реферат бесплатно, курсовые работы
 

Освоение Сибири и Дальнего Востока

Русские исследователи на Тихом океане(18-начало 19 века).

В начале 18 века после тяжелой северной войны Россия получила выход в

Балтийское море. Прорубив “окно в Европу”, русские снова обратили свое

внимание на Восток.

Колыбелью нашего Тихоокеанского флота и главной базой русских

экспедиций стал Охотск, основанный в 1647 году отрядом казака Амена

Шелковника, на берегу Охотского моря здесь же вблизи было заложено

“плотвище” - корабельная верфь. Первые морские суденышки строились так. Из

ствола дерева выдалбливалось днище, к днищу мореходы нашивали гнутые доски,

скрепляя их деревянными гвоздями или стягивая их еловыми корнями, пазы

конопатились мхом и заливались горячей смолой. Якоря тоже были деревянными,

а для тяжести к ним привязывали камни. На таких суденышках можно было

плавать только вблизи берега.

Но уже в начале 18 века в Охотск приходят умельцы - корабелы родом из

Поморья. И вот 1716 году, построив морское, большое парусное судно отряд

под командованием казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и морехода

Никифора Трески проложил из Охотска морской путь на Камчатку. Вскоре

плавание кораблей по Охотскому морю стали обычными, и мореходов манили

просторы иных морей.

Хабаровское Приамурье во второй половине 19 века и в начале 20 века.

Экспедиция Попова-Деженёва.

Открытие прохода из Ледовитого в тихий океан.

Семен Иванович Дежнев родился около 1605 г. в Пинежской области. В Сибири

Дежнев отбывал казачью службу. Из Тобольска перешел в Енисейск, оттуда в

Якутск. В 1639-1640 гг. Дежнев участвовал в нескольких походах на реки

бассейна Лены. Зимой 1640 г. он служил в отряде Дмитрия Михайловича Зыряна,

который затем двинулся на Алазею, а Дежнева отослал с “соболиной казной” в

Якутск.

Зимой 1641-1642 гг. он направился с отрядом Михаила Стадухина на верхнюю

Индигирку, перешел на Момму, а в начале лета 1643 г. спустился по Индигирке

до ее низовьев.

Дежнев вероятно принимал участие в постройке Нижнеколымска, где жил три

года.

Холмогорец Федот Алексеев Попов, имевший уже опыт плавания в морях

Ледовитого океана, приступил в Нижнеколымске к организации большой

промысловой экспедиции. Целью ее были поиски на востоке моржовых лежбищ и

якобы богатой соболями р. Анадыря. В составе экспедиции было 63

промышленника и один казак - Дежнев - как лицо ответственное за сбор ясака.

20 июня 1648 г. из Колымы вышли в море. Дежнев и Попов были на разных

судах. 20 сентября у мыса Чукотского по показаниям Депжнева в гавани

чукочьи люди ранили в стычке Попова, а около 1 октября их в море разнесло

без вести. Следовательно, обогнув северо-+восточный выступ Азии - тот мыс,

который носит имя Дежнева (66 15 с.ш., 169 40 з.д.) -впервые в истории

прошли из Северного Ледовитого в Тихий океан.

В Сибири атаман Дежнев служил еще на р. Оленьке, Вилюе и Яне. Он

вернулся в конце 1671 г. с соболиной казной в Москву и умер там в начале

1673 г.

Походы Владимира Атласова на Камчатку.

Вторичное открытие совершил в самом конце XYII в. новый приказчик к

Анадырского острога Якутскимй казак Владимир Владимирович Атласов.

В начале 1697 г. в зимний поход выступил на оленях В. Атласов с отрядом в

125 чел. Половина русских, половина юкачиров. Он прошел по восточному

берегу Пенжинской губы (до 60 с.ш.) и повернул на сток к устью одной из

рек, впадающих в Олюторский залив Берингова моря.

Атласов послал на юг вдоль Тихоокеанского берега Камчатки, сам вернулся к

Охотскому морю.

Собрав сведения о низовьях р. Камчатки, Атласов повернул обратно.

Атласов находился всего в 100 км от южной Камчатки. За 5 лет (1695-1700

гг.) В. Атласов прошел больше 11 тыс. км. Атласов из Якутска отправился с

докладом в Москву. Там его назначили казачьей головой и снова послали на

Камчатку. На Камчатку он отплыл в июне 1707 г.

