реферат бесплатно, курсовые работы
 

Именное составное сказуемое в повести Н.С. Лескова Очарованный странник

составное сказуемое.

Миссионеры очень этим недовольны сделались. (С.267).

Он однако был и этим доволен и говорит: " Ну уж это не твоя беда,

сколько я научусь, ты только сказывай" (с. 279).

Сказуемое, в котором замена краткой формы имени прилагательного

полной формой того же прилагательного с грамматической точки зрения

возможна.

Предложения со значением настоящего времени типа Он умный и Он умен

представляют в современном русском языке многочисленные случаи

синтаксической синонимии. Ввиду того, что употребление краткой или полной

формы часто представляется случайным, немотивированным. Однако эта

немотивированность в большинстве случаев кажущаяся. В действительности за

кратким прилагательным в предикативной функции закреплены определенные

значения, их употребление связано с соответствующими грамматическими или

смысловыми условиями.

Краткое имя прилагательное в роли сказуемого употребляется в

предложениях, имеющих характер обобщения, умозаключения, с общим значением

абсолютного постоянства признака.

Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней

обращается и каких он насчет ее мыслей (с. 224).

Пью угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю и никак не разберу:

смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно

в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьет...(с.297).

Обычно при обозначении признака временного, случайного краткие формы

имен прилагательных в сказуемом предпочитаются формам полным. Это особенно

последовательно выдерживается в тех случаях, когда в предложении имеет

указание на время появления признака.

А знаешь что, Иван Северьянов, так и так, ведь дела мои очень плохи.

(С. 307). (Пример единичный)

В сказуемых с формами прошедшего времени глагола быть краткая

форма может быть заменена полной формой. Краткая форма указывает на наличие

у лица или предмета признака, являющегося его характерным и определяющим

свойством.

А я на это ловок был, и хотя вожжи от дышловых, которыми надо

спускать, в руках кучера, но я много умел отцу помогать (с. 232).

Краткое имя прилагательное в сказуемом может сочетаться с формами

прошедшего времени полузнаменательных глаголов со значением эпизодического

или временного пребывания в состоянии: бывать, показаться, оказаться,

оставаться, остаться, очутиться, сделаться, стать, становиться, прийтись и

некоторые другие.

Данные сочетания полузнаменательного глагола с краткой формой имени

прилагательного встречаются главным образом у писателей XIX века, к которым

и принадлежит Н.С.Лесков.

Он как-то мне неверен показался...(275). (пример единичный).

В современном русском языке происходит замена в данных конструкциях

имени прилагательного в краткой форме полной формой прилагательного в

творительном падеже.

Присвязочный компонент - имя прилагательное в полной форме в

именительном падеже.

Полное имя прилагательного в именительном падеже широко употребляется

в составном сказуемом. Такое употребление представляет собой явление

развивающееся, и полные формы закрепляются там, где еще в XIX веке обычным

было употребление кратких форм прилагательных [ ]. Полные

прилагательные употребляются с полузнаменательными глаголами бывать, стать,

оставаться, сделаться и некоторые другие. Так же, как сказуемые, включающие

краткие формы имен прилагательных, сказуемые имеющие в своем составе полные

прилагательные, делятся на две группы:

1) сказуемые, в которых полная форма имени прилагательного является

единственно возможной и не может быть заменена краткой формой;

2) сказуемые, в которых такая замена возможна, но употребление полной

формы определяется теми или иными грамматическими и смысловыми условиями.

1) В тексте повести Н.С.Лескова редко встречаются предложения, в

которых именная часть, представленная полными формами имени

прилагательного, не может быть заменена краткой формой того же

прилагательного, потому что сказуемое выражено относительным

прилагательным, вообще не образующим кратких форм.

Так мы и разошлись, и я было пришел к заседателю, чтобы объявиться,

что я сбеглый, но только рассказал я эту свою историю писарю, и тот мне

говорит:

- Дурак ты, дурак: на что тебе объявляться, есть у тебя десять

рублей? (С. 238) .

2) В тексте "Очарованный странник" много предложений, в которых

замена полной формы имени прилагательного краткой формой того же

прилагательного с грамматической точки зрения возможна.

