реферат бесплатно, курсовые работы
 

Материальные следы

специальными справочными материалами. Самой благоприятной ситуацией

является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть

беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины

отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его

элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки,

измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае

неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.

Названных двух параметров - ширины беговой дорожки и рисунка протектора -

чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить

ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует

другие хотя бы некоторыми своими элементами. При неполном отражении в

ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора

модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов.

Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка

протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает

только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же

отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей,

для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов

рисунка которые отражены в следе. Подлежащие измерению параметры выбираются

с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные

выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям,

зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В

фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины.

Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в

справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов

необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

Это объясняется:

- нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом

ошибками измерений;

- деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки

на шину;

- износом протектора.

Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим

основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов,

соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от

степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При

значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести

угловые величины фигур. Общий вывод по результатам исследования может быть

либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо

альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и

объяснением причин этого.

Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть

заключения начинается краткой характеристикой поступивших на исследование

объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта

содержащего результаты фиксации следа. Затем идет описание следа вместе с

данными о его виде, размерах, качестве отражения протектора. При описании

рисунка протектора сосредотачиваться внимание на той части, которая

отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень

выраженности. После выполнения сравнительного исследования требуется

изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы

справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки,

которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их

криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или

эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо

указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные

модели. Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный

вопрос. Если при исследовании следов выявлены броские особенности шины,

эксперт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для организации

розыска шины.

В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины

прилагаются фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более

крупным планом фотоснимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из

справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях

использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает

небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные

материалы.

Другой вид экспертизы по следам транспортных средств - это

идентификационная экспертиза, то есть установление конкретной шины,

оставившей след на месте происшествия. Как и в других идентификационных

экспертизах, исследованию подвергаются разные виды объектов: следы, если

они изъяты вместе с предметом, или результаты их фиксации (слепки, оттиски,

фотоснимки), а так же шина или несколько шин. Направление на экспертизу

вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать

правильным. Не изучив непосредственно шину и используя только

экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость

деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных,

определить устойчивость их отображения. При осмотре следов особое внимание

уделяется физическим свойствам поверхности, на которой образован след,

поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе.

Если представлен сам объект с поверхностным следом, то ложные детали должны

быть выявлены при предварительном осмотре. Предварительным исследованием

шины определяются ее:

конструктивные данные и маркировочные обозначения;

тип и модель,

общие размеры,

ширина беговой дорожки и рисунок протектора,

серийный и гаражный номера.

Выясняется, не заменялся ли протектор покрышки, основным признаком

замены является кольцевой выступ на боковине, образуемый краем нового

протектора. Учитывается и общее состояние шины:

-степень изношенности протектора,

-наличие или отсутствие хорошо выраженных дефектов и признаков местного

ремонта.

На стадии детального исследования объекты изучаются и сравниваются по

общим и частным признакам. Поскольку некоторые общие признаки внешнего

строения шины одновременно характеризуют и ее конструктивные особенности.

Первоначально определяют модель шины, оставившей след и полученные данные

сопоставляют с моделью проверяемой шины. Различие моделей служит основанием

для бесспорного вывода об отсутствие тождества, совпадение требует

продолжение исследования по другим общим признакам - как производственным,

так и эксплуатационным. Существенные различия этих признаков тоже могут

служить основанием для отрицательного вывода. В том случае, если результаты

сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину,

необходимо перейти ко второму этапу детального исследования - изучению и

сравнению объектов экспертизы по их частным признакам и деталям. Частные

признаки по происхождению делятся на производственные и эксплуатационные.

К первой группе относятся:

- раковины различных форм и размеров,

- недопрессовки,

- срывы ( выкрошенность ) отдельных краев участков выступающих частей.

Ко второй группе признаков относятся:

- пробоины или проколы (сквозные или несквозные),

- трещины или порезы,

- выкрошенность и срезание отдельных частей рисунка,

- местный износ протектора,

- наличие заплат и пластырей.

При изучении следа необходимо выделить в нем наиболее четкие и

крупные отражения деталей, определить их форму, размер, расположение

относительно друг друга, а так же относительно краев беговой дорожки и

плоскостей выступающих элементов рисунка протектора. При исследовании шин

устанавливают, нет ли на их поверхности вулканизационных швов, заплат,

случайно застрявших в углублениях протектора мелких камней, внедрившихся в

резину острых металлических предметов и т.п., кроме того выясняют, не

устанавливались ли на шинах средства противоскольжения. Указанные признаки

наряду с особенностями самой шины могут использоваться для идентификации.

