реферат бесплатно, курсовые работы
 

Криминалистические особенности расследования взяточничества

оперативно-розыскных мероприятий. От такой согласованности во многом

зависит успех расследования преступлений, требующих проведение

значительного комплекса негласных действий ( мероприятий, а также

проведения задержания с поличным. Вместе с тем в плане следует обстоятельно

предусмотреть применение технико-криминалистических средств, необходимых

для обнаружения, фиксации и изъятия следов взяточничества, которые по этим

делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформируются.

Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также

то, что составной его частью являются различного рода схемы (преступных

связей, взаимоотношения различных организаций, их подразделений, отдельных

должностных лиц, порядка движения какого-то дела и др.).

Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы

изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно

более четко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные

средства их решения[7].

Проверка версий начинается с подробного опроса заявителя, у которого

детально выясняется, откуда и как ему стало известно о преступлении, при

каких обстоятельствах оно было совершено, где и когда передавалась взятка,

кто был инициатором взяточничества, кто при этом присутствовал, что

является предметом взятки. Заявителю обязательно задается вопрос о том, что

побудило его обратиться в органы расследования. Объяснения заявителя должны

проверяться прежде всего путем изучения документов, отражающих действия, за

которые передавалась взятка. Проверка должна проводиться скрытно от

предполагаемых субъектов деяния. В ряде ситуаций обращению в органы

расследования предшествует конфликты заявителя с лицами, которых он

обвиняет. В этих случаях необходимо незамедлительно изымать документы,

отражающие указанные операции, а также те, в которых фиксируются контакты

предполагаемых взяткодателей и взяткополучателей: переписка, счета за

телефонные переговоры, журналы регистрации посетителей и записи на прием и

т. д. Конспиративное изучение документов может быть завуалировано

(проведение бухгалтерской ревизии, имущественный спор в арбитраже или суде,

банковская проверка счетов, претензии налоговой инспекции и т. д.).

Одновременно следователь, производящий проверку материалов о

взяточничестве, должен ознакомиться со структурой и условиями работы в

учреждениях, подразделениях, где предположительно совершено преступление;

правилами выполнения операций, за которые, возможно, вручена взятка;

правами и обязанностями соответствующих должностных лиц.

В случае, если в заявлении не содержится информация о личности

взяткодателей или взяткополучателей, а сообщается только о факте получения

взятки за определенное действие, то необходима проверка документов, которые

отражают операции, в проведении которых заинтересован определенный круг

лиц. При изучении документов обращается внимание на наличие всех положенных

реквизитов. При отсутствии каких-либо из них выясняются причины отступления

от установленных требований.

Особое внимание обращается на сроки прохождения документов. При этом

следует интересоваться как сокращением срока рассмотрения, так и его

затяжкой. Тщательно изучается содержание документа с точки зрения его

соответствия действующим нормативным актам, а также наличие исправлений,

подчисток, дописок и других признаков материального подлога.

В некоторых случаях рекомендуется изучить документы не только в

организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту

работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах

предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с

передачей взятки в дальнейшем компенсируются премиями, материальной

помощью, иными путями.

Встречаются случаи передачи взяткополучателю ценных предметов,

принадлежащих организации или приобретенных за ее средства. Так, директор

коммерческой фирмы А. в качестве вознаграждения за оформление лицензии без

надлежащих документов передал работнику администрации С. путевку на

заграничный курорт. В ходе проверки налоговой инспекцией данной фирмы была

выявлена незаконная выдача лицензии.

Если информация о взяточничестве получена в результате ведомственных

или вневедомственных проверок, прежде всего необходимо проанализировать

качество их проведения и обоснованность выводов.

В большинстве случаев заключения проверяющих основываются на сообщениях

граждан, объяснениях, отобранных у работников организации; выявленных при

этом нарушениях, допускаемых при выполнении отдельных действий.

При изучении актов проверок необходимо проанализировать следующие

вопросы :

( использовались ли все необходимые приемы и методы ;

( исследовались ли необходимые документы;

( соответствуют ли выводы нормативным требованиям.

