реферат бесплатно, курсовые работы
 

Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине

6. Ятрогения общения -- составная часть деонтологии, особенно в педиатрии. “Говори лишь о том, что должен знать твой собеседник” - главное правило общения с пациентом.

6) Эмпатия

«Неважно, глубоко или поверхностно то, о чем говорит человек, - я слушаю его с тем вниманием, старанием, на какое только способен» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.)

Величайшая человеческая заслуга Карла Роджерса в том, что он открыл людям «лабораторию гуманизма», через которую проходит каждый, кто стремится утвердить во взаимоотношениях других людей гуманный мир.

«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.)

В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата.

Карл Роджерс нашел пять ключей к пониманию («PSIHOLOGIES», 2006 г.):

1. У каждого есть свой потенциал

2. Слушать, чтобы слышать

3. Понимать другого человека

4. Открытость - непременное условие отношений

5. Помогать другим и двигаться к лучшему

На мой взгляд, эти пять ключей к пониманию необходимы не только консультативному психологу, но и доктору, лечащему соматические заболевания. Так как очень важно расположить к себе пациента и узнать наиболее полноценную информацию о его заболевании.

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению.

Следует отметить, что первый из указанных отличительных признаков эмпатии (так называемое условие «как если бы») появляется в работах К. Роджерса уже в 50-е гг.: «Ощущать личный мир клиента, как если бы он был вашим собственным, но без какой-либо утраты этого качества «как если бы» -- вот что такое эмпатия... Ощущать гнев, страх или смущение клиента, как если бы они были вашими собственными и, однако же, без привнесения вашего собственного гнева, страха или смущения -- вот то условие (терапевтического процесса), которое мы пытаемся описать»

К. Роджерс пишет: «Она (эмпатия) означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательное его обживание. Она подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга,-- к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или чему бы то ни было еще, что переживает он или она. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим... Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире».

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида.

Наиболее известное определение эмпатии Роджерса звучит следующим образом: эмпатия - это способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим, однако без потери условия "как если бы". Иначе говоря, с клиент-центрированной точки зрения эмпатия - это процесс контактирования с внутренним миром другого посредством воображения, настройка на вчувствование и постижение нюансов его переживания и личностного смысла.

Роджерс следующим образом описывает задачу терапевта: "Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я... Эмпатия подразумевает вхождение в приватный мир представлений другого... будучи в каждый момент чувствительным к смене переживаемых смыслов, которые протекают в другом ... которые тот едва осознает, но без попытки раскрыть совершенно неосознаваемые чувства" (Роджерс, 1980).

Многие психоаналитические авторы для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификацию. При этом обычно подчеркивается ее частичный или пробный характер. По мнению Гринсона, разница состоит в том, что идентификация - это по большей части бессознательный и долговременный процесс, в то время как эмпатия предсознательна и временна. "Цель идентификации преодолеть тревогу, вину или утрату объекта, в то время как эмпатия используется для понимания" (Гринсона, 1960). Гринсон также отмечал, что поскольку эмпатия включает разделение опыта пациента, временное и частичное участие в нем, то есть погружение в эмоциональные переживания пациента, она подразумевает разделенность в функционировании Эго аналитика. Иначе говоря, в этом процессе аналитик колеблется между позициями участника и наблюдателя.

Барретт-Леннардом описал циклы эмпатического реагирования, включающего следующие фазы:

Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.

Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.

Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии терапевта. Если эмпатический отклик терапевта адекватен, это приводит к позитивным следствиям, например, терапевтическому молчанию или углублению процесса. Неверная эмпатическая реакция терапевта может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик терапевта может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии.

Проявление эмпатии терапевтом далеко не всегда приводит к желаемой цели. Роджерс указывал на важное условие терапевтической коммуникации - способность пациента воспринять эмпатию терапевта, которую он назвал открытостью новому опыту. Поскольку эмпатия - это двусторонние отношения, способность терапевта к проявлению эмпатии в существенной степени зависит от готовности пациента впустить другого в свой внутренний мир. "Некоторым индивидам вследствие их хрупкой связности Я крайне трудно вынести эмпатическую реакцию другого" (MacIsaac, 1999).

