| |||||
МЕНЮ
| Исследования почерка(воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено особенностями формирования письменно-двигательных навыков, которые, формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе обучения и тренировки приводит к формированию устойчивого ФДК письменно- двигательных навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным, что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка объясняют и тем, что одним из механизмов ФДК является формирование в нервных центрах зрительно-двигательного образа письма, который программирует пишущего на выполнение определенной системы движений. Однако сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она реагирует на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением условий, целевой установки, состояния нервной системы и т. д. возникают изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органа зрения, двигательных функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации важно то положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных навыков не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде сформировавшегося ФДК. Это делает возможным идентификацию лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в один и тот же временной промежуток, но в разных условиях. Если действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке кратковременны, при отсутствии повторения действия нового фактора данное изменение быстро исчезает. Период стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и. следовательно, устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же внутренних и внешних факторов, которые были рассмотрены выше. При небольшой письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию конкретного лица. Динамичность устойчивости взаимосвязана с таким свойством почерка, как вариационность. Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов, постоянно записывающих лекции в быстром темпе и выполняющих рукописно работы в более медленном темпе, может быть, и в более удобных условиях дома или в читальных залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Поскольку они действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно- двигательных навыков и в ФДК одинаково прочно закрепляются как одни, так и другие связи. Возможность существования нескольких вариантов почерка у одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при проведении идентификационного исследования. Сходство, в известных пределах, комплекса внешних и внутренних факторов у разных лиц может привести к формированию сходных почерков у этих лиц. Сходные почерки нередко встречающиеся на практике, вносят свои трудности в проблемы идентификации, но не делают эту задачу нерешаемой, так как сходство никогда не касается всей совокупности особенностей и чаще ограничивается лишь общим строением почерка. Наибольшие трудности возникают, когда почерки не только сходны, но и вариационны. Эта задача решается путем определения величины разброса в пределах вариантов. Параметры разброса, ограничены определенными пределами, характерными для пишущего лица, что высчитывается с помощью измерительно-статистических методов. «В судебном почерковедение выделяют и такое свойство почерка, как избирательная изменчивость. Это свойство проявляется при действии на ФДК письменно-двигательных навыков сбивающих факторов. Если это действие не столь сильно, что не приводит к разрушению ФДК, те в почерке происходят частные изменения, характерные дня того или иного сбивающего фактора, т. е. каждая сбивающая причина действует избирательно. Разные физические или психические состояния будут вносить в почерк разные характерные для каждого из них изменения».( Глава 2. Техника исследования почерка. 2.1. Идентификационные признаки почерка. Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность. Всё многообразие идентификационных признаков предложено классифицировать по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными. К общим относятся следующие признаки: Выработанность - это приспособленность навыка к современной технике письма (скорописи), различают несколько степеней выработанности: -низкую; -среднюю; -высокую; Высокая степень выработанности почерка обусловлена как правило, длительным процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества рукописных документов в процессе практической деятельности и т. д., но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике имеют высокую выработанность почерка. Это зависит опять же от своеобразия внешних и внутренних факторов, определенного их сочетания и взаимодействия в процесса формирования индивидуального почерка. При предварительном исследовании почерка необходимо учитывать, что не всех общих признаков почерка выработанность является наиболее устойчивым признаком, не поддающимся развитию в течение очень короткого времени. Степень выработанности определяется по наличию и количеству скорописных сокращений (скорописными сокращениями в почерке называется: выполнение трех-, двухштриховых букв как одноштриховых; выполнение надстрочных и подстрочных штрихов слитно с основным штрихом буквы путем одного непрерывного движения; выполнение одним общим штрихом элементов двух рядом расположенных букв, и др.), по степени слаженности, скоординированности движений, т.