В январе 1711 г. взбунтовавшиеся казаки спящим зарезали Атласова. Так

погиб камчатский Ермак.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга.

По приказанию Петра I в конце 1724 г. была создана экспедиция,

начальником которой был капитан 1-го ранга, позднее - капитан-командир

Витус Йонссен (он же Иван Иванович) Беринг, выходец из Дании 44 лет.

Первая Камчатская экспедиция - 34 чел. Из Петербурга отправились 24

января 1725 г. через Сибирь - до Охотска. 1 октября 1726 г. Беринг прибыл в

Охотск.

В начале сентября 1727 г. экспедиция перешла в Бальшерецк, а оттуда в

Нижнекамск по рекам Быстрой и Камчатке.

У южного берега Чекотского полуострова 31 июля - 10 августа они открыли

залив Креста, бухту Провидения и о. Св. Лаврентия. 14 августа экспедиция

достигла широты 67 18. Иными словами прошли пролив и находились уже в

Чукотском море. В Беринговом проливе, ранее в Анадырском заливе они

выполнили первые измерения глубин - 26 промеров.

Летом 1729 г. Беринг сделал слабую попытку достичь американского

берега, но 8 июня из-за сильного ветра приказал вернуться, обогнув с юга

Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск.

Через 7 месяцев Беринг прибыл в Петербург после пятилетнего отсутствия.

Капитан Невельской.

В середине 19 века некоторые географы утверждали, что Амур теряется в

песках. О походах Пояркова и Хабарова они вообще забыли.

Загадку Амура взялся разрешить передовой морской офицер Геннадий

Иванович Невельской.

Невельской родился 1813 году в Костромской губернии. Его родители -

небогатые дворяне. Отец - моряк в отставке. И мальчик тоже мечтал стать

морским офицером. Успешно закончив Морской кадетский корпус, он много лет

служил на Балтике.

Молодого офицера ждала блестящая карьера, но Геннадий Иванович

занявшись амурским вопросом, решил послужить отечеству на Дальнем Востоке.

Он вызвался доставить груза на Далекую Камчатку, но это плавание только

предлог.

Невельской много сделал для закрепления восточных земель за Россией. С

этой целью он обследовал в 1849 и в 1850 годах низовье Амура и обнаружил

здесь удобные для зимовки морских судов места. Вместе со своими

сподвижниками он первый исследовал устье Амура и доказал, что Сахалин -

остров и что он отделен от материка проливом.

На следующий год Невельской основал Петропавловское зимовье в заливе

Счастье, а в августе того же 1850 года поднял русский флаг в устье Амура.

Так было положено начало городу Николаевску первому русскому поселению на

нижнем Амуре.

Особенно много сделал в эти годы молодой сотрудник Невельского

лейтенант Н. К. Вомняк. Он открыл прекрасную морскую бухту на побережье

татарского пролива - теперь это город и порт Советская Гавань, нашел уголь

на Сахалине.

Невельской и его помощники изучали климат, растительный и животный мир

Приамурья, исследовали фарватеры Амурского лимана и системы притоков Амура.

С местными жителями, нивхами, у них установились дружественные отношения.

Время в амурской экспедиции проходило в неустанных трудах, хотя жилось

офицерам и рядовым солдатам, матросам и казакам нелегко. Все - голод,

болезни и даже смерть своей дочери пережил Невельской, но с Амура не ушел.

В 1858 - 1860 годах мирным путем, без единого выстрела Приамурье было

присоединено к России. Нивхи, Эвенки, Ульчи, Нанайцы, Орочи стали русскими

подданными, и отныне их судьба породнилась судьбой русского народа.

Н.Н. Муравьёв-Амурский

Николай Николаевич Муравьев граф Амурский, военачальник и государственный

деятель, кавалер многих орденов – фигура совершенно особая даже среди себе

подобных. Офицер российской армии в 19 лет, генерал в 32, губернатор в 38,

он прожил славную и достойную жизнь.

Муравьев-Амурский сумел решить задачу государственной важности - мирным

путем присоединить земли, по площади сопоставимые с Англией, Францией,

Италией и Швейцарией, вместе взятыми. Он воспитал целую плеяду

государственных мужей и первооткрывателей, имена которых остались на карте

Восточной Сибири.

