реферат бесплатно, курсовые работы
 

Дорожно-транспортное проишествме

Дорожно-транспортное проишествме

План:

1. Введение.

2. Криминалистическая характеристика ДТП.

3. Обстоятельства подлежащие установлению и доказыванию.

4. Первоначальные следственные действия.

4.1. Осмотр места ДТП, транспорта и трупа.

4.2. Допрос свидетелей и потерпевших.

4.3. Допрос подозреваемого.

4.5. Судебные экспертизы.

5. Список литературы.

Введение.

В 1414 году произошло дорожное происшествие при котором пострадал папа

Иоанн, направлявшийся на Константинопольский собор. Этот случай

свидетельствует о том, что дорожно-транспортные происшествия не следует

рассматривать как атрибут только настоящего времени, когда рост моторизации

и дорожная сеть, лишь частично удовлетворяющая требованиям движения

современной интенсивности, привели к резкому увеличению подобных

происшествий.

По данным дорожной полиции Латвии, в нашей стране на 100 человек

приходится 35 автомобилей, в то время как в Японии 28 машин. Но в нашем

государстве 50% автомобилей из общего количества транспортных средств не

подходят под мировой стандарт безопасности так как года их производства

начало и конец 70-ых.

Так же сильно снизился профессиональный уровень автолюбителей. Во время

существования СССР на подготовку водителя уходило 6 месяцев, а сейчас

получить права можно максимум за 2 месяца в государственном учреждении

CSDD, а в частных автошколах и то быстрее.

Влияние криминалистики в исследовании события ДТП очень сильно, она

помогает разобраться в механизме ДТП и в спорных случаях определить кто

виноват в случившемся.

Криминалистическая характеристика ДТП.

Существует групповая классификация дорожно-транспортных происшествий по

их механизму. В эту классификацию входят: столкновение транспортных

средств; их опрокидывание; наезд на неподвижное препятствие; наезд на людей

и животных; падение людей с транспорта.

Преступные нарушения правил безопасности дорожного движения можно

разбить по сложности расследования на две большие группы:

1. Преступное нарушение совершено в присутствии свидетелей, транспортное

средство и водитель остались на месте, водитель принял меры к сохранению

места происшествия, оказанию помощи пострадавшим.

2. Преступное нарушение совершено в отсутствии свидетелей или неизвестным

лицом, причем водитель на транспортном средстве, участвовавшем в

происшествии, уехал с места или бросил транспортное средство, а сам скрылся

или принял меры к уничтожению следов на месте происшествия, увез труп,

подверг его сокрытию или уничтожению.

Причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть:

1. Нарушения водителем правил дорожного движения, приемов управления и

эксплуатации транспортной единицы. Особенно опасными являются нарушения,

связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

2. Нарушения пешеходами правил дорожного движения и пассажирами правил

посадки, высадки и пользования транспортом.

3. Нарушения правил технического обслуживания и выпуска на линию

транспорта, а также правил контроля за состоянием дорожного полотна.

Обстоятельства подлежащие установлению и доказыванию.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту дорожно-транспортного

происшествия, а не по обвинению конкретного лица. В ходе расследования

предстоит еще доказать наличие причинной связи между имевшими место

действиями (или бездействием) и наступившими последствиями. При этом не

исключается возможность установления отсутствия вины водителя транспортного

средства.

При расследовании уголовных дел преступных нарушениях правил безопасности

дорожного движения необходимо установить:

1. В нарушении каких правил выразились действия виновного, повлекшие

общественно опасные последствия? В законе отмечается, что к этим правилам

относятся правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2. Где, когда, при каких обстоятельствах, каким образом произошло дорожно-

транспортное происшествие?

3. Какие последствия наступили в результате дорожно-транспортного

происшествия (труп, травма, порча государственного и частного имущества)?

На ступившие последствия являются определяющими при классификации

преступления.

4. В чем выражена вина лица, совершившего преступление? Какие действия (или

бездействие) повлекли наступление общественно опасных последствий? При этом

необходимо выяснить предвидело ли лицо, нарушающее правило безопасности

движения и эксплуатации транспорта, наступление общественно опасных

последствий, но рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело, хотя

могло и должно было их предвидеть.

