реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ ассортимента и проведение экспертизы качества копчёных колбас, реализуемых магазином № 1 ООО "Омский Торговый Альянс" г. Омска

Х = (3)

где m ? масса пробы, взятая для анализа, г;

m1 ? масса экстракционной колбы с кусочками фарфора, г;

m2 ? масса экстракционной колбы с кусочками фарфора и жиром после высушивания, г.

4. Качественная проба на крахмал.

Для обнаружения крахмала на свежий срез колбасного изделия наносили каплю раствора Люголя (1 г кристаллического йода и 2 г йодистого калия в 300 мл дистиллированной воды). При наличии крахмала или муки поверхность смоченного разреза окрашивается в синий или тёмно-синий цвет. При отсутствии крахмала в колбасах раствор Люголя, нанесённый на поверхность среза, не изменяет окраски.

Таким образом, представленные выше методы отбора проб, органолептической и химической оценки качество образцов копчёных колбас позволяют достаточно объективно провести товароведную экспертизу качества этих товаров. К сожалению, метод гистологической идентификации состава колбасных изделий (ГОСТ Р 51604-2000), позволяющий однозначно выявить качественную фальсификацию состава колбас, в том числе определить наличие включений соевого белка, является достаточно трудоёмким и требует специального оборудования.

2.3 Анализ ассортимента копчёных колбас

Торговый ассортимент ? набор товаров, формируемый организацией торговли с учётом её специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Ассортиментная политика розничной торговой сети ООО «Омский Торговый Альянс» определяется тем, что в магазинах реализуется продукция, изготавливаемая на трёх мясоперерабатывающих предприятиях: ОАО «Мясокомбинат «Омский», ОАО «Омский бекон» (мясоперерабатывающий цех № 47, с. Лузино) и ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский». С последним предприятием имеется соглашение о долговременном стратегическом партнёрстве. Выпуская продукцию специально для реализации в омском регионе через фирму, представляющую омский филиал ООО «ПРОДОДК», мясокомбинат г. Тольятти имеет постоянный гарантированный объём заказов и поставок. Кроме того, данное торговое партнёрство позволяет существенно расширить ассортимент сырокопчёных колбас, в том числе в форме порционной и сервировочной нарезки в вакуумной упаковке, с учётом того, что эти наименования колбас на ОАО «Мясокомбинате «Омский» и МПЦ № 47 не изготовляются.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, типов, марок, наименований. Специализация фирменных магазинов ООО «Омский Торговый Альянс» на продуктах мясной гастрономии позволяет представить в них развёрнутый ассортимент товаров данной группы. Развёрнутый ассортимент включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками [13].

Нами проанализированы такие свойства ассортимента, как широта, полнота и структура по нескольким критериям. Свойства ассортимента изучались через систему показателей.

Широта ассортимента копчёных колбас определялась как общее число наименований колбас, представленных в магазине на момент регистрации. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями ? действительной и базовой широтой, а также относительным показателем ? коэффициентом широты. Действительная широта (Шд) ? фактическое количество наименований копчёных колбас, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) ? широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты было принято число наименований копчёных колбас по ассортиментному перечню магазина. Согласно этого документа, базовая широта для копчёных колбас, имеющихся в ассортименте магазина, должна включать не менее 30 наименований. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение показателя действительной широты к показателю базовой широты. С учётом того, что на момент регистрации ассортимента, число наименований копчёных колбас составляло 34, то коэффициент широты составил 113,3%:

Кш=100% = 100%=113,3% (4)

Таким образом, нарушений со стороны требований ассортиментного перечня в отношении числа наименований копчёных колбас не было отмечено.

Полнота ассортимента определяется способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты также бывают действительными и базовыми.

Действительная полнота определялась как число наименований копчёных колбас в каждой из подгрупп: полукопчёные, варёно-копчёные и сырокопчёные. Базовая полнота нами не определялась.

Структура ассортимента копчёных колбас определялась удельным весом (долей) каждой подгруппы колбас в общем итоге.

Структура ассортимента копчёных колбас в натуральном выражении отражена в таблице 2.1.

Таблица 2. 1

Структура торгового ассортимента копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс»

Подгруппа колбас

Число наименований на момент регистрации, ед.

