реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исследования почерка

(воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение

достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при

выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка

обусловлено особенностями формирования письменно-двигательных навыков,

которые, формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение

одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе

обучения и тренировки приводит к формированию устойчивого ФДК письменно-

двигательных навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс

письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным,

что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является

отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка

объясняют и тем, что одним из механизмов ФДК является формирование в

нервных центрах зрительно-двигательного образа письма, который

программирует пишущего на выполнение определенной системы движений.

Однако сложившаяся система динамична, т. е. относительно устойчива: она

реагирует на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением

условий, целевой установки, состояния нервной системы и т. д. возникают

изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при

глубоких изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при

перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органа зрения,

двигательных функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации

важно то положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных

навыков не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь

наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде

сформировавшегося ФДК. Это делает возможным идентификацию лица по

рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в

один и тот же временной промежуток, но в разных условиях.

Если действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке

кратковременны, при отсутствии повторения действия нового фактора данное

изменение быстро исчезает.

Период стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и. следовательно,

устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же

внутренних и внешних факторов, которые были рассмотрены выше. При небольшой

письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может

не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет

характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию

конкретного лица.

Динамичность устойчивости взаимосвязана с таким свойством почерка, как

вариационность. Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это

свойство формируется в тех случаях, когда лицу приходится постоянно (а не

эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми

установками и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов,

постоянно записывающих лекции в быстром темпе и выполняющих рукописно

работы в более медленном темпе, может быть, и в более удобных условиях дома

или в читальных залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма

(или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под

которой понимают наличие в почерке одного и того же лица нескольких

устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей

картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений

приспосабливаться к нескольким условиям, разной обстановке. Поскольку они

действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно-

двигательных навыков и в ФДК одинаково прочно закрепляются как одни, так и

другие связи. Возможность существования нескольких вариантов почерка у

одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при

проведении идентификационного исследования.

Сходство, в известных пределах, комплекса внешних и внутренних факторов

у разных лиц может привести к формированию сходных почерков у этих лиц.

Сходные почерки нередко встречающиеся на практике, вносят свои трудности в

проблемы идентификации, но не делают эту задачу нерешаемой, так как

сходство никогда не касается всей совокупности особенностей и чаще

ограничивается лишь общим строением почерка. Наибольшие трудности

возникают, когда почерки не только сходны, но и вариационны. Эта задача

решается путем определения величины разброса в пределах вариантов.

Параметры разброса, ограничены определенными пределами, характерными для

пишущего лица, что высчитывается с помощью измерительно-статистических

методов.

«В судебном почерковедение выделяют и такое свойство почерка, как

избирательная изменчивость. Это свойство проявляется при действии на ФДК

письменно-двигательных навыков сбивающих факторов. Если это действие не

столь сильно, что не приводит к разрушению ФДК, те в почерке происходят

частные изменения, характерные дня того или иного сбивающего фактора, т. е.

каждая сбивающая причина действует избирательно. Разные физические или

психические состояния будут вносить в почерк разные характерные для каждого

из них изменения».(

Глава 2. Техника исследования почерка.

2.1. Идентификационные признаки почерка.

Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей

идентификации свойства получили детальную разработку в судебном

почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено,

как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение

происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не

удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка

случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может

встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а

только их совокупность.

Всё многообразие идентификационных признаков предложено классифицировать

по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две

группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях)

характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются

общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их

элементов, называются частными.

К общим относятся следующие признаки:

Выработанность - это приспособленность навыка к современной технике письма

(скорописи), различают несколько степеней выработанности:

-низкую;

-среднюю;

-высокую;

Высокая степень выработанности почерка обусловлена как правило, длительным

процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества

рукописных документов в процессе практической деятельности и

т. д., но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике

имеют высокую выработанность почерка. Это зависит опять же от своеобразия

внешних и внутренних факторов, определенного их сочетания и взаимодействия

в процесса формирования индивидуального почерка. При предварительном

исследовании почерка необходимо учитывать, что не всех общих признаков

почерка выработанность является наиболее устойчивым признаком, не

поддающимся развитию в течение очень короткого времени. Степень

выработанности определяется по наличию и количеству скорописных сокращений

(скорописными сокращениями в почерке называется: выполнение трех-,

двухштриховых букв как одноштриховых; выполнение надстрочных и подстрочных

штрихов слитно с основным штрихом буквы путем одного непрерывного движения;

выполнение одним общим штрихом элементов двух рядом расположенных букв, и

др.), по степени слаженности, скоординированности движений, т.е. их

пространственной точности, по темпу (скорости) выполнения письменных знаков

и их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше темп; если при низкой,

средней выработанности пытаются писать быстро, то этим снижается

координированное движений.

