реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия

Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия

План:

1. Введение.

2. Внешняя политика Российского государства в 20-е годы.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Решение двух главных внешнеполитических задач:

- признание советской власти со стороны основных мировых держав;

- курс на мировую революцию.

Расширение сферы влияния на Востоке и налаживание отношений со странами

Западной Европы.

Генуэзская конференция.

Временные осложнения отношений с Англией и Францией.

Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

Внешнеполитические отношения с Китаем.

3. Внешняя политика Российского государства в 30-е годы.

Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-

х гг. Новые задачи внешней политики.

Отношения с Германией.

Новая внешнеполитическая доктрина.

Политика «умиротворения».

Отношения на Дальнем Востоке.

Советско-германские договоренности.

События в Испании.

Начало Второй мировой войны.

4. Заключение: итоги внешнеполитической деятельности Советского

Союза в 20-30-е годы ХХ века.

Введение.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного

договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на

территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным

фактором стало существование Советского государства как принципиально новой

общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским

государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия

преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно

обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими

государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В

30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла

усиливавшаяся агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и

Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность

политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась

от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща

идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях,

сформулированных В. И. Лениным.

Первое — принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший

взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой

капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных

движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую

революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве

был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие

левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские

(коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания

использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих

государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение — принцип мирного сосуществования с капиталистической

системой — определялось необходимостью укрепления позиций Советского

государства на международной арене, выхода из политической и экономической

изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание

возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития

экономических связей с Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала

непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского

государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее

противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую

систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой

стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю

денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября.

Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к

ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.

Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к

стремлению установления с ним не только экономических, но и политических

отношений.

В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского

Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели

непоследовательный, амплитудный характер.

Внешняя политика Российского государства

в 20-е годы XX века.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом

Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако

очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить

только с союзниками Германии – так называемыми Центральными державами.

Заключение Брестского мира означало временную передышку. Германский

дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор:

«Большевики – подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало

нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их.

Это политично, и это – политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого

использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир

был аннулирован советским правительством.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по

отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной

интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в

капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими

правительствами как ослабление большевистской политической системы и

фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей

стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических

стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

Решение двух главных внешнеполитических задач.

В первые годы своего существования Советское государство вынужденно

было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской

власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его

соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что

означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных

государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так,

17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге

Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму,

поскольку «только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и

спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью

города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне

свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас

двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои

в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем

Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же

состоялся – во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под

Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских

штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние

проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и

других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там

коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша,

Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая

российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т. е. «пограничными». По

замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный

кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

Расширение сферы влияния на Востоке.

Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в сопредельных

государствах. Большое значение имело укрепление отношений молодого

Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала

договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались

спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы

взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния

Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г.

фактически означал установление протектората Советской России над Монголией

и первый опыт «экспорта революции». Часть Красной Армии, введенные в эту

страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-

Батора.

Параллельно этим внешнеполитическим успехам в 1921—1922 гг. были

заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В

них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной

пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и

экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися

в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой, Латвией,

Эстонией и Финляндией.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять

участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов,

связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их

принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В

апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29

государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования:

компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд., руб.

золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность

на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней

торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную

пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб,

причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд.

руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе

долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего

сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения

войны.

В ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Переговоры

зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. И

хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли

одержать победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась

в униженном положении.

В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский

договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом

сотрудничестве. По договору СССР и Германия отказывались от возмещения

убытков, которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того,

Германия отказывалась от претензий на национализированную в России

собственность германских подданных. На основе Рапалльского договора 1922 г.

советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном

направлении.

Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на

победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты

Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного

управления Красной Армии. Кроме того, на финансирование германской

компартии были потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи

восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие

большевистские руководители поняли, что мировая революция откладывается на

неопределенный срок.

Временные осложнения с Англией и Францией.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией)

имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и

Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум

Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на

Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить

дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Британское правительство во главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в

феврале 1924 г.

Постепенно удалось установить дипломатические отношения и с Францией,

Италией – СССР был заинтересован в торговле с этими странами не меньше, чем

с Англией. Французское правительство признало СССР в октябре 1924 г.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами:

1) изменением внутриполитической обстановки в странах Запада

(приход к власти правосоциалистических сил);

2) широким общественным движением в поддержку СССР;

3) экономическими интересами капиталистических государств.

Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс

Советского правительства был направлен на укрепление своего международного

престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими

странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926

г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое

влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были

заключены новые соглашения политического и экономического характера.

На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию

в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-

хана, против которого поднялось народное восстание. За время похода на

север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс.

афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в

Индию. Советский корпус вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане

установился британское влияние.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского

правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во

внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана

материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли

британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала

дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США,

Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в

свои страны.

Внешнеполитические отношения с Китаем.

Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г.

Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла

гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия

Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г.

превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть

которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь

Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией. Войска гоминьдана

вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина,

которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия

и США.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во

внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская

помощь. В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с

командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную

армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий

армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена,

фактически разорвал союз с коммунистами.

В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную

железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии.

В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным

китайским правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить

их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала

Манчжурию. Япония представляла опасность как для Советского Союза, так и

для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление

напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой

мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной

обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников —

социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В

связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и

борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного

коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского

интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских

(фашистских) сил.

В 1920—1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с

государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из

ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции

политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился

главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х

годов.

Внешняя политика Российского государства

в 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.

В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно

изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г.,

вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических

странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы,

стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического

характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию

антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней

политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического

террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали

зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к

власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной

напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских

Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских

притязаний японских милитаристов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-

х гг разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были

одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились

противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным,

который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна).

Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении

единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.