Удельный вес, % к итогу

Полукопчёные

15

44,1

Варёно-копчёные

12

35,3

Сырокопчёные

7

20,6

ИТОГО

34

100

Данные таблицы 2.1. показывают, что наибольшую долю в ассортименте копчёных колбас магазина на момент регистрации занимали полукопчёные колбасы (44,1%), на втором месте варёно-копчёные колбасы (35,3%), удельный вес сырокопчёных колбас составил 20,6% от общего числа наименований копчёных колбас.

Детализация развёрнутого ассортимента копчёных колбас с указанием наименований и нормативного документа (ГОСТ или ТУ), по которым изготовлены колбасы, приведена в таблице 2.2.

Таблица 2. 2

Развёрнутый ассортимент копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс»

Подгруппа колбас

Наименование колбас

Документ, по которому вырабатывается продукт

ГОСТ

ТУ

Полукопчёные

Краковская

+

Одесская

+

Байкальская

+

Брауншвейгская

+

Европейская

+

Казачья

+

Крестьянская

+

Лукьяновская

+

Салями испанская

+

Салями классическая

+

Сервелат городской

+

Сервелат пряный

+

Колбаски венгерские

+

Колбаски к пиву

+

Колбаски с сыром

+

Варёно-копчёные

Бергштайн

+

Венская

+

Мускат Пренцлау

+

Пряная с сыром

+

Салями варёная

+

Салями Лузинская

+

Салями по-французски

+

Сервелат зернистый

+

Сервелат финский

+

Сервелат элитный

+

Шварцвальдер

+

Колбаски омские

+

Сырокопчёные

Брауншвейгская

+

Столичная

+

Московская

+

Гусарская

+

Российская золотая

+

Зернистая золотая

+

Сервелат золотой

+

Данные таблицы 2.2. наглядно показывают, что из 374 наименований копчёных колбас, представленных в ассортименте магазина, только 5 наименований из числа полукопчёных и сырокопчёных колбас: Краковская, Одесская, Брауншвейгская, Столичная и Московская изготовлены в соответствии с ГОСТ, остальные ? по технологическим условиям. Широкая представленность колбас, изготовленных по ТУ, связана с расширением производственного ассортимента предприятий - изготовителей для повышения их конкурентоспособности.

Структура ассортимента копчёных колбас по предприятиям - изготовителям представлена в таблице 2.3.

Таблица 2. 3

Структура ассортимента копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс» по предприятиям-изготовителям

Предприятие-изготовитель (место производства)

полукопчёные

варёно-копчёные

сырокопчёные

число

наименований, ед.

удельный вес, % к итогу

число

наименований, ед.

удельный вес, % к итогу

число

наименований, ед.

удельный вес, % к итогу

ОАО «Мясокомбинат «Омский»

9

60,0

?

0,0

?

0,0

МПЦ № 47, с. Лузино, Омской обл.

6

40,0

12

100,0

?

0,0

ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский», Г. Тольятти

-

0,0

?

?

7

100,0

ИТОГО

15

100

12

100

7

100

Данные таблицы 2.3. наглядно показывают, что весь ассортимент сырокопчёных колбас изготовлен на ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский». Следует также отметить, что 3 наименования сырокопчёных колбас изготовленных в соответствии с ГОСТ 16131-86, имеют торговую марку «Омский бекон». Дело в том, что отдельные наименования сырокопчёных и варёно-копчёных колбас мясокомбинат «Тольяттинский» производит специально для ОАО «Мясокомбинат «Омский», ранее входивший в группу предприятий «Омский бекон». Об этом в маркировке сделана соответствующая ссылка. Эти наименования колбас представлены в форме порционной нарезки по 175 г в вакуумной упаковке и пользуются большим спросом у покупателей. Остальные 4 наименования сырокопчёных колбас, изготовленные по техническим условиям, имеют фирменный товарный знак комбината «Добрый продукт».