Для этого следователь должен ознакомиться с правилами тех или иных

действий, должностными обязанностями предполагаемых субъектов преступления.

В необходимых случаях следователь может получить объяснения лиц,

проводивших проверки, или проконсультироваться по поводу возникших сомнений

у специалистов.[8]

При планировании расследования взяточничества определяются места и

способы обнаружения доказательств. Так, по месту работы и жительства могут

быть обнаружены предмет взятки, документы и различные записи,

свидетельствующие о заинтересованности взяткополучателя в выполнении либо

не выполнении тех или иных действий, а также фиксирующие служебные действия

в пользу взяткодателя, преступно нажитое имущество и другие доказательства.

По месту жительства и работы взяткодателя и посредника могут быть

обнаружены подготовленные к передаче предметы, документы, записи,

свидетельствующие о заинтересованности взяткодателя в совершении или не

совершении определенных в его интересах; данные, подтверждающие, что

посредник выполнял определенные действия по налаживанию контакта между

взяткодателем и взяткополучателем, о чем могут свидетельствовать записи их

адресов, номеров телефонов, имен и фамилий. Кроме того по месту жительства

связей участников взяточничества (родных, знакомых и т. п.) могут быть

обнаружены предметы взятки и другие документы, свидетельствующие о даче или

получении взятки, и другие доказательства.

В тех случаях, когда правоохранительным органам заранее стало известно

о предполагаемом факте передачи взятки (из заявления взяткодателя или

другой источник) усилия следователя должны быть направлены на получение

передаваемого предмета, так как он служит веским доказательством взятки.

Очень важно обеспечить представление суду предмета взятки в том виде и

такими способами, которые делают это доказательство относимым, допустимым и

бесспорным.

По делам рассматриваемой категории сведения о готовящейся или

передаваемой взятке обычно становятся известны в ходе оперативно-розыскных

мероприятий. Поэтому важно, чтобы они были проведены оперативными

работниками в соответствии с уголовно-процессуальным законом, чтобы предмет

взятки впоследствии приобрел статус вещественного доказательства.

Практикой выработаны способы фиксации предмета, связанные с отражением

признаков предмета во внешней среде (осмотры, фотографирование,

ксерокопирование, видео- и кинозапись), а также особые «пометки»,

специальная упаковка. Также обязательно переписываются достоинства и номера

купюр. При этом в протокол заносятся образцы веществ, которыми ставятся

«пометки», а также образец (небольшой кусочек) упаковки для последующего

установления целого по частям. Для деятельности органов следствия и суда

особенно важно и трудно зафиксировать факт передачи взятки и ее предмет,

чтобы это в последующем не было расценено как провокация взятки.

Как показало изучение дел о взяточничестве, использование материалов

оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств зависит от

способа их получения, содержания, момента поступления в уголовное дело и

неодинаково для различных видов материалов.

Так, на основании ч.2 ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной

деятельности» от 5 июля 1995г.[9], протоколы, технические данные, предметы

и документы, полученные при производстве оперативно-розыскных мероприятий,

могут поступить следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного

дела. В этом случае, при принятии такого решения, содержащиеся в них

сведения должны быть проверены и оценены с точки зрения достаточности

оснований для возбуждения уголовного дела. В этом случае должны быть

соблюдены правила о приобщении к делу доказательств, представленных органу

предварительного следствия.

На стадии реализации оперативных мероприятий большое значение имеет

совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий. Составляется специализированный план, который согласовывается

с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем органа,

производящего расследование.

План в обязательном порядке должен включать в себя:

( розыскные и следственные версии;

( данные, подлежащие установлению для их проверки;

( перечень следственных действий;

( обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;

( сроки и исполнители.

Данное планирование следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступлений.

С продвижением расследования по уголовному делу план может изменятся и

дополнятся.[10]

Таким образом можно сделать вывод, что планирование и выдвижение версий

является неотемлимым этапом расследования преступлений о взяточничестве.

Это позволяет распределить усилия по раскрытию преступления в зависимости

от специфики деятельности того или иного подразделения, а также четко

выделить действия по раскрытию преступления.

3. Первоначальные следственные действия по уголовным делам о

взяточничестве.

