реферат бесплатно, курсовые работы
 

Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

Финансовая академия при Правительстве РФ

Кафедра налоговой полиции

Курсовая работа на тему:

«Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка

материалов»

Выполнила

студентка гр. НП4-1

Курицына Е.Д.

Научный руководитель

проф. Моторный И.Д.

Москва 2002г.

План стр.

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы…………………………………………4

7 Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы…………………………...4

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы…………………………………………………..5

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы………………………………………….9

2.1. Идентификационные признаки почерка………………………………………………...9

2.2. Основы методики почерковедческой экспертизы……………………………………..12

2.3. Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование

следователем и судом….…………………..…………………………………………………17

2.4. Современное состояние и возможности почерковедческой

экспертизы……………..22

Глава 3. Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы……………………..25

Заключение……………………………………………………………………………………30

Список использованной литературы………………………………………………………..31

Приложения

Введение

Исследование почерка в современной криминалистике является одной из

важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее время преступники все

чаще отказываются от грубых средств «аргументации» и переходят к более

цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и

минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для

того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной

и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: «Зачем

взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным

росчерком пера». Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста

«беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в

последнее время.

Целью данной работы является раскрытие сущности почерковедческой

экспертизы и оценка ее значимости как одного из важнейших звеньев в деле

расследования и раскрытия преступлений.

Структурно данная работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает

основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, а

именно понятие почерка как предмета исследования, объект, а также основные

задачи исследования.

Вторая глава посвящена методике почерковедческого исследования. Также в

данной главе охарактеризовано современное состояние и возможности

почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской

криминалистической науки.

Третья глава данной работы посвящена подготовке материалов для

почерковедческой экспертизы и содержит практические рекомендации по

подготовке соответствующих материалов для исследования следователем и

судом.

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы

1 Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы

Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных

криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя.

Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства,

условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или

искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол,

возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано

далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.

В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные

рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки,

символы), в которых

проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.

Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая

система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой

лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в

результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные

признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их

совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило,

формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков,

обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится

до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных

признаках письма.

Принято различать:

. технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги,

держание пишущего средства);

. графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);

. навыки письменной речи (словарный состав и построение текста,

предложений).

Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в

рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий

письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке

появляется

много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В

почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их

совокупность у каждого человека индивидуальна.

Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система

движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении

длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность

идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при

попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что

выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в

упрощении строения букв.

Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма:

необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние

пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного

аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при

умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого

человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в

этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков

почерка.

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы

Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть

поставлены задачи идентификационного и неидентификационного

(диагностического) характера.

К первым относится:

. установление исполнителя рукописного текста или подписи

Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении

письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание

написанного составляет доказательство определенного факта — подделки,

угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста

документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать

виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве)

обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и

установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали

построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в

первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала

для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее

тетради, изготовил пыжи;

. установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных

фрагментов текста и подписей

Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов,

проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего

какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания

полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает

почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может

быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем

первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.

Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может

быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать,

что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени

вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая

экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение

эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.

Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и

неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:

. установление факта письма в необычных условиях или при необычном

состоянии писавшего;

. установление одновременности выполнения всех фрагментов текста,

подлежащих экспертизе;

. решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи;

. определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.

Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится

выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо

в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о

невозможности решения поставленной перед ним задачи.

Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил

совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не

являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или

отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о

невозможности решения поставленной перед ним задачи.[1]

При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные

вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи.

Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить,

могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения

подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.

Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда

другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей)

установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным

человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом

сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий,

сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.

Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят

перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к

тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь

установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время

либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после

написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным

исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и

технической экспертизы документов.

Необходимость в определении времени выполнения рукописи может

возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности

составления завещаний.

Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют

методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс

подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования.

При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо

подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему

экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в

отношении которого проводится исследование.

Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными

лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или

несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь

исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При

проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных

условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных

условиях.

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы

2.1. Идентификационные признаки почерка

Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом,

необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое

сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать

почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и

практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены,

систематизированы и получили название идентификационных признаков

письма.[2]

Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-

двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в

комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица.

Особенности письменно-двигательного навыка входят в так

называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет

дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать исполнителя рукописи.

Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие

признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают

представление о системе графического начертания всей совокупности

письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам,

относятся к частным признакам почерка.

Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:

1) отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного

навыка;

2) отражающие структурные характеристики движений;

отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и

движений (топографические).

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-

двигательного навыка

1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма,

проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе,

устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой

системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa

мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe.

Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка

письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки,

характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших

обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.

О малой выработаннсти почерка в первые периоды обучения письму

свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов,

неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер

которых определяется прописями.

В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке

признаки низкой координации движений, особенно неравномерность

протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более

отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими.

Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-

двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и

быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью

пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx

знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.

Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки,

отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и

характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны

относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма,

постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов,

упрощенное строение букв.

2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки

зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и

2) сочетаний элементов букв, слов, фраз.

Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах

прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей

элементов, смещенных началах и окончаниях движений.

Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности

параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей

рукописи.

3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.

Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений

при выполнении букв и их сочетаний.

Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений.

Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем

медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при

выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа.

4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в

целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли

развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво,

стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к

быстрому темпу письма.

По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения;

2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.

К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее

целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и

одновременно сохранению четкости рукописи.

Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма,

который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности

(координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного

почерка.

Для группы почерков усложненного строения характерно значительное

увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми

почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к

оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом

всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие,

тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и

буквы в целом.

Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории

1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая

форма движений при письме в соответствии с прописями – прямолинейно-

дуговая. Но возможны и отклонения — угловая, петлевая, изломанная либо

извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания

различных форм движений.

2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в

отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в

отношении дугообразных элементов букв и букв в целом.

По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и

неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона.

Направление движений при выполнении дугообразных элементов —

левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой

стрелке).

Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и

расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.