В предложениях со значением настоящего времени полной формы

прилагательных в сказуемом употребляются в тех случаях, когда признак

приписывается предмету как качество, свойственное ему на всем протяжении

существования данного предмета.

Должность нелегкая; за дорогу, бывало, несколько раз такие перемены

происходят, то слабеешь, то исправишься, а дома от седла совсем уже как

неживого отрешат и станут давать хрен нюхать...(с. 230).

Но только Савакирей тут же вскоре последний разок на меня замахнулся,

а уже удавить не мог, сам, как кукла, на меня вперед, и упал: посмотрели, а

он мертвый...(257).

Полное имя прилагательное в сказуемом выступает в сочетании с формами

прошедшего времени вспомогательного глагола быть, полузнаменательных

глаголов бывать, стать, сказаться, остаться, сделаться и некоторые другие.

Значение формы глагола в рассматриваемых предложениях не одинаково. Они

могут: 1) выполнять только служебную функцию указания на время и

наклонение, т.е. быть чистой связкой; 2) совмещать со служебным значением

указания на время и наклонения оттенок лексического значения бытия,

существования, наличия в плане прошлого. В первом случае признак,

выраженный именем прилагательным, обычно воспринимается как временный,

непостоянный, случайный, во втором случае признак, выраженный именем

прилагательным, воспринимается как постоянное свойство предмета.

1) Я и еще одну позволил и сделался очень откровенный...(с. 276).

Оно,- говорит,- говорит так и надлежит, чтобы это мучение на мне

кончилось, чем еще другому достанется, потому что я, - говорит, - хорошего

рода и настоящее воспитание получил, так что даже я еще самым маленьким по-

французски богу молился, но я был немилостливый и людей мучил, в карты

своих крепостных проигрывал; матерей с детьми разлучал; жену за себя

богатую взял и со света ее сжил...(с. 287).

Теперь эти имения при молодых господах расплылись, но при старом

графе были очень значительные. (с. 228).

2) графиня, которая меня за кошкин хвост сечь приказала, уже померла,

а один граф остался, но тоже очень состарился, и богомольным стал, и

конскую охоту оставил. (с. 277).

Присвязочный компонент - имя прилагательное в форме сравнительной

степени.

В тексте повести "Очарованный странник" встретилось предложение, в

котором присвязочный член выражен прилагательным в форме сравнительной

степени. Форма сравнительной степени указывает на качество субъекта,

проявляющееся в большей степени, чем в другом предмете.

Там, где степь ковылистее, она все-таки радосней; там хоть по увалам

кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий полынь и чебрец пестрит белизну, а

тут все одно блыщание... (с. 264).

Присвязочный член, выражен местоимением или включает в свой состав

местоимение.

В тексте повести встретилось предложение, в котором присвязочный член

выражен местоимением.

И как он подошел, я его взял за плечи, и начинаю рассматривать, и

никак не могу узнать: кто он такой? (с. 291). (пример единичный).

Присвязочный член - действительное причастие.

В "Очарованном страннике29.

22.Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. -М., 1963.

"Н.С.Лескова можно выделить предложение, в котором присвязочный член

выражен действительным причастием в форме именительного падежа. Пример в

тексте единичный.

- Нет, - отвечают, - ты, чадо, нас в это не мешай, мы во Христе, а во

Христе нет ни ельни, ни жид: наши земляки все послушенствующие (с.268).

ГЛАВА III. ПУТИ-ДОРОГИ "ОЧАРОВАННОГО СТРАННИКА"

Дерзко пренебрегая "всеми педантическими условностями беллетристики",

Н.С.Лесков блистательно реализует в "Очарованном страннике" художественные

открытия "Воительницы", "Соборян", "Замечательного ангела" и создает

подлинный шедевр, достигая здесь той степени целостности и художественного

совершенства, той согласованности всех компонентов произведения, когда

ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, ни поменять местами [1,64].

По яркости и этической широте повествования "Очарованный странник"

относится к лучшим повестям Лескова.

Рассматривая повесть в контексте предшествовавших ей произведений:

нетрудно найти в них те зерна, из которых и прорастают художественные

идеи "Очарованного странника".

"...Тяжело ему ношу, сонную дрему весть, когда в нем одна тысяча

жизней горит", - говорит в романе-хронике Лескова "Соборяне" протопоп

Савелий Туберозов о своем друге, богатыре Ахилле Десницыне, как бы по

недоразумению носящему дьяконскую рясу. Возможности, заложенные в натуре

Ахилла, безграничны.