Одним из важнейших первоначальных следственных действий является

задержание лица, подозреваемого во взяточничестве.

Задержание лиц, подозреваемых во взяточничестве принято разделять на

два типа:

( задержание лиц, когда имеются доказательства их причастности к факту

взятки и по обстоятельствам, когда очевидцы, в том числе и потерпевшие,

прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

( задержание лица с поличным в момент передачи предмета взятки, а

также непосредственно после передачи предмета взятки.

Все эти основания для задержания перечислены в ст.122 УПК РСФСР.

Как любое следственное действие, задержание лица, подозреваемого в

совершении преступления, должно осуществляется на плановой основе. План

задержания предусматривает следующие основные вопросы:

( сведения о лице (группе), подлежащем задержанию;

( место нахождения задерживаемого (вид, характер помещения);

( время задержания;

( количество и состав оперативных групп, участвующих в задержании, их

вооружение, оснащение специальными криминалистическими средствами, техникой

и другими средствами;

( задачи, решаемые каждой группой и участником.

Чаще всего задержание с поличным производится по заявлению лица о

вымогательстве у него взятки. Естественно, что заявитель может сообщить

сведения о предмете взятки. Поэтому следователь имеет возможность

использовать признаки предмета взятки для изобличения взяткополучателя.

Задержание взяточников с поличным в момент получения взятки или сразу

же после этого является одним из действенных средств изобличения, так как

дает возможность изъять предмет взятки. Сам факт задержания оказывает

определенное психологическое воздействие на взяточников, которые, как

правило, бывают вынуждены признаться в преступлении. Задержание с поличным

производится, когда лицо уже владеет предметом взятки, когда факт передачи

зафиксирован.

Так, следователь В. Центрального РУВД г. Волгограда, во время

производства обыска предложил своей подследственной Г. за взятку прекратить

уголовное дело. Г. тут же обратилась в УВД с заявлением о требовании с нее

взятки. По обоюдной договоренности следователь и подследственная

встретились через два дня и затем поехали к Г. за обещанными ею деньгами.

На кухне она вручила ему пачку денег. Каждая купюра была заранее обработана

специальным красящим веществом, а номера и серии переписаны работниками

милиции. При выходе из квартиры Г. следователь В. был задержан с поличным.

В практике известны случаи, когда взяткополучатель, получив взятку, и в

частности деньги, принимает меры к их обращению в ценности или передает

пособнику. Это обстоятельство должно учитываться при составлении плана

задержания с поличным. В таких ситуациях тактически целесообразно

задерживать участников преступления не в момент получения взятки, а в

момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации.

Обыск при расследовании взяточничества в большинстве случаев

производится для обнаружения предмета взятки, ценностей, нажитых преступным

путем, переписки, свидетельствующей о связях взяточников, документов,

подтверждающих действия взяткополучателя в интересах взяткодателя,

свидетельствующих о сумме денег, а также для обнаружения имущества в целях

наложения на него ареста и обеспечения возможной его конфискации.

Обыск тактически целесообразно начинать с личного обыска

взяткополучателя или его пособника с целью обнаружения у них предмета

взятки, который может быть скрыт. При этом следует предусмотреть и тот

факт, что обыскиваемый попытается освободится от предмета взятки. Как

правило на теле, одежде и личных вещах взяткополучателя могут быть

обнаружены следы веществ, перенесенных с предмета взятки. Поэтому обыск

должен проводится планомерно, быстро, внимательно, с применением

необходимых технических средств обнаружения и фиксации предмета взятки или

его следов.[11]

Если есть основания полагать, что на теле задержанного можно обнаружить

следы веществ, оставленных предметом взятки, то необходимо произвести

освидетельствование подозреваемого. Однако, место совершения преступления

может находиться на значительном расстоянии от ближайшего органа внутренних

дел или медицинского учреждения. Поэтому следует обеспечить такую

транспортировку задержанного, при которой он не смог бы уничтожить следы

преступления.

Освидетельствование должно производиться согласно ст.181, 182 УПК

РСФСР.

