реферат бесплатно, курсовые работы
 

Криминалистика как наука и как учебная дисциплина

Криминалистика как наука и как учебная дисциплина

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова

Юридический факультет

Кафедра уголовного права

Дипломная работа

Криминалистика как наука и как учебная дисциплина

Работу выполнил:

студент 5-го курса ДО ЮФ

Антышев Алексей Георгиевич

Научный руководитель:

доцент кафедры уголовного права

Давыдов Амаяк Амаякович

Рецензент:

Ст. следователь СО при 2-м ОВД г.

Нальчика

Карачаев Николай Назирович

Дата защиты: “ 15 ” июня 2001

Оценка _____________________

Нальчик 2001

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Криминалистика как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 7

1.1 Понятие криминалистики как науки . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . 7

1.2 Система, задачи, методы и источники криминалистики как

науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Глава 2. Место криминалистической науки в системе научного знания . .

21

2.1 Развитие научных представлений о природе криминалистики как

науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

2.2 Место криминалистики как науки в системе юридических

наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

2.3 Связь криминалистической науки с естественными и

техническими науками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Глава 3. Криминалистика как учебная дисциплина . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 44

3.1 Понятие и отличие криминалистики как науки от

криминалистики как учебной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

3.2 Значение систематики и классификации в криминалистике как

учебной дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 57

3.3 Развитие научных представлений о системе криминалистической

дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Введение

Выбирая данную тему, мы ориентировались на её вчерашнюю, сегодняшнюю и

очевидно завтрашнюю актуальность. Преступность была всегда и везде. Всегда

и везде преступность отражала в себе какие – то социальные проблемы

общества. Меняется общество – меняется преступность. Преступность пост –

советского общества приобрела доселе невиданные качественные черты. Между

тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность

остались прежними. Это привело к тому, что мы не только не можем эффективно

противодействовать преступности, но и не знаем в должной мере саму

преступность. Статистика показывает устойчивое, хотя и небольшое снижение

преступности за 1997 – 1999 гг.[1]

Криминалистика изначально была создана для того, чтобы вооружить

знаниями борющихся с преступностью. Когда простого житейского опыта и

здравого смысла стало недостаточно, для защиты общества от преступности оно

сделало социальный заказ на отрасль знания, которая дала бы адекватный

ответ на это негативное социальное явление. Криминалистика возникает как

наука, вобравшая в себя достижения других наук и преломившая их в свете

своих задач.

Становление криминалистики как науки складывалось на протяжении многих

лет, формировалось представление о ней, разрабатывались новые идеи,

доказывались существующие. Весь этот процесс становления ставил перед собой

одну цель - создание науки, которая воплотила бы в себе нужные элементы

иных наук, накопленный опыт покололений и сформировалась для одной цели –

систематизировать имеющиеся знания в одну науку – криминалистику.

Результаты многолетних криминалистических исследований позволили

сформировать прочные научные основы борьбы с преступностью уголовно-

правовыми средствами.

На этот и другие важные вопросы мы постарались дать ответ в дипломной

работе.

Помимо этого, заслуживает внимания сама актуальность выбранной темы,

сам вопрос, что же представляет из себя криминалистика как наука, ведь

представление о ней менялось на протяжении долгого периода времени,

ставились догадки, выдвигались теории и т. д.

Дать определение криминалистики как науки можно только предварительно

исследовав объект, природу, предмет, функции науки криминалистики.

Следует подробно остановиться на месте криминалистической науки в

системе наук, поскольку она исследует взаимодействие, как материальных

объектов, так и людей. В отличие от других смежных наук, криминалистика

изучает не только социальные явления в сфере уголовно – правовых отношений,

но и органическую и неорганическую природу – объект познания естественных и

теоретических наук.

Определение предмета криминалистической науки неразрывно связано с

юридической природой, задачами, целями исследования.

Деятельность по раскрытию и расследованию имеет различные аспекты и

изучается не только криминалистикой, но и уголовно – процессуальным правом,

судебной психологией и т. п. Каждая из наук и дисциплин обладает в этом

объекте своим предметом изучения.

Именно по этому заслуживает внимание вопрос о месте криминалистической

науки, её предмете задачах и т. п.

Понятие и изучение криминалистики как учебной дисциплины так же

заслуживает внимания вследствие сложности стоящих перед ней задач:

систематизировать имеющийся научный опыт в систему курса, который позволит

обучить желающих с максимальной пользой при получении новых нужных знаний.

Для подготовки будущих специалистов, следователей, прокуроров и т. д.

криминалистика – одна из незаменимых важнейших дисциплин, призванная своими

рекомендациями способствовать оптимальному применению норм уголовного и

уголовно – процессуального закона, комплекса юридических и иных наук при

обнаружении, раскрытии, предупреждении преступлений.

Но изучение криминалистики осложняется рядом причин подробно на

которых мы остановимся в данной дипломной работе.

