реферат бесплатно, курсовые работы
 

Семья, как условие сохранения и укрепления здоровья ее членов

От целей и мотивов заключения брака в большой мере зависит развитие отношений между супругами, другими членами семьи, их адаптации к различным этапам и условиям существования семейно - брачного союза. Разумеется, мотивы, которыми руководствуются люди при вступлении в брак, могут в дальнейшем под влиянием обстоятельств измениться. Но только осознание их дает человеку возможность трезво оценить те ожидания, которые он связывает с семьей, быть готовым к тем процессам, которые в настоящее время в ней происходят.

В нашей стране проводятся многочисленные исследования мотивов вступления в брак, во время которых людей просят ответить на вопрос, что легло в основу их решения создать семью именно с этим человеком. Опрашиваемым предлагается большой набор ответов: любовь, общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, дружба, уважение, внешняя привлекательность, нравственные качества, желание иметь детей, чувство одиночества (боязнь одиночества), сострадание, вероятность скорого рождения ребенка, материальная обеспеченность, наличие жилой площади у будущего мужа (жены), узаконение добрачных отношений, желание родителей и тому подобное.

И где бы ни проводились исследования, будь то Москва или Санкт - Петербург, Минск или Пермь, Литва или Киргизия, с кем бы ни начинался разговор: со студентом или рабочим, служащим или ученым, инженером ли педагогом, - наибольшее число голосов получала любовь. За ней следуют общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, дружба, уважение и другие подобные духовные или моральные побуждения. Небольшой удельный вес занимают заявления вступающих в брак о том, что семью они создают потому, что надоело одиночество, настало время выходить замуж (жениться) или ждут ребенка надо просто узаконить добрачные отношения. И совсем невелик процент браков, заключенных по материальному расчету.

Можно соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми социологами формулировками мотивов. В них не все четко, содержание одних совпадает с другими или частично входит в это содержание, их можно по - разному трактовать, одни из них жизненно важны, другие носят как бы дополнительный характер. Одни мотивы затрагивают дальнюю перспективу семьи, другие продиктованы сиюминутными обстоятельствами. Кроме того, нельзя не учитывать, что решение какой - то части вступающих в брак может базироваться на неосознанных мотивах, так как их выбор делается на фоне эмоциональной привлекательности, повышенных переживаний. В этом случае опрошенные не знают, что сказать, и часто отвечают то что от них ждут.

Однако недостатки проведенных исследований ни в коей мере не принижают их ценности. Полученные данные достаточно убедительно демонстрируют основные тенденции в формировании ценностных ориентаций и установок молодежи, связанных с семейной жизнью. на первый план вместо материальных стимулов выдвигаются нравственно - эмоциональные побуждения, внутренние регуляторы поведения базируются не столько на долге, сколько на нравственной ответственности за свободно принятое решение.

Вместе с тем довольно низкий уровень ориентации на материальные ценности не означает полного их игнорирования. Надо отдавать себе отчет в том, что мотивы вступления в брак не существуют отдельно, а связаны с целым комплексом факторов, и поэтому, когда опрошенным была предоставлена возможность мотив «материальная обеспеченность» сгруппировать с другими мотивами, он не остался без внимания. Так молодожены хотят иметь свой дом, стать как можно скорее экономически самостоятельными, улучшить материальный и психологический комфорт, но не ценою отказа от любви и духовной близости. Характерно, что, если семья создается с целью узаконить добрачные отношения, реализовать данное обещание, либо в случае ожидания ребенка, материальная обеспеченность приобретает особое значение: она осознается или рассматривается как необходимое условие осуществления взятой на себя ответственности.

Современное общество не одобряет браков из корыстных соображений, в которых главное - материальный расчет, а не взаимное влечение людей. но не нужно смешивать расчет и трезвое осмысление человеком, как он будет реализовывать свои планы и ожидания, с помощью каких средств обеспечит благополучие семьи. Последнее как раз свидетельствует о серьезности его подхода к браку.

