реферат бесплатно, курсовые работы
 

Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

4

Министерство охраны здоровья Украины

Луганский государственный медицинский университет

кафедры технологии лекарств,

организации и экономики фармации

Реферат

На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»

Выполнил: студентка 3 курса

фармацевтического фак-та 54 гр.

Люблинский Олег

Проверил:

Луганск

2006

План

I. Введение.

II. Основная часть:

1. Медицинский долг.

2. Фармацевтическая ответственность.

3. Правона-рушения.

4. Неоказание помощи больному.

5. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра-вил.

6. Противозаконные составление и вы-дача подложных медицинских доку-ментов.

7. Незаконное экспериментирование

8. Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.

III. Вывод.

ВВЕДЕНИЕ.

Среди проблем теоретической медицины и практи-ческого здравоохранения, связанных с профессиональ-ной деятельностью провизоров и других медицинских ра-ботников, этико-деонтологические вопросы до настоя-щего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второ-степенными. В связи с этим отмечается большое ко-личество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонто-логии.

Если недостаточная профессиональная квалифика-ция медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравст-венный облик обнажается без труда и может полу-чать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответст-венных социальных задач, которые стоят перед здраво-охранением.

Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличи-вают контакты населения с медицинскими работника-ми. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания меди-цинских работников.

Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-эконо-мического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Со-ветской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали ».

В постановлении ЦК КПСС «Основные направле-ния перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспита-ния высоких нравственных, гражданских качеств, ми-лосердия .

Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходи-мость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.

Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, об-легчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, ока-зывает большое воздействие на социально-психологи-ческую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, разви-тие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непос-редственного общения. Человек отдаляется от приро-ды, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.

Приходится сталкиваться с проблемой нравствен-ной неустойчивости, стихийного возникновения раз-личных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунисти-ческой морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как ве-щизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.

Так, в учебных планах вузов мало уделяется вни-мания психологии, будущие медики не получают необ-ходимых им знаний в этой области и часто не понима-ют сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к же-лаемым результатам.

Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.

Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей меди-цинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возмож-ности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации про-фессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стой-кости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.

Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников -- выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов -- исключительно сложно.

Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамот-ность уже сами по себе включают деонтологию и эти-ку. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угры-зений совести, чести, которые отличали некогда оте-чественных интеллигентов-врачей. Нравственные ка-чества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гума-нистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.

В отечественной и зарубежной литературе появи-лось немало публикаций, свидетельствующих о возник-ших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных усло-виях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской по-мощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глум-ление над человеком.

В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации меди-цины в ущерб ее адекватности миру чувств и пережи-ваний больного, о том, что существующая ведомствен-ность противоречит конституционным гарантам, а платность -- принципу социализма, что наблюдает-ся неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населе-ния и т. д. Все это -- недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.

Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра-ботников открывает понимание разработанной со-ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив-ности и деятельности. Потребности человека разви-ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер-шенствованию производительных сил и производствен-ных отношений. Они отражают социально-истори-ческий опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.

Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ-ников.

Это значит, что такие необходимые им нравствен-ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб-ность всеми своими поступками и повседневным по-ведением. Формирование указанных потребностей -- дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори-ческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри-нимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф-фект.

Формирование деонтологических принципов и эти-ческих норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеж-дений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучи-ваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной со-циально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится само-воспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психичес-кие особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.

Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,-- особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой -- сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, со-циально и профессионально значимой нравственной потребностью.

Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкреп-ления.

Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выра-жение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослужив-цами.

Проблемы общения -- сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, вклю-чающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение -- важ-ная психологическая категория со своими зависи-мостями.

Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицин-ской деятельности. Оно во многом определяет те от-ношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют уста-новлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое не-изгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.

Важным аспектом психолого-педагогического со-держания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу -- эти и другие ка-чества всегда были присущи лучшей части отечествен-ных врачей.

Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учи-тывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как спе-циалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучени-ем в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир лите-ратуры и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей систе-мы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся мо-лодежи через учебную дисциплину (предмет), мастер-ство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой обще-ния, хотя профессиональная деятельность провизора на-чинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.

Общение мало знакомых людей вначале предпола-гает межличностное восприятие одного другим, в кото-ром проявляются как познавательные, так и эмоцио-нальные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопостав-лением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).

В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями -- руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привя-занностями, уважением, дружбой и т. п.

При любом виде общения многое зависит от куль-туры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, не-тактичны, стремятся отделаться от собеседника, отно-сятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интона-ции, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее -- это речь.

Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных осо-бенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.

Медицинский долг

Медицинский долг предусматривает квалифициро-ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот-ренных нормами морально-этического и правового ре-гулирования медицинской деятельности. Это отра-жено в Конституции Украины, украинском законодатель-стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи-цированной медицинской помощью, оказываемой го-сударственными учреждениями здравоохранения; рас-ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю-чая запрещение детского труда, не связанного с обу-чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж-дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон-ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис-ленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме-дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре-бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра-чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за-коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су-ществует неразрывная связь между морально-этиче-ским и правовым регулированием деятельности ме-дицинских работников. Это связано с тем, что совет-ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме-дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред-посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое -- способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен-ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право-вого регулирования деятельности медицинских работ-ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю-дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля-ется обязанностью не только медицинских работни-ков, но и всех государственных органов, предприя-тий, учреждений и организаций, при нали-чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ-ства.

Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали-фицированной медицинской помощи гражданам на-шей страны является осуществлением принципов ком-мунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа -- одна из важнейших задач Совет-ского государства. Вот почему к врачебной деятель-ности допускаются только лица, получившие специаль-ное образование в высших медицинских учебных за-ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа».

Неразрывная связь правовых и морально-эти-ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ-ников, но и всех государственных органов, предприя-тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе-чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра-ботников -- проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо-вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи-телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй-ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под-черкивается профилактическая направленность со-ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.