Учебная дисциплина призвана научить студентов, слушателей

криминалистически мыслить и действовать с учётом приобретённых знаний,

навыков и умений при реализации положений соответствующих законов и

подзаконных актов в рамках той же юридической специальности в

правоохранительных органах, с которыми их свяжет судьба после окончания

вуза.

Курс криминалистики, как учебной дисциплины, по ряду признаков

существенно отличается от криминалистики как науки. На этом вопросе также

мы подробно остановились в дипломной работе.

Криминалистика как учебная дисциплина имеет свою систему, структуру и

цели, ради которых она существует.

Последних два – три десятилетия криминалистика в юридических учебных

центрах изучалась по схеме, зеркально отражающей систему данной науки.

Сыграв положительную роль в своё время, этот подход уже не является

актуальным теперь, поскольку отражает даже не вчерашний, а позавчерашний

уровень развития и состояния современной науки и образования.

Двухчасовая модель курса криминалистики, построенная на базе

изложенных подходов, представляется более оптимальной по сравнению с

традиционной моделью, состоящей из пяти разделов, для продуктивного

усвоения криминалистических знаний и их использование на практике.

Одним из позитивных её моментов является то, что предлагаемая

конструкция рассчитана не только на подготовку будущих следователей, но и

профессионалов других юридических специальностей. Этому способствует

включение в курс материалов, отражающих структуру практического следования

в уголовном судопроизводстве. Содержащиеся в ней общие положения могут

оказаться полезными для прокуроров, оперативных работников органов

дознания, судей, экспертов и других участников уголовного процесса.

В процессе написания дипломной работы, нами были использованы

различные источники и нормативные материалы, а также труды известных

криминалистов: Ароцкера Л. Е., Белкина Р. С., Винберга А. И., Митричева С.

П. и других известных теоретиков криминалистики. На основе собранного

материала мы строили выводы о развитии, структуре криминалистической науки

и криминалистической дисциплины. При написании данной дипломной работы,

автор использовал литературу, как правило, сугубо теоретического содержания

в связи с особенностью самой темы, требующей анализа различных взглядов

различных авторов в процессе развития криминалистических идей.

Дипломная работа состоит из введения, заключения и глав. В введении

освещается актуальность выбранной темы, вопросы, которые будут освещены в

самой дипломной работе. В каждой из глав подробно освещаются вопросы,

касающиеся того или иного аспекта криминалистической науки и

криминалистической дисциплины. В главах подробно освещаются вопросы

системы, места и развития криминалистической науки и дисциплины,

соответственно. В заключении подводятся итоги, делаются выводы о

проделанной работе, даются пожелания по улучшению системы преподавания.

Таким образом, основной целью стоящей перед нами в написании дипломной

работы, стоит выяснение всех выше перечисленных вопросов имеющих своей

целью определить роль и значение криминалистики как науки и криминалистики

как учебной дисциплины.

1 Криминалистика как наука

1. Понятие криминалистики как науки

Как всякая самостоятельная область научного знания криминалистика

имеет свой предмет, решает свои специфические задачи, с помощью обширного

арсенала методов научного исследования. Ее развитие происходит по

определенным законам, представляющим собой модификацию общих законов

развития научного знания: закон непрерывности накопления научного знания,

закон интеграции и дифференциации научного знания, закон связи и взаимного

влияния науки и практики и т.п.

Понятие криминалистики может быть определено предварительным

исследованием объектов, природы, предмета и функций науки. Под объектом

науки понимается конкретная сфера, объект действительности; под предметом -

определенный срез (часть) объекта познания. Проблема предмета науки

приобретает остроту тогда, когда один и тот же объект исследуется

различными науками. Если объект познания изучает только одна наука, то

надобности в разграничении объекта и предмета науки не возникает,

достаточно определить объект науки.

Ученые выделяют два вида основных объектов науки. К первому отнесены

преступление[2], преступная (криминальная) деятельность[3] и

поведение преступника. В криминалистическом аспекте (поведение

преступника) - это динамичная система поведенческих актов до, во время и

после совершения преступления, направленных на подготовку, совершение,

сокрытие преступления, использование криминального результата, содействия

или воспрепятствование раскрытию преступного деяния либо относящихся к

различным вариантам деструктивного поведения (уликам поведения),

свидетельствующих о пристрастности субъекта к преступлению

Смещение акцента на исследование поведения преступника вполне

закономерно, поскольку криминалистическая характеристика в современном

понимании есть синтез информации о преступном и некриминальном. Понятие

поведения преступника вбирает в себя обе стороны поведенческих актов лица,

совершившего преступление.

Таким образом, криминалистика изучает поведение преступника наиболее

полно, во всех вариантах и на всех этапах поведения, а область знаний,

именуемая криминалистической характеристикой преступления, связана с

исследованием проблем моделирования поведения преступника.

