| |||||
МЕНЮ
| Право как механизм функционирования правового государстваПраво как механизм функционирования правового государстваСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5 1. Сущность права 5 2) Возникновение и развитие идеи правового государства 7 3) Связь правового государства и правовой системы 11 II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 14 1) Основные характеристики правового государства 14 2) Система разделения властей в правовом государстве 16 3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства 19 4) Взаимная ответственность личности и государства 25 III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 29 1) Правовая система Украины 29 2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ВВЕДЕНИЕ Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшими из которых являются действующие механизмы правового государства, гражданское общество, господство права в общественной и политической жизни, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности. Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, на котором достижение верховенства права и признание человека высшей социальной ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов защиты прав и свобод граждан и повышению авторитета Украины на международной арене. И именно исходя из стремления быть правовым демократическим государством, закрепленного Конституцией, государство призвано гарантировать права и основные свободы человека, а не только провозглашать их. А это прежде всего означает, что их (то есть права и свободы) должны обеспечить органы власти, все государственные институты. За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, как отечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовым вопросам и проблемам построения современного правового государства в частности. В этой работе были использованы труды С.С. Алексеева “Государство и право”[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2], А.С.Пиголкин “Общая Теория Права”[3], в которых на высоком профессиональном уровне рассматриваются общие вопросы права и особенности формирования правовой государственности на постсоветском пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина “Идея правового государства: История и современность” рассматриваются вопросы зарождения идеи правового государства со времен античности, современное состояние концепции правового государства, формулируются предложения по совершенствованию отечественной правовой системы[4]. Также в работе был использован учебник “Общая теория права” под общей редакцией А.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем: происхождение и сущность права и государства, место права в системе социальных норм, его связь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг теоретических и практических проблем рассматривается в сборнике тезисов докладов и научных сообщений научно-практической конференции (проходившей в Киеве 7-8 октября 1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”. Проблемы становления и развития политической системы современной Украины рассматриваются в монографии “Політична система сучасної України: Довідник”[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий к конституции Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года, статьи известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельные материалы по актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинской прессе[6]. Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционирования правового государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря на большую работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятие Конституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинского законодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных и нормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфере правовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так и законодателей по их решению. Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизме функционирования правового государства необходимо также потому, что в нашей стране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающего большинства Кодексов Украины. Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа состоит из трех частей: 1) Исторические условия формирования правового государства в которой рассматриваются сущность права, возникновение и развитие идеи правового государства, связь правового государства и правовой системы; 2) Реальный режим господства права как признак правового государства. В этом разделе мы рассматриваем основные характеристики правового государства, систему разделения властей в правовом государстве, гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства, взаимную ответственность личности и государства. Третья часть работы посвящена правовой системе Украины, Конституционному строю и правовой ситуации в Украине на современном этапе. I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 1. Сущность права Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного регулирования. Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей. Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[7]. Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь. Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой. Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности – правотворчества. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством. Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему[8]. Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство. На современном этапе развития украинского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства. 2) Возникновение и развитие идеи правового государства Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права[9]. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве[10]. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”. Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета[11]. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной” форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико- правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”, установление реальных гарантий прав и свобод личности. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|