е. их пространственной точности, по темпу (скорости) выполнения письменных знаков и их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше темп; если при низкой, средней выработанности пытаются писать быстро, то этим снижается координированное движений. Темп письма - это скорость выполнения письменных знаков. Данный признак коррелирует с выработанностью, поэтому он не всегда выделяется как самостоятельный . Различают три степени темпа: -быстрый; -средний; -медленный; Общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности почерка. Различают: -простой; -упрощенный; -усложненный почерки. Простой почерк - близок к прописям; усложненный почерк характеризуется наличием дополнительных к прописным элементов; упрощенный, наоборот -отсутствием набора элементов, предписываемых прописным письмом. Усложненному почерку присущи элементы вычурности, украшательства отдельных букв и их частей (например, закручивающиеся детали при выполнении надстрочных, подстрочных штрихов, способов начала и окончания букв и т. д.). Преобладающая форма движения, может быть: -прямолинейно-угловой: -петлевой; -угловатой и т. д. Это определяется по способу соединения элементов букв. Преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружное движения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущи дугообразным, округленным почеркам, при этом для русских почерков более характерно левоокружное направление. Наклон почерка: различают: -правый ; -левый наклоны ; -вертикальную постановку букв. Чаще встречается правонаклонный почерк. Его наклон очень легко может быть изменен в зависимости от тех или иных условий письма и целевой установки. Связность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумаги пишущего прибора) различают три степени связности: -малую (связано не более двух-трех букв); -среднюю (не менее четырех-пяти букв); -большую (шесть и более букв). Степень связности всегда коррелирует с темпом (скоростью). Наблюдается в ряде случаев быстрый темп письма и при отрывистом выполнении письменных знаков. Это встречается в высоко выработанных почерках, что обусловлено высокой степенью скоординированности, слаженности движений при выполнении письменных знаков. Размер почерка: в зависимости от высоты букв различают: -крупные почерки (4 мм и больше); -средние (2-4 мм); -мелкие (до 2 мм). Разгон почерка - соотношение высоты букв и их ширина интервалов между ними. Различают: -размашистый (превышение ширины над высотой): -средний (примерно, равны); -сжатый (превышение высоты над шириной). Нажим: по степени общей выраженности выделяют: -сильный; -средний; -слабый. Определяется по силе надавливание пишущим прибором на бумагу. Кроме того, нажим дифференцируется по степени различия между нажимными и ненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальное определение этого признака вызывает затруднение. Топографические признаки почерка - это привычные способы размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Привычный способ размещения текста вырабатывается и закрепляется у человека в результате длительной практики письма. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как располагать текст на бумаге, а механически использует укоренившиеся навыки. В котором и выражается его индивидуальность. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражены слабо. К топографическим признакам относятся: поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия) по признакам: - размера - большие, средние, малые (к средним относятся поля размером от 25 до 35 мм); конфигурации (формы) - равномерные (ровные), неравномерные (когда текст размещается без соблюдения одинаковых по размеру отступов от левого и правого краев листа бумаги), сужающиеся, расширяющиеся книзу; абзацы - части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен: - без деления на абзацы; - с делением на абзацы, но без отступов в начале абзаца; - с делением на абзацы и с отступами в начале и в конце абзацев. Расположение строк по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся): - по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз); - по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления). Перенос слов делают не все пишущие. В тексте может наблюдаться и частое употребление и их полное отсутствие. В последнем случае исполнители документа либо заранее бросают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы или загибают строку кверху или книзу. При наличии переносов знаки переноса могут быть в одну или две черточки, размер их может быть большим, средним или малым, К средним относится перенос (черточка) размером в двухштриховую строчную букву. Форма - прямая, выпуклая, вогнутая. Расположение по отношению к строке - посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали - горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся. Промежутки между словами могут быть большими, средними н малыми (средние - если между словами вмещается одна трехштриховая буква), а также равномерными и неравномерными. Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов. Способы акцента - подчеркивание одной или двухштриховой. прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями: увеличение размера букв', письмо вразрядку, прописными буквами и др. Вставки пропущенных слов и букв, способы вставок могут быть самые разнообразные: - пометка в виде римской цифры пять (галочка), над которой имеется текст; - обводка текста и стрелка, указывающая место, где он должен быть расположен: - условная пометка в тексте и соответственный вынос на поля данного знака, рядом с которым помещается вставленный текст. Положение обращения (адресата), подписи, даты. Указанные признаки могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту, строке, горизонтали. Разным может быть и способ выполнения: интервал между обращением и следующей за ним строкой бывает большим, средним и малым (средний - если между обращением и следующей за ним строкой вмещается 3-4 строки). Положение нумерации страниц текста. Порядковый номер страницы может быть размещен слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста. Топографические признаки письма используются для идентификации автора и исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками почерка в рукописном документе. Ценность топографических признаков заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма. Место топографических признаков в общей классификации признаков письма определенно в криминалистической литературе неоднозначно. Одни авторы относятся к почерку, другие - рассматривают как самостоятельную группу наряду с признаками почерка и письменной речи. При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с частными, т. е. с особенностями выполнения отдельных элементов букв. В судебном почерковедении выделено большое количество частных признаков. Для более компактного их описания они объединены в отдельные группы. Наиболее распространенными группами частных признаков являются следующие: • особенности формы движения при выполнении письменны6х знаков и их элементов. Различают особенности движения при выполнении самих элементов знаков и связей (соединений) между этими элементами. Наиболее распространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые, петлевые, усложненные, упрощенные и т. д. В одном и том же знаке нередко сочетается несколько форм движения; • особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные. С помощью левоокружного и иравоокружного направлений выполняются овальные, дуговые, петлевые элементы знаков, с помощью вертикального и горизонтального - прямолинейные. В одном письменном знаке может сочетаться несколько направлений движения; • наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть непрерывное (слитное) выполнение, присоединение, интервальное расположение элементов письменных знаков; • особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв; • последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элементов. Наиболее частая - сверху вниз, слева направо, но может быть обратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака устойчиво выполняются с разной последовательностью; • особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними (нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и др. 2.2. Предварительное исследование почерка. До назначения экспертизы целесообразно изучить рукописный текст или отдельные рукописные его реквизиты. Такое предварительное исследование позволит правильно определить, какую экспертизу назначить, а в некоторых случаях определить и ненужность ее проведения; если будет принято решение о необходимости проведения экспертизы, правильно подготовить материалы. Прежде всего следует установить, является ли данный документ оригиналом или его копией (например, выполненной с помощью ксерокса, компьютерного сканирования или факсимильным способом). С этой целью следует обратить внимание на структуру штрихов букв и определить, имеются ли признаки данных видов копирования. Если при этом возникло предположение о применении копирующих средств, то такой документ должен быть направлен на технико- криминалистическую экспертизу документов, но не на почерковедческую. В случае оригинала полезно сопоставить почерк исследуемого документа с рукописными текстами заподозренного лица, если имеются на этот момент какие- то собственноручно составленные тексты данного лица. В первую очередь необходимо сравнить выработанность почерка исследуемого документа и образцов: если степень выработанности исследуемого почерка высокая, а в образцах - низкая, данное лицо не является исполнителем этого документа, и поиск лица, причастного к исследуемому обстоятельству, следует продолжить. Необходимо обратить внимание, нет ли признаков умышленного, преднамеренного изменения почерка, которые, как правило, легко распознать. «Наиболее типичными способами умышленного изменения почерка являются следующие: 1) имитация низковыработанного почерка, что достигается выполнением текста буквами большого размера, несвязно между собой, неустойчивым наклоном; 2)выполнение текста другой рукой; 3)текст выполняется не скорописью, а с подражанием печатному шрифту, другим стилизованным шрифтам (чертёжному и библиотечному); 4)выполнение текста (подписи) с подражанием другому лицу.»( Признаками изменения почерка, общими для любого из перечисленных способов, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|