Родился 11 августа 1809 года в Санкт-Петербурге, в семье древнего

дворянского рода, он был прямым потомком лейтенанта С.В. Муравьева,

участника экспедиции В.И. Беринга. Отец его, Николай Назарьевич, служил в

Нерчинске, а затем на флоте, где дослужился до капитана 1-го ранга. Своим

образованием и первыми успехами в карьере Николай Муравьев был обязан

положению, которое он занимал в обществе его отец. Он окончил частный

пансион Годениуса, затем престижный пажеский корпус. 25 июля 182 года

поступил на службу прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. В апреле

1828 года прапорщик Муравьев выступил в свой первый военный поход –

Балканский. За участие в войне с Турцией получил очередное воинское звание

поручика и был награжден орденом Св. Анны 3-ей степени. За участие в

подавлении Польского восстания 1831 года был награжден польским знаком «За

военные достоинства» 4-й степени, орденом Св. Владимира 4-й степени с

бантом и золотой шпагой с надписью: «За храбрость». В 1832 году произведен

в штабс-капитаны. В 1841 году на Кавказе за отличие произведен в генерал-

майоры. В 1844 году награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с

высочайшей грамотой за «отличие, мужество и благоразумную

распорядительность, оказанные против горцев».

11 июля 1858 года Н. Н. Муравьев в рапорте Великому князю Константину

написал слова, которые определяют его политику на Дальнем Востоке: «Смею

думать, что после Айгунского договора мы не только имеем право, но и

обязаны отстранять все иностранные притязания на земли общих или

разграниченных владений наших с Китаем и Японией».

По представлению Н. Н. Муравьева была образована Приморская область

Восточной Сибири, в состав которой вошли Камчатка, Охотское побережье и

Приамурье. Центром новой области стал Николаевский пост, преобразованный

впоследствии в Николаевск – на – Амуре.

Вторым приобретением губернатора стал Уссурийский (ныне приморский) край,

который он занял, опередив англичан и французов. 2 июля 1859 года

губернатор прибыл в южное Приморье на параходе-корвете «Америка», чтобы

принять решение, в какой гаване заложить будущий главный порт России на

Тихом океане. Осмотрев несколько бухт, он остановил свой выбор на Золотом

Роге и сам придумал название будущему городу: Владивосток. Тогда же он

посетил залив Америка, где обнаружил удобную бухту, которой дал название

Находка. Так что два главных города Приморья обязаны своими звучными и

красивыми названиями губернатору Муравьеву-Амурскому.

По инициативе и при активном участии Муравьева-Амурского проведено

административно-территориальное преобразование Восточной Сибири, учреждены

Забайкальское (1851) и Амурское (1860) казачьи войска, Сибирская флотилия

(1856) . При нем основаны многие посты и административные центры на

Дальнем Востоке, такие как зимовье Петровское – 1850 г., посты

Николаевский, Александровский, Марлинский, Муравьевский – все в 1853 году,

Усть-Зейский (Благовещенск) – 1858 год, Хабаровка – 1858 год, Турий Рог –

1859 год, Владивосток и Новгородский – 1860 год. Муравьев-Амурский

последовательно проводил переселенческую политику, лично побывал во многих

пунктах вверенной ему территории. В том числе на Камчатке. Поход на

Камчатку был трудным из-за бездорожья и необжитости района. Но благодаря

тщательной подготовке под личным руководством Н.Н. Муравьева Амурского

поход закончился успешно. Об этом путешествии достаточно подробно рассказал

в своей книге «Воспоминание о Сибири» Б.В. Струве, который в течение 1848-

1855 гг. служил в администрации генерал-губернатора. Книга была издана в

Санкт-Петербурге в 1889 году, один ее экземпляр хранится в библиотеке

Общества изучения Амурского края. Несколько страниц книги посвящены жене

Н.Н. Муравьева-Амурского, которая сопровождала его в этой трудной

экспедиции на Камчатку.

Последние двадцать лет Н.Н. Муравьев-Амурский жил во Франции, на родине

жены. Скончался 18 ноября 1881 год. В1881 году в метрической книге Свято-

Троицкой Александро-Невской церкви при российском посольстве в Париже была

сделана запись: «Ноября 18 скончался от гангрены граф Николай Николаевич

Муравьев-Амурский, 72 лет от роду». Был похоронен на Монмартрском кладбище

в Париже, в фамильном склепе Де-Ришмон.