5. Кто совершил преступное нарушение правил безопасности и эксплуатации

транспорта?

6. Какие обстоятельства способствовали совершению преступления? Такие

обстоятельства необходимо выявлять и принимать меры к их устранению.

7. Что произошло на месте происшествия:

- Столкновение, опрокидывание, падение из транспортного средства, наезд;

- Инсценировка ДТП с целью сокрытия другого тяжкого преступления.

8. Скорость движения перед происшествием.

9. Кто является очевидцем происшествия.

10. Направление движения транспорта, на котором скрылся водитель.

11. Кто управлял транспортом.

12. Кто виновен в ДТП.

13. Каковы причины, способствовавшие совершению ДТП.

Расследуя дела данной категории, необходимо учитывать, что дорожно-

транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия

нескольких причин. Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-

транспортное происшествие.

Первоначальные следственные действия.

Осмотр места ДТП, транспорта и трупа.

Первоначальными следственными действиями по делам о преступных нарушениях

правил безопасности дорожного движения, как правило, являются: осмотр места

происшествия; осмотр транспортного средства; освидетельствование и судебно-

медицинская экспертиза водителя; осмотр трупа; изъятие и осмотр одежды

потерпевшего; судебно-медицинская экспертиза пострадавшего; допросы

водителей, потерпевших, очевидцев.

Одним из наиболее важных способов собирания доказательств по делам

данной категории является осмотр места происшествия, так как до проведения

этого следственного действия трудно, а иногда и невозможно представить

случившееся и запланировать наиболее эффективные пути для успешного

раскрытия дела.

Несмотря на разнотипность ситуаций, осмотр мест происшествий объединяют

общие черты. При разных ситуациях на месте происшествия могут применяться

аналогичные технические средства и методы, а также технические приемы.

Специфика классификаций по типовым ситуациям заключается в наличии

особенностей, которые необходимо учитывать при осмотре каждого конкретного

места происшествия.

Наиболее характерной ситуацией, где может применяться весь арсенал

тактических приемов и технических средств и методов криминалистики,

является ситуация, при которой на месте происшествия осмотру подвергаются

практически все основные элементы, а именно:

1) участок улицы или дороги, где произошло дорожно-транспортное

происшествие;

2) местность, прилегающая к участку, где произошло ДТП;

3) транспортные средства, участвовавшие в ДТП;

4) труп.

Осмотр участка улицы или дороги, где произошло ДТП, произведенный

своевременно, тщательно и квалифицированно, позволяет в начале

расследования установить:

а)точные координаты ДТП;

б)границу ДТП;

в)время происшествия;

г)общую картину ДТП;

д)характер происшествия;

е)механизм происшествия;

ж)участников происшествия;

з)направление движения участников происшествия;

и)скорость и темп движения участников происшествия;

к)меры принятые участниками для предотвращения происшествия;

л)характерные признаки транспорта;

м)признаки неисправности транспорта;

н)характерные признаки участников происшествия;

о)наличие дорожной разметки, знаков и светофоров;

п)состояние видимости в зоне ДТП;

р)тип и состояние дорожного покрытия, состояние погоды, условия

освещения.

На месте любого ДТП остаются следы, обусловленные механизмом данного

происшествия, они могут быть оставлены жертвой, виновным лицом или

транспортным средством. Необходимо их зафиксировать и сохранить, извлечь из

них максимум информации и соотнести ее с другими результатами

расследования.

Оценка следов шин.

Под следами подразумеваются отпечатки, образующиеся на грунте в результате

давления или трения колес транспортного средства. Их форма зависит от

различных параметров, из которых следует назвать базу, расположение шин,

конструктивные особенности шин, механическую прочность, обусловленную

давлением в шинах, ходовые качества транспортного средства. В благоприятном

случае по следам можно определить индивидуальные признаки транспортного

средства (в СССР для каждого вида автомобилей был разработан определенный

рисунок протектора, т.е. при обнаружении какого-нибудь следа шин можно было

определит какой марке автомобиля он принадлежит), кому они принадлежат, а

также получить сведения о процессе его движения в месте происшествия.

Поэтому реконструкцию расследуемого события нередко начинают с анализа

морфологической характеристики следов шин. Следует остановиться на

некоторых замечаниях относительно возможностей оценки следов, которые

отражают типичные ходовые качества транспортного средства.

