реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг (на примере ВЦ "КраснодарЭКСПО")

Выставочно-ярмарочная деятельность, этот важный инструмент формирования рынка, развития отраслей и регионов, не будет эффективно работать без участия государства в решении выставочных проблем. Остановимся лишь на некоторых из них:

1 Выставочный бизнес в стране развивается при отсутствии современной законодательной и нормативной базы.

2 Возрастание стоимости выставочных услуг при невысоком сервисе, приводит к тому, что многие выставки больше напоминают оптовые магазины, с преобладанием посредников, торгующих импортным ширпотребом. Это происходит потому, что из-за рубежа на выставки в Россию приезжают в основном посредники, дилеры зарубежных фирм, которым легче не завозить технологические новинки, а торговать со стендов ранее завезенной и растаможенной продукцией со своих складов.

3 Во всех странах государственную поддержку получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития. Эта поддержка должна быть и в России, в т.ч. через выставочную сферу (дотации, налоговые льготы для предприятий - участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты). Направления совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности.

На настоящем этапе одной из главных задач в области регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является установление целесообразности разработки единого основополагающего нормативного правового акта в данной области, а также, в случае признания такой целесообразности, определение конкретного нормативного содержания данного акта.

В случае принятия решения о разработке единого нормативного правового акта, с учетом международного опыта правового регулирования в указанной области, в качестве основных целей указанного нормативного правового акта следовало бы предусмотреть упорядочение регулирования выставочно-ярмарочной деятельности, функционирования организаций, ответственных за проведение выставочных мероприятий.

Однако достижение указанных целей вполне может быть обеспечено путем разработки и принятия нескольких специальных нормативных правовых актов в области выставочно-ярмарочной деятельности с учетом наличия регулирования отдельных вопросов актами общего значения (Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и др.).

Анализ существующей в Российской Федерации ситуации в области регулирования отношений, связанных с организацией и проведением выставочно-ярмарочных мероприятий, и зарубежного опыта позволяют выделить следующие направления, по которым в целях обеспечения надлежащего регулирования выставочно-ярмарочной деятельности следовало бы разработать соответствующие нормативные правовые акты:

а) Об упорядочении деятельности в области организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации.

Этот нормативный правовой акт должен урегулировать, такие вопросы:

1) определение основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности (торговые ярмарки, торговые выставки и др.);

2) функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выставочно-ярмарочной деятельности (в части координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также в процессе взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной деятельности);

3) разделение компетенции в сфере выставочно-ярмарочной деятельности между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) порядок осуществления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе, в форме технической помощи, с целью активизации такой деятельности, а также источники выделения такой поддержки;

5) процедуру предоставления финансово-экономической отчетности организаторами выставок и ярмарок (сметы и балансы организованных выставок, сведения о количестве экспонентов и посетителей);

6) создание и функционирование организационного комитета выставочно-ярмарочных мероприятий.

б) Об общих правилах проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации.

Этот нормативный правовой акт мог бы содержать такие положения:

1) требования к организациям, участвующим в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе, в отношении порядка оформления их участия (подача заявления по утвержденной форме и в установленный срок, своевременное предоставление спецификаций товаров, планируемых для экспозиции и др.);

2) процедура и критерии допуска к участию и исключения экспонентов;

3) права, обязанности и функции администраций выставок и ярмарок в связи с организацией и управлением проведения указанных мероприятий;

4) специфические требования, предъявляемые к выставочно-ярмарочным мероприятиям, включая требования к экспонируемым товарам, а также к ответственности и контролю со стороны организаторов выставок (требования к месту проведения ярмарок, наличию внутреннего регламента участия экспонентов; соответствие товаров теме и направлению ярмарки, требования в отношении возможности экспонирования товаров, представляющих угрозу или неудобство для участников выставки);

5) порядок организации национальных дней во время проведения ярмарок;

6) процедура решения спорных вопросов, возникающих как между участниками выставки, так и между участниками и организаторами выставки.

в) Об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления календаря выставок, имеющих официальный статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок.

В данном нормативном правовом акте можно было бы определить:

1) органы (как на федеральном уровне - для выставок федерального значения, так и на уровне субъектов Российской Федерации - для выставок, регионального и местного значения), в чью компетенцию входит признание квалификации выставочных мероприятий, принятие решений о выдаче разрешений на их проведение, а также составление ежегодного календаря выставочных мероприятий разного уровня, имеющих официальный статус;

2) порядок предоставления заявки о признании квалификации уровня выставки, а также заявки на получение разрешения для ее проведения;

3) меры по обеспечению рационального распределения и координации сроков проведения выставочных мероприятий, имеющих официальный статус, в целях нормального составления и соблюдения календарного графика.

