реферат бесплатно, курсовые работы
 

Криминалистическая фотография

Криминалистическая фотография

В.В.Кузнецов,

преподаватель кафедры криминалистики ЮИ МВД РФ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОЗАПИСЬ

В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Краткий очерк истории фотографии. Криминалистическая

фотография: понятие, значение, система.

Фотография в работе органов внутренних дел занимает вид-

ное место и широко применяется как средство фиксации доказа-

тельственной информации при производстве следственных дейс-

твий.Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатлен-

ные объекты в предметно-пространственной форме и в большем

объеме ,чем это позволяет их словесное описание в протоколе

следственного действия.

Изучение криминалистической фотографии предполагает изу-

чение не только ее специальных видов, но и общей фотографии,

так как без знания основ общей фотографии трудно освоить прие-

мы криминалистической.

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотог-

рафия. С первых лет своего существования она получила примене-

ние не только в быту, но и использовалась в решении сугубо на-

учных задач. Фотография ( фото-свет, графо- пишу).

Появлению фотографии предшествовали открытия многих уче-

ных. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой

светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы

которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский уче-

ный и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой

вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Нь-

епс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Тал-

болт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, полу-

чил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами

- 2 -

ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой

способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр исполь-

зовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом

не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать сним-

ки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало

разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков

и способствовало открытию нового способа приготовления свето-

чувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым се-

ребром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде

негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же

раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки

от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возмож-

ность тиражирования отпечатков.

Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро про-

никла в другие страны. В России первые фотографические изобра-

жения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоро-

вичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-

лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипо-

сульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в

развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобрета-

тели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-

готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпус-

ка подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский

изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций,

И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Ле-

вицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую

камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ на-

водки на резкость находит находит применение и в современных

крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено ис-

пользование при съемке в неблагоприятных условиях электричес-

кой дуги. Основоположником научной и судебной фотографии явля-

ется русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению

Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографи-

ческого восстановления древних письмен. Им был разработан ме-

тод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. на

сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями

безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восс-

тановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом по-

- 3 -

вышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исто-

рического значения этой работы, Российская Академия наук удос-

тоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод

исследования, равный значению микроскопа".

В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки ис-

пользовать фотографию для целей регистрации и расследования.

Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.).

Затем соообщения о фотографировании преступников появились в

Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабаты-

ваются специальные способы и аппаратура для фотографирования

преступников. Существенных результатов в этой области добился

французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший нес-

колько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте

происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны пра-

вила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером при-

менения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юри-

дической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух

арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель

острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоко-

ламский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное

требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По

описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а за-

тем возвращены в острог".

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регист-

рационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом

направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892

году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства

создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо

нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создает-

ся правительственная судебно-фотографическая лаборатория, за-

ведование которой было поручно Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лабо-

ратория была преобразована в Петербургский кабинет научно-су-

дебной экспертизы, что положило начало созданию криминалисти-

ческих учреждений в России.

Развивая применение фотографии в следственной работе,

Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судеб-

ной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего

применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал,

- 4 -

что необходимо разработать правила судебной фотографии, кото-

рые должны найти отражение в законе и быть обязательными для

исполнния всеми.

Первой работой по вопросам использования фотографии в

борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фо-

тография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фо-

тографии как системы "научно выработанных методов фотографи-

ческой съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и

представления суду наглядного доказательственного материала".

Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы

(1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на:

судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экс-

пертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлеваю-

щей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной,

репродукционной и дедективной. Вторая охватывает три вида экс-

пертизы: для установления тождества,для выявления недоступных

обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое

деление фотографии носит относительный характер, так как одни

и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принци-

пе применяться как следователем, так и экспертом-криминалис-

том.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потапо-

вым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь

конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендован-

ном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим

образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов

криминалистической техники. Она представляет собой систему на-

учных положений и разработанных на их основе фотографических

методов, средств и приемов, используемых при фиксации и иссле-

довании доказательств для раскрытия и предотвращения преступ-

лений".

Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру

для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые

для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и

- 5 -

приемы - это система правил и рекомендаций по применению фо-

тографических средств для получения фотоизображений.

Практическое значение криминалистической фотографии иск-

лючительно велико. Она служит основным средством запечатления

внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательст-

венное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде

случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюст-

ративным материалом, но и источником доказательств, средством

для розыска и идентификации различных объектов. Применение фо-

тографических методов исследования существенно расширяют воз-

можности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

Являясь разделом криминалистической техники, криминалис-

тическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер

применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную,

судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследова-

тельскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-ро-

зыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатле-

вающая фотография, так как в работе следователя и оперативного

работника применяются преимущественно методы последней. Объек-

тами съемки в следственной практике являются: места происшест-

вий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника,

вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении

преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе опера-

тивно-розыскной деятельности, служат событие преступления и

лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и

исследовательскую также условно, поскольку в экспертной прак-

тике применяются не только исследовательские, но и запечатле-

вающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться

исследовательские методы, например создание специальных усло-

вий съемки и обработки фотоматериалов.

Полученные при производстве различных следственных дейс-

твий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к

протоколам соответствующих следственных действий. Об изготов-

лении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следс-

твенного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-

таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются

к делу в конверте. Фототаблицы подписываются следователем и

лицом, производившим съемку.

- 6 -

От фотодокументов-приложений к протоколам следственных

действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказа-

тельства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти

снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем спе-

циальным постановлением и служат полноценным средством доказы-

вания.

По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схе-

мы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотог-

рафия обеспечивает более высокую степень наглядности, объек-

тивности, точности и полноты запечатления.

Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная

задача. На основе научно-разработанных методов криминалисти-

ческой фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие

иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотос-

нимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат

иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют

проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или

отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.

Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования,

эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются состав-

ной частью заключения, имеющего значение средств доказывания.

Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть раз-

личным.

При производстве следственных действий, экспертных иссле-

дований возникает необходимость запечатлеть определенные мате-

риальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещест-

венные доказательства, а также этапы следственного действия и

экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, ис-

ходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и

методы фотографической съемки.

.

- 7 -

2. Методы запечатлевающей фотографии.

Применение фотографии

при производстве следственных действий

Основными методами запечатлевающей фотографии являются

следующие: панорамная фотография, стереофотография, измери-

тельная фотография, репродукционная фотография, макрофотогра-

фия,сигналетическая фотография.

_Панорамная фотография. .Это последовательная съемка объек-

та, изображение которого при заданном масштабе не может помес-

титься в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах,

соединенных потом в общий снимок - панораму. При съемке пано-

рамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватыва-

лась небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на смежных кадрах

дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир. В практике

различают два способа панорамной съемки - круговой и линейный.

Панорамную съемку можно производить как с помощью специального

фотографического аппарата, так и обычной малоформатной каме-

рой.

Круговая панорама снимается с одной точки путем поворачи-

вания фотоаппарата в горизонтальной плоскости вокруг оси шта-

тива (или воображаемой оси - при съемке с рук). Круговое пано-

рамирование применяется чаще всего при съемке многоплановых

объектов как на открытой местности, так и в помещении. Нельзя

снимать круговым панорамированием объекты, близко расположен-

ные к фотоаппарату, т.к. различие в расстоянии от фотоаппарата

до частей предмета, попадаемого в кадр, может создать большие

перспективные искажения.

Линейная панорама изготовляется путем перемещения фотоап-

парата параллельно переднему плану фотографируемого участка.

Каждый последующий кадр должен частично перекрывать предыду-

щий. Линейное панорамирование применяется при съемке объектов,

близко расположенных к фотоаппарату, и в тех случаях, когда

нельзя выбрать более удаленную точку съемки. Линейным панора-

мированием удобно фотографировать дорожку следов ног человека,

следы транспортных средств, расположение пятен крови на полу и

т.п.

