реферат бесплатно, курсовые работы
 

Обучение аудированию

на субъективном уровне вызывает ложное представление об увеличении скорости

темпа.

С самого начала обучения иностранному языку темп речи должен быть

нормальным и находиться в пределах между 200 и 250 слогов в минуту. Это

требование не всегда соблюдается учителями, о чем свидетельствуют замеры

скорости их говорения (в отдельных случаях она равняется 120—140 слогам).

Искусственное замедление темпа, как показывает анализ речевых сообщений,

искажает интонационный рисунок фразы, нарушает нормы ударения, мешает

быстроте реакции и существенно содействует ослаблению внимания, крайне

важного для восприятия и понимания речи.

Для того чтобы темп речи не стал препятствием при восприятии на слух,

особенно в IV—V классах, скорость предъявления в отдельных случаях может

замедляться за счет увеличения длительности пауз между смысловыми кусками.

Более продолжительное паузирование, как показывают экспериментальные

проверки, улучшает вероятностное прогнозирование, дает возможность

восполнить пробелы в понимании на основе общего смысла принятого сообщения.

Речевые сообщения должны предъявляться не только учителем, но и в грам- или

фонозаписи.

Количество предъявлении и объем речевых сообщений.

Для эффективного обучения аудированию немаловажное значение имеет

правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или

многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения и о

длительности его звучания.

Эксперименты, проведенные в школьной аудитории, позволили выявить весьма

ощутимую зависимость понимания от количества предъявлении особенно на

начальном этапе обучения.

Так, по данным некоторых исследований, повторное прослушивание

сообщения улучшает понимание на 16, 5% третье — на 12, 7% (по сравнению со

вторым), последующие прослушивания существенного улучшения в понимании речи

не дают.

При определении размера монологического или диалогического сообщения

указывается либо время звучания, либо количество слов или предложений. Для

начального этапа средней школы предназначаются тексты описательного

характера, состоящие из 3—6 предложений, на средней ступени это количество

увеличивается до 10—15, а к концу обучения в школе — до 20—25. Объем

речевого сообщения зависит от многих факторов и не является стабильной

величиной. Можно говорить, по-видимому, лишь о минимальном или максимальном

размере аудиотекста и определять его не количеством слов или предложений, а

продолжительностью звучания. Такое измерение удобно для планирования

занятий, для правильного распределения времени на различные виды речевой

деятельности.

Объем речевых сообщений зависит от места выполнения упражнений.

Что касается работы в классе, то средний размер текстов, измеряемый

продолжительностью звучания, для начального этапа должен составлять одну

минуту, в пятых-шестых классах — две или три минуты, а и старших — три-пять

минут. Текст до трех минут звучания принято считать оптимальным, так как он

не превышает возможности учащихся в удержании информации (если ее нужно

передать в форме, близкой к тексту оригинала) и позволяет развивать

прогностические умения на уровне текста.

Что касается рекомендаций относительно занятий в лаборатории, то они

довольно противоречивы.

Более убедительными представляются данные, основанные на

экспериментальных проверках порога внимания и степени утомляемости учащихся

различного возраста. Известно, что у школьников в 13—16 лет утомляемость в

умственной работе наступает после 35 минут, из которых первые 15—20 принято

относить к наиболее продуктивным. В младшем школьном возрасте утомление

наступает после 10—15 минут концентрированного внимания, поэтому в целом

ряде методических пособий содержатся справедливые требования относительно

изменения видов упражнений и способов их выполнения. Полагаем, что

максимальная продолжительность занятий в лаборатории для старшеклассников

не должна превышать 20 мин. и включать 2—3 упражнения тренировочного или

речевого характера. Что касается объема аудиотекстов, то их длина не должна

иметь существенных отличий от тех количественных показателей, которые

характерны для материалов, используемых в классе.

Опоры и ориентиры восприятия.

Успешность аудирования во многом зависит от того, какими ориентирами

располагает текст, имеются ли в нем необходимые подсказки и опоры для

запоминания.

Восприятие речи на слух начинается с выделения смысловых ориентиров. В

первую очередь сюда следует отнести интонацию (как признак связи слов и

предложений), ритм, паузы и особенно логическое ударение. Они должны не

только соответствовать содержанию; но и выполнять экспрессивную функцию

речи, т. е. выражать эмоциональное отношение говорящего к сообщаемым

фактам, явлениям. При нейтральном, неакцентированном говорении понимание

значительно снижается. Для выделения смысловых ориентиров используются

также вводные слова, повторения, риторические вопросы и др.

Большую помощь оказывают речевые штампы, широко употребительные в

разговорной речи. Являясь средством быстрой интеграции, они улучшают

догадку и вероятностное прогнозирование.

Характер ориентиров и опор меняется в зависимости от речевого опыта и от

способа предъявления аудиотекстов, т. е. от того, идет речь о восприятии

контактной или дистантной речи.

Контактная речь (как диалогическая, так и монологическая) в большинстве

своем проходит в конкретной ситуации общения, которая улучшает

вероятностное прогнозирование, увеличивает широту ассоциативных связей.

Большую помощь оказывают слушающему паралингвистические элементы речи, о

которых говорилось выше.

При комбинированном звукозрительном предъявлении речевых сообщений широко

используются формальные подсказки: подчеркивание, особый шрифт, цвет,

схемы, картины, заголовки и др. Каждый из этих ориентиров имеет свое

назначение.

Заголовки, которые А. А. Смирнов называет «наиболее распространенным

видом опорных пунктов», знакомят с темой речевого сообщения и создают

направленность мысли.

Рисунки (или картина) как подсказывающий ориентир применяются в

зависимости от выполняемых задач. При целевой установке на слушание и

последующее воспроизведение рисунки имеют положительное значение. Они

способствуют догадке, пробуждают интерес, помогают удержать в памяти

последовательность излагаемых фактов.

Визуально-изобразительная опора важна не только для смыслового понимания,

но и для последующей передачи содержания. Она разгружает память,

способствует сегментированию речевого потока, улучшает точность и полноту

понимания, поскольку «пропускная способность» слухового анализатора во

много раз меньше зрительного. По данным некоторых исследований разница в

понимании одного и того же сообщения, воспринятого в условиях контактного

(а, следовательно, располагающего большим количеством самых разнообразных

зрительных опор) и дистантного общения составляет от 20 до 40%.

Система упражнений для обучения аудироваиию

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий,

расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с

учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных

видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух

реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на

две подсистемы — подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в

свою очередь, группы — (упражнения для снятия лингвистических трудностей

аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей

аудирования), включающие типы и виды упражнений.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать

следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;

2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и

последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся

и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;

3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать

посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Подготовительные упражнения.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно

(до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического

характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии

содержания.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в

подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического

характера

2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического

характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие

умения:

1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация

и понимание;

2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;

3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);

4) определение контекстного значения различных лексических единиц и

грамматических конструкций;

5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и

др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

1) прогностических умений;

2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;

3) механизма эквивалентных замен;

4) речевого слуха;

5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые

сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они

обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;

б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

в) соотносить текст с ситуацией общения;

г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в

каждом из них;

д) письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения

1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с

опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и

ответьте на вопросы

2. Прослушайте начало рассказа u постарайтесь догадаться о том, что

произошло дальше

3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь

догадаться о последующем содержании.

4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является

описанием данного рисунка.

5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы

6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие

8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя

предложениями

9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке

10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание,

повествование, рассуждение)

11. 11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.

12. Расскажите о .... прослушав текст.

13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.

14. Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в

подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план

высказывания.

16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и

прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой

информации

17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные

материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном

прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание

Упражнения на обучение восприятию речевого потока

1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения.

2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве.

3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите

предложение, пропущенное диктором при повторном чтении

4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме

5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках

последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в

карточках в ином порядке.)

6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по

смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на

карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической

последовательностью их предъявления на слух.

7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в

звукозаписи, укажите различия

8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты

плана (пересказа) текста

9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте,

читаемом диктором

10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном

тексте.

11. Отметьте в списке названные в тексте цифры

12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором

13. Запишите названные в тексте числа

14. Запишите названные в тексте имена собственные

15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа

16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к

изучаемой теме.

17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он

соответствует

18. Прослушайте два фрагмента по одной теме u скажите, какая новая

информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

19. Прослушайте фрагмент текста u запишите ключевые слова

20. Прослушайте фрагмент текста еще раз u nepeскажите его, используя

записанные ранее ключевые слова.

21. Прослушайте фрагмент текста u найдите неточности в его

русском письменном переводе.

22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание,

назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

23. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем ответы на

поставленные вопросы.

24. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем слова и

словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

25. Прослушайте фрагмент текста u определите правильный вариант

ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.)

26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в

определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть

текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий

смысловой информации

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное,

сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет

речь.

3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и

определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею,

тему.

7. Прослушайте начало текста u попытайтесь составить план

продолжения текста.

8. Прослушайте фрагмент текста u попытайтесь продолжить его устно.

9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый

пересказ на карточке u разверните этот пересказ устно, используя полученную

смысловую информацию

10. Прослушайте фрагмент текста u найдите его место в графическом

тексте.

11. Прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в

соответствующем графическом тексте

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и

расположите предложения в логической последовательности

13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав

фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения,

логического мышления

1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите

их.

2. Прослушайте речевые образцы u покажите соответствующие им

иллюстрации.

3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с

предметами или имитируйте эти действия.

4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической

последовательности.

5. Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено (что появилось

нового) во второй.

6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики

постепенно удлиняются)

7. Повторяйте вслед за диктором список слов. (Список постепенно

удлиняется.)

8. Повторяйте вслед за диктором каждое новое слово, самостоятельно

повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за диктором предложения с добавленными новыми

словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10. Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же

словом или с одной u той же грамматической структурой.

11. Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором.

Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.

13. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и

постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке

Подготовка иноязычного текста для аудирования.

Навык аудирования формируется в процессе работы с разными видами

материалов для аудирования и, в первую очередь, со специально составленными

текстами, предназначенными для развития этого умения. Тексты могут быть

описательными, повествовательными и диалогическими. Повествовательные

тексты, в свою очередь, могут содержать какую-либо занимательную фабулу.

Содержание текстов может быть либо близким интересам учащихся, либо

совершенно новым, порою неожиданным. В зависимости от этих и целого ряда

других особенностей при подборе материала при обучении аудированию следует

соблюдать принцип градации трудностей, предлагая учащемуся материал,

который усложняется постепенно, в котором соблюдены промежуточные звенья.

Известно, что устная речь выступает в двух формах — монологической и

диалогической — и каждая из этих двух форм устной речи требует своей

системы упражнений при обучении аудированию. Основная задача учащихся в

восприятии монологической речи состоит в том, чтобы осознать и определить

круг событий, нить повествования, увязать основную идею и важнейшие детали

сообщения и т. д. Вместе с тем восприятие на слух монологической речи

несколько легче, чем диалогической. Создав верную направленность мысли на

восприятие того или иного текста, учащиеся легко могут предположить, о чем

пойдет речь далее, могут предвосхитить события.

Восприятие речи диалогического характера усложняется тем, что в такой

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.