Пашковская И.Г. Европейский Союз: формирование внеш. энергет. политики / И. Г. Пашковская ; Науч.-координац. совет по междунар. исслед. МГИМО (У) МИД России, Центр евро-атлант. безопасности .-- М. : МГИМО-ун-т, 2008.

19. Уткин А.И. США - ЕС: два полюса, два взгляда // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2005. - № 7. - С. 26-44.

20. Шабаева В.И. ЕС - США: тернистый путь развития отношений // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. - 2008. - № 2. - С. 28-31.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.