При личном обыске задержанных наряду с предметом взятки можно

обнаружить и изъять документы, свидетельствующие о подготовке этого и

других преступлений, а также вещественные доказательства преступной

деятельности.

Принято считать, что взяточники не оставляют следов. Между тем на

практике немало примеров того, как преступники оставляли изобличающие

записи, письма, документы. Их расшифровка не раз помогла изобличать

преступников. Поэтому своевременное и качественное производство обысков

имеет большое значение при расследовании взяточничества. Нельзя

отказываться от обыска и тогда, когда с момента совершения преступления

прошло уже немало времени. Предметы взятки, документы, записные

книжки и ценности могут быть спрятаны в тайниках, в папках с различными

документами, настольных календарях, журналах, книгах и т. д.

Следует внимательно отнестись ко всем обнаруженным личным записям ( их

анализ может способствовать получению доказательств, подтверждающих

передачу определенной суммы денег в виде взятки, либо связь со

взяткодателем, посредником.

Если следователь не располагает сведениями о предмете взятки, а в ходе

обыска у взяткополучателя обнаружены деньги, их следует сфотографировать

или зафиксировать на видеокамеру, подсчитать, переписать номера и серии

купюр, указав индивидуальные признаки (надписи на купюрах, разрывы,

помарки). Точное описание денег имеет большое значение в том случае, если

взяткодатель дает показания о сумме, купюрах и индивидуальных признаках

денег, переданных взяткополучателю.

Обыск по данной категории дел целесообразно проводить не только по

месту задержания, но и по месту работы и по месту жительства задержанного.

В ходе обыска по месту жительства необходимо изучить телефонные книжки, а

также тетради, в которых фиксируются расходы обыскиваемого и его семьи. В

процессе обыска должны осматриваться места вероятного нахождения

уничтоженных документов: пепельницы, печи, мусорные корзины, контейнеры и

т. д.

Среди важнейших первоначальных следственных действий выделяется также

осмотр документов в целях поиска тех из них, которые отражают выполнение

определенных действий в пользу взяткодателя, правомерность их совершения и

оформления, их прохождения по бухгалтерии, канцелярии, отделам с нарушением

установленного порядка, а также о сумме взятки и об обстоятельствах

способствовавших взяточничеству, подлинности самих документов. Если

взяткополучатель не установлен, но известен взяткодатель, следует

установить день дачи взятки, после чего ориентировочно определить круг

должностных лиц, причастных к разрешению просьбы взяткодателя. Этим путем

можно будет выяснить, кто из должностных лиц должен был ее рассматривать,

и если вопрос был разрешен положительно, то осмотром документов

устанавливается, кто из должностных лиц выполнил то действие, в котором

взяткодатель был заинтересован. Устанавливая должностное лицо, оформившее

документы, следователь должен выяснить, не получена ли взятка другим

сотрудником, который, воспользовавшись доверчивостью должностного лица, дал

ему на подпись документ, разрешающий вопрос в интересах взяткодателя, или

подделал его подпись. Взятка может быть дана за ускорение какого-либо

законного действия. Поэтому следователь при осмотре документов выясняет, не

был ли разрешен данный вопрос вне очереди. Для этого проверяются дата

поступления документа, время, прошедшее со времени его поступления до

момента решения вопроса. Этот срок сравнивается со сроками решения и

оформления аналогичных вопросов в отношении других граждан. Всякое

отступление от принятого порядка прохождения и оформления выполненного

служебного действия должны быть зафиксированы в протоколе осмотра

документов.

Важное значение при расследовании приобретает и осмотр документов

взяткодателя в тех случаях, когда он является представителем какого-либо

учреждения и взятку давал в связи с выполнением служебного поручения.

Естественно, что такие «расходы» на взятку должны найти свое отражение в

документах, переданных взяткодателем учреждению, представителем которого он

является.

В случае, если в материалах уголовного дела, послуживших основанием для

возбуждения, а также при задержании с поличным, имеются сведения о месте

передачи взятки, в целях выяснения обстановки, в которой происходила

встреча участников взятки, обнаружения следов преступления и других

вещественных доказательств, подтверждающих факт взяточничества, проводится

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.