реферат бесплатно, курсовые работы
 

Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста

Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста

| |

|Министерство общего и профессионального образования |

| |

|Московский Педагогический Университет |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Курсовая по методике обучения иностранного языка на тему: |

|"Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста". |

| |

| |

| |

|Выполнил: Перловская Н.О. |

|Группа: 41А18 |

|Специальность: переводчик-референт |

|Проверил: Доцент кафедры лингводидактики |

|Василевич Александр Петрович |

| |

| |

| |

| |

| |

|г.Москва |

|2001г. |

План: стр.

1. Введение. 3-4

2. Определение начального этапа. 4-5

3. Классификация игр. 5-6

1. Фонетические игры. 6-8

2. Орфографические игры. 8-9

3. Игры для работы с алфавитом. 9-10

4. Лексические игры. 10-12

5. Грамматические игры. 12-13

4. Ролевая игры. Ролевые игры в обучении

иностранным языкам. 13-22

1. Примеры ролевых игр. 22-24

5. Учебные материалы для раннего обучения. 24-26

6. Заключение. 26-27

7. Список использованной литературы. 28-29

It’s more than a game. It’s an institution.

Thomas Hughes (1822-1896)

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся

педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в

процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой

неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения

эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения –

как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы

обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при

этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие

возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде

всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том

числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже

слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может

стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются

порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера

увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает

возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно

употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на

результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с

этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить

наравне со всеми».

Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок

воображает себя летчиком, а стулья – сверхзвуковым самолетом, и мы

присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее

установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.) где между играющими

происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.

С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как

речевое упражнение.

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где

создается возможность для многократного повторения речевого образца в

условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими

ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью

речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

. Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

. Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими

языкового материала;

. Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является

подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Определение начального этапа.

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения

иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной

компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и

совершенствования в курсе изучения этого предмета. К начальному этапу, как

правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Чтобы

заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно

продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться

с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны

учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли

средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать

иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться

пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении

письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или

уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы

по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо

накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них

на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно

новую ступень их развития в дальнейшем.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на

этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Английский методист Г.Пальмер, который придавал очень большое значение

началу в изучении иностранного языка, писал: «Take care of the first two

stages and the rest will take care of itself».

Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая

система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых

шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-

воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

Как известно, построение начального этапа может быть различным в

отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности

в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в

которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия

потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных,

образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.

Классификация игр.

Игры можно разделить на два раздела.

Первый раздел cоставляют грамматические, лексические, фонетические и

орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда

его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры,

занимающие по объему более трети пособия, поскольку овладение

грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к

активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении

грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет

ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого

удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и

увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически

продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются

для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и

умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных

навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель

которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого

раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений не

этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.

Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр –

способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность

проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая

реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные

качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в

аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в

умении творчески использовать речевые навыки.

Фонетические игры

1. Слышу – не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова.

Если он называет слово, в котором есть долгий гласный … или …, обучаемые

поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки …

или …, все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на

доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

2. Широкие и узкие гласные. Цель: формирование навыков фонематического

слуха.

Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук

произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя.

Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

3. Правильно – неправильно. Цель: формирование правильного, чуткого к

искажениям фонематического слуха.

Ход игры: преподаватель называет отдельные слова или слова в предложениях,

фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в

звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах

прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При

правильном чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой

(флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком).

Выигрывает команда, которая после подсчета очков наиболее правильно оценит

наличие или отсутствие ошибок.

4. Какое слово звучит? Цель: формирование навыка установления адекватных

звуко-буквенных соответствий.

Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель

начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной

последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить

рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения

преподавателем.

Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены

преподавателем.

Вариант3. Записать на слух слова, которых нет в списке, и попытаться найти

их в словаре, и, если они неизвестны обучаемым, выписать их значения,

установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи.

Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.

5. Кто быстрее? Цель: формирование и совершенствование навыков установления

звуко-буквенных соответствий и значений слов на слух..

Ход игры: обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке

приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в

третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке

пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только

преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с

соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить

все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и

качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией

и переводом.

6. Кто правильнее прочитает? Цель: формирование навыка произношения

связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него

(считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов,

предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков.

Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три

минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые

должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца.

За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно

очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Орфографические игры.

1. Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не

показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно

рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто

быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый

правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает

преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные

буквы. Действие повторяется.

2. Дежурная буква. Цель: формирование навыка осознания места буквы в

слове.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно

больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она

стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит

на первом месте?»

Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

3. Из двух – третье. Цель: формирование словообразовательных и

орфографических навыков.

Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому

приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады.

Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части,

причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся

на листках бумаги и раздаются участникам игры.

Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая

часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

4. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного

лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой

команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители

команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают

слово.

Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n,

h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten,

old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

5. Картинка. Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического

материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов,

животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две

части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на

картинке. После того как обучаемый написал слово, он долен прочитать его и

показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим

количеством ошибок запишет все слова.

Игры для работы с алфавитом.

1. 5 карточек. Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с

буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз

называет все 5 букв.

2. Кто быстрее? Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается

внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у

кого есть карточка с названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают

остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку.

Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот,

кто быстрее других остается без карточек.

3. Первая буква. Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель по очереди называет

по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро назвать первые

буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.

4. Испорченная пишущая машинка. Цель: формирование орфографического

навыка.

Ход игры: преподаватель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми.

Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то есть назвать свою

букву. После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на

услышанный звук или написанную букву, им предлагается «напечатать» слова,

сначала предъявляемые преподавателем на карточках, а затем произносимые

вслух.. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.

5. Где буква? Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных

соответствий.

Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает

обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как… . Выигрывает

тот, кто это сделает.

Лексические игры.

1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается

вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за

другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную

цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с

заданием.

2. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых

числительных.

Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или

количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее

число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное

числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.