На мой взгляд, каждый медицинский работник должен обладать эмпатией. Если человек сознательно принял решение работать в сфере медицины, это автоматически подразумевает работу с людьми. Люди (пациенты) в этой профессии - объект исследования и помощи. Зачастую, заболевания вызваны не органическими поражениями, а имеют психосоматическую природу. И огромного труда стоит найти такой контакт с пациентом, чтобы понять природу заболевания, человека в целом, и при котором обеим сторонам было бы комфортно. Это способствовало бы более плодотворному взаимодействию и как следствие - выздоровлению. Поэтому, я подразумеваю, что уровень эмпатии у медицинских работников выше, чем у тех, кто не выбрал для себя роль целителя.

II.Глава

Эмпирическое исследование эмпатии

Цель исследования:

1. Выявить уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ.

2. Выявить уровень эмпатийной тенденции группы людей не связанных со сферой медицинского обслуживания.

Гипотеза исследования: Уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ по сравнению с группой людей, не работающих в сфере медицинского обслуживания выше.

План исследования:

1. Выбор методического исследования.

2. Проведение исследования.

3. Обработка результатов.

4. Сравнение и интерпретация результатов.

Методика: В моей работе основным методом исследования является методика казанского психолога И.М. Юсупова. Успешно используемая им для исследования эмпатии.

Выборка: В исследовании принимало участие 60 человек (2 группы).

Группа №1: 30 человек - сотрудники отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ. 15 мужчин в возрасте от 42 до 61 года в должности врач выездной бригады и 15 женщин от 27 до 56 лет в должности фельдшер выездной бригады.

Группа №2: 30 человек - мужчины и женщины в возрасте от 25 до 62 лет различных профессий не связанных со сферой медицинского обслуживания.

Процедура исследования: Испытуемым предлагалось отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

1. «не знаю» - 0,

2. «нет, никогда» - 1,

3. «иногда» - 2,

4. «почти всегда» - 4,

5. «да, всегда» - 5.

Образец бланка:

Уважаемый испытуемый!

Вам предлагается тест опросника для выявления уровня эмпатийных тенденций.

Инструкция:

Отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:

Если вы ответили

«не знаю» - 0

«нет, никогда» - 1

«иногда» - 2

«часто» - 3

«почти всегда» - 4

«да всегда» - 5

Отвечать нужно на все пункты.

ФИО_____________________________________________________________

Возраст_____ Пол________ Должность___________________________

Тест опросника:

1) Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2) Взрослых детей раздражает забота родителей.

3) Мне нравиться размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4) Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5) Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6) Больному человеку можно помочь даже словом.

7) Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8) Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9) Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10) Раздраженное состояние моих родителей влияет (влияло) на мое настроение.

11) Я равнодушен (равнодушна) к критике в мой адрес.

12) Мне больше нравиться рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13) Я всегда прощал все родителям, даже если, они были неправы.

14) Если лошадь плохо тянет, её надо хлестать.

15) Когда я читаю о драматических событиях в жизни других людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16) Родители относятся к своим детям справедливо.

17) Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18) Я не обращаю внимания на плохое настроение моих родителей.

19) Я подолгу наблюдаю за поведением животных. Откладывая другие дела.

20) Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21) Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22) В детстве я приводил домой кошек и собак.

23) Все люди необоснованно озлоблены.

24) Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложиться его жизнь.

25) В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26) При виде покалеченного животного я стараюсь ему помочь.

27) Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28) Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29) Младшим нравиться, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30) Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31) Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32) Если ребенок плачет, на это есть свои причины.

33) Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34) Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35) Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36) Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов:

Были просуммированы все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.

В группе №1 28 из 30 набрали от 37 до 62 баллов, 1 опрошенный от 63 до 81 балла и 1 от 12 до 36баллов.

В группе № 2 все опрошенные набрали от 37 до 62 баллов.

1) Группа №1: медицинские работники

100%

31

баллы

82-90 63-81 37-62 12-36 11 и менее

2) Группа №2: не имеющие отношения к медицине

100%

31

баллы

82-90 63-81 37-62 12-36 11 и менее

Интерпретация результатов:

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что гипотеза не подтвердилась. Уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ по сравнению с группой людей, не работающих в сфере медицинского обслуживания, оказался примерно одинаковым.