Темп письма - это скорость выполнения письменных знаков. Данный признак

коррелирует с выработанностью, поэтому он не всегда выделяется как

самостоятельный . Различают три степени темпа:

-быстрый;

-средний;

-медленный;

Общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности

почерка. Различают:

-простой;

-упрощенный;

-усложненный почерки.

Простой почерк - близок к прописям; усложненный почерк характеризуется

наличием дополнительных к прописным элементов; упрощенный, наоборот

-отсутствием набора элементов, предписываемых прописным письмом.

Усложненному почерку присущи элементы вычурности, украшательства отдельных

букв и их частей (например, закручивающиеся детали при выполнении

надстрочных, подстрочных штрихов, способов начала и окончания букв и т.

д.).

Преобладающая форма движения, может быть:

-прямолинейно-угловой:

-петлевой;

-угловатой и т. д.

Это определяется по способу соединения элементов букв.

Преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружное

движения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущи

дугообразным, округленным почеркам, при этом для русских почерков более

характерно левоокружное направление.

Наклон почерка: различают:

-правый ;

-левый наклоны ;

-вертикальную постановку букв.

Чаще встречается правонаклонный почерк. Его наклон очень легко может быть

изменен в зависимости от тех или иных условий письма и целевой установки.

Связность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумаги

пишущего прибора) различают три степени связности:

-малую (связано не более двух-трех букв);

-среднюю (не менее четырех-пяти букв);

-большую (шесть и более букв).

Степень связности всегда коррелирует с темпом (скоростью). Наблюдается в

ряде случаев быстрый темп письма и при отрывистом выполнении письменных

знаков. Это встречается в высоко выработанных почерках, что обусловлено

высокой степенью скоординированности, слаженности движений при выполнении

письменных знаков.

Размер почерка: в зависимости от высоты букв различают:

-крупные почерки (4 мм и больше);

-средние (2-4 мм);

-мелкие (до 2 мм).

Разгон почерка - соотношение высоты букв и их ширина интервалов между

ними. Различают:

-размашистый (превышение ширины над высотой):

-средний (примерно, равны);

-сжатый (превышение высоты над шириной).

Нажим: по степени общей выраженности выделяют:

-сильный;

-средний;

-слабый.

Определяется по силе надавливание пишущим прибором на бумагу. Кроме

того, нажим дифференцируется по степени различия между нажимными и

ненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальное

определение этого признака вызывает затруднение.

Топографические признаки почерка - это привычные способы размещения

пишущим текста и его частей на бумаге.

Привычный способ размещения текста вырабатывается и закрепляется у

человека в результате длительной практики письма. Пишущий, как правило, не

задумывается над тем, как располагать текст на бумаге, а механически

использует укоренившиеся навыки. В котором и выражается его

индивидуальность. Топографические признаки особенно важны при исследовании

искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка

выражены слабо.

К топографическим признакам относятся:

поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу.

Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия) по признакам:

- размера - большие, средние, малые (к средним относятся поля размером от

25 до 35 мм);

конфигурации (формы) - равномерные (ровные), неравномерные (когда текст

размещается без соблюдения одинаковых по размеру отступов от левого и

правого краев листа бумаги), сужающиеся, расширяющиеся книзу;

абзацы - части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен:

- без деления на абзацы;

- с делением на абзацы, но без отступов в начале абзаца;

- с делением на абзацы и с отступами в начале и в конце абзацев.

Расположение строк по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге

(горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся):

- по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз);

- по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над

линиями, на линиях, без соблюдения линий графления).

Перенос слов делают не все пишущие. В тексте может наблюдаться и частое

употребление и их полное отсутствие. В последнем случае исполнители

документа либо заранее бросают строку и переходят на следующую, либо

уплотняют буквы или загибают строку кверху или книзу. При наличии переносов

знаки переноса могут быть в одну или две черточки, размер их может быть

большим, средним или малым, К средним относится перенос (черточка) размером

в двухштриховую строчную букву. Форма - прямая, выпуклая, вогнутая.

Расположение по отношению к строке - посредине или со смещением вверх или

вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали -

горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

Промежутки между словами могут быть большими, средними н малыми (средние

- если между словами вмещается одна трехштриховая буква), а также

равномерными и неравномерными.

Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов.

Способы акцента - подчеркивание одной или двухштриховой. прямой,

волнистой, сплошной, пунктирной линиями: увеличение размера букв', письмо

вразрядку, прописными буквами и др.

Вставки пропущенных слов и букв, способы вставок могут быть самые

разнообразные:

- пометка в виде римской цифры пять (галочка), над которой имеется

текст;

- обводка текста и стрелка, указывающая место, где он

должен быть расположен:

- условная пометка в тексте и соответственный вынос на поля данного

знака, рядом с которым помещается вставленный текст.

Положение обращения (адресата), подписи, даты. Указанные признаки могут

располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту,

строке, горизонтали. Разным может быть и способ выполнения: интервал между

обращением и следующей за ним строкой бывает большим, средним и малым

(средний - если между обращением и следующей за ним строкой вмещается 3-4

строки).

Положение нумерации страниц текста. Порядковый номер страницы может быть

размещен слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются для идентификации автора и

исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с

признаками почерка в рукописном документе. Ценность топографических

признаков заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит

автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже

при искусственной маскировке (искажении) письма.

Место топографических признаков в общей классификации признаков письма

определенно в криминалистической литературе неоднозначно. Одни авторы

относятся к почерку, другие - рассматривают как самостоятельную группу

наряду с признаками почерка и письменной речи.

При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с

частными, т. е. с особенностями выполнения отдельных элементов букв. В

судебном почерковедении выделено большое количество частных признаков. Для

более компактного их описания они объединены в отдельные группы. Наиболее

распространенными группами частных признаков являются следующие:

• особенности формы движения при выполнении письменны6х знаков и их

элементов. Различают особенности движения при выполнении самих

элементов знаков и связей (соединений) между этими элементами. Наиболее

распространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые,

петлевые, усложненные, упрощенные и т. д. В одном и том же знаке нередко

сочетается несколько форм движения;

• особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их

элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные. С

помощью левоокружного и иравоокружного направлений выполняются овальные,

дуговые, петлевые элементы знаков, с помощью вертикального и

горизонтального - прямолинейные. В одном письменном знаке может

сочетаться несколько направлений движения;

• наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть

непрерывное (слитное) выполнение, присоединение, интервальное

расположение элементов письменных знаков;

• особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении

элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей

букв;

• последовательность движения при выполнении письменных знаков и их

элементов. Наиболее частая - сверху вниз, слева направо, но может быть

обратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака

устойчиво выполняются с разной последовательностью;

• особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними

(нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и

др.

2.2. Предварительное исследование почерка.

До назначения экспертизы целесообразно изучить рукописный текст или

отдельные рукописные его реквизиты. Такое предварительное исследование

позволит правильно определить, какую экспертизу назначить, а в некоторых

случаях определить и ненужность ее проведения; если будет принято решение о

необходимости проведения экспертизы, правильно подготовить материалы.

Прежде всего следует установить, является ли данный документ оригиналом или

его копией (например, выполненной с помощью ксерокса, компьютерного

сканирования или факсимильным способом). С этой целью следует обратить

внимание на структуру штрихов букв и определить, имеются ли признаки данных

видов копирования. Если при этом возникло предположение о применении

копирующих средств, то такой документ должен быть направлен на технико-

криминалистическую экспертизу документов, но не на почерковедческую.

В случае оригинала полезно сопоставить почерк исследуемого документа с

рукописными текстами заподозренного лица, если имеются на этот момент какие-

то собственноручно составленные тексты данного лица. В первую очередь

необходимо сравнить выработанность почерка исследуемого документа и

образцов: если степень выработанности исследуемого почерка высокая, а в

образцах - низкая, данное лицо не является исполнителем этого документа, и

поиск лица, причастного к исследуемому обстоятельству, следует продолжить.

Необходимо обратить внимание, нет ли признаков умышленного,

преднамеренного изменения почерка, которые, как правило, легко распознать.

«Наиболее типичными способами умышленного изменения почерка являются

следующие:

1) имитация низковыработанного почерка, что достигается выполнением текста

буквами большого размера, несвязно между собой, неустойчивым наклоном;

2)выполнение текста другой рукой;

3)текст выполняется не скорописью, а с подражанием печатному шрифту,

другим стилизованным шрифтам (чертёжному и библиотечному);

4)выполнение текста (подписи) с подражанием другому лицу.»(

Признаками изменения почерка, общими для любого из перечисленных способов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.