Все 12 наименований варёно-копчёных колбас, отмеченных в ассортименте магазина, также изготовлены на одном предприятии ? мясоперерабатывающем цехе № 47, расположенном в с. Лузино омского района. Для дополнительного позиционирования этих наименований колбас была создана фирменная торговая марка «Золотая серия Омского бекона». Некоторые рецептуры и технологические инструкции колбас («Бергштайн», «Мускат Пренцлау», «Венская», «Пряная с сыром») были разработаны при участии немецких специалистов. На МПЦ № 47 также изготовлены 6 из 15 наименований полукопчёных колбас. На самом предприятии ООо «Мясокомбинат «Омский» были изготовлены 9 наименований полукопчёных колбас, в том числе 2 наименования ? «Краковская» высшего сорта и «Одесская» первого сорта в натуральных оболочках, производимых по ГОСТ 16351-86.

Таким образом, в торговом ассортименте магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс» представлены все подгруппы ассортимента копчёных колбас, которые изготавливаются на трёх мясоперерабатывающих предприятиях. Можно проследить тенденцию потоварной специализации изготовителей в отношении торгового ассортимента копчёных колбас, представленных в магазине.

2.4 Результаты экспертизы качества образцов копчёных колбас

Экспертизу качества образцов начинали с проведения идентификации по маркировке. Современные предприятия производят продукцию с обязательным указанием (на упаковочном ярлыке или непосредственно на оболочке батонов) необходимой информации по ГОСТ Р 51074, что существенно облегчает идентификацию. Все необходимые сведения изучались по маркировкам этикеток, наклеенных на оболочку батонов. При проведении идентификации руководствовались требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в части информации по мясным продуктам х24ъ. Согласно п. 4.2. указанного стандарта, информация для колбасных изделий должна содержать:

– наименование продукта;

– сорт (при наличии);

– наименование и местонахождение изготовителя, при несовпадении с ним ? адрес производства;

– товарный знак (при наличии);

– состав продукта;

– пищевые добавки, ароматизаторы, БАДы, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

– пищевая ценность;

– дата изготовления;

– условия хранения;

– срок годности;

– обозначение документа, в соответствии с которыми изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

– информация о подтверждении соответствия.

Дополнительно указывается термическое состояние мяса, из которого изготовлены колбасы. Результаты идентификации отражены в таблицах 2.4. ? 2.7.

Таблица 2. 4

Результаты идентификации образцов колбасы полукопчёной «Краковской»

Информация на ярлыке

Соответствие НД

маркируемая по ГОСТ Р 51074

Фактическое наличие

Наименование

колбаса полукопчёная «Краковская»

соответствует

Сорт

высший

соответствует

Состав

свинина, говядина, грудинка свиная, пряности, фиксатор окраски Е-250

соответствует

Пищевая ценность

в 100 гр. продукта: белок не менее 16,2 г, жир не более 44,6 г, калорийность 466 ккал

соответствует

Дата изготовления

16.10.07 (указана на вкладыше в ящике)

соответствует

Условия хранения и срок годности

указаны

соответствует

Обозначение НД

ГОСТ 16351-86

соответствует

Информация о сертификации

имеется знак соответствия российскому стандарту и шифр лаборатории

соответствует

Наименование и адрес изготовителя

644073, Россия, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 42-а ОАО «Мясокомбинат «Омский»

соответствует

Товарный знак

Омский бекон

соответствует

Таблица 2. 5

Результаты идентификации образцов колбасы полукопчёной «Казачьей»

Информация на ярлыке

Соответствие НД

маркируемая по ГОСТ Р 51074

Фактическое наличие

Наименование

колбаса полукопчёная «Казачья» охлаждённая

соответствует

Сорт

первый

соответствует

Состав

говядина, шпик, крахмал, пряности, стабилизатор, Е-450, глюкоза, усилитель вкуса Е-621, аскорбиновая кислота Е-300, фиксатор окраски Е-250

соответствует

Пищевая ценность

в 100 гр. продукта: белок не менее 15,3 г, жир не более 34,9 г, калорийность 375 ккал

соответствует

Дата изготовления

15.10.07 (указана на вкладыше в ящике)

соответствует

Условия хранения и срок годности

указаны

соответствует

Обозначение НД

ТУ 9213-006-00643867-98

соответствует

Информация о сертификации

имеется знак соответствия российскому стандарту и шифр лаборатории

соответствует

Наименование и адрес изготовителя

644073, Россия, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 42-а ОАО «Мясокомбинат «Омский»

соответствует

Товарный знак

Омский бекон

соответствует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.