Прах Н.Н. Муравьева-Амурского в 1991 году был перезахоронен во

Владивостоке, в центре города, выше театра имени М. Горького, где

оборудована мемориальная площадка. Здесь отмечаются памятные даты,

связанные с освоением Дальнего Востока. Вначале сентября 2000 года на этом

месте был воздвигнут закладной крест – в память о великом человеке.

Русскому народу издавна выпала судьба первопроходца, открывающего и

обживающего новые земли. Нелишне вспомнить, что еще девять-десять столетий

назад теперешний центр нашей страны был редконаселенной окраиной

Древнерусского государства, что лишь в XVI веке русские люди стали

расселяться по территории нынешнего Центрально-Черноземного района,

Среднего и Нижнего Поволжья.

Больше чем четыре столетия назад началось освоение Сибири, открывшее в

истории колонизации Руси одну из ее самых интересных и захватывающих

страниц. Присоединение и освоение Сибири - это, пожалуй, самый значимый

сюжет в истории русской колонизации.

А что вообще означает название «Сибирь»? На этот счет существует много

различных суждений. Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются две

гипотезы. Некоторые исследователи считают, что слово «Сибирь» произошло от

монгольского «Шибир», что дословно можно перевести как «лесная чаща»;

другие ученые утверждают, что слово «Сибирь» произошло от самоназвания

одной из этнических групп, так называемых «сабиров». Оба эти варианта имеют

право на существование, но который из них действительно имеет место в

истории, мне кажется, остается только догадываться.

Заселение Амура.

В 50-е годы 18 века на Амуре селились сибиряки и забайкальцы. После

отмены крепостного права туда потянулись и крестьяне из центральных

областей России. Большую часть пути переселенцы шли пешком. На дорогу

уходило 2 -3 года.

Но постепенно переселенцы обживались на новом месте, и все более

плотной становилась цепочка русских поселений на Амуре и Уссури. Им

приходилось вырубать и корчевать тайгу поднимать целину. Полагаться они

могли только на свои силы. Купцы их обирали чиновники притесняли. Далеко не

все выдерживали, многие уезжали. На Амуре оставались только самые сильные.

Позднее, после первой русской революции 1905 - 1907 годов, в Приамурье

и Приморье хлынули сотни тысяч безземельных крестьян из центра России и

Украины.

С ростом населения в Приамурье развивается земледелие и скотоводство,

растут новые города, прокладываются дороги.

19(31) мая 1858 года на правом берегу Амура за утесом солдатами 13-го

линейного батальона во главе с капитаном Я. В. Дьяченко был основан военный

пост, названный Хабаровским в честь русского первопроходца Е. П. Хабарова.

Удачное географическое положение во многом предопределило судьбу этого

военного поста.

В 1880 году селение Хабаровска становится городом. В Хабаровске

появляются предприятия: заводы “Арсенал”, лесопильный, кирпичный, табачная

фабрика, судоремонтные мастерские. Город рос, строился, но почти все дома

были одноэтажными, улицы - не мощенными. Особенно досаждали горожан

заболоченные речки Чердымовка и Плюснинка, протекавшие через Хабаровск.

Николаевск, уступив пальму первенства Хабаровску, куда было перенесено

управление Приморской областью, и Владивостоку, ставшим главным портом

России на Тихом океане, переживал упадок. Он вновь стал оживать лишь в

начале 20 века, когда на Нижнем Амуре стала развиваться рыбная и горная

промышленность.

Здесь же, на Нижнем Амуре, впервые в истории края бастовали

горнорабочие на Амгуньских приисках, в годы первой русской революции 1905-

1907 годов восстали против самодержавия солдаты - артиллеристы в крепости

Чныррах.

В 1897 пошли поезда из Владивостока в Хабаровск; в начале 20 века (1907

- 1915) рельсовый путь проложен от станции Стеренск до Хабаровска. Это было

выдающееся событие в истории России. Цепь Транссибирской магистрали

замкнулась на всем протяжении от Урала до Тихого океана. Медленно ходили

первые поезда: в час 12-16 километров.

В 1916 году было законченно строительство моста через Амур. В те годы

это был самый большой мост в России. Инженерное искусство русских

мостостроителей академика Григория Петровича Передерея и профессора Лавра

Дмитриевича Проскурякова высоко оценивалось современниками. Амурский мост

называли чудом двадцатого века.

Начало 19 века на Дальнем востоке.

