реферат бесплатно, курсовые работы
 

Золотое и серебряное наследие России

Золотое и серебряное наследие России

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики

(технический университет)

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии

Тема реферата: « Золотое и серебряное наследие России ».

Реферат студента

СПбГИТМО(ТУ)

Факультета ТМиТ, 2 курса, 260 группы

Моисеевой Ю. А.

Научный руководитель: к.и.н., доцент Филичева Н. В.

Санкт-Петербург

2001

Оглавление:

Глава 1. Золотая кладовая Москвы.

1.1 Оружейная палата ………………………………………стр. 3

1.2 Рязанское «чудо» ………………………………………стр. 4

1.3 Скань ………………………………………стр. 5

1.4 Чернь ……………………………………….стр. 6

1.5 Эмальерное искусство ………………………………….стр. 7-8

Глава 2. Серебряная палата Московского Кремля

2.1 Русские серебряные изделия XIV –XVII веков …….стр. 9- 15

2. Русские серебряные изделия XVIII – первой трети XIX

века……………………………………………………….стр.16-23

3. Русские серебряные изделия середины XIX – начала XX

века……………………………………………………….стр.24-28

Заключение …………………………………………………….стр. 29

Список литературы…………………………………………….стр. 30

Оружейная палата

В одном из залов Оружейной палаты Московского Кремля представлено

уникальное по своей художественной и исторической значимости собрание

золотых и серебряных изделий работы русских мастеров XII—XVII веков. Оно

включает самые разнообразные предметы дворцового и церковного обихода:

золотые и серебряные чаши, братины, ковши, потиры, кресты, евангелия и

иконы в великолепных окладах. Это художественное наследие поражает

разнообразием форм, оригинальностью художественного решения, применением

сложных технических приемов, свидетельствующих о высоком уровне

мастерства их творцов. Материал, с которым имели дело ювелиры, — золото,

серебро, жемчуг, драгоценные камни — говорит о том, что их произведения в

основном предназначались для избранных — царской семьи, князей,

церковной знати. Создатели всех этих драгоценностей, преодолевая множество

канонов и ограничений, постоянно сохраняли в своем творчестве глубокую

связь с народным искусством, проявлялось это в форме и декоративном

оформлении изделий. В творчестве русских мастеров-ювелиров мы находим все

многообразие технических приемов обработки драгоценных металлов:

отливку, чеканку, резьбу, насечку, чернение, плетение из металлических

нитей, технику расписных эмалей, применение драгоценных камней.

Для характеристики русского ювелирного искусства XII—XV веков мы имеем

сравнительно немного памятников, среди них изделия мастеров золотых и

серебряных дел Киева, Владимира, Суздаля, Новгорода, Рязани. Их искусство

отличалось излюбленными композициями, своеобразием технических приемов,

орнаментальных мотивов.

Рязанское «чудо»

Образцом мастерства рязанских ювелиров могут служить вещи из так

называемого Рязанского клада, найденного в 1822 году на территории Старой

Рязани, разрушенной в 1237 году ордами Батыя. Клад представляет собой

золотой парадный женский убор, состоящий из нескольких разных по

назначению, но стилистически единых украшений:

круглых массивных колт, которые прикреплялись к головному убору в качестве

подвесок, барм (ожерелий), браслета, перстней и серег. Форма предметов,

сочетание техник, цветовая гамма эмалей свидетельствуют о том, что эти

украшения сделаны в XII веке мастерами Рязани.

Брамы. Рязань. XII век.

Стилистическое единство всех украшений проявляется как в форме, так и в

орнаменте. На блестящей золотой поверхности колт и барм яркими красочными

пятнами выделяются изображения святых. Гладкая поверхность металла оттеняет

эмалевые рисунки портретов, а жемчужная обнизь и широкая кайма сканого

орнамента подчеркивают их тонкость и изящество. Усиливают впечатление

богатства этого убора многочисленные неграненые драгоценные камни,

приподнятые над поверхностью ажурного орнамента в высоких гнездах.

Скань.

В развитии русского золотого и серебряного дела в XV веке особое место

занимает Москва. Искусство московских мастеров, впитавших в

себя богатое наследие местных художественных школ, играло уже в то время

ведущую роль в архитектуре, живописи, ювелирном деле.

Особенно больших успехов достигли московские серебряники в технике скани.

Её основные мотивы — непрерывно вьющийся стебель или свободно

раскинувшиеся пучки трав. Словно тонкое кружево покрывают они поверхность

металла. Высокое мастерство московских сканщиков выразительно сказалось в

окладе рукописного Евангелия, вложенного митрополитом Симоном в Успенский

собор Московского Кремля в 1499 году.

