реферат бесплатно, курсовые работы
 

Конституция Великобритании

Конституция Великобритании

Введение

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно

называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией)

традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада

Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания —

развитое индустриально-аграрное капиталистическое государство. По размерам

территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58

млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но

16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Глава 1. Форма правления и государственный режим в Великобритании

§1. Форма правления

Великобритания представляет собой конституционную монархию. Монархия —

старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или

королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют

государство. С теоретической точки зрения монарх является главой

исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти,

командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На

практике в результате длительной эволюции под воздействием политической

борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими

прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия

монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались

в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и

признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь

при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у

какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение

консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые

традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются

большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие

воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При

социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

§2. Государственный режим

Великобритания относистся к странам с демократическим государственным

режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:

- признание политических прав и свобод в таком объеме, который

обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан

в определении государственной политики и позволяет легально и на

равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим

правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим

проведения иной политики;

- политический плюрализм и переход политического руководства от одной

партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов

государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных

выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане

имеют при этом юридически равные возможности;

- разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти

(законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдер-

жек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

- обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти

общегосударственного представительного органа, причем только он имеет

право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики

государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите

прав меньшинства и прав политической оппозиции;

- свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи

не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и

общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Основы правового статуса личности

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического

разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и

обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике

содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд

специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными

прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся

в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не

запрещено правовыми нормами.

После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская

партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии

социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не

закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в

школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические

права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в

основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются

естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования

для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на

проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок

митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической

основе, и т.д. Личные права регулируются немногими законами (например,

упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав

обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске),

с судебными прецедентами.

В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые

положения законодательства о правах граждан ужесточены — в отношении

профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограничения личных прав введены

в связи с актами о борьбе против терроризма.

В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных

(комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам

администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан

органами управления.

Правовое регулирование общественных объединений

Как и в США, огромное значение для деятельности государственного

механизма в Великобритании имеет двухпартийная система, но в отличие от США

одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой,

рабочей партией. В последние десятилетия эта система испытывает

определенные сдвиги. Поскольку в парламентских выборах участвуют обычно

около десяти традиционных и вновь образованных партий, ни одна из двух

основных партий (Консервативная и Лейбористская) не может получить и в

редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим

может возникнуть необходимость в коалиции одной из двух главных партий с

какой-либо небольшой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для

формирования правительства. Правда, пока применение мажоритарной системы

относительного большинства исключает это.

Консервативная партия (2 млн. членов) является наследницей партии тори,

выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время

большинство в ней составляют рабочие и фермеры. Партия не имеет

перспективной программы, устава, хотя существует фиксированное членство.

Высший орган партии — ежегодная национальная (т.е. общегосударственная)

конференция. Ее основной состав не избирается, а включает членов обеих

палат парламента — консерваторов, а также 150 местных представителей.

Конференция не играет существенной роли в определении политики партии, она

созывается прежде всего для утверждения лидера партии, который определяет

ее деятельность и избирается фракцией этой партии в палате общин (но

теоретически на конференции может выставить свою кандидатуру на пост лидера

партии любой ее член). Не играет большой роли и исполком партии — группа

партийных функционеров, объединяющаяся вокруг лидера партии.

Партия образует более десятка региональных организаций, в которых

создается местный совет партии, исполком и имеется оплачиваемый партийный

аппарат (его сотрудники назначаются центральными органами партии). В каждом

избирательном округе образуется местная организация партии — ассоциация,

объединяющая членов партии во главе с местным партийным функционером. При

Консервативной партии действует несколько объединений — молодежная

организация (Союз молодых консерваторов), женская организация, а также

особое учреждение — политический центр. Все эти объединения имеют местные

организации, примыкающие к местным партийным организациям.