Любовь развивает эмоциональную сторону личности и в свою очередь облагораживает первичные чувства (инстинкты). Но полнота настоящей человеческой любви связывается с высшей духовностью, альтруистической, эстетической, мировоззренческой развитостью человека.

Признание любви основным мотивом вступления в брак и супружеских отношений еще не снимает многих проблем, связанных с удовлетворенностью супружеством, стабильностью семьи, личным счастьем. Ведь каждый понимает это чувство по - своему - одни, возможно, чрезмерно усложнено, другие, наоборот, слишком упрощенно. Формирование способности любить связано с формированием личности человека в целом.

В то же время из всех способностей человека способность любить - одна из самых важных для его счастья. Сегодня выросли поколения людей, для которых любовь представляет огромную эмоциональную и нравственную ценность. У них сформирована потребность любить и быть любимым.

Не принижая значения общности материальных потребностей, сексуальной совместимости, следует подчеркнуть то огромное значение, которое имеет духовная, нравственная сторона жизни семьи. Глубокое осмысление своих идейных, нравственных, эстетических позиций убережет супругов от чрезмерного преувеличения материальной стороны семейной жизни, поможет уловить ту почти незаметную грань между добром и злом, преступив которую семья обрекает себя на равнодушие, бесчеловечность.

Если в семье утилитарные устремления начинают теснить возвышенные - это предвестник беды. Вне глубокой волнующей мысли, веры в добро, утверждения прекрасного нет и подлинной духовности в семье. Расплата за это рано или поздно придет. Она горьким эхом откликнется в детях.

И не только в них. Самовыражение с помощью вещей, не созданных своим трудом, нередко приводит к сужению и обесценению и самого супружеского общения, распаду брака вообще.

Общность интересов, понимание важны не только как мотив вступления в брак. В любой семье наступает момент, когда эти факторы начинают играть более важную роль, чем любовь. Живя под одной крышей, видя друг друга каждый день, люди могут утратить присущую периоду ухаживания романтичность отношений. И это очень часто происходит, если людей не связывают более крепкие узы, чем любовная страсть. Эти узы - понимание и единомыслие, все оттенки понимания от физического прикосновения до еще самим не осознанной, не высказанной мысли любимого человека.

Сегодняшний брак по свободному выбору обязывает человека ко многому. Он сам выбирает себе спутника жизни и сам должен взять на себя всю меру понимания его личности, ответственности за его жизнь.

В прочном брачном союзе любовь и понимание идут рука об руку. Испокон веков на Руси люди, поздравляли молодоженов со словами «совет да любовь», не отрывая одного от другого. Более того, любовь ставилась в зависимость от совета. Ведь наступает час, когда надо посмотреть на жизнь серьезно, выработать ясный взгляд на отношения, понять всю глубину связи, установившейся между входящими в семью людьми. Во избежание недопонимания, размолвок и ссор надо советоваться, надо считаться не только со своими желаниями, потребностями, особенностями, но и с желаниями, потребностями, особенностями близкого человека.

Чаще всего вступающие в брак называют значительными для супружеской жизни те характеристики людей, которые особенно культивируются в обществе. Больше других ими ценятся такие качества, как доброта, трудолюбие, культура, осуждают пьянство, моральную распущенность, неискренность, черствость, невежество. Молодые люди отдают предпочтение нравственным качествам в их наиболее ярких проявлениях: бескорыстию, самоотверженности, товариществу, готовности прийти на выручку. Они чувствительны к моральным оценкам своих избранников со стороны окружающих, проявляют максимализм в суждениях. Высока у них и самооценка. Многие из них считают, что имеют достаточно развитое чувство любви к творчеству, доброжелательны, принципиальны, организованны. В то же время в оценках присутствует и значительная доля самокритичности к себе, к своим возможностям, достигнутому уровню духовного и физического развития.