Но победить "сонную дрему", избавиться от ее пут и прожить отпущенную

природой "тысячу жизней" удается уже "очарованному страннику" Ивану

Северьянычу Флягину. Внешнее и внутреннее сходство этих героев очевидно:

Флягин - это Ахилла, отправившийся из замкнутого мирка старгородской жизни

в бескрайний и нескончаемый путь.

В новой повести жизнь героя представляет собой цепь приключений,

столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то

же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной,

нянька грудного ребенка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтера,

солдат, георгиевский кавалер - офицер в отставке, "справщик" в адресном

столе, актер в балагане, и, наконец, инок в монастыре - и все это на

протяжении одной жизни, еще не завершившейся.

Само имя у героя оказывается непостоянным: "Голован" - прозвище в

детстве и юности; "Иван" - так зовут его татары; под чужим именем Петра

Сердюкова служит он на Кавказе. И, наконец, ставши иноком зовется "отец

Измаил", оставаясь тем не менее всегда самим собой - русским человеком

Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Н.С.Лесков не забудет ничего - ни детской

непосредственности Ахиллы, ни своеобразного "артистизма" и узкого

"патриотизма" "воительницы", понадобятся ему и "выходы" (закон) Никиты

Рачейского. Но к концу повествования незаметно слабеет впечатление от

неприглядного облика героя и читатель видит поднимающуюся во весь рост

гигантскую фигуру, благородного в поступках и бесстрашного перед лицом

смерти. Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так

отпущена на свою волю.

Безгранично рассматривается художественное пространство повести, и

мотив дороги, возникающий в "Соборянах" и "Запечатленном ангеле":

становится теперь ведущим. Корела, Орловщина, Подмосковье, Карачев,

Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург. Соловецкие

острова - такова "география" повести, определившаяся путями-дорогами Ивана

Северьяныча Флягина. В самом странничестве лесковского героя есть

глубочайший смысл; именно на дорогах жизни вступает "очарованный странник"

в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед

проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал

[2,37].

В обрамлении к рассказу Флягина возникает ситуация, знакомая по

"Запечатленному ангелу" ситуация случайного объединения людей (ситуация,

которая станет господствующей в "Очарованном страннике"): "Мы плыли по

Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по

корабельной подробности в пристань к Кореле". Героем повести, ее настоящим

центром становится один из пассажиров, неожиданно вступивший в разговор.

Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью:

"Это был человек огромного роста, с смуглыми открытым лицом и густыми

волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его проседь...

он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный,

добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной

картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого. Казалось, что ему бы не в

рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и

лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор". Флягина

невозможно не заметить на маленьком пароходе.

История о сосланном в эти места дьячке, повесившемся от скуки, не

вызывает ни у кого из слушателей ни удивления, ни сострадания, настолько

она обычна. Единственное, о чем сокрушается один из пассажиров, суеверный

купец, "что дьячку за самоубийство на то том свете будет", так как за

самоубийц "даже молиться никто не может". Новая точка зрения оказывается

неожиданной - богатырь-черноризец утверждает, что есть такой человек,

который все их положения самым легким манером очень просто может

поправить". Таким человеком оказывается " попик-прегорчающий пьяница,

которого чуть было не расстреляли". В рассказе Флягина "запивашка" -

попик собирается наложить на себя руки, чтобы спасти семью. И этот человек

оказывается истинным праведником, угодным богу: "Этакий человек всегда

таковым людям, что жизни боренья не переносят, может быть полезен, ибо он

уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю

докучать и тот должен будет их простить".

За внешним комизмом рассказа скрывается проблема: кто такие самоубийцы-

самоуправцы, самовольно распоряжающиеся дарованной богом жизнью, или

мученики не перенесшие "борения жизни". Тема самоубийства помогает

поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от

неблагоприятных житейских положений. Не случайно она снова и снова

возникает на страницах повести как сигнал общего неблагообразия,

неблагополучия жизни. Трижды на разных этапах своего жизненного пути

рассказчик приходит к мысли покончить с собой. Хочет наложить на себя руки,

переживая странное крушение любви красавица цыганка Груша. В лесу у

монастыря удавился какой-то "жид". Каждый из этих эпизодов важен только

сам по себе, но и как частица целого - русской жизни в ее специфически

национальном выражении.