Признаки, отобразившиеся в следах и контактные поверхности шин с

характерными неровностями фиксируются путем их фотографирования в одном

масштабе и описываются в заключении. Сравниваться они могут или

непосредственно или путем сопоставления фотоснимков. В целях определения

устойчивости отображения признаков в следах и получения равноценного

объекта для сравнительного исследования экспериментальные следы оставляются

контактными поверхностями шин. Если сравнению подлежат объемные следы, то в

большинстве случаев сопоставляют между собой гипсовый слепок следа и слепок

экспериментального следа. Если исследованию подлежат поверхностные следы,

то перед экспериментом выступающие элементы окрашиваются сходным по цвету

веществом и экспериментальные следы воспроизводят на листах бумаги, кусках

обоев. Заключительная часть детального исследования состоит в сравнении

результатов анализа следа и участка беговой дорожки проверяемой шины,

одноименные детали сопоставляют по форме, размерам и относительному

расположению, чтобы уточнить расположение деталей принимают во внимание их

размещение на плоскости выступов с этими деталями в системе других

элементов рисунка. С той же целью измеряю расстояния между деталями и

величины углов, которые образуются линиями, соединяющими не менее трех

деталей. При исследовании небольших по площади следов или их отдельных

участков могут быть использованы координатные сетки, целесообразно так же

практиковать совмещение одномасштабных фотоснимков. Независимо от способа

сравнения необходимо всегда учитывать возможные различия, возникающие из-за

деформации шины и иных условиях ледообразования. Общий вывод по

экспертизе основывается на идентификационной ценности совпадающих признаков

и на объяснении наблюдающихся различий.

Оформление материалов при проведении идентификационной экспертизы

заключается в следующем:

- в водной части заключения излагаются обстоятельства дела и данные о

следах, кроме того излагаются данные о поверяемой шине.

- в исследовательской части заключения должны быть представлены

результаты осмотра и первоначального исследования, данные по модели шины,

которой образован след, ее особенности. При описании результатов сравнения

необходимо дать перечень совпадающих и различающихся признаков, указать их

идентификационную значимость.

От результатов исследования и формы выводов зависит содержание

фототаблицы, прилагаемой к заключению эксперта. При установлении шины на

фотоснимках показывают общий вид шины, основные детали, совпадение которых

послужило основанием для вывода. Детали по сравнению с беговой дорожкой,

как правило незначительны по размеру, поэтому на фототаблице показывают

часть беговой дорожки, обозначив участок по которому проводилось сравнение,

а затем на отдельных увеличенных фотоснимках выявленные детали то есть

частные признаки и отметить особенности их внешнего строения.

§3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.

Экспертизы осколков разбитых фарных рассеивателей и подфарников так же как

и экспертизы следов шин делятся на диагностические и идентификационные, то

есть установление групповых свойств фарного рассеивателя способствует

определению модели автомобиля, на который они ставятся, установление факта,

что осколки, изъятые с места происшествия и обнаруженные в фаре конкретного

автомобиля ранее составляли единый рассеиватель.

Трасологическое исследование в целях установления взаимной

принадлежности осколков основывается на изучении признаков

идентификационной значимости, различающихся по происхождению:

- производственные признаки, возникающие при изготовлении фарных

рассеивателей;

- признаки, возникающие во время их эксплуатации;

- признаки, возникающие в процессе разрушения стекла;

Для того, чтобы уяснить идентификационную значимость производственных

признаков необходимо знать основные этапы технологии производства фарных

рассеивателей. Рассеиватели изготавливаются под давлением на пневматическом

автомате, состоящем из вращающихся в горизонтальной плоскости матриц и

вертикально перемещающегося пуансона с ограничительным кольцом.

