| |||||
МЕНЮ
| Лекции по конституционному праву- местных органов К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству. 6. Наличие федеральной собственности. Объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются объекты, необходимые для обеспечения функционирования федер. органов власти, объекты оборонного пр-ва, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хоз-ва, объекты, составл. основу нац. богатства (заповедники, курорты), гос. казна, музеи, объекты историко-культурного наследия. 7. Единая денежно-кредитная система, ст. 75 ч. 1. 8. Наличие единых вороженных сил. 9. Гос. язык, ст. 68 (ч. 1) (Язык межнац. общения). В соответствии с з-ном РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 года признаются равные права народов России, на сохранение, развитие и поддержку гос-вом этих языков. 10. Право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. РФ заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. РФ обладает исключ. правом объявлять войну и заключать мир. 11. Наличие гос. символов, гос. флага, гос. герба и гос. гимна. "Положение о гос. флаге РФ" от 11 декабря 1993 года. "Положение о гербе" от 30 ноября 1993 года. "Положение о гос. гимне РФ" от 11 декабря 1993 года. 12. РФ имеет свою столицу. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва. Статус столицы устанавливается з-ном РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы РФ". КРФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключ. РФ. 3. В составе РФ в качестве ее субъектов находится 21 республика. Они перечислены в ст. 65 К. Например, республика Адыгея, р. Алтай, р. Башкортостан, Татарстан и т.д. Конст.-прав. статус республики характер. следующим: 1. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой гос. власти на своей территории. Кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федер. органов гос. власти. 2. Каждая республика имеет свою тер. Пределы территории республики определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя – явл. одновременно границей РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. 3. Каждая республика имеет свою констит-прав. систему, которая включает К. республики, республиканские з-ны и др. н.п.а., изданные в пределах ее компетенции. Договоры и соглашения р. с РФ с другими субъектами, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий. К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ, принятых в пределах полномочий РФ. Но если ФЗ, издан вне пределов полномочий РФ, действует н.а. последней (республики). Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ, 4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд. 5. Наличие республиканского гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва. 6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры. 7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он употребляется наряду с гос языком. 8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но международная правосубъектность республики ограничена. Она не может противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору. 9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу. 10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5. 11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании. 12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ. 13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ. 4. В составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения (М. и С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 КРФ являются субъектами РФ. 1. Края, области и города ф.з. обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, з-ны и иные н.п.а., кот. не противореч. КРФ и з-нам РФ. Устав закрепляет прав. статус соотв. субъекта организацию гос. власти, порядок нормотворч. д-ти, организацию местного самоуправл. 2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть изменены без их согласия. 3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и суд. власти. 4. Они вправе иметь свою символику – самост. символика Вор. обл. по уставу. 5. Субъекты явл. самост. участниками междунар. и внешнеэконом. связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономн. областью и автономн. округами. 6. Края и области имеют свои администр. центры, ст. 25, Вор. обл. 7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта и РФ. 8. От субъекта РФ избир. делегаты в ГД, входят по 2 представителя в СФ: глава законод. и глава исп. власти (губернатор, председ. обл. думы). 9. Законод органы власти субъекта обладают правом законод. инициативы в ФС. 10. КРФ, Федер. договор уставы субъектов определяют предметы ведения соотв. субъектов, ст.76 ч. 2. 