В начале девятнадцатого века ещё не было предпринято сколь –

нибудь обширных исследований Дальнего востока. По верхнему течению реки

Амур не существовало даже постоянного населения. Хотя ограничиваться

районом Амура на этой территории конечно нельзя.

Главным событием того периода несомненно была экспедиция Г.И.

Невельского в 1819 – 1821 – х. годах. Ему удалось не только исследовать

побережье Сахалина, но и доказать, что он является островом. Дальнейшая

работа по изучению Дальнего востока принесла ему ещё одну победу. Он открыл

местоположение устья Амура. В его исследованиях ему представлялся крайне

незаселенный берег. И действительно, согласно данным того периода

численность местного населения на Дальнем востоке у разных народностей

колебалась от одной до четырех тысяч человек.

Несомненно, что главными исследователями были казаки и

переселяющиеся крестьяне. Именно они осваивали территорию Дальнего востока

на суше. В 1817 году крестьянин А. Кудрявцев побывал на Амуре у гиляков. Он

узнал, что земля на которой они живут очень богата и далека от цивилизации.

В тридцатые годы об этом же поведал беглый старовер Г.Васильев.

Интересы России в исследованиях на востоке.

Располагая сведениями о незаселенности дальневосточной

территории и неподвластности местного населения, правительство России в

пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос об

разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения

приступить к переговорам.

Двадцать восьмого мая 1858 года был заключён Айгуньский договор

по которому происходило деление дальневосточных областей. Это был очень

важный этап в освоении Дальнего востока в целом. Так как теперь любая

экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать

принадлежность той или иной территории.

В итоге Россия получила дополнительные богатства и поселения с

которых можно собирать подати. Исследования же территорий теперь

приобретали и аспект разведки полезных ископаемых.

Продолжение исследований и освоение территорий.

В 1844 году путешествуя по северу и дальним областям Сибири А.Ф.

Миддендорф попал и на реку Амур. Его изыскания позволили установить

приблизительный маршрут русла Амура. Он же и его последователь в 1849 году

– Г.И. Невельской привели за собой волну русских крестьян и казаков. Теперь

изучение и освоение Дальнего востока становилось более расширенным и

планомерным.

В пятидесятых годах в низовьях Амура уже было образовано два

округа – Николаевский и Софийский. Также был образован Уссурийский казачий

и Южноуссурийский округи. На эти территории, к началу шестидесятых годов,

переселилось более трех тысяч человек.

В 1856 году на территории будущей Амурской области было

поставлено три русских поста: Зейский, Кумарский и Хинганский, однако

активное заселение этих областей началось лишь в 1857 году. Весной того

года вниз по Амуру были двинуты первые три сотни вновь сформированного из

забайкальцев Амурского конного завода. С 1858 года начался процесс

усиленного освоения и заселения Дальнего востока русскими переселенцами. С

1858 по 1869 года на Дальний восток переселилось более тридцати тысяч

человек. Около половины всех русских переселенцев составили казаки из

соседней Забайкальской области.

Теперь каждый день на Дальнем востоке отмечался усиленной

разработкой и изучением местности. До тех пор ещё никто так и не составил

полной карты Дальнего востока. Хотя попытки это сделать были практически у

всех первопроходцев и исследователей. Их изысканиям в этой области

препятствовала очень большая площадь территории и крайняя её

незаселенность. Только в начале семидесятых годов, благодаря совместным

усилиям и по распоряжению лично царя, была составлена очень приблизительная

карта основных заселенных районов Дальнего востока.

Постройка сибирской железной дороги, начатое в 1891г. и

законченное в 1900 г. сыграла большое значение в экономическом развитии

этих районов. Это особенно укрепило позиции российского государства на

Дальнем Востоке. На берегу Тихого океана построили город и военно-

морскую базу. И чтобы ни у кого не возникало сомнения, что эти

земли русские, город назвали Владивосток.

Что дало освоение Дальнего востока России.

К концу шестидесятых годов девятнадцатого века Дальний восток

был уже в значительной мере заселен и освоен выходцами из Сибири и

Европейской России. Значительные успехи были достигнуты в Амурской области,

куда устремлялась подавляющая масса переселенцев и где с успехом

осваивались плодородные земли Амурско-Зейской равнины. Уже к 1869 году

Амурская область сделалась житницей всего Дальневосточного края и не только

полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и имела большие излишки.