Колея (расстояние между колесами, находящимися на одной оси

транспортного средства).

Колея образуется в результате давления прокатывающегося колеса на мягкий,

но сохраняющий форму грунт, или в результате переноса частиц веществ и

материалов с протектора на грунт (например, после того как транспортное

средство переехало лужу, на коротком участке остается увлажненный

отпечаток).

Четкость отображения и продолжительность его сохранения зависят как от

устойчивости оттиснувшейся в следе матрицы, так и от воздействий

окружающей среды. Поэтому следует немедленно фиксировать фотографическим

способом с обязательным указанием масштаба, стрелки, определяющей

направление, и обозначением колеса, предположительно оставившего след.

След торможения.

Образуется вследствие замедляющего трения колеса противодействующее

поступательному движению транспортного средства, и тем эффективнее, чем

сильнее сцепление протектора шины с грунтом. Соотношение участка качения

колеса и участка поступательного движения транспортного средства в одну и

ту же единицу времени обозначается как и указывается в

процентах. Тормозное действие проявляется только в том случае, если

проскальзывание больше нуля. Тормозное действие достигает своей

максимальной эффективности приблизительно при 20% проскальзывания, затем

при 100% вновь снижается (блокировка колес), но ни в коем случае не

становиться равным нулю.

Поперечные элементы рисунка протектора противодействуют поступательному

движению транспортного средства. Поэтому их отображения оказываются

втянутыми в направлении его движения.

След блокированных колес.

Речь идет о следе, образующемся в результате истирания шины неподвижного

колеса продолжающего движение транспортного средства. Этот след затемнен на

поверхности проезжей части дороги как темная полоса, идущая в направлении

движения. Продольные канавки рисунка протектора различить в ней можно,

структуру же отображений поперечных элементов рисунка - нельзя.

След поперечного движения (дрейф).

След поперечного смещения возникает в результате сопротивления элементов

рисунка протектора центробежной силе, действующей на транспортное средство

при прохождении поворота. При незаторможенном колесе его легко распознать

по поперечным полосам в дугообразном отпечатке. Если колеса затормаживаются

одновременно, то на поперечные полосы накладывается более или менее четко

выраженные косые линии. Смещение транспортного средства в поперечном

направлении попадает под понятие контролируемой езды.

След заноса.

След заноса возникает при полностью неконтролируемом движении транспортного

средства, когда превышен предел сцепления шин с грунтом. Динамика движения

и положение транспортного средства по отношению к направлению

поступательного движения могут быть произвольными. Чаще всего эти следы

располагаются дугообразно, причем расстояние между следами отдельных шин и

их морфология могут многократно варьировать, если положение транспортного

средства во время заноса меняется.

Фиксация следов шин.

Прежде всего следует максимально точно измерить общую длину имеющихся

следов шин и расстояние между ними, так как специалист на основании

полученных данных может сделать важные выводы о динамике движения как до,

так и во время происшествия. Прямолинейные следы измерить несложно. При

дугообразных следах, в частности прерывистых следах заноса, определить

отдельные радиусы значительно труднее. В этих случаях рекомендуется

применять способ секущих или хорд.

На чертеже-схеме места происшествия необходимо указать, была ли учтена

при измерениях база транспортного средства и, по возможности, какому колесу

принадлежит тот или иной след.

Аналитические исследования следов шин.

Нередко реконструкция конечного положения транспортных средств или

морфологические признаки следов шин, обнаруженных на месте происшествия, не

позволяют однозначно установить их принадлежность. Тогда эксперту-химику

ставят вопрос, возможно ли идентифицировать шины с помощью аналитических

исследований.

Следы шин состоят частично из сдвинутого щебеночного покрытия или

асфальтовых компонентов, частично из отделившихся в результате истирания

шин частиц резины, а также из дорожной грязи, собранной вследствие

непрерывного проскальзывания протектора по поверхности дороги. Таким

образом, в обеих существенных составных частях следа шины - органической и

еще более отчетливее в неорганической - мы имеем дело с веществом пробы,

образованным чисто случайно, поскольку его основными компонентами являются

асфальт и дорожная грязь. В противоположность этому признаки материала шин

различных модификаций и различных изготовителей обладают невысокой

дифференцируемой способностью, и выявить ее на общем фоне загрязнений

теоретически невозможно.

