реферат бесплатно, курсовые работы
 

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста

1

6

Тема:

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста.

План

  • 1. Введение. 3-4
  • 2. Обзор литературы 5
  • 3. Методика проведения и анализ практического исследования 6-16
  • 4. Заключение - резюме. 17-19
  • 5. Выводы 20
  • 6. Список использованной литературы 21
  • 1. Введение.
  • Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение благополучия граждан.
  • В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных прав на охрану здоровья Президент Республики Казахстан Указом от 16 ноября 1998 года N 4153 утвердил Государственную программу "Здоровье народа"
  • Программа включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы) и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI веке".
  • Цель Программы - улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг населению.
  • Дошкольные учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов.
  • Гигиеническое воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер.
  • Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется:
  • в процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов, подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня;
  • путем пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой информации.
  • Предприятия, учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и работников, деятельность которых связана:
  • с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
  • с воспитанием детей, обучением школьников и подростков;
  • с коммунально-бытовым обслуживанием населения;
  • с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и процессами.
  • Основными проблемами в воспитании санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие социальные условия.
  • Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей, педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи.
  • Задачей обследования школ, является подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования.
  • Объектом исследования является - школа. Предметом исследования - беседа.
  • Проведённый нами литературный поиск выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются педагоги.

Основные направления рефор-мы общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.

В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста.

Актуальность темы, объясняется проблемами не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше медсестринскими.

Поэтому целью настоящего исследования является:

Определить роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить уровень здоровья по данным медицинской документации;

определить наличие и развитость гигиенической культуры у детей;

определить влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических навыков у детей;

определить влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей;

что может сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков?

2. Обзор литературы

В книге «Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е. М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.--М.: Медицина, 1986, 496 с., ил.», рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государст-венного санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений. Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режи-ма, трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, ги-гиене питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов детских и подростковых учреждений

В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строи-тельства, благоустройство и оборудование учреждений для де-тей и подростков, гигиена их обучения и воспитания, организа-ция питания и летнего оздоровительного отдыха.

Основное внимание в литературе уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы организации государственного санитарного надзора за работой школьных учреждений.

В литературе подробно освещены гигиенические аспекты трудового, поли-технического и профессионального образования детей и под-ростков, а также медицинские аспекты воспитания школьников. Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных мероприятий при обуче-нии детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразова-тельных школ, а также при обучении и воспитании детей и подростков с от-клонениями в состоянии здоровья и развития.

Так же излагаются методические подходы к изучению и гигиени-ческой оценке организации физического воспитания, даны реко-мендации суточной двигательной активности, закаливания детей и подростков.

Таким образом, материалы литературы охватывают широ-кий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имею-щих серьезное значение для решения задачи государственной важности -- воспитания физически здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически образованного молодого поколения.

3. Методика проведения и анализ практического исследования

3.1. Результаты обследования городской школы №85.

Инженерно-санитарные коммуникации в школе.

В школе №85 есть столовая.

Пища приготавливается в школьной кухне

В столовой есть умывальник для мытья рук перед едой.

В умывальнике есть тёплая вода.

На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук.

На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один мужской.

В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка.

На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук после посещения туалета.

Есть мыло для мытья рук.

Руки сушатся после мытья самостоятельно.

Питьевой режим осуществляется в столовой.

В школе есть постоянный медработник.

Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей осуществляется

санитарно-просветительной работой, методики Минздрава, ВОЗ,

классные часы, конференции, дискуссии, диспуты,

санпосты, сандружинники.

3. 2. Обследование сельской школы №30.

Школа маленькая, одноэтажное здание.

Столовой нет.

Питание осуществляется всухомятку.

Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский.

На всю школу один умывальник

Нет мыла для мытья рук.

В школе нет постоянной медсестры, но существует ФАП, где есть медсестра и врач на всё село.

Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей за 2000 год, проводилось на низком уровне.

3. 3. Анализ результатов обследования школ №85 и №30.

В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

3. 4. Распределение учеников по группам здоровья.

Таблица №1. Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.

Группа здоровья

Пол

Всего

абс

%

I

М

21

54,8

Д

15

41,7

О. П.

36

54,5

II

М

14

38,9

Д

14

43,8

О. П.

28

42,4

III

М

2

6,3

Д

2

9,4

О. П.

2

3,1

Всего

М

37

53,0

Д

31

47,0

О. П.

68

100

В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%).

Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой..

3. 5. Половозрастное распределение

В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек - 50,7%.

Таблица №2. Половозрастное распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.

№ Школы

Пол

12-13 лет

14-15 лет

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

12

32,4

25

67,6

37

100

Д

9

29

22

71

31

100

О.П.

21

30,9

47

69,1

68

100

№30 сель-ская

М

12

41,4

17

58,6

29

100

Д

9

24,3

28

75,7

37

100

О.П.

21

31,8

45

68,2

66

100

Итого

М

24

36,4

42

63,6

66

100

Д

18

26,5

50

73,5

68

100

О.П.

42

31,3

92

68,7

134

100

В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%).

3.6. Анкетирование.

1. Вопрос. Умываетесь ли вы утром после сна?

а) Да - 1, б) нет - 2, в) иногда - 3.

№ школы

а

б

в

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85

67

98,5

0

0

1

1,5

68

100

№30

64

97

0

0

2

3

66

100

Ито-го

131

97,7

0

0

3

2,3

134

100

Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются.

2. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?

а) Да - 1, б) нет - 2.

№ школы

а

б

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

№85

67

98,5

1

1,5

68

100

№30

66

100

0

0

66

100

Ито-го

131

99,3

1

0,7

134

100

При исследовании двух школ, по вопросу «имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7% ответили - «нет».

3. Вопрос. Чистите ли вы зубы?:

а) Ежедневно 1 раз в день - 1,

б) 2 раза в день - 2

в) 1 раз в неделю - 3

г) Не чищу - 4

д) Редко - 5

№ шко-лы

Пол

а

б

д

Всего

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

№85 город-ская

М

23

67,6

10

29,4

1

3

34

100

Д

14

43,8

17

53,1

1

3,1

32

100

О.П.

37

56

27

41

2

3

66

100

№30 сель-ская

М

15

52

13

5

1

3

29

100

Д

11

28,2

28

71,8

0

0

39

100

О.П.

26

38,2

41

60,3

1

1,5

68

100

Итого

М

38

60,3

23

36,5

2

3,2

63

100

Д

25

35,2

45

63,4

1

1,4

71

100

О.П.

63

47

68

50,7

3

2,3

134

100

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.