Следует иметь в виду, что, исходя из близкого характера регулируемых вопросов, отдельные из вышеперечисленных нормативных правовых актов (разработка которых представляется целесообразной для обеспечения надлежащего правового регулирования в области выставочно-ярмарочной деятельности) могут быть объединены в один нормативный правовой акт. Так, например, положения, предусматривающие упорядочение процедур присвоения международной квалификации выставочным мероприятиям, составления календаря выставок, имеющих официальный статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок, могли бы стать частью нормативного правового акта «Об упорядочении деятельности в области организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации».

Одним из направлений в области разработки мер по обеспечению надлежащего регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является анализ наиболее существенных препятствий, возникающих в деятельности организаций, связанной с проведением и участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Необходимо установление возможных законодательных и административных путей устранения таких препятствий. В этой связи представляется полезным провести изучение и обобщение соответствующего опыта зарубежных стран в сфере правового регулирования вопросов, требующих приоритетного урегулирования применительно к российским реалиям в данной области.

Необходимость совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности, как путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие акты, так и посредством разработки и принятия новых документов правового характера в настоящее время не вызывает сомнения.

Основной вопрос состоит в выборе формы осуществления указанного совершенствования: либо с помощью разработки единого основополагающего нормативного правового акта в данной сфере и на его основе нескольких специальных актов, развивающих положения общего акта (в том числе, и на региональном уровне), либо только путем создания комплекса специальных нормативных правовых актов, каждый из которых будет регулировать отдельные вопросы, прямо затрагивающие проблематику выставочно-ярмарочной деятельности.

В настоящее время стоит задача повышения качества и статуса выставок, продвижение отечественной продукции на рынки наших стран, содействие через выставки развитию торговых и экономических связей. В сфере повышения качества выставок активно работает Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), Комитет Союза по добровольной сертификации выставочных мероприятий. Создана и действует Коллегия экспертов в сфере выставочной деятельности, члены которой привлекаются к проведению экспертизы на присвоение выставкам Знака РСВЯ - символа высокого качества мероприятия. Сегодня Знаком Союза отмечены 209 выставочных мероприятий.

Строительство выставочных комплексов - обоснованная необходимость для развития экономики регионов. Сегодня суммарная площадь выставочных центров - 406 тыс. кв.м. (закрытая). Но только 41% выставок проводятся в специализированных выставочных центрах, остальные - в спортивных комплексах, гостиницах, Дворцах культуры и других площадях. Инфраструктура существующих выставочных центров нуждается в модернизации. Более 64% владельцев выставочных комплексов проводят или планируют их модернизацию. В настоящее время выставочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Одним из необходимых условий успешного развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, по опыту Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новосибирской, Самарской областей, Краснодарского края должно стать активное подключение к этой работе органов исполнительной власти всех субъектов Федерации с использованием возможностей региональных торгово-промышленных палат, межрегиональных и отраслевых ассоциаций и союзов.

Подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ материально-технической базы выставочной деятельности, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставочных мероприятий на уровне современных требований. Необходима реконструкция и модернизация устаревшей материально-технической базы и инфраструктуры выставочной отрасли.

Проведение научных исследований в области выставочной деятельности позволило бы разработать методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности и оценки эффективности участия российских организаций в выставках и ярмарках в Российской Федерации и за рубежом; создать систему статистического учета выставочно-ярмарочной деятельности; прогнозировать развитие в долгосрочной перспективе этого сегмента рынка.

Необходимо также создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации; подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в этой области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран - участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта. Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело - готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран. Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

С каждым годом в нашей стране увеличивается количество выставок, следовательно, и начинает улучшаться их качество. На каждой выставке организаторы пытаются завлечь посетителей, что приводит к созданию здоровой конкурентной атмосферы. В результате повышается общий уровень организации и проведения такого рода мероприятий.

Анализируя отрасль выставочно-ярмарочной деятельности, я пришла к выводу, что пока еще у нас в стране организация и проведение выставок стоит не на самом высоком уровне, но развивается громадными темпами. Выставочная деятельность хорошо развивается в тех отраслях, которые занимают ведущую роль на рынках страны и зарубежья, таких как компьютерные технологии, автомобилестроение и т.д.

Выставки один из основных элементов в системе маркетинговых коммуникаций, т.к. благодаря им происходит не только знакомство с новыми товарами, услугами, но и осуществляется обмен опытом, грамотное установление цены на продукцию, проводится политика сбыта и рекламы.

С появлением Интернета, связь между устроителями выставок, экспонентами и потенциальными посетителями стала лёгкой и доступной, т.к. на сайтах выставочных компаний можно найти подробную информацию о предстоящей выставке, о количестве участников, а при надобности - задать интересующий вопрос по данной теме.

Самый эффективный способ продвижения продукта и достижения успеха предприятием - это умелое сочетание выставочной и рекламной деятельности. Поэтому, отдел маркетинга - важное звено на предприятии, без которого трудно представить полноценную работу фирмы в XXI веке.

Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

У выставочно-ярмарочной деятельности имеется значительный потенциал, который многократно возрастет в случае осуществления координации и оказания поддержки со стороны государства.

В связи с этим развитие этой сферы деятельности в России может стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации народного хозяйства страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья), 2006.

2 Агеев Н.Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. - М. 2005.

3 Арский Ю.М. Информационный рынок в России/ Гиляревский Р.С., Егоров В.С. и др. - М.:ВИНИТИ, 2003.

4 Балабанова Л.В., Оптовая торговля: маркетинг и коммерция, 2004.

5 Богорел С. Международные транспортные коридоры и Россия // Компаньон - 2003.

6 Бородина Е.И., Финансы предприятий, учебное пособие, 2005.

7 Васильев Т.А., Товарные биржи: практическое пособие, 2004.

8 Гвозденко А.А. Основы страхования. Москва: Финансы и статистика, 2001.

9 Глисин Ф.Ф. Деловая активность на рынке страховых услуг // Вопросы статистики.-2005.

10 Зубец А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка.-М.: центр экономики и маркетинга, 2004.

11 Кузяев К. Вступление в ВТО// Общество и экономика, 2006, №2. С. 136-143

12 Кусков А.С., Голубева В.Л, Одинцова Т.Н.: Рекреационная география, Учебно-методический комплекс, 2005.

13 Лаврок К., Маркетинг услуг, 2005.

14 Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга. - М., 2003;

15 Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг, 2005.

16 Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2006.

17 Новицкий В.Е. Международная экономическая деятельность. Учебник. М.: Финансы и кредит, 2003.

18 Паламарчук В. Транспорт - важное условие экономического роста // Экономика .- 2000.;

19 Перцовский Н.И. Международный маркетинг, Москва, 2001.

20 Родионов И.И. Мировой рынок электронной информации для предпринимателей. - М.: Электронные знания,2001.

21 Рожков И.Я. Международное рекламное дело. М-2001.

22 Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг. - 2004.

23 Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. 2004;

24 Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга // Вопросы экономики. - 2001.

25 Серегина К. Реклама в бизнесе/ Титкова Л.М., Информационно-внедренческий центр "Маркетинг". М -2000.

26 Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс. канд. экономич. наук. Институт экономики переходного периода. - М., 2005.

27 Федорова Т.А., Основы страховой деятельности: Учебник, 2001.

28 Фомичев В.И. Международная торговля.-М., 2002.

29 Шнирков О. Новый этап внешнеэкономических связей РФ,2002.

30 http://www.allbest.ru/;

31 http://www.bankreferatov.ru/;

32 http://www.5ballov.ru/;

33 http://www.tpprf.ru/ru/main/wto/mainpage/;

34 http://www.wto.ru/;

35 http://www.allexpo.ru/.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Динамика роста показателей ВЦ «КраснодарЭКСПО»

Приложение Б

Основные показатели и их рост по сравнению с показателями 2006 года

ПОКАЗАТЕЛИ

2006 год

2007 год

Прирост в абсолютном выражении

% прироста

Закрытая площадь нетто, арендованная отечественными участниками, кв. м

5291

6297

1 006

19

Закрытая площадь нетто, арендованная иностранными участниками, кв. м

2418

2546

128

5

Закрытая площадь нетто всего, арендованная всеми участниками, кв. м

7709

8843

1 134

15

Открытая площадь нетто, арендованная отечественными участниками, кв. м

7821

12840

5 019

64

Открытая площадь нетто, арендованная иностранными участниками, кв. м

1554

1581

27

2

Открытая площадь нетто всего, арендованная всеми участниками, кв. м

9375

14421

5 046

54

Общая площадь выставки нетто, кв. м

17084

23264

6 180

36

Число национальных участников

367

21

6

Число иностранных участников

103

182

79

77

Общее число участников

449

549

100

22

Представленные фирмы

Число представленных национальных фирм

14

18

4

29

Число представленных иностранных фирм

7

4

-3

-43

Общее количество представленных фирм

21

22

1

5

Количество национальных посетителей

10327

11305

978

9

Количество иностранных посетителей

184

283

99

54

Общее количество посетителей

10511

11588

1 077

10

Количество посетителей-специалистов

9246

10313

1 067

12

Процент количества посетителей-специалистов, %

88

89

1

1

Количество национальных посещений

13172

14581

1 409

11

Количество иностранных посещений

234

365

131

56

Общее количество посещений

13406

14946

1 540

11

Приложение В - Обзор выставок РСВЯ за 2006 год

Динамика роста ВЦ "КраснодарЭКСПО": площадь, участники, посетители

Год

Площадь, всего

Прирост, %

Участники

Прирост, %

Посетители, чел.

Прирост, %

2002

20457

1979

239997

2003

23448

15

1946

-2

187878

-22

2004

31172

33

2254

16

192169

2

2005

39182

26

2669

18

178239

-7

2006

53648

37

3409

28

183018

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.