11. Введение ЧП на территории субъекта осуществляется федер. органами гос. власти с уведомлением органов власти субъекта РФ. 5. В составе РФ в качестве ее субъектов находятся 1 автономная область и 10 автономных округов. Автономная обл. – это национальное гос. образование, отличающиеся особым нац. составом и бытом населения. Автономн. округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Статус автоном. округа и автономн. области определяется КРФ, федер. договором, включ. договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между фед. органами гос. власти РФ и органами власти автоном. области, автоном. округа", др. федер. актами. Статус авт. обл. и округа соотв. статусу края, области, городов ф. знач. Взаимоотн. с автон. округами, находящ. в составе краев и областей, определ. уставами этих краев и областей и уставами соотв. округов. Предметы совместн. ведения РФ и автономии в ее составе, ст. 72 КРФ. Исключ. полномочия органов гос. власти автономий определяются в уставах и иных н.п.а. 6. Адм.-тер. устройство – это разделение его тер-рии на определенные части в соответствии с кот. строится система местных органов гос. власти и местного самоуправления. Такие части называются админ.-тер. единицами. В федерат. гос-ве такое деление имеют субъекты РФ (область д-ти субъектов РФ). Принципы админ.-тер. устройство: 1. Экономический – особенности хоз. профиля 2. Национальный 3. Максимальное приближение гос. аппарата и местного самоуправления к населению. Существует 2 вида админ.-тер. единиц: 1. базовые – районы и города республиканского и областного или краевого значения. 2. первичные – города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Район (уезд) – это адм. – тер. единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономн. округа. Города – это админ.-тер. единицы, кот. включ. в себя промышл. предприятия, жилой фонд, медицинские, культурно- промышленные учреждения и т.д. Виды городов: 1. Города республиканского значения 2. Города краевого, областного, окружного значения. 3. Города районного значения. Городские районы создаются в городах с численностью населения более 100 тыс. человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов. К городским поселениям относятся городские поселки: 1. курортные 2. рабочие 3. дачные Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские поселения: селы, станицы, аулы, кишлаки. Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя муниципальные районы. Административный округ – внутригородская администр. единица, система органов власти кот. строится на основе централизованного управления. Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии. Муницип. районы делятся на микрорайоны. На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих численно небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например, ненецкий нац. район в Алтайском крае. В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот. регулируется з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер. образровании". Государственные органы в РФ Президент РФ. 1. Система и виды гос. органов РФ. 2. Констит. принципы организации и д-ти гос. органов в РФ. 3. Президент в РФ: а) правовой статус Президента РФ б) выборы президента РФ в) компетенция Президента РФ г) досрочное прекращение полномочий Президента РФ Н/а КРФ, глава 4. ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апреля 1995 г. СЗ РФ, 95 г. № 21 1. Гос. орган является гр-ном или коллективом гр-н, наделенных гос.- властными полномочиями, уполномоченными гос-вом на осуществление его задач и функций, и действующий в установленном порядке. Признаки гос. органов: 1. Гос. органы наделены гос.-властными полномочиям. Они имеют право издавать акты, обязательные для исполнения другими гос. органами, должн. лицами и гражданами. 2. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке. 3. Гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и ф- ции 4. Каждый орган является составной частью единой системы органов гос. власти. В своей совокупности гос. органы образуют единую систему. 1. по предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд. власти. Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ, краевые, обл., городские Думы и др. законод. органы, выборные органы в совок. сост. систему представит. органов власти. Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства, главы администраций субъектов. По х-ру полномочий органы исполн. власти делятся: 1) на органы общей компетенции (пр-ва) 2) органы спец. компетенции (министерства). Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды субъектов. В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры. В систему органов гос. власти не входят органы местного самоуправления. 2. По территор. пределам действия 1) федеральные гос. органы 2) органы субъектов РФ К федер. – ФС, пр-во К органам субъектов 3. По порядку осуществления полномочий 1) коллегиальные ФС 2) единоначальные Президент РФ 2. 1. Принципы разделения властей, ст. 10 2. Принципы участия граждан в управлении гос-вом, ст. 3 3. Принципы законности, ст. 15 ч. 2. 4. Принципы федерализма, ст. 5, ч. 3-4 3. а) Пост президента был утвержден в 90 г., а первым президентом был Ельцин 12 июня 91 г. Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 КРФ. 1. Президент является главой гос-ва, институт президентства в РФ сочетает черты как президентской так и полупр. р-ки. П-т определяет структуру Пр-ва, принимает решения о его отставке, назначение председ. П-ва осуществл. с согласия ГД. Глава гос-ва не явл. главой Пр-ва. Пр-во ответственно не только перед Президентом, но и перед парламентом. 2. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод ч. и г. В установленном КРФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционировние и взаимодействие органов гос. власти. 3. Президент РФ в соотв. с КРФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. 4. Президент РФ как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. б) Выборы Президента осущ. на основе КРФ и ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апр. 95 г. Выдвигать кандидата на должность пр-та вправе, и.о., и. блок или непоср. избиратели, образов. инициативную группу не менее 100 человек. При этом они обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 млн. подписей избир., при этом на 1 субъект – не более 7 % от требуемого общего числа подписей. Выборы проводятся в случае, если зарегистрировано не менее 2-х канд. Выборы счит. несост., если в них приняло участие менее 50 % избирателей, внесенных в списки. Избранным счит. кандидат более 50 % избир., принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назнач. повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наиб. число избирателей. В этом случае считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. – II тур. Если выборы признаны несостоявшимися или недействит. при обнаружении грубых нарушений з-на СФ не позднее, чем через 4 месяца назнач. повторные выборы. На 30-й день после избрания Президента состоится процедура его вступления в должность – инагурация. в) Компетенция П-та представл. совокупность его полномочий по разрешению вопросов гос. и общ. жизни, установленных КРФ. 1. Полномочия по формированию и руководству исполнит. властью. Решение о недоверии Пр-ву может вынести ГД, но оно не является для Президента обязательным. В администр. П-та входят руководитель, I помощник и помощники П-та, полномочные представители, главное управление П-та, аппарат Совета безопасности и т.д. 2. Полномочия по взаимодействию с федер., законод и суд властями. ГД не может быть распущена: - в течение 1 года после ее избрания - с момента выдвижения ГД обвинения против П-та до принятия соотв. решения СФ - в период действия на всей территории РФ военного и ЧП - в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента. Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. право не подписывая, отклонить з-н, принятый ФС. Порядок опублик. и вступления в силу ФС предусмотрен ФЗ от 25 мая 94 г. "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС" СЗ РФ 94г., № 8. 3. Полномочия в области безопасности и обороны. 4. Полномочия в области внешней политики, междун. отношений. 5. Иные полномочия Президента РФ. Если законод. органы субъектов РФ не согласны с актами Президента, они вправе обратиться в Конст. суд, решение кот. о неконстит. указов влечет утрату ими юр. силы. Указы Президента бывают 2-х видов: 1) носящие нормативный характер, т.е. содержащие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение. Например, указ от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия П-та РФ и П-ва РФ". 2) носящие индивидуальный х-р: о приеме в гр-во, о приеме на должность, о награждении г) В соответствии со ст. 91 Президент обладает неприкосновенностью. Досрочное прекращение полномочий президента имеет место в случае: (ст. 92, ч.2) 1) отставка Президента, т.е. добровольный уход главы гос-ва со своего поста 2) стойкая недееспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 3) отрешение от должности. Федеральное собрание 1. Совет Федерации 2. Гос. Дума 3. Статус депутата СФ и ГД 4. Законодательный процесс 1. ФС – это парламент РФ, явл. представит. и законод. органом РФ. ФС состоит из 2-х палат – СФ и ГД. Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996 г. СФ избирает из своего состава тайным голосованием председателя и 4 заместителей. Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые открыто с 1 октября по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытые. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ, а также ряда подразделений. 2. ГД – это нижняя палата ФС, состоит из 450 депутатов, кот. избираются сроком на 4 года. ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю. Понедельник, четверг – заседают комитеты и комиссии ГД. Вторник – парламентские слушания и работа депутатов в комитетах, комиссиях и фракциях. Среда, пятница – заседание ГД. Каждую пятницу проводится правительственный час для ответов членов Пр-ва на вопросы депутатов (не более 2-х членов в 1 день заслуш.). Каждая последняя неделя месяца предназн. для работы депутатов с избирателями. 3. Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ". Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д. Гарантии прав депутатов. 1. Депутаты обладают правом законодат. инициативы 2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. палатой. 3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней. 4. Вправе обращ. с вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|