Густая кружевная сеть покрывает доску оклада. Плотность орнамента не

скрывает, а. наоборот, подчеркивает воздушность и утонченность скани-

Тонкий узор ее служит изысканным обрамлением для сцены «Распятие»,

расположенной в центре оклада на густом зеленом эмалевом фоне- Богатство

фантазии мастера, тонкое чувство ритма и динамики орнамента, уверенное

мастерство свидетельствуют о появлении нового, ярко выраженного направления

в московском прикладном искусстве,

С XVI века начинается объединение удельных княжеств вокруг Москвы,

Складывается единая линия развития русской художественной культуры, в

которой местные оттенки сглаживаются. Формируются черты нового стиля —

пышного, торжественно-нарядного.

Развитию золотого и серебряного дела в Москве немало способствовало

создание художественных мастерских при великокняжеском дворе — Оружейной,

Пастельной, Серебряной палат и др. В столицу со всех концов страны

устремляются талантливые ремесленники-умельцы, Не утратив древних традиций

художественного мастерства, московские мастера-ювелиры добиваются высокого

совершенства в целом ряде новых технических приемов обработки и украшения

драгоценных изделий. Исключительной тонкостью сканого орнамента,

изысканностью рисунка и нежностью эмалевой расцветки отличается золотой

оклад иконы «Одигитрия», выполненный около 1560 года. В XVI веке скань

постепенно теряет свое самостоятельное значение в украшении предметов. Она

встречается уже в сочетании с разноцветными эмалями, заполняющими сканые

ячейки в виде цветов, листьев, бутонов. Прелесть этого вида скани в

нарядности орнамента, в декоративной игре эмалевых узоров.

Оклад Евангелия, вложенного Иваном Грозным в 1571 году в Благовещенский

собор Московского Кремля, занимает исключительное место по своей красоте и

выразительности, мастерству исполнения и нежному колориту эмали. Кружево

сканых узоров, расцвеченных эмалью, покрывает всю поверхность оклада.

Вкрапление эмали в скань придает всему узору не только декоративность, но и

рельефность, объемность. Драгоценные камни, рельефно выделяясь на окладе,

создают яркую и выразительную игру света.

Чернь.

Особого совершенства в этот период достигает техника черни. К лучшим

памятникам черневого искусства относится золотое блюдо, подаренное Иваном

Грозным в 1561 году своей жене Марии Темрю-ковне. Центр его занимает

стилизованное изображение большого цветка, выполненного в технике плоской

чеканки. Лепестки, слегка закручиваясь по спирали, заполняют почти всю

поверхность блюда. Лишь по борту проходит полоса тонкого бархатисто-черного

узора в виде сетки из красиво изогнутых переплетающихся стеблей цветов,

Другим замечательным образце художественной черни является золотое кадило,

сделанное по заказу царицы Ирины в 1598 году.

Кадило. Мастерские Московского Кремля. 1598 г.

Кадило. Фрагмент.

По форм это одноглавый храм в миниатюре Черневой растительный орнамент из

множества трав, побегов, цветов заполняет верхнюю часть кадила. Боковые

стенки занимают черневые изображения фигур апостолов. Изображения апостолов

несколько вытянуты, что облегчает нижнюю часть храма, сообщает ему движение

вверх. Особую роскошь этому изделию придают круглые драгоценные камни.

Эмали.

XVII век — время расцвета мастерских Московского Кремля, которые стали

своеобразной школой художественного ремесла. В Кремле работают такие

талантливые мастера, как Гаврила Овдокимов, Юрий Фробос, Василий

Терентьев, Василий Андреев и другие.

Среди множества экспонатов относящихся к XVII веку, особое внимание

привлекают изделия, украшенные эмалями. Они поражают своей яркостью,

красочностью, богатством, нарядностью. К шедеврам эмальерного искусства

относится массивный золотой потир, вложенный в 1664 году в Чудов монастырь

боярыней Морозовой. Все в нем проникнуто поэтическим ощущением красоты —

чистота пиний рисунка,

радостные и смелые сочетания цветов; композиция оживлена драгоценными

камнями — изумрудами, рубинами, сапфирами. Эти же черты проявились и в

оформлении золотой чаши в форме полураспустившегося цветка, подаренной

патриархом Никоном в 1653 году царю Алексею Михайловичу. В украшении ее

сказалось исключительное мастерство художника-эмальера, тонко

чувствовавшего красоту родной природы и стремившегося отразить ее в своем

произведении. Необыкновенно яркая и глубокая по цвету эмаль

Панагия. Вятка. Конец XVII века.

соперничает с блеском драгоценных камней — чистых и прозрачных.

Подхваченные золотыми кастами в обрамлении белых эмалевых лепестков

драгоценные камни оживают, напоминая диковинные цветы природы.

Над массивным золотым окладом Евангелия 1678 года трудилась целая группа

мастеров Золотой палаты. Они достигли высокого совершенства в наводке

прозрачных и непрозрачных эмалей . Тaкой технический прием позволял

добиться тонкой игры света. Ювелиры XVlI века достигли значительных успехов

нe топько в технике наводки эмалей, но и технике черни. Характер черневых

изображений в XVII веке сильно меняется по сравнению с предыдущим

периодом — появляется густая штриховка, которая кладется по линиям рисунка,

как бы утолщая их. А для конца XVII века характерны резные изображения,

выполненные в чисто гравюрной манере, с сюжетами, заимствованными из

книжных иллюстраций, гравюр.

Больших художественных успехов в серебряном деле достигли в XVII веке и

местные центры — города Ярославль, Нижний Новгород, Кострома и другие. В

формах и орнаментации изделий мастеров этих центров присутствует местный

стилистический почерк. Предметы отличаются особой декоративностью,

жизнерадостным колоритом, близостью к народному творчеству.

Но, пожалуй, самый .значительный вклад в развитие русского декоративно-

прикладного искусства в XVII веке внес Сольвычегодск. В эмальерном

искусстве он занимает особое место.

Ларчик. Сольвычегодск. XVII век.

Здесь в последней четверти XVII века, раньше чем в Москве, получила широкое

распространение совершенно новая для того времени техника живописной эмали.

В сольвычегодских эмалях, носивших название усольских, явственно

проступили черты искусства нового времени. Растительные мотивы в усольских

эмалях сочетаются с изображением птиц, животных, пейзажей и даже

человеческих фигур. В таком решении орнаментально-декоративных мотивов

сказалось новое отношение человека к образам искусства и к самой

действительности.

Богатое собрание золотых и серебряных изделий Оружейной палаты позволяет

проследить длительный путь развития ювелирного дела — одного из древнейших

видов художественного творчества. Оно дает представление о художественной

культуре и уровне технического мастерства художников прошлого,

свидетельствует об удивительной мощи творческих сил народа.

2. 1 Русские серебряные изделия XIV –XVII веков.

Искусство русских ювелиров этого периода является частью высокой культуры

Древней Руси. Один из редчайших экспонатов - серебряная золоченая оправа

мощевика из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля с чеканным

изображением в рост св. Пантелеймона и Стефана, - может быть отнесен к

первой половине XIV века - тому сложному периоду русской истории, когда

золотоордынские полчища грабили и жгли русскую землю, огнем и мечом

уничтожали все на своем пути, когда рекой лилась людская кровь, ибо

завоеватели, по словам летописца, «люди секуще аки траву». В памятниках

прикладного искусства той поры воплотились патриотические идеи и идеи

воинского подвига, являвшиеся отражением вековой борьбы народа за

освобождение от иноземного ига.

Основанием датировки памятника служит его стиль: симметричная композиция,

плоскостное ее решение, четкий силуэт двух фронтально расположенных фигур,

вся пластическая организация изображения. Колончатые надписи и особый знак

на конце в виде стилизованной греческой сигмы были характерны для

византийской живописи и русского искусства домонгольского периода.

Архаизирующая тенденция изображения, простонародные лики, большие гладкие

нимбы, идущие от линии плеча, крупные драпировки одежд с характерным

орнаментом вьющегося стебля на подоле позволяют предположить, что это

памятник новгородского происхождения. В XIV веке в Новгороде местная

традиция и художественная культура Византии были определяющими в развитии

искусства. «Переписная книга» - опись Благовещенского собора 1634 года -

среди 35 ковчегов-мощевиков, относящихся ко времени царствования Бориса

Годунова и Михаила Романова, мощевик с изображением Пантелеймона и Стефана

упоминает в числе двух, время и место «построения» которых не обозначены.

Возможно, он попал в ризницу домовой церкви московских князей и царей в

конце XV века в качестве «поминков», полученных Иваном III, или был вывезен

во времена Ивана Грозного вместе с другими произведениями новгородского

искусства. Независимо от этого следует отметить стилистическую уникальность

памятника, не имеющего аналогий среди немногочисленных, дошедших до нашего

времени предметов прикладного искусства XIV века, выполненных из серебра.

Из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля, где были

сосредоточены великокняжеские реликвии, происходит группа серебряных

наперсных крестов-мощевиков, относящихся к XIV-XV векам и употреблявшихся в

качестве благословенных крестов, а также оберегов в военных походах.

