реферат бесплатно, курсовые работы
 

Особенности Российского федерализма

Особенности Российского федерализма

Содержание:

Введение 2

Общие понятия федеративного устройства 6

Из истории развития федерации в России 8

Форма Государственного устройства РФ 13

Территориальная организация государственной власти в Р.Ф. 14

Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации 19

Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации 19

Экономическое неравноправие субъектов РФ. 20

Обострение межнациональных отношений в России. 22

Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф. 24

«Трансформация» национального суверенитета в государственный 27

Заключение: 31

Список используемых источников: 33

Введение

В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное

устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не в

заложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны

субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.

Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного

устройства России являются очень непростыми.

Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации,

как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан

независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.

Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных

особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.

Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на

достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и

взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и

не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.

К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно

политическое, экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие

субъектов Федерации и их граждан.

Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ

необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое

место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром

военных действий между различными политическими силами, занимало

федеративное устройство.

Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным

государством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же

круг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками таких

субъектов не обладали, а национально-автономные формирования занимали

сравнительно небольшую часть территории России.

В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики

объявили себя суверенными государствами в составе России.

Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.

Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.

Представители республик требовали для них преимущественного статуса в

создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на

природные ресурсы.

Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков

конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации

территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его

системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с

республиками.

Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта

1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной

стороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городами

федерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами

и единственной оставшейся автономной областью — с другой. Апрельская

конституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качестве

приложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится в

единственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративный

договор".

В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,

получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось

результатом наработок Конституционной комиссии.

Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми,

а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и

Ингушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение

бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.

Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного

договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в

феврале 1994 г.

Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской

Федерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев

и областей.

При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками

предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией

разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет

федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается

лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства

и родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего

времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде

всего в принципах федеративного устройства.

При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции

РФ сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее

справедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты

делились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три

«сорта»:

1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной

власти;

2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования

(края, области, города федерального значения);

3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования

(автономная область, автономные округа).

Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране

сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими

законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19

из 21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону

страны. Это - нонсенс!

В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах

конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости

реформирования существующей системы федеративного устройства нашего

государства.

Общие понятия федеративного устройства

Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономической

сущностью общества и его национальным составом населения деление

государства на государства, национально-государственные и политико-

территориальные образования, определяющие форму государственных связей

между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда

государств, национально-государственных или политико-территориальных

образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением

тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как

правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты,

определяющие их статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые

действуют на его территории и должны соответствовать федеральному

законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную

систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В

России действует единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в

политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность

территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,

которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия,

Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного

парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными

государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они

провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право

свободного выхода из федерации.

Из истории развития федерации в России

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма.

Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств

и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское.

Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и

спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со

временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только

общностью исторического пути народов, но и общими интересами —

экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия

создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем

более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России

принимали государственные формы.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался

и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не

отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была

столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы

автономии можно было найти в Финляндии и в Польше.

Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в

канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством.

Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии"1. И это

было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что

во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном

управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления

подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень власти могла

вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по

его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от которого

либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в

государственное устройство России мало нового.

Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось,

что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще

является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала

лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла

дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для

местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно

отдавалось крупному централизованному государству.

Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к

федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в

борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны

большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение

охватывает их право на отделение и образование самостоятельного

государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение

вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его

целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской

власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако,

потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться

за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что

от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно

вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную

самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность

отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и

Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для

сохранения крупного государства.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа1:

1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985);

3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993

года.

1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам

большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была

провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим

устанавливалось новое государственное устройство не только собственно

России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи,

на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской

территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и

областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных

границ национального расселения не существовало, да и население в

национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс

активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были

созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд

автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в

1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных

областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой

совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов

с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано

с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой

фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как

СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно

опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на

произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к

процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено.

Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой

революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ

РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии

оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как

результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.

2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.)

государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были

поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10

имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и

областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны,

то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо

правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы

подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства

советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм

несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение

«национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от

создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл

собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими

реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в

целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные

политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими

объективными потребностями в демократизации государственного устройства

привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований

РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие

автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в

составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших

опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение

31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был

включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех

проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к

полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя

права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу

закреплено не было.

Форма Государственного устройства РФ

Форма государственного устройства- это территориальная организация

государственной власти, соотношение государства как единого целого с его

составными частями и их правовое положение.

Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия есть

демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой

правления.

Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации

основано на ее государственной целостности, единстве системы

государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и

самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все

субъекты Российской Федерации между собой равноправны

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному

согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в

соответствии с федеральным конституционным законом.

Государственным языком (Ст. 68 Конституции РФ) Российской Федерации на

всей ее территории является русский язык.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение

родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация (Ст. 69 Конституции РФ) гарантирует права коренных

малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами Российской Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового

субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным

конституционным законом.

Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.

Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик,

краев, областей, городов федерального значения, автономной области,

автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

а) Республики:

Республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию и

законодательство.

Статус республики (ст 66 Конституции РФ) определяется Конституцией

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.