реферат бесплатно, курсовые работы
 

Образование правового государства

Образование правового государства

СОДЕРЖАНИЕ

|Введение |

|Понятие и сущность права |

|Теории происхождения права |

|Типология права |

|Принципы, и функции права, их совершенствование на современном этапе |

|развития общества |

|Заключение |

|Список литературы |

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего

связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами

человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное

явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе

социальный регулятор?

Вопрос об образовании права сложен, и у юристов нет единого мнения

на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды, концепции

по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным

историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве -

родине конкретного правового учения, а также субъективными

факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его

отношением к той или иной социальной группе.

Отбросив ненаучные концепции (такие, например, как теория

божественного происхождения права), хотелось бы привести взгляды

классических правовых школ: школы естественного права, исторической

школы права (вместе с учением Рудольфа Иеринга - поначалу

представителя этой школы, но затем обособившегося и внесшего свои

поправки в учение школы, ставшими отдельной концепцией), учение

экономического материализма.

По словам известного древнеримского юриста Ульпиана: изучающему право

надо прежде всего узнать, откуда происходит слово "право"; оно получило

свое название от правосудия ... право есть наука о добром и справедливом".

Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от

правильного понимания права, его сути. "Для правоведа, - замечал Кант, -

остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков

всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и

не правовое". Эти слова родоначальника немецкой классической философии не

утратили своего значения и в наши дни. Понятие права, по словам

американского правоведа Лоуренса Фридмэна, "имеет большое количество

значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых

как время".

Верное понимание права не только определяет перспективы и направления

развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юриста-

практика надежным и точным средством правоприменительной и

правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно

вести речь о его правильном применении, законности, юридической

ответственности.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.

Что же такое право ? Право - это система нормативных установок,

опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная

большей частью в законодательстве и реализующая общественные отношения.

Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической литературе выявили три

основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный,

рассматривающий право как систему юридических норм (нормативное, или так

называемое "узкое" понимание права), б) социологический, отождествляющий

право с регулируемыми им общественными отношениями; в) философский,

связывающий право с мерой свободы и справедливости. Социологический и

философский подходы дали "широкое" понимание права, когда в его понятие

включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д.

Представители каждого из названных выше подходов считали его наиболее

плодотворным, а полученное в результате определение права - единственно

правильным. Но истина, как всегда, не на крайних полюсах непримиримых

мнений, а между ними, что и происходит в последних публикациях о праве.

Уясняя суть права и его сущность, уместно вернуться к старой,

хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской,

юриспруденции идее деления права на естественное и

позитивное(положительное).Возникнув в древности, идея естественного права

получила основательную разработку в трактате голландского юриста Гуго

Гроция "О праве войны и мира" 1625 г.

Естественное право - это совокупность прав и свобод,

обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким

правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на

общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные

условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей

жизни и здоровья со стороны общества и государства. В свою очередь

закономерны и вытекающие из этих прав обязанности - не причинять ущерба

другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в

осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет

собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени

справедливых представлений о праве. Теория естественного права занимает

достойное место в российском современном правоведение.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых

государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках

права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов,

нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому

законодательство и право часто отождествляются.

Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем и

споров. Во-первых, теряет смысл "широкое" и "узкое" понимание права, ибо

идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее

теоретически и целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-

вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку

естественное право возникло задолго до государства и может существовать

помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне государства

немыслимо и является результатом государственной правотворческой

деятельности. Позитивное право, по словам Гегеля, есть вообще право,

которое действует в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть,

а не потому, что оно разумно. В-третьих, становится ясным соотношение

между правом и законодательством, которое отражает лишь некоторую часть

естественного права. Все остальное право существует в виде принципов,

правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо

правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда, по

словам известного правоведа С.С.Алексеева, будет мала степень "права в

праве", а точнее, будет мала степень права в законодательстве.

Человеческому обществу как ассоциации разумных существ присуща достаточно

высокая степень организованности и порядка, которые возрастают по мере

социального прогресса и дальнейшего развития цивилизации.

Организованность и порядок в обществе, сами условия существования

человека поддерживаются на основе определенных социальных установок,

которые могут существовать либо в сознании, либо выражаются вовне. Праву

среди таких установок принадлежит важнейшая роль. Как своеобразному

социальному феномену праву присущи следующие общие и особенные признаки.

1) Право состоит из нормативных установок.

Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе

человека и присушу любому социальному организму. Возникнув на

определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает

всеобъемлющий характер, становится универсальным средством

упорядочивания и развития мысли и поведения людей. В ее основе -

типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность

существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и

общественной мысли, когда они подчиняются определенным правилам. Фиксируя

сгустки человеческих знаний в определенных правилах(нормативах),

человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно

наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.

2) Право выражает идеи справедливости и свободы.

Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда

стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит

благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда

обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение , то

справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям

справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее

значимого поведения сначала складываются в сознании людей, а затем

получают закрепление в законодательстве. В основе критериев справедливости

должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и

свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией

естественного права. Отношение к естественным правам человека, их защита со

стороны государства характеризует состояние справедливости в обществе,

природу власти и государства. Известный русский государствовед Тихомиров

Л.А. говорил, что чем более какая- либо власть "чутка к естественному

праву человека, тем более она склонна охранять личные права в государстве".