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя

предыдущими, но его финал - гибель укрощенного коня ("... гордая очень

тварь был, поведением смирился, но характера своего, видно, не мог

преодолеть") снова вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и

там налицо насилие над свободным от природы существом. И человек и

животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести.

Художественная мысль о необходимости борьбы с жизнью и разных

последствиях сопротивления ей не замыкается в этих трех категориях. Можно

обнаружить ее следующее звено в характеристике диких коней, покупаемых

для конного завода. От смирных заводских лошадей их отличают сильные

характеры, "веселая фантазия". Как обратить это на пользу и потребу жизни,

как примирить любовь к воле, и ненависть ко всякого рода утешениям с

потребностями самой жизни, которая нуждается и в сильных характерах, и в

"веселой фантазии"? "Ведь из степных дикарей которые "все это воспитание

и науку вынесут ... такая отборность выходит, что никогда с ними никакой

заводской лошади не сравниться по ездовой добродетели". "Борения жизни"

оказываются не только губительными, но и благотворными. Так читатель

подготавливается к восприятию истории очарованного странника как поисков

гармонии между самобытностью стихийной силой личности и требованиями самой

жизни, ее законами.

С рассказа об укрощении коня начинается собственно повествование об

"обширной протекшей жизненности" Флягина, и этот эпизод не случайно "вынут"

из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к

жизнеописанию героя, выполняющий, по справедливому замечанию

Т.А.Чередниковой, подсказывающую функцию. Читатель узнает, что иноческий

подрясник - не постоянное одеяние героя. Богатырь-черноризец, подобно

фольклорному герою, обладающий талантом тонкого знатока и ценителя

лошадей, посрамляет иностранца, всемирно известного укротителя.

Одновременно с этим по истории с Рареем, рассказанной с добродушной

откровенностью, можно заключить, что герой наивен, иногда даже несколько

комичен. Уже в этом рассказе присутствует элемент фантастики, в которую

свято верит герой. Он свято верит в незыблемую силу предопределения. Это

вера выражает народные представления о судьбе, о доле, изменить которую

человек не властен"[ ].

Иван Северьяныч Флягин живет по преимуществу не умом, а сердцем, и

потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь

разнообразны обстоятельства, в которые он попадает, который проходит герой

повести, - это поиски своего места среди других людей, своего призвания,

постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей

жизнью и своей судьбой.

Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов

и выглядят в меркантильный век как глупость и являются причиной многих

поворотов в судьбе героя.

Флягин сначала и не помышляет самовольно изменить свою участь.

Пророчество засеченного монашка о неминуемых переменах в его судьбе герой

всерьез не принимает. Оглядываясь на пройденный путь, Иван Северьяныч

убежден, что "соблазн бродить" он получил от цыгана, спасшего его от

петли. В петлю же Голован из-за наказания за отрубленный кошкин хвост,

которое придумал немец-управитель: "с конюшни долой и в аглицкий сад для

дорожки молотком камешки бить". Наказание это оказывается непереносимым

именно потому, что Флягин отлучен от любимого дела и обречен на

бессмысленную работу.

Цыган-спаситель приглашает Флягина с собой, имея на то свой расчет -

кражу коней. Но Флягин "не удержится" в разбойниках не потому, что уступает

цыгану в ловкости или силе, а потому, что не способен к обману, хитрости.

И в няньках, то есть в должности, с точки зрения здравого смысла,

самой дурацкой, комически несообразной с полом и физическим обликом

Флягина, он окажется потому, что сам рассказал нанявшему его барину, что он

"сбеглый" и что паспорт у него фальшивый.

Но в нравственном развитии героя история службы в няньках приобретает

сугубую важность. Флягин в этих необычных обстоятельствах делает первые

шаги в освоении мира, своей и чужой души, и поступки героя только на

поверхностный взгляд кажутся лишенными всякой логики и обоснования.

Оказавшийся вне традиционных связей, не имеющий возможности применить

свою богатырскую силу, герой как бы попадает в сказочную ситуацию сонного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.