Было замечено также, что среди тех, кто в качестве основного мотива вступления в брак назвал любовь, больше людей, ценящих творческое отношение к делу, любящих свою работу, имеющих друзей. Те же, кто считают, что при заключении брака важен расчет, больше ориентируются на служебную карьеру, на проведение свободного времени вне семьи.

Интеграция - это процесс органичного, предполагающего личный добровольный выбор, включения человека в семейно - брачный союз. Она предполагает согласованность представлений и мнений супругов по различным аспектам семейных отношений.

Если семейная интеграция - это социально обусловленная согласованность совместной деятельности супругов, то дезинтеграция - это разрушение семейного союза. Для того чтобы сдержать его, стабилизировать семью, необходима адаптация, то есть приспособление супругов даже к неблагоприятной для сохранения семьи обстановке.

Этот процесс затрагивает духовную, психологическую, сексуальную, информационную, культурную и бытовую сферы. Но ведущей сферой является духовная, так как в период адаптации идет взаимный поиск объединяющих супругов ценностей.

Процесс адаптации благополучнее протекает в том случае, если каждый из супругов вносит в него свой вклад. Так как брак по - новому регламентирует поведение людей, каждый вступивший в него должен быть готов от чего - то отказаться, взглянуть на вещи иначе, встать на точку зрения близкого человека.

Чаще всего удовлетворенность супружескими отношениями царит в тех семьях, где муж и жена стараются приспособиться друг к другу, как партнеры в танце: малейший жест одно с готовностью воспринимается другим как знак следовать за каждым его движением. Но это следование должно быть органичным, вытекать из внутренней потребности и готовности человека.

Если же один из супругов приспосабливается к другому под давлением обстоятельств, то он в буквальном смысле вынужден играть роль, носить маску. А человек не может без серьезного ущерба для своей психики длительное время жить в атмосфере внутреннего разлада с самим собой. Приспособление, может быть, и достигает своей цели, но разрушительно действует на личность.

Семейный союз требует снятия любых масок. По существу, маска - это контроль за поведением. Те союзы, где супруги не боятся предстать друг перед другом такими, какие они есть, намного счастливее. К конфликтам и даже разводам чаще всего приходят те семьи, где супруги думают друг о друге одно, а демонстрируют другое.

Если, например, женщина не удовлетворена интимной жизнью, но боится потерять мужа, в ее отношения с мужем вкрадывается угодливость. В данном случае низкая эмоциональная и сексуальная культура мужчины и женщины не позволяет им наладить духовную близость, установить доверие, которое восстановит и полноценную половую жизнь.

Приспособляемость понимается некоторыми как умение одного идти на любые компромиссы, постоянные уступки одного из партнеров, удовлетворенность всем, что делает супруг. Это ложное мнение. Под действительной приспособленностью понимается терпимость, уважение другого человека, умение прислушаться к его мнению, отказ от своих эгоистических интересов, самоотверженность.

В процессе приспособления выясняется степень совместимости супругов.

Говорят о четырех гранях совместимости: психологической, семейно - бытовой, духовной, интимной.

Семейно - бытовая совместимость наступает тогда, когда супруги одинаково понимают уклад жизни своей семьи и свои обязанности в ней; духовная - когда обоих объединяют общие нравственные ценности, общие взгляды; психологические - когда супругам спокойно, удобно друг с другом; интимная - когда устанавливается сексуальная гармония.

Совпадения всех четырех граней практически не бывает. Считается, что три грани совпадения являются хорошей базой для крепкой семьи. Наличие двух граней совместимости говорит о неустойчивости семьи. В этом случае возможны длительные конфликты и кратковременные перемирия.

Особое значение имеет психологическая совместимость, которая, как уже было сказано, создает общий эмоциональный фон семьи.