Закрепляются естественные права человека и соответствующие им

юридические обязанности в конституциях государств и важнейших

законодательных актах. Для России знаменательна в этом отношении

принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г.

"Декларация прав и свобод человека и гражданина", установившая в ст.1, что

"права и свободы человека принадлежат ему от рождения". Закрепленные в

законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при

наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий.

Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы,

правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и

оформленные.

3) Право имеет свой предмет отражения.

Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные

институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием,

именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование

человека, его нормальную жизнедеятельностъ. Предметом своего отражения

право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии,

морали, экономики, искусства и т.д.

4) Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и

чувства непосредственно или через правовые отношения.

Эта способность права определяется выражаемыми им идеями

справедливости и свободы. Каждый человек, если он социально не

деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет

видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта

справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек

считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него -

внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется

добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в

этих случаях воздействуют на его сознание и психику.

Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку

внешнего принуждения, физического или психического, и касается оно только

поведения(а не сознания - как при внутренней обязательности).Обладая

внутренней и внешней обязательностью, право способно активно влиять на

человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.

5) Праву присуща специфическая форма выражения - законодательство.

Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права,

существуют в разнообразной форме - в виде правосознания, правоотношений,

правовых понятий, иных правовых явлений. Значительная их часть облекается

в законодательную форму и становятся положительным правом

(позитивным).Законодательство, таким образом, - форма выражения

значительной части права. Иная его часть существует в других формах.

Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством.

Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и

форма.

Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е.

положительное право, приобретает специфические признаки, нередко

приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного

права с государством. Это следующие признаки. а) Право - возведенная в

закон воля. Воля - сознательно обусловленное психофизическое состояние

человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля пронизывает всю

деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех областях

жизни, в том числе и в правовой сфере. "Почвой права, - по словам Гегеля,

- является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой -

воля".

Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее

определенным образом, издание законодательными органами внешнеобязательных

нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное

освещение. Создается иллюзия, что право исходит от государства, но на

самом деле государство в лице своих законодательных органов "возводит в

закон" существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и

свободы, т.е. идеи естественного права.

б) Формальная определенность права.

Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое

свойство -формальную определенность. Она проявляется в четкости,

однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это

с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями

правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают

границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности,

размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная

определенность - важнейшее свойство права, ибо она позволяет внести

строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного

толкования права и применения юридических норм.

в) Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права

приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности и согласованности.

Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в

сознании, в поведении нормативные правовые установки этим свойством

не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические

нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.

г) Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого

изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно

проявляется в период бурных социально-экономических и политических

преобразований, когда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие

нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые.

д) Право - это равный масштаб по отношению к равным людям.

е) Охрана права государством. Государство издает юридические нормы,

т.е. "возводит в закон" интересы определенных субъектов, и государство их

охраняет. Без такой охраны нет права. Государственная охрана правовых норм

включает в себя государственное принуждение, различные организационные,

организационно-технические, воспитательные и превентивные

(предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению

гражданами юридических норм.

Исходя из выше сказанного и вытекает сущность права, которая

заключается в регулировании общественных отношений в условиях

цивилизации - в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия,

экономическая свобода, свобода личности. Сущность права однотипна с

сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем

использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права - обеспечивать,

гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать

справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного

действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие из общественной жизни, ив жизни людей.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА.

Осмыслению происхождения права, как сложнейшего социального института

со всей совокупностью факторов, вызвавших его появление и формы

осуществления, отводится существенная часть всех теоретико-правовых

концепций.

Существует ряд теорий происхождения права:

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ

Школа естественного права, особенно при том направлении,

которое она приняла в XVIII столетии, стала в оппозицию к исторически

сложившемуся праву. Государственный порядок и положительное право

составляет продукт искусственного творчества прежних времен.

Государство и право выдуманы, изобретены так же, как и религия. И то и

другое - орудие порабощения мысли, совести и свободы человека в

интересах властвующих. С течением времени они покрылись авторитетом

старины и создали в умах людей политические и юридические предрассудки.

Государственный и правовой строй, основанный на исторических

началах, по мнению естественной школы права, перестал удовлетворять

запросам современности. Его нужно сокрушить, чтобы на его месте

воздвигнуть новый строй. Протест против исторического начала в праве был

поднят во имя разума, не примиряющегося с тем, что есть, а

диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на

началах разума. Оно должно быть преобразовано, потому что оно может

быть преобразовано. Если государство и право были произвольно созданы

вопреки требованиям разума, они могут быть создано применительно к

требованиям разума.

В борьбе рационализма против историзма имеется два момента:

философский и политический. Ум, воспитанный на математическом методе и на

механическом мировоззрении, не мог не увлечься мыслью, что

социальные отношения построены так же, как и все, сделанное человеком.

Политический момент выразился в сознании полного несоответствия между

исторически сложившимся правом и требованиями разумности и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.