Внутри Консервативной партии имеется несколько политических течений, но в

целом партия выступает за ограничение государственного регулирования,

развитие частной инициативы, реорганизацию экономики за счет сокращения

неэффективных производств, сокращение государственных субсидий, за

денационализацию некоторых отраслей, ранее национализированных лейбористами

(например, железных дорог), за параллельные с государственными

альтернативные частные объекты в целях повышения эффективности первых.

Лейбористская партия значительно крупнее Консервативной (в ней 6,5 млн.

членов), но благодаря коллективным членам, которыми являются профсоюзы и

кооперативные общества (около 6,2 млн. членов), индивидуальных членов в

партии только около 300 тыс. Правда, численность партии постоянно меняется.

Лейбористская партия была создана для избрания рабочих в парламент. Главную

роль в ней также играет парламентская фракция в палате общин, и прежде

всего ее лидер, который на деле определяет политику партии, подбирает

партийное руководство. По процедуре лидер избирается на ежегодной

конференции партии (помимо парламентской фракции в коллегии выборщиков

участвуют представители профсоюзных организаций и местных отделений

партии). Конференция избирает исполком, который играет большую роль, чем у

консерваторов, но тоже не очень значительную. Поскольку деятельность партии

приспособлена прежде всего к выборам, местные партийные организации

действуют в избирательных округах, ими руководят избираемые комитеты, но на

практике основную роль играет местный лидер.

Социал-демократическая партия создана в 1981 г. и коренным образом

реорганизована в 1988 г. Вопреки названию по своим позициям она ближе к

консерваторам, чем к лейбористам. В 1988 г. создана Партия социал-

либеральных демократов. По своим экономическим требованиям она также ближе

к консерваторам, но в политике требует введения пропорциональной

избирательной системы и усиления роли парламента. Как и Социал-

демократическая партия, это партия центристская. Общегосударственными

партиями являются Коммунистическая партия Великобритании (около 7 тыс.

членов), Коммунистическая партия Британии (менее 2 тыс.) и Партия зеленых.

Число членов последней партии постоянно изменяется, но влияние «зеленых»

падает, поскольку ее экологические лозунги перехватывают и трансформируют в

своих интересах другие, особенно две главные партии.

Несколько партий имеют местный характер. В Шотландии действует

Шотландская национальная партия (80 тыс. членов), в Уэльсе — Уэльская

национальная партия (Плайд Камри). Первая выступает за независимость

Шотландии, а в качестве переходной меры — за очень широкую автономию,

вторая — за самоуправление Уэльса, но избиратели этих регионов на

референдуме 1979 г. не поддержали ни ту, ни другую партию. В Северной

Ирландии действуют Юнионистская партия Ольстера, Народная юнионистская

партия Ольстера и др.

В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избегают даже

упоминания о них, оперируя понятиями «правительство его (ее) Величества» и

«оппозиция его (ее) Величества». Партии действуют на основе

конституционного обычая о праве на объединения.

Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация

британской промышленности. Теоретически ее членами, как и в США, являются

предприятия, но их представляют руководители-собственники. В состав

Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами

этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята

приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих

членов в парламенте (они выступают как депутаты от партий), в комитетах

парламента; ее представители участвуют в различных рабочих группах как

правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов

формулируют задачи экономической политики, отстаивают требования

предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с

профсоюзами. Действует Конфедерация британской промышленности на основе

конституционного обычая о свободе ассоциаций.

В Великобритании практически существует организационное, но не идейное

единство профсоюзного движения, поскольку более 90% членов профсоюзов (7,3

млн. человек) состоят в Британском конгрессе тред-юнионов, который является

коллективным членом Лейбористской партии. Действуют также Всеобщая

конфедерация тред-юнионов (230 тыс.) и Шотландский конгресс тред-юнионов

(940 тыс.).

В отличие от США британские профсоюзы многочисленнее (в них состоит около

40% всех работающих), активнее и выступают более сплоченно. Однако

численность профсоюзов уменьшается и в этой стране по тем же причинам — в

связи с падением численности промышленного пролетариата, увеличением числа

работников умственного труда и сферы обслуживания, изменением технологии,

что способствует росту индивидуальных контрактов.