В группе №1 97% респондентов набрали от 37 до 62 баллов, что говорит о нормальном уровне эмпатийности, присущем подавляющему большинству людей. Такие люди в межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своём они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов, чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

3,5% набрали от 63 до 81 баллов, что говорит о высокой эмпатийности. Такие люди чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересам относятся к людям. Им нравиться читать их лица и заглядывать в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт с окружающими. Окружающие ценят их душевность. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку.

3,5% набрали от 12 до 36 баллов. Это низкий уровень эмпатийности. Такие люди испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтения уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Они сторонники точных формулировок и рациональных решений. Ценят людей за деловые качества и ясный ум.

В группе №2 100% опрошенных набрали от 37 до 62 баллов, что свидетельствует о нормальном уровне эмпатийности, присущем подавляющему большинству людей.

III. Глава

Заключение.

Несмотря на существенные успехи в разработке проблем взаимодействия врача с пациентом и с протеканием болезни, отмечается недостаточность теоретической разработки отдельных аспектов, сдерживающих (наряду с другими факторами) ее широкое использование в практике отечественного здравоохранения. Все это определяет необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ, способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в практику. Особенно сложными в правовом отношении являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.

В своём исследовании я выяснила, что протекание заболевания во многом зависит от медицинского персонала. Возможно даже неблагоприятное воздействие доктора на пациента.

Ложь врача, зачастую, направлена на благо больного! И это высказывание подтверждает исследования, связанные с эффектом плацебо. Но вот что интересно! Получается, что в случаях, когда к некоторому веществу есть выраженное эмоциональное отношение, само это вещество по своей структуре и химическому составу начинает играть второстепенное значение, или вообще перестает значить что-либо. Это было доказано многими экспериментальными исследованиями.

К примеру, такое явление, как ятрогения, может возникнуть при неосторожных высказываниях или поступках врача, неблагоприятно воздействующих на психику больного. Такие высказывания могут касаться диагноза, прогноза, методов лечения, связанного с ними риска, возможных вариантов медицинского вмешательства, их последствий и т.д.

Исследовав явление ятрогении, я пришла к выводу, что чаще всего этот невроз поражает особый тип личности: чувствительных, ранимых, меланхоличных людей, склонных многое принимать на веру, идеализировать жизнь, создавая себе кумиров. Такие больные, услышав от врача что-то неприятное, расстраиваются до слёз и заламывают руки: «Врач не может быть таким чёрствым, он же миссионер, несущий исцеление…». Всё правильно. Но, согласно другим психологическим исследованиям, посвящённым влиянию «здорового цинизма».

Мое эмпирическое исследование имело целью выявить уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ и уровень эмпатийной тенденции группы людей не связанных со сферой медицинского обслуживания. К сожалению, моя гипотеза не подтвердилась. Но, скорее всего, не потому, что в медицину идут сплошь бездушные чурбаны. Цинизм для врачей - защита от каждодневной боли, крови, стонов, жалоб, которыми наполнена их работа. Им легче выживать, подняв планку «болевого порога» сочувствия.

ЛИТЕРАТУРА

1) Краковский Н.И., Грицман Ю.Я. "Хирургические ошибки", М.,1967 г.

    2) Савельев B.C., Лопухин Ю.М. Хирургия. М.,1997 г.
    3) Н.Н.Петров "Вопросы хирургической деонтологии"

4) Журнал "Здоровье", 2005 г.

5) Журнал «PSIHOLOGIES», февраль 2006 г.

6) Е.А. Шевалёв, О.В. Кербиков "О реакции адаптации"

7) «Журнал практической психологии и психоанализа», март 2003 г.

8) Журнал «Вопросы психологии», №4, 1993 г.

9) "Этика и деонтология", учебник для медсестёр, 1999 г.

10) "Клиническая фармакология и фармакотерапия", 2004 г.

11) ООО Издательский дом «Русский врач», 2005 г.

12) РОО "Мир Науки и Культуры", 2005 г.

13) Л. Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности», 2005 г., Питер.

14) Р. Конечный, М. Боухал « Психология в медицине», 1983 г.

15) К. Роджерс «Клиент-центрированная терапия», 1951 г.

16) Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека «Анормальная психология», 2004 г.

17) П.В. Лопатин, О.В. Карташова «Биоэтика», 2005 г.

18) А.Г. Маклаков «Общая психология», Питер, 2003 г.

    

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.