Каждый человек неповторим. Психологические и биологические характеристики людей могут сочетаться, гармонировать как при их тождестве, так и при противоположности. Слабохарактерный человек может ужиться с волевым или с таким же слабохарактерным. Обычно хорошо сочетаются индивидуальности, дополняющие друг друга по своим темпераментам и физическим характеристикам. В этом случае полнота и гармоничность отношений создаются как бы за счет преодоления недочетов. Например, флегматик тянется к активности и динамизму сангвиника, который в свою очередь нуждается в некоторой ограничивающей сдержанности флегматика, резкость и взрывной характер холерика сглаживается мягкостью не в меру ранимого меланхолика и т.д.

Взаимопривязанность между супругами возникает прежде всего на основе общности жизненного опыта, интересов, взглядов, убеждений. Сходство натур, полученного образования играет весьма существенную роль, но не решающую. Скорее важны наблюдательность, интуиция, позволяющие увидеть в другом человеке те самые черты и особенности, которые больше всего по душе и, значит, могут создать гармонию в отношениях.

В период адаптации происходит соотнесение, согласование жизненных целей и планов супругов. Лучше, если они совпадают. Но единство целей не следует понимать как идентичность, полное слияние. Важно, чтобы они как бы смотрели в одну сторону, не противоречили друг другу.

Два различных в физическом, интеллектуальном и нравственном развитии человека образуют союз и вступают в разнообразные отношения друг с другом. Преодолеть разобщающие черты и создать объединяющие - нелегко. Разное отношение к работе, другим людям, разное понимание смысла жизни очень усложняют обстановку в семье.

Познание супругами друг друга - процесс бесконечный. Нередко создается впечатление, что муж и жена давно уже хорошо знают друг друга, могут предвидеть поступки, поведение. Это большая ошибка. Чем больше у мужа и жены убежденности в том, что индивидуальность каждого ими познана до конца, тем больше дисгармония в отношениях. Понимание того, что человек новый в каждый следующий момент, - это путь разрешения конфликтов в семье.

Непросто строятся и сексуальные отношения супругов. И на этой почве нередко возникают недоразумения, справиться с которыми не всем удается.

Самая распространенная ошибка - завышенные требования друг к другу. Мужчины ждут от женщин особой обаятельности, сексуальности, женщины же приписывают мужчинам какие - то особенные знания и опыт, необычную мужскую доблесть.

В браке все оказывается намного проще и в то же время сложнее. Молодым людям, вступающим в брак, следует знать, что праздник в сексуальной сфере бывает только в том случае, если все в отношениях мужчины и женщины празднично. Горько ошибаются те, кто думают, что секс спишет отсутствие духовной близости, понимания друг друга, заботы друг о друге, нежности любимых. Без этих качеств не может быть сексуальной гармонии.

Нередко ласка в отношениях мужа и жены считается чем - то неуместным, лишним, сентиментальным, а неудача, несостоятельность кого - либо из них воспринимается нетерпимо, бестактно, а порою и жестоко. Будучи невнимательными, не желая понять друг друга, молодые люди игнорируют психологические особенности женского и мужского организмов.

Сексуальные потребности женщины, особенно молодой, связаны с эмоциями, чувствами. В сексе она скорее ждет проявления любви, душевной теплоты, признания ее как личности, нежели мужской силы. Нередко женщина поначалу и не стремиться к удовлетворению от близости. Хотя она сексуально созревает раньше мужчины, но получать полное сексуальное удовлетворение начинает гораздо позже.

Сексуальное пробуждение женщины связано с нравственно - психологическими компонентами отношений. Чувства безопасности, доверия, понимания, усиленные чувством любви, искренней дружбы, создают для нее ту основу, на которой строится ничем не скованная интимная жизнь. Поэтому так отличаются половые влечения мужчины и женщины. Женщина только тогда потянется к мужчине, когда ее с ним связывают эмоционально - психологические узы: любовь, дружеские чувства, уважение, восхищение, привязанность.

Для мужчин эмоционально - нравственный, психологический компонент сексуальной близости не столь обязателен. По данным С. Голода, каждый пятый мужчина, получающий от сексуальной близости с женой удовольствие, несмотря на несложившееся личностное понимание, рассматривает свой брак как удовлетворительный. В то же время выбор, основанный только на сексуальной привлекательности, предвещает мало хорошего. Со временем половая близость, не подкрепленная эмоциональными и духовными сопереживаниями, приедается и исчезает.