На территории Приморья удельный вес и численность крестьянского населения в

конце девятнадцатого века были меньшими, чем в Амурской области, но и здесь

размах поселенцев внушал уважение и признание мужественности

первопроходцев. Численность местных жителей несмотря, а может быть и именно

из-за этого резко уменьшилась.

Наладились стабильные торговые отношения с Китаем, что в свою

очередь приносило постоянный доход русской казне. Многие китайцы, видя что

рядом есть благополучные места в России стали переселяться на Русскую

теперь уже, землю. Их гнали с родины неурожаи, малоземелье и поборы

чиновников. Даже корейцы, несмотря на строгие законы в своей стране,

предусматривающие даже смертную казнь за самовольное переселение, рисковали

жизнью, чтобы добраться до русских территорий.

В общем и целом исследование и освоение Дальнего востока,

получившее свой апогей в середине девятнадцатого века к его концу приобрело

довольно спокойный и планомерный характер. А исследование территорий

Дальнего востока на предмет наличия полезных ископаемых приносит успех и в

наше время. Ещё очень много тайн хранит дальневосточная земля.

БАМ - стройка века.

Самая большая проблема освоения Сибири и Дальнего Востока - преодоление

пространства. Без надежных дорог не пробиться к горным и таежным кладам, не

взять многие миллионы тонн каменного угля, железной, медной, оловянной

руды, миллиарды кубометров драгоценной древесины.

Вот почему еще в 30-е годы было принято решение о строительстве Байкало-

Амурской магистрали, которая со временем должна была стать вторым

“индустриальным поясом” Сибири и Дальнего Востока. Однако до войны на

территории Хабаровского края удалось построить только линию Известковая -

Ургал и уже в военную пору - дорогу Комсомольск - Советская Гавань.

В 1980 году на территории Хабаровского края было уложено последнее звено

БАМа, и “Восточное кольцо” замкнулось. 650 километров стального пути

пролегли через горы и тайгу на два года раньше срока.

Заключение.

Семь - восемь десятилетий двадцатого века хозяйственное освоение

Приамурья шло довольно медленно и виной тому не только суровые природные

условия края, но прежде всего сам общественный строй Советской России.

С точки зрения капиталистической системы хозяйствования, нетронутые

богатства Приамурья казались несметными, и алчная свора частных

предпринимателей приступила к их беззастенчивому грабежу. Экономика

восточной окраины с самого начала приняла однобокий характер, развивались

лишь добывающие отрасли промышленности: рыбная, лесная, разработка

золотоносных месторождений. Беспощадно вырубались и вырубаются леса. В

земледелии господствует отсталая и также хищническая в своей основе

переложная система.

Сибирь заселялась в каменном веке. Продвигаясь вдоль Тихоокеанского

побережья, люди проникли из Севера в Америку, вышли к Северному ледовитому

океану. В 1 тысячелетии нашей эры южные районы входили в Тюркский каганат,

Бохай и другие государства. В 13 веке Южная Сибирь подверглась монгольским

завоеваниям. Часть территории Сибири входила в Золотую Орду, затем в

Тюменское и Сибирские ханства. Походы русских воевод (конец 15 века) и

Ермака (конец 16 века) положили начало присоединению Сибири к Российскому

государству. Освоение Сибири начали землепроходцы, им принадлежат многие

географические открытия, важнейшими из которых в 17 веке были выход к

Охотскому морю (1639 - 41) и прохождение Берингова пролива (1648, С.

Дежнёв, Ф. А . Попов). Включение в 50-х годах 19 века в состав Российской

империи Нижнего Приамурья, Уссурийского края и острова Сахалин создало

условия для освоения Дальнего Востока. В 1891 - 1916 года сооружена

Транссибирская магистраль, связавшая Дальний Восток и Сибирь с Европейской

Россией. Во время Гражданской войны и интервенции 1918 - 22 годов в Сибири

образована Дальневосточная республика (1920 - 22), вошедшая затем в

Российскую Федерацию.

Список используемой литературы:

1. История российского Приморья. Владивосток: Дальнаука, 1998 г.

2. Русские землепроходцы, Н.И.Никитин, Москва, 1988

3. Открытие Сибири, А.П.Окладников, Новосибирск, 1982.

4. Ермак, Р.Г.Скрынников, Москва, 1986.

5. Полководцы X-XVI вв., В.В.Каргалов.

6. http://www.bankreferatov.ru/

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.