- 8 -

_Стереофотография .представляет собой метод получения фотои-

зображений, воспринимаемый в трех измерениях, объемно. На та-

ких снимках легко определить пространственное расположение

предметов, их форму, размеры и расстояние между ними.Стереос-

копический метод съемки сложен по технике исполнения, но его

следует применять в случаях: 1 нагромождения большого коли-

чества предметов; 2 наличия множества расположенных близко

друг к другу планов, которые на обычном фотографическом снимке

могут слиться в одну плоскость ( места крушений, катастроф,

взрывов и т.п.); 3 необходимости быстро зафиксировать обста-

новку места происшествия, например, при ДТП; 4 фиксации объек-

тов, которые трудно воспринимаются по обычному фотоснимку (ко-

лодцы, ямы и другие подобные объекты фотографической съемки; 5

получения более правильного и четкого представления о позе

трупа, обнаруженного на месте происшествия; 6 невозможности

проведения фотосъемки без нарушения общепринятых правил фотог-

рафирования ( например, сложные условия, не позволяющие выб-

рать оптимальную точку съемки).

Съемку стереоскопическим методом производят либо специ-

альным стереоскопическим фотоаппаратом, либо серийно выпускае-

мым обычным фотоаппаратом "ЗЕНИТ", с применением стереонасад-

ки, представляющей собой комбинацию из двух симметрично распо-

ложенных призм, обеспечивающих получение обоих снимков на од-

ном стандартном кадре. либо с помощью стереопланки.

_Измерительная фотография .предназначена для получения

изображений, по которым можно определить пространственные ха-

рактеристики запечатленных на фотоснимке объектов.

Измерительный метод в судебной фотографии был разработан

в конце прошлого столетия французским криминалистом А.Бертиль-

оном, создавшим серию фотоаппаратов для этих целей. Значитель-

ный вклад в развитие измерительного метода внес наш соотечест-

венник С.М.Потапов.

Измерительная съемка может осуществляться как фотоаппара-

тами общего назначения, так и с помощью стереофотограмметри-

ческих камер - МК-5,5/0808-120, применяемых в органах внутрен-

них дел для фиксации места ДТП. Камера устанавливается на спе-

циальном автомобиле и обслуживается специально подготовленным

- 9 -

специалистом. Стереофотограмметрические методы являются наибо-

лее точными (прецизионными) из известных. Однако из-за высокой

стоимости аппаратуры и большого количества обслуживающего пер-

сонала применение стереофотограмметрической установки оправда-

но лишь в крупных городах. Научно-исследовательским институтом

специальной техники разработан стереофотограмметрический комп-

лекс фиксации обстановки на месте происшествия (ФОМП 1), пред-

назначенный для проведения стереосъемки,фотограмметрического

анализа изображения по негативам и автоматизированного постро-

ения схемы места происшествия. В отличие от установки

"МК-5,5\0808-120" состав комплекса "ФОМП 1" состоит из пере-

носной установки на базе двух фотоаппаратов "Зенит-авто-

мат",устанавливаемых на штативах и лабораторного оборудования

- измерительного микроскопа "ИМЦЛ 100х50,А-1", персональной

ЭВМ и стереоскопа для индивидуального просмотра объемного

изображения места происшествия.

Наибольшего распространения получила измерительная фо-

тосъемка с применением зеркальных фотоаппаратов типа "ЗЕНИТ".

Этими фотоаппаратами измерительную съемку производят, исполь-

зуя масштабную линейку либо ленточный или квадратный масштаб.

Съемка с линейным масштабом заключается в фотографирова-

нии объекта вместе с помещенной рядом с ним в одной плоскости

масштабной линейкой, располагая фотоаппарат строго горизон-

тально к плоскости фотографируемого объекта. Если снимается

крупный предмет сложной конструкции, то на его разные участки

необходимо положить отдельные масштабные линейки.

Осуществляя фотосъемку данным методом необходимо соблю-

дать следующие правила: 1 Масштабная линейка размещается на

высоте плоскости предмета и не должна маскировать его; 2 Фото-

аппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым

объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе; 3

Для того, чтобы при фотографировании избежать перспективных

искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата

должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

При съемке с ленточным (или глубинным) масштабом, которая

применяется в случаях, когда необходимо запечатлеть на снимке

значительный по размеру участок местности или закрытого поме-

щения, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-бе-

- 10 -

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.