Необычен по своей форме и способу декорировки крест XIV века, имеющий

овальное средокрестие, украшенное с лицевой стороны на гладком фоне литым

изображением Спаса на престоле и резными в рост предстоящими. Принцип

использования накладных литых фигур на серебряных изделиях характерен для

произведений новгородского искусства, в Новгороде он появился раньше, чем в

Москве, но сочетание в одной композиции литой и резных фигур, исполненных

уверенным резцом мастера, представляет самостоятельный, ранее неизвестный

вариант.

Серебряный с чернью крест-мощевик в форме квадрифолия с изображением Николы

Зарайского в рост на оборотной стороне относится ко второй половине XIV

века. Плотный слой черни служит фоном изображению, исполненному в

архаической манере: грубоватый лик, миндалевидные глаза, прямо очерченный

нос. Схематично расположенные черневые линии на одежде не передают объема

фигуры, а скорее подчеркивают ее статичность. Крест интересен как образец

использования техники черни - одного из древнейших способов украшения

серебряных изделий. Серебряный крест XV века из ризницы Благовещенского

собора, служащий ковчегом для более раннего литого креста-энколпиона домон-

гольского периода, исполнен в иной манере. Повторяющий форму древнего

четырехконечного креста с вы-гтупами на каждом конце, украшенный с двух

сторон черневыми изображениями, он дает представление еще об одном виде

прикладного искусства - гравировке с чернью. Интересна композиция «Троицы»

на

верхнем конце креста. Владея высоким мастерством рисунка, художник в

графической манере как бы «пишет» чернью по серебру. Черневое письмо на

серебряных крестах-ковчегах XIV-XV веков дает возможность судить о широком

и разнообразном использовании мастерами технических приемов черни.

В XV веке наблюдается заметное повышение уровня художественного ремесла,

вызванное общим подъемом русской культуры, тесно связанным с экономическим

и политическим расцветом страны. В этот период все более усиливается

влияние Москвы как главного художественного центра и формируется единый

общенациональный стиль в искусстве. Первоклассным памятником этого времени

является серебряный золоченый ковчег-мощевик из ризницы Благовещенского

собора, который относится к произведениям серебряников Московской Руси.

Литые накладные фигурки Деисуса по своим иконографическим и стилистическим

признакам очень близки к изображениям на реликварии удельных радонежских

князей, относящемся к первой трети XV века и находящемся в собрании

Загорского музея.

Применение литых фигурок на панагиях, ковчегах было традиционным на

протяжении XV века. В следующем, XVI столетии серебряное литье уступает

место чеканке и резьбе. Музеи Московского Кремля обладают уникальными

произведениями прикладного искусства XVI века, отражающими черты нового,

московского стиля. Серебряные изделия XVI века, хранящиеся в фондах музеев

Кремля, дают дополнительный материал для характеристики того периода в

развитии русского искусства, когда усиливается процесс концентрации

творческих сил Руси и постепенно сглаживаются различия между местными

художественными школами. Резная двусторонняя панагия XVI века из

Благовещенского собора – прекрасный образец искусства гравюры на серебре –

может служить примером этого. Она свидетельствует об увеличении числа

иконографических изображений в середине XVI века. Вписанные в круги

изображения строги, лаконичны, без лишних деталей. Они выполнены неглубокой

резной линией, идущей по основным контурам рисунка.

Четкая резная надпись как орнамент окружает центральные персонажи и внешний

ободок, образуя как бы дополнительный узор. Изящество и легкость рисунка,

выразительность образов позволяют утверждать, что резчиком был мастер,

хорошо знакомый с приемами иконописи.

Среди различных видов ювелирной техники, применявшихся в XVI веке,

наивысшего расцвета достигает чернь, занимавшая одно из первых мест по

своему художественному значению и разнообразию применения. Интересна

техника орнаментации черневого венца с оклада иконы XVI века, отличная от

всех , имеющихся ранее. Гладкая поверхность металла сначала покрывалась

тонким слоем черни, затем на этом фоне гравировался орнамент из серебряных

трав и фигурных клейм с нежным золочением.

Особой декоративностью отличаются черневые узоры на золоте. Серебряный

складень с резными композициями на внутренней стороне створок имеет внутри

икону конца XVI века в золотом окладе, с жемчужной обнизью и драгоценными

камнями. Черневой орнамент по золотому канфаренному фону служит основным

средством художественной выразительности вещи в целом.

Очень многие произведения древнерусского искусства погибли в результате

длительных междоусобных войн периода феодальной раздробленности, частых

разорительных пожаров, урона, нанесенного польско-шведской интервенцией

начала XVII века. Причиной утраты бытового и церковного серебра было также

отсутствие собственной сырьевой базы. Архивные документы, надписи на

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.