В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но действуют

различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают

представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специальных

комитетов палаты общин наряду с представителями правительства и

предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов. Особенно это

относится к законодательству, принятому при правительстве консерваторов

(ограничения возможности забастовок, запрещение некоторых видов забастовок

неполитического характера, принудительный арбитраж при определенных

условиях, возможность ареста по судебному приказу забастовочных фондов

профсоюзов и др.).

Средства выражения общественного мнения. Средства выражения общественного

мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В

Великобритании имеются мощные государственные средства информации (радио,

телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные

газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно

издается около 100 общенациональных и региональных газет и журналов.

Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Как и в США, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в

его ином варианте, поскольку принята концепция верховенства парламента.

Выборы в нижнюю палату — палату общин (верхняя — палата лордов — не

избирается, как и глава государства монарх) — имеют решающее значение для

страны, ибо палата общин формирует правительство. Избираются также

представительные органы на местах — советы. В Великобритании, как и в США,

нет назначаемых на места представителей центра, контролирующих деятельность

органов местного самоуправления.

Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого

избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы

как конституционные, но на деле из них исходят различные акты, регулирующие

выборы. Активное избирательное право предоставляется гражданам

Великобритании, достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам Ирландской

Республики и гражданам британского Содружества, постоянно проживающим в

Великобритании. Граждане, постоянно проживающие за границей, имеют право

участвовать в выборах в парламент только в течение 5 лет после того, как

они покинули страну. Регистрация избирателей в списках избирателей

(регистрационных списках) обязательна, списки составляются чиновником-

регистратором не на основе данных муниципальных органов, а по данным

домовладельцев. Обжаловать неправильности в списках можно дважды, включая

апелляционный суд. Составление списков заканчивается 16 января, и они

действуют в течение года для всех выборов. Через год списки составляются

заново (периодические списки).

Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул

не ниже барона (баронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица,

отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда; на

определенный срок— 10—15 лет—лишаются этого права лица, осужденные за

мошенничество на выборах.

По закону для выдвижения кандидатов в парламент (палату общин) достаточно

заявления самого кандидата, поддержанного подписями 10 избирателей. На

практике же кандидатуры выдвигаются партиями (в Лейбористской партии в этом

участвуют и местные организации, но сначала кандидаты предлагаются

центральным руководством). Регистрация кандидата осуществляется при уплате

избирательного залога в 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат

не соберет хотя бы 5% голосов избирателей, что бывает крайне редко, так как

сами кандидаты осмотрительны, а партии при их отборе учитывают такой

фактор, как их популярность среди населения. Приблизительно из 2500

кандидатов, выдвигаемых, по статистике, на парламентских выборах,

избирательный залог теряют около 150.

Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г.

они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их

границы пересматриваются раз в 10—12 лет, поэтому бывают ситуации, когда

самый большой избирательный округ в 4 раза больше самого малого.

Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни

на местах в Великобритании не создается. В масштабах государства выборами

руководит министерство внутренних дел, на местах — чиновники по выборам.

Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств — должностных лиц,

ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных

советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты

партий. Института досрочного отзыва депутатов, равно как и народной

законодательной инициативы (права предложить проект закона за подписями

определенного довольно большого числа избирателей), в Великобритании не

существует.

В связи с концепцией верховенства парламента долгое время отвергался

также институт референдума. Впервые в истории страны он был применен в 1975

г. На голосование избирателей был вынесен вопрос о продолжении членства

Великобритании в Европейском сообществе (решение избирателей было

положительным). В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе

специального закона для данного случая) два региональных референдума — в

Шотландии и Уэльсе — по вопросу об автономии этих регионов. Однако

предложение об автономии не поддержали избиратели — не было получено

необходимых 40% голосов зарегистрированных избирателей, хотя в Шотландии за

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.