реферат бесплатно, курсовые работы
 

История приватизации в России

История приватизации в России

Сибирская академия Государственной службы при президенте Р.Ф.

Контрольная работа по предмету: Отечественная история

Тема: История приватизации в России

Выполнил: студент 3 курса группа 04308

Павлов М.М.

Проверил: преподаватель

Зубов Владимир Евгенивич

Новосибирск 2005г.

Содержание

Введение

1. Анатолий Чубайс приватизирует Россию

2. «Никаких законов мы не нарушили»

3. «Самое яркое проявление коррупции в России»

4. Приватизация прибылей Аэрофлота

5. В погоне за нефтью

6. «Российский Рокфеллер»

7. «Власть мы не отдадим»

8. Кризис

Заключение

Литература

Введение

Приватизация государственного и муниципального имущества - это

приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у

государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность-

предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих

предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования,

зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и

нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий,

коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений

предприятий.

Использование средств, полученных от приватизации государственных и

муниципальных предприятий

> Средства, полученные от приватизации государственных и

муниципальных предприятий, распределяются по нормативам,

установленным государственной, республиканскими и местными

программами приватизации. Указанные средства не подлежат

обложению всеми видами налогов.

> Направления расходования средств, полученных от приватизации

государственных и муниципальных предприятий, в пределах,

установленных п. 1 настоящей статьи, определяются Верховным

Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в

составе Российской Федерации и местными Советами народных

депутатов.

Источники средств для приобретения государственных и муниципальных

предприятий

> Для приобретения государственных и муниципальных предприятий

используются личные сбережения граждан, именные приватизационные

вклады, личные лицевые приватизационные счета, собственные

средства юридических лиц, определенных в п. 1 статьи 9

настоящего Закона, а также заемные средства.

> 2. При приобретении приватизируемых государственных и

муниципальных предприятий используются законные платежные

средства СССР, включая именные приватизационные вклады граждан.

> 3. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев,

акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане

обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад

рублями превышает 500 установленных законодательством

минимальных размеров месячной оплаты труда.

1. Анатолий Чубайс приватизирует Россию

Приватизация для большинства россиян происходила с ошеломляющей

скоростью. Всего четыре месяца – с августа по декабрь 1991 года – ушло на

то, чтобы похоронить коммунизм и разрушить Советский Союз. В начале 1992

года всего за несколько недель шоковая терапия Егора Гайдара уничтожила

плановую экономику, а заодно и сбережения подавляющего большинства граждан

России. Теперь с той же безжалостной скоростью на страну обрушилась

приватизация. Архитектором этой программы стал тридцативосьмилетний

экономист из Санкт-Петербурга Анатолий Чубайс, руководивший относительно

небольшой структурой, именуемой «Госкомимущество». Это ведомство находилось

в здании напротив гостиницы «Россия». В коридорах слышались голоса

американцев: это были молодые консультанты, которых Чубайс призвал под свои

знамена.

«Чубайс появился в управлении Госкомимущества в 1991 году, –

вспоминает Гайдар, тогдашний премьер-министр. В то время был полный

организационный и хозяйственный вакуум, потому что старые механизмы

партийного и административного контроля в полной мере отключены.

Значительная часть чиновничества, на основе полулегальных процедур, самым

наглым образом разбазаривало собственность. Неоднократно на официальных

заседаниях правительства начальники (местных) администраций говорили:

„Отдайте все нам, мы назначим собственников“.

Поучаствовать в распределении богатейших природных ресурсов России

жаждали все. Коммунисты и националисты хотели, чтобы собственность по

большей части осталась в руках государства. Политики регионального уровня

мечтали распределить собственность среди «своих». Чубайс решил опереться на

небольшую группу бизнесменов с хорошими связями. По мнению Гайдара, этот

ход был верным. «В тяжелейших условиях Чубайс сумел разработать

регулирование, которое позволило упорядочить процесс приватизации в

России, – говорит Гайдар. – Он очень четкий администратор, очень хорошо

умеет ставить задачи и контролировать исполнение.

По программе Чубайса приватизационные ваучеры были разосланы всем

российским гражданам (151 миллион ваучеров). По плану предполагалось

приватизировать основную часть российской пр

омышленности за два года. Наиболее общий сценарий приватизации

сводился к следующему: 29 процентов компании продавались за ваучеры на

аукционе, 51 процент распределялся среди руководства и рабочих, остальное

оставляло за собой государство, чтобы впоследствии продать за наличные или

за обещания инвестиций.

Наиболее важной частью программы были ваучеры – в новой экономике

каждый гражданин получает свою долю; акционером может стать каждый, и самые

лучшие компании отнюдь не достанутся самым богатым. Эта идея являлась

воплощением демократии Джефферсона – заложить основу для создания массового

среднего класса и крупного внутреннего рынка, для быстрого развития

экономики. Да, сбережения россиян сгорели в костре гиперинфляции 1992 года,

но теперь граждане станут акционерами российских предприятий и смогут эти

потери как - то компенсировать.

Летом 1992 года президент Ельцин познакомил страну с идеей ваучерной

приватизации: «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров.

В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное

зависит от нас… Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу

выбора. Приватизационный ваