реферат бесплатно, курсовые работы
 

Забота государства о престарелых людях

Забота государства о престарелых людях

Социальное обслуживание пожилых граждан.

Социальное обслуживание включает в себя всё то что получает пожилой и

нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх

пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично

расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и

нетрудоспособным гражданам , нуждающимся в определённых видах социальной

помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются

специфические потребности, характерные именно для данной категории

граждан.

Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся

в наше стране с каждым годом всё большее значение , оно рассматривается как

крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим

эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий

возрастной рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают

свои общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере

социального обслуживания. Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и

внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных

запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского

обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам -

созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых

граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального

обеспечения. Система социального обслуживания охватывает , в частности,

медицинскую гериатрическую помощь , как стационарную, так и

поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на

дому нуждающимся в постороннем уходе ; протезную помощь , обеспечение

транспортными средствами ; трудоустройство желающих продолжать пассивную

трудовую деятельность и их профессиональное переобучение ; организацию

труда на специально созданных предприятиях, цехах ; жилищно-бытовое и

коммунальное обслуживание ; организацию досуга и т. д.

Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится

реальной и тогда , когда он наделён юридическим правом требовать от

соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (

материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д. ) , а данный

орган юридически обязан такое благо предоставить . Так, право на

материальное обеспечение старости , в случае потери трудоспособности,

утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная

система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным

условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и

каких либо других факторов. В то же время в области социального

обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от

усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд

социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу

дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и

нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует

превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты

по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на

дому и возможностями данной службы и т. д.

Медико-социальную помощь населению оказывают два крупных ведомства -

Министерство Здравоохранения и медицинской промышленности , и Министерство

социальной защиты населения России. Самыми массовыми медицинскими

учреждениями являются поликлиники и амбулатории, стационары . В

поликлиниках организованы гериатрические кабинеты , в которых врачи

осуществляют наблюдение за людьми старше 60 лет. В стационарах выделена

часть коечного фонда для гериатрических пациентов. Существуют так

называемые бытовые койки. Это предусматривает не только лечение больных,

но и профилактическую госпитализацию. Качество всей помощи обеспечивает

Управление стационарных учреждений Министерства социальной защиты населения

России. Кроме этих структур управления и контроля, жизнь проживающих в

домах-интернатах могут инспектировать производственные организации на

правах шефской помощи и органы исполнительной власти на местах.

Первичная помощь.

Можно выделить три типа помощи пожилым:

Первичная медико-санитарная помощь, включая широкий набор методов и

приемов, которые доступны как для каждого человека в отдельности, так и для

всего населения и применяются при их полном и непосредственном участии.

Сюда входит первичный контакт со службами здравоохранения и такие элементы,

как просвещение и участие на уровне общины и межсекторальная деятельность,

а также традиционное оказание помощи службами здравоохранения .

Первичная медицинская помощь обычно обеспечивается на уровне,

ассоциируемой с врачом общей практике , но не обязательно ограничивается

только врачебной помощью.

Гериатрическая помощь в основном обеспечивается под руководством

медицинского специалиста, который обычно входит в состав комплексной

бригады.

Первичная медико-санитарная помощь.

Вопреки широко распространённому мнению, большинство пожилых не

испытывают ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми ;

они живут в собственных домах или в домах своих родственников. Старость

сама по себе не означает, необходима помощь специалиста-гериатра. Поэтому

основная помощь пожилым будет оказываться в рамках первичной медико-

санитарной помощи; это обусловлено ещё и тем , что во многих странах мира

ощущается нехватка врачей-гериатров.

Организация и структура первичной медико-санитарной помощи различны в

различных местах. Часто в её оказании участвуют как специалисты , так и

неспециалисты. В Таиланде, например, священники и пограничная полиция

входят в состав службы по оказанию первичной медико-санитарной помощи.

Развитие системы медико-социальной реабилитации находится в тесной

взаимосвязи от состояния экономики страны. Основные мероприятия при медико-

социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное

сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. Формы :

специализированные центры со стационарными отделениями , специализированные

отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип -

профилактическая направленность.

В Болгарии с 1961 года реализуются задачи: повышение эффективности

реабилитации на базе широкого использования достижений научно-технического

прогресса, подготовка и усовершенствование кадров по медико-социальной

реабилитации, активное использование в процессе реабилитации естественных

физических факторов, совершенствование медико-социальной реабилитации на

всех уровнях : национальном, региональном , окружном и сельском.

Конституция Польши заложила прочные основы польской концепции медико-

социальной реабилитации больных, инвалидов и пожилых. Принципы :

всеобщность- охват всех медицинских дисциплин и всех нуждающихся ;

комплексность - решение всех аспектов данной проблемы ;

раннее применение - начало реабилитации вместе с классическими методами

лечения ;

непрерывность - цикл тесно связанных между собой медицинских

профилактических и социальных мероприятий .

В Финляндии, согласно закону о социальном обеспечении , в случае

инвалидизации или потери трудоспособности осуществляется социальная помощь

на дому. Большое внимание в стране уделяется организации и поощрению

взаимодействия между различными возрастными группами населения , органами

здравоохранения и соцобеспечения при проведении помощи больным ,

престарелым и инвалидам, компенсируются затраты на приобретение протезов

приспособлений и так далее.

В Германии - специальный раздел - реабилитация гериатрических больных

путём развития дневных стационаров. Потребность - 2 койки на тысячу лиц

старше 65 лет- это эффективно и более дёшево.

Мероприятия : активизирующие уход - интенсивный , проводимый

специально подготовленным персоналом ; лечебная гимнастика - восстановление

подвижности суставов.

Эрготерапия - функциональная тренировка направленная на восстановление

самостоятельности в быту.

Физиотерапевтические процедуры - бальнеотерапия, теплолечение в

электротерапии, массаж, психотерапия, музыкотерапия, социальная помощь . В

итоге реабилитируются до 73% больных.

Управление реабилитационного обследования США подчёркивает, что на

каждую 1000$ затрачиваемых на реабилитацию инвалида , могут вернуться

35000$ в процессе труда реабилитируемого индивидуума. Медико-социальная

реабилитация направлена на реабилитационную технологию -

усовершенствование устройств и приспособлений и обеспечение их лучшего

использования. В реабилитационной технологии выделяют следующие

направления: регулируемые системы для подсадки и расположения больного,

системы коммуникации; сенсорного устройства, индивидуальные средства

передвижения, функциональная электростимуляция.

Первостепенными задачами медико-социальной помощи в Японии являются :

n мероприятия по информированию общества о проблемах реабили-

тации инвалидов ;

n медицинские мероприятия ;

n трудоустройство и профилактическая реабилитация ;

n социальное страхование и обеспечение ;

n обеспечение средствами передвижения и транспортировки ;

n снабжение информацией ;

n спортивные, развлекательные и культурные мероприятия ;

n сотрудничество с международными органами.

В Швеции имеются три этапа организации гериатрической помощи : 1)

жизнь в обычном доме для супружеских одиноких пар, 2) на этой же территории

интернат для людей , чьи возможности ниже, а зависимость больше, 3)

гериатрическая клиника для людей с ещё большей зависимостью.

Важно, чтобы медперсонал, который оказывает первичную помощь, имели

соответствующие навыки, знания, владели приемами для оказания

квалифицированной помощи престарелым.

Так как помощь престарелым требует распознания даже трудноуловимых

изменений в состоянии старого человека на фоне уже существовавших

хронических явлений, важное значение приобретает систематическое ведение

истории болезни. Одна из наиболее эффективных форм профилактики заболеваний

у пожилых заключается в раннем выявлении болезни и нарушений ; для этого

необходимы точные данные об основных показателях функционирования

организма. Простые карты, в графах которых можно записывать даты и

показатели основных переменных величин (кровяного давления, двигательных

функций, зрения, слуха, повседневной деятельности, познавательной

способности), могут в итоге дать полезную комплексную информацию и позволят

немедленно выявить любое изменение в функциональном статусе человека.

При оказании помощи пожилым следует постоянно оценивать те изменения,

которые происходят в состоянии подопечных, чтобы точно установить, когда

действительно необходимо вмешательство. Оно может осуществляться в двух

формах : терапевтическое вмешательство , направленное на патологический

процесс с целью изменения его естественного течения , или же протезирование

, направленное не то, чтобы справится с последствиями патологических

изменений и уменьшить вызванные ими функциональные нарушения. И поскольку у

больного гериатрического профиля новые проблемы появляются уже на фоне

других многочисленных проблем и курсов лечения , то каждое новое отклонение

от нормы создаёт новый набор трудностей. Появление новых осложнений может

быть замаскировано проявлениями уже существующих. План лечения нового

заболевания должен учитывать возможность взаимодействия назначаемых

лекарственных средств с лекарственными препаратами, которые пациент уже

принимает . Новое заболевание может послужить толчком к изменению очень

хрупкого функционального равновесия у пожилых и привести к нарушению

функции в такой степени , когда для коррекции этих нарушений потребуется

мобилизовать систему внешней помощи на временной или постоянной основе.