От выявления в полном объеме объектов науки зависит в значительной

мере адекватное определение природы науки. Каждая наука, в том числе и

криминалистика, представляет собой информационную модель познаваемого

объекта. Идентичные по сути науки вместе с тем различаются по природе. В

структуре научной деятельности специфика усматривается в объектах познания

и, следовательно, в используемых методах. Значит, объекты и методы познания

определяют природу той или иной науки. Фундаментальное деление наук на три

класса проведено по объекту познания (естественные, технические и

социальные).

Криминалистика занимает особое место в системе наук, поскольку

исследует взаимодействие как материальных объектов, так и людей[4]. В

отличие от смежных юридических наук, криминалистика изучает не только

социальные явления в сфере уголовно-правовых отношений, но и органическую и

неорганическую природу - объект познания естественных и теоретических наук.

Специфика познаваемого комплекса объектов обуславливает необходимость

активного использования в криминалистике данных иных наук.

Криминалистика возникла на стыке общественных, естественных и

технических наук, ввиду действия общей закономерности их интеграции. Г.А.

Матусовский проследил связь криминалистики более чем с 64 науками:

философией, математикой, естественными, техническими и юридическими

науками, в том числе с дисциплинами, расположенными на стыке «материнских»

и юридических наук (судебная этика, психология, медицина, психиатрия и

др.)[5].

Все сказанное свидетельствует об интегративной природе криминалистики,

концепция которой была предложена Р.С. Белкиным в 1994 году[6]. Как

правильно пишет В. Д. Лаврухин, « интегративная природа криминалистики

настолько всеобъемлюща, что есть все основания отнести ее к особому -

четвертому классу наук мультинтегративного типа. Однако, - пишет он дальше,

- это не означает, что криминалистика - конгломерат сведений,

заимствованных из иных наук; данные наук криминалистика использует не

механически, а творчески приспосабливая их к решению своих задач.

Криминалистика - самостоятельная наука, поскольку имеет свои специфические

объекты, предмет, методологию и задачи исследований»[7].

Таким образом, наиболее удачное определение криминалистике дал, А.А.

Эйсман: криминалистика - «это наука интегративного типа, изучающая

поведение преступника, процесс и результаты отражения расследуемых событий

в окружающей среде, познавательную деятельность сотрудников

правоохранительных органов и разрабатывающая с учетом установленных

закономерностей методологические теории, научно-технические средства,

приемы и методы в целях оптимизации взаимосвязанных процессов использования

собранной информации в доказательствах по уголовному делу, обнаружения,

раскрытия и предупреждения преступления»[8].

1. 2 Система, функции, методы, источники криминалистики как науки

Научное знание не есть случайное, разрозненное, интуитивное, обыденное

знание. Научное знание отличается от других видов знания рядом существенных

признаков. Во-первых, это обобщенное на ряде уровней типологическое знание.

Во-вторых, это — целостное знание о всем комплексе существенных сторон,

аспектов, связей и отношений объекта науки. В-третьих, это

систематизированное на основе принятой интегративной идеи

(системообразующего фактора) знание.

Система науки строится с целью выявления и описания достигнутых

результатов научного познания и конструирования во всей их полноте, а также

для продуктивного использования накопленного знания на пути продвижения к

новым результатам.

Сложившаяся система криминалистики как науки состоит из пяти

частей (разделов): 1) теории и методологии криминалистики; 2)

криминалистической техники; 3) криминалистической тактики; 4)

криминалистической методики; 5) организация и раскрытие преступлений.

Первый раздел криминалистики — теория криминалистики — открытая, непрерывно

развивающаяся система. Она подразделяется на общую теорию и совокупность

частных теорий и учений.

Общая теория криминалистики — это идеальная информационная модель,

содержащая описание и объяснение объектно-предметной области данной науки

на уровне общего знания об этой сфере практического следоведения. Эту

область криминалистики можно даже назвать общей типовой информационной

моделью практического следоведения в уголовном судопроизводстве.

Каждая из частных криминалистических теорий (учений) также

представляет собой систему теоретических положений (представлений), но

более низкого уровня. Главная отличительная черта частной

криминалистической теории заключается в том, что она содержит не

полномасштабное знание об объекте криминалистики, а лишь знание о какой-то

стороне, аспекте, части объекта (о том или ином виде, направлении ППД в

уголовном производстве, о том или ином элементе, компоненте этой

деятельности). Сказанное не означает того, что общая теория криминалистики,

как считают некоторые ученые, представляет собой арифметическую сумму

знаний, добытых в рамках частных теорий (учений). Общая теория несет в себе

принципиально новый, более высокий тип научного знания об объекте познания,

формирующийся не путем механического соединения частей, а на основе

творчески осмысленных, переработанных и систематизированных результатов,

полученных при научной разработке частных проблем. Качественно новое

системное образование не может быть построено либо выведено из

эклектического соединения систем более низкого порядка. Любая сущность

тождественна только себе и ничему другому.

Для создания общей теории, подчеркнем это еще раз, совершенно

недостаточно простого сложения частных теорий. Впрочем, в этом

количественно-арифметическом подходе нет никакой необходимости, поскольку

выход на более высокий уровень знания требует принципиально иной

методологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.