Психологическая совместимость и сексуальная гармония тесно взаимосвязаны. Готовность жены к сексуальной близости воспринимается мужем не только как чисто физиологическое влечение, но и как проявление с ее стороны одобрения его поведения, желания быть с ним вместе. В случае же психологической совместимости сексуальность выступает как один из компонентов этого сближения.

При взаимосвязи всех сторон отношений у супругов меньше шансов утратить со временем физиологическое влечение друг к другу. Духовное понимание, бесконечное открывание друг в друге новых черт характера приводит к новым вспышкам сексуального желания.

Успешной адаптации в немалой степени способствует общение супругов. В нем удовлетворяются базовые потребности в психологических контактах, оно является важным фактором формирования нравственно - психологического облика семьи, воспитания ее членов.

Повседневное длительное общение близких - это особое общение. Оно должно быть не только многообразным, разносторонним, но искренним и добросердечным. Только в этом случае его функции будут выполнены.

Нарушение коммуникативной деятельности между супругами может свидетельствовать о сильном психическом переутомлении или даже заболевании. В этих случаях не надо обращаться к врачам за помощью.

Иногда сложности в установлении нормального общения являются результатом воспитания одного из супругов, которого еще ребенком старались ограждать от любого активного участия в жизни и этим парализовали существенные качества - способность вступать в различные отношения с людьми, выполнять самые разнообразные социальные роли. Привыкший жить за счет родителей, такой человек предпочитает жить за счет других людей, даже если это касается духовной сферы.

Попытаться выяснить, что человек чувствует, понять его раздражение, озлобление, справедливо отреагировать на его неудовольствие и продемонстрировать при этом свое понимание - очень важное условие установления нормальных отношений в семье. Конечно, очень трудно порою взять себя в руки, разобраться в словах другого человека, выяснить, что же произошло на самом деле, а что вводит в заблуждение обоих, честно и искренне оценить свои способности и умения, достойно отступить, прийти к согласию с иной точки зрения, но тот, кто хочет любви и согласия в семье, найдет в себе силы и терпение. А уж если невозможно сдержать своих чувств, гнева, то нужно сделать это в откровенной, но вежливой манере. Но лучше все - таки научиться расслабляться, контролировать свои чувства, не позволять себе распускаться, помогать поступать так и другим членам семьи.

Почему - то считается, что в семье не обязательно заранее готовиться к трудному разговору, определять, какая из проблем наиболее наболевшая и должна быть решена в первую очередь, какие действия стали причиной ее появления. Это глубокое заблуждение. Отсутствие разумного подхода к решению семейных вопросов, опора на эмоции, которые не могут быть подходящими советчиками и помощниками, очень часто приводят к разрешению конфликта, а к его усугублению.

Порою люди не могут понять друг друга из - за смыслового или эмоционального барьера: разные взгляды на жизнь, различное эмоциональное воспитание . нередко же в семье просто не умеют общаться. Как начать разговор, чтобы первым же словом не обидеть человека? Многие люди, особенно молодые, не придают этому никакого значения. А ведь нужно не только удачно начать самому, но еще и внимательно выслушать собеседника, проявить заинтересованность, отметить, что особенно понравилось в разговоре, в самом человеке, в его действиях. Комплимент, выражение признательности, поддержки - вот что улучшает атмосферу общения в семье, делает отношения теплыми, доброжелательными. Выражение симпатии, уступчивость показывают, что к мнению человека небезучастны, уважают его позицию, поощряют его идеи, намерения.

Признаком доверия является просьба о помощи. Не надо бояться просить близких помочь справиться с той или иной сложной ситуацией, в которую каждый время от времени впадает. При этом нужно уметь и дать поручение, убедить близких, что только так можно, или нужно, или полезно поступить в данной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.