Каждое такое вмешательство следует планировать таким образом, чтобы не

увеличить зависимость больного от окружающих . Необходимо постоянно

предпринимать усилия , чтобы поддержать в сознании пожилых перспективу

реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для

выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными

участниками процесса.

Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими людьми

определяется тем, что по мере старения увеличивается частота заболеваемости

и комплексность патологии , общая физическая немощность, переходящая в

старческую дряхлость.

В Киеве лаборатория демографии и санитарной статистики Института

геронтологии на основе популяционной выборки медико-социального

обследования пожилых людей по программе ВОЗ мы получили возможность

ответить на ряд вопросов связанных с размерами потребностей населения

старших возрастов в различных видах бытовой помощи, выяснить полноту её

удовлетворения , а так же степень обращаемости за материально-бытовыми

услугами .

Методика: обследовано 1364 человека пенсионного возраста

753 пожилых ( до 75 лет ) , и 611 лиц старческого возраста ( более 75 лет )

. Оценивалось здоровье по хроническим заболеваниям, осложнениям на

физическом состоянии ; в качестве критериев использовались показатели ,

касающиеся сохранности физических возможностей и способности к

самообслуживанию ( одевание , соблюдение личной гигиены, приготовление и

приём пищи , передвижение по квартире , лестнице , улице, покупки,

посещение учреждений ) .

Результаты:

В старческом возрасте по сравнению с пожилыми доля немощных лиц с

выраженной потерей физических возможностей увеличивается в 3 - 10 раз . От

1/5 - 1/3 и более среди одиноких лиц и среди супружеских пар того же

возраста , отделившихся от своих детей или не имеющих их .

От 15 до 30% тяжело больных стариков не могут без посторонней помощи

гулять, ходить по лестнице и т. д.

Группа лиц больше всего нуждающихся в посторонней помощи в связи с

состоянием здоровья , и не обеспеченные ею, находятся в менее благоприятных

коммунально-бытовых условиях , составляет 25-60% .

Сложившееся положение вещей вызывает неотложную необходимость в

проведении ряда крупных углублённых социальных исследованиях по выявлению

размера и характера бытовых нужд пожилых людей в различных районах нашей

страны , разработки наиболее оптимальных , организационных форм и средств

для разрешения проблемы .

Демографическая ситуация в нашей стране характеризуется увеличением

абсолютного и относительного числа лиц пожилого и старческого возраста в

общей структуре населения. К началу XXI века , согласно прогнозам

демографического департамента ООН , количество людей в возрасте 60 лет и

более достигнет 56 000 000 или 17, 8% всего населения .

Социальная помощь , оказываемая престарелым и нетрудоспособным по России.

| |1993 |1994 |1995 |

| | | | |

|Число |7833 |8829 |9997 |

|отделений соц.| | | |

|помощи на дому| | | |

| | | | |

|в том числе | | | |

|при отделах |6293 |6224 |5398 |

|соц. защиты | | | |

|в домах | | | |

|интернатах и | | | |

|гериатрических|1540 |2605 |4599 |

|центрах | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

|Численность |97900 |107461 |125322 |

|соц. | | | |

|работников | | | |

|Численность | | | |

|обслуживающих | | | |

|отделений соц.|724193 |828595 |904066 |

|помощи на дому| | | |

| | | | |

|Численность | | | |

|престарелых и | | | |

|инвалидах |109443 |123659 |142506 |

|нуждающихся в | | | |

|надомном | | | |

|обслуживании | | | |

| | | | |

|Число | | | |

|территориальны| | | |

|х центров соц.| | | |

|об служивания | | | |

| | | | |

| |322 |565 |983 |

| | | | |

|Число мест |10451 |15552 |23500 |

| | | | |

|Численность | | | |

|проживающих | | | |

|постоянно или |5238 |7407 |17598 |

|временно | | | |

| | | | |

|Число служб |635 |1050 |1366 |

|срочной соц. | | | |

|помощи | | | |

| | | | |

| | | | |

|Число |3032 |5274 |6796 |

|работников | | | |

1997 год.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.