Расплавленная стекломасса по ограничительному кольцу подается из печи в

одну из матриц. Опускаясь в матрицу, пуансон формует рассеиватель. Когда

пуансон поднимается, под него подается вторая матрица со стекломассой и

операция повторяется вновь. После снятия в специальных печах внутренних

напряжений производственный цикл заканчивается. Внешние признаки

рассеивателей возникают в самом начале процесса: при выдавливании

стекломассы через отверстие на расплавленной капле от его краев образуются

неровности в виде параллельных углубленных полос. Они частично исчезают при

сжатии массы в пресс-форме, но в виду быстрой теплоотдачи полосность в той

или иной форме сохраняется. Чаще всего этот признак можно обнаружить со

стороны действия матрицы, то есть со стороны внешней поверхности

рассеивателя. Полосность как трасологический признак имеет высокую

идентификационную значимость. Хотя этот признак формируется краями одного и

того же ограничительного кольца, взаиморасположение и протяженность

отдельных полос в рассеивателях различна, так как их формирование

определяется случайными изменениями теплового, давящего, вибрационного и

других режимов работы автомата. Значительная протяженность отдельных полос,

последовательность их чередования и достаточная выраженность позволяют

использовать этот признак для идентификации целого по частям даже при

отсутствии общей линии разделения. При растекании стекломассы по матрице в

результате значительной теплоотдачи с поверхностного слоя капли на ее

поверхности образуются наплывы в виде полос дугообразной формы

(кованость), которые, как и полосность частично сохраняются на готовом

изделии. Этот признак также индивидуален для каждого рассеивателя и может

быть использован для идентификации целого по частям. Идентификационная

значимость этого признака ниже чем полосности, так как при отсутствии общей

линии разделения использование этого признака затруднено из-за

веерообразного расположения и слабой выраженности наплывов. Групповые

признаки возникающие в результате ремонта матрицы и пуансона рассматривать

как групповые. После того как фарный рассеиватель установлен на автомобиле,

на нем возникают эксплуатационные признаки, которые впоследствии могут быть

использованы для установления осколков одному рассеивателю. Так, при

нахождении рассеивателя в фаре на его буртике могут отпечатываться контуры

края рефлектора, уплотнительного резинового кольца или удерживающего

металлического кольца. В них обычно не отражаются индивидуальные признаки,

но по наличию этих отпечатков, их величине и конфигурации можно определить

краевые осколки рассеивателя. В процессе эксплуатации на рассеивателях

возникают случайные следы: наслоения и мазки краски, грязи, царапины и

раковины. В силу случайности своего происхождения они имеют высокую

идентификационную значимость.

Наиболее ценными признаками для установления принадлежности стеклянных

осколков единому целому являются признаки, возникающие в процессе

разрушения стекла то есть следы разлома. Поверхности разлома имеют

трехмерное измерение, здесь сравнительному исследованию подлежит объемная

конфигурация следов. Если рассеиватель разрушается в следствии

непосредственного удара о его поверхность твердого тела, этому может

предшествовать образование пробоины в стекле или откол части стекла с

поверхности рассеивателя. Образующаяся при этом раковина находится на

поверхности разделенных осколков и имеет важное идентификационное значение

при установлении принадлежности их одному рассеивателю.

Глава V: Запись в протоколе осмотра места происшествия об обнаруженных

следах

§1.Описание следов рук

При обнаружении следов рук в протоколе указывается:

• место обнаружения предмета со следами (относительно неподвижных

ориентиров);

• наименование и назначение предмета и его части, на которой обнаружен

след;

• материал и состояние предмета (поверхность сухая, влажная, запыленная и

т.д.);

• виды следов (объемные, поверхностные, потожировые, мало видимые,

невидимые, окрашенные);

• цвет окрашенных следов;

• количество и взаимное расположение следов: положение следов и их частей

на предмете (расстояние от каждого следа до двух сторон предмета и до

близлежащих следов);

• типы папиллярных узоров (если хорошо видны);

• признаки, позволяющие судить о том, какой рукой и какими пальцами, а

также при совершении каких действий оставлены следы;

• способы выявления, фиксация, изъятия, копирования следов;

• в какой материал упакованы следы, какой печатью опечатана упаковка.

В заключительной части протокола надо указать: дактилоскопировался ли труп,

получены ли отпечатки пальцев (ладоней) рук для сравнения с обнаруженными

на месте происшествия следами и у кого именно (фамилия, имя, отчество,

адрес или место работы).

Примерная запись о следах рук в протоколе осмотра

«... на чистой сухой поверхности полированной деревянной дверцы шкафа

обнаружен маловидимый потожировой след пальца руки. След расположен около

левого бокового края дверцы и находится на расстоянии 7 см от края дверцы

со стороны запора и 84 см от верхнего края дверцы. Наибольшая длина следа -

14 мм, и наибольшая ширина - 12 мм. Папиллярный узор выражен четко. Узор

относится к типу петлевых. Ножки петель обращены влево.

Дверца шкафа со следом и след сфотографированы.

След окрашен при помощи кисти порошком алюминия и перекопирован на черную

следокопировальную пленку. Пленка прикрыта покровным слоем и пришита к

картону. Концы нити опечатаны печатью N__ прокуратуры Н-ского района,

скреплены подписями понятых, следователя, снабжены пояснительными

надписями».

Примерная запись в протоколе осмотра места происшествия об обнаруженных

следах рук на куске стекла

«...на подоконнике окна А. обнаружен осколок оконного стекла в виде

пятиугольника, длиной сторон 18 см, 12 см, 14,5 см, 16 см, 9,8 см. При

осмотре этого осколка стекла на просвет, под различными углами освещения,

на его поверхности на расстоянии 2,5 см, 3 см, 5,4 см от угла,

образованного сторонами длиной 14,5 и 16 см обнаружены три бесцветных следа

пальцев, расположенные рядом друг с другом на расстоянии 0,5 - 0,6 см.

Средний след расположен на 1 см выше двух крайних следов. Все они имеют

овальную форму, в них отпечатались центральные части узоров с дельтами, тип

которых простой петлевой. Ножки петель обращены вправо.

Обнаруженные следы очерчены черным стеклографом. Осколок стекла со следами

сфотографирован, неподвижно упакован, упаковка опечатана печатью N___

прокуратуры Н-ского района, скреплена подписями понятых, следователя,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.