реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Сыктывкарский государственный университет

факультет параллельного образования и экстерната

Кафедра УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Контрольная работа

по дисциплине «Криминалистика»

Тема: Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Проверил:

профессор Е.А. Логинов

Выполнил студент 4 курса,

6400 группы, Мантарков Г.Х.

Сыктывкар 2004

Содержание:

|3 |

|5 |

|10|

|12|

|13|

|16|

|17|

|18|

|19|

|20|

|21|

|22|

|24|

|25|

Введение

1. Криминалистическая характеристика ДТП

2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования

3. Начальный этап расследования

1. Осмотр места происшествия

2. Осмотр транспортного средства

3. Осмотр трупа

4. Судебно-медицинская экспертиза

5. Допрос потерпевших

6. Допрос свидетелей

7. Допрос водителя

4. Последующий этап

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной

распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное

расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование

деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от

четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при

которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного

движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая

характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил

безопасности.

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными

средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные

медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо

подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме

человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем,

мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это - результат многих

обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление

истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и

обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия

преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и

эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами,

способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются:

недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за

техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие

надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности;

недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов,

так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его

участников.

Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение

методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:

1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;

2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;

3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.

При написании данной работы использовались работы авторов: Н.П.

Яблокова, В.А.Образцова, Р.С. Белкина, Д.П.Поташкина.

1. Криминалистическая характеристика ДТП

В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации

транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный,

воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический,

автомотовело- и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные

машины), наиболее распространенными являются нарушения правил дорожного

движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

К этой группе преступлений относятся также оставление места дорожно-

транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт

транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими

неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных

средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил,

обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы

преступлений объединены общими признаками тяжести последствий: причинение

тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного

материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266-268 УК РФ);

смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266-268 УК РФ); смерть

двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266-268 УК РФ).

Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-

транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только

определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных

правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся

с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия,

предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным

происшествием (ДТП). Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты,

позволяющие их классифицировать по разным основаниям.

С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом:

столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного

средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста,

животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта;

прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в

обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки

зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в

Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий,

осуществляемого органами внутренних дел. [1]

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

1. возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии

алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение

правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение

скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение

безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и

ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также

неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);

2. возникшие вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами

(движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим

транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели;

неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);

3. происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами,

ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

(нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта,

а также вследствие грубых нарушений дорожного надзора за состоянием

дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).

Наиболее часто происходят наезды и столкновения, которые возникают при

различных ситуациях.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств

ДТП, установить истинную их причину во многих случаях не легко. Объясняется

это тем, что они часто являются результатом одновременно нескольких причин

(нарушений, допущенных водителем и пешеходом, пассажиром; лицами,

ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

и нарушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и

исследовать возможную связь указанных причин.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность

взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события,

проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных

свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация

об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во

многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг

обстоятельств, требующих первоочередного выяснения.

В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления

в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о

способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время

механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами

рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм

совершения данного преступления влияет большое количество параметров

системы «водитель—автомобиль—дорога—окружающая среда». Выдвижение механизма

совершения данного преступного деяния на первый план в криминалистической

характеристике вполне закономерно, ибо механизм — система временных,

динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов,

формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах на начальном,

кульминационном и заключительном этапах развития ДТП. Знание механизма ДТП

позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в

дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

Способ совершения ДТП (или особенности криминального поведения

правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как

система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий

или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих

различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести

картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных

этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). [3]

Своеобразие криминального поведения, механизма и обстановки ДТП в

определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без

соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной;

волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в

сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет

правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП.

Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств

преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие

объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и

являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.

Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений

определенным образом взаимосвязаны между собой. Если обстановка ДТП во

многом формируется под воздействием окружающей среды, особенностей дороги,

технического состояния транспортных средств, личностных свойств участников

и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия

формируется под воздействием всех элементов криминалистической

характеристики. [1]

При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил

безопасности дорожного движения необходимо установить следующие

обстоятельства:

1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия

виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в виду,

что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются

специальные наставления по автомобильной службе;

2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;

3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью,

характер и размер причиненного ущерба);

4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил

безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими

последствиями;

5) какова форма вины каждого участника (преступная небрежность,

преступное легкомыслие или умысел);

6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности

движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть

только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее

транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность;

7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении

причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их

устранению в процессе расследования или после него.

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При

расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае

зависит от конкретных особенностей ДТП. [2]

2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования

Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторожности, хотя

известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого

преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.

Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила сформировать

типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд типовых следственных версий.

По делам о любых видах ДТП типовыми ситуациями и следственными версиями

являются следующие:

1) обстановка на месте происшествия зафиксирована без существенных

изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте

происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной

ситуации следующие: а) происшествие возникло в результате нарушения правил

дорожного движения водителем (неправильный расчет минимального

остановочного пути при различных скоростях движения и состояния проезжей

части и др.); б) происшествие возникло в результате грубого нарушения

правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны

дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию

заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную

работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и

др.); г) происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы

(обвал, землятресение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств,

не охватывающихся предвидением участников ДТП;

2) обстановка на месте происшествия изменена его участниками. В данной

ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение

обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью

восстановления безопасности движения по транспортной артерии либо

уничтожения материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из

участников происшествия;

3) обстановка на месте происшествия не изменена, в ней сохранены

элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще

всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях, либо при

совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или

при дюне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в

первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное

транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации

должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшествия,

включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и

следам наложения на теле и одежде жертвы;

4) обстановка, при которой в зоне дорожного движения обнаружен труп, но

нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия

о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления;

5) обстановка, при которой обнаружен труп, но не на трассе движения (на

обочине, в лесном массиве и т.д.), при этом комплекс повреждений на теле и

следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и

др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП. Следственные

версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое

преступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В

данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть разрешены

проверкой версий о давности и месте ее наступления, о механизме

происшествия, о виновных в его совершении. В соответствии с полученной

информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут

ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, а также при помощи

логических приемов мышления можно установить причинную связь с расследуемым

преступлением.

Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП не может быть

целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным

образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на

построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть

до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных

фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с

учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система

необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае

надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск

скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП.

На первом месте в плане расследования следует предусмотреть необходимые

следственные осмотры; установление личности потерпевших (путем изучения

документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос,

допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП;

судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение

и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская,

трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.). [4]

3. Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные

планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из

следственной ситуации.

К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр

транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения,

осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов,

изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего

(потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического

опьянения (на месте происшествия в качестве предварительной пробы

используется индикаторная трубка «Контроль трезвости»), изъятие и осмотр

одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя.

Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится

предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп). При

необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и

назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.),

следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.