В заключении можно констатировать, что при помощи химического анализа

органических и неорганических компонентов следа невозможно определить

типовую принадлежность шин. Еще менее вероятной представляется их

идентификация. Тем не менее методом пиролитической газовой хроматографии

можно дифференцировать различные типы шин при условии достаточного

количества следообразующего материала.

Осмотр транспортных средств, участвовавших ДТП, позволяет установить:

а) тип и вид транспорта;

б) отличительные признаки транспорта;

в) принадлежность транспорта;

г) внешнее состояние транспорта;

д) признаки участия транспорта в ДТП;

е) состояние элементов управления;

ж) техническое состояние транспорта;

з) индивидуальные признаки водителя;

и) иные данные.

Исследование частиц лакокрасочного покрытия и осколков стекла.

Относительно большая энергия, с которой транспортные средства сталкиваются

друг с другом или с живым организмами, является причиной деформации

поверхности транспортных средств, которая влечет за собой растрескивание,

отслаивание и отделение фрагментов стекла и лакокрасочного покрытия.

Отколовшиеся частички могут быть обнаружены на месте ДТП. Специфическое

сочетание органических и неорганических компонентов и структура этих

материалов, а у лакокрасочного покрытия к тому же индивидуальное сочетание

слоев делает следы в виде частиц краски и стекла по отдельности или в

совокупности важными идентификационными объектами. Как показали

исследования, существует возможность по положению этих частиц и

установленной скорости транспортного средства определить место

столкновения.

С точки зрения естественнонаучной криминалистики лакокрасочные покрытия

характеризуются:

1. Набором слоев и неповторимым сочетанием их окраски;

2. Составом неорганических компонентов слоев;

3. Составом органических компонентов слоев.

Эти свойства позволяют отличить один образец покрытия от другого и

поэтому должны тщательно исследоваться. Набор слоев и их окраска изучаются

по небольшим частицам с помощью стереомикроскопа. Сравнительный материал

необходимо исследовать при максимально тех же условиях освещения, что и

изъятую пробу, так как субъективное цветовое восприятие объекта во многом

зависит от его освещения.

Информацию о составе органических компонентов лакокрасочного покрытия

можно получить путем их исследования методом пиролитической газовой

хроматографии с последующей идентификацией продуктов пиролиза методом масс-

спектрометрии.

Следует отметить, что при практически одинаковом цветовом ощущении

окраски декоративного слоя состав его неорганических компонентов может

значительно варьировать.

Исследование осколков стекла.

В рамках события ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей

транспортного средства. При этом чаще всего разбивается лобовое стекло и,

как правило, рассеиватели фар. Для целей идентификации используются

следующие признаки:

1. Выштампованные обозначения (маркировка);

2. Коэффициент преломления;

3. Состав неорганических элементов.

К выштампованным обозначениям относятся национальные и международные

знаки технического контроля, рельефные фирменные знаки или кодовые имена

предприятий-изготовителей. Эти морфологические характеристики, дополненные

оптическими элементами на поверхности стекла, в большинстве случаев

позволяют установить тип транспортного средства.

Коэффициент преломления характеризует такое физическое свойство среды,

как прозрачность. Для исследования осколков стекла на предмет установления

коэффициента преломления можно рекомендовать метод Бекке.

Из различных видов автомобильного стекла приходиться иметь дело почти

исключительно с натриевым силикатным стеклом. Несмотря на относительную

однородность химического состава и массовость производства, в содержании

неорганических микроэлементов исследуемых объектов имеются существенные

аналитическо-химические различия, обусловленные составом использованного

сырья и различными обесцвечивающими добавками.

Фиксация и интерпретация дефектов транспортного средства.

При осмотре места происшествия большое значение имеет фотографическая

фиксация участвовавших в нем транспортных средств, а по возможности и

положения, в котором они найдены, так как ликвидация последствий аварии

может привести к существенному изменению первоначальных дефектов или к

появлению новых.

По дефектам, возникшим на транспортном средстве в момент первичного

столкновения, практически невозможно сделать вывод в отношении скорости

его движения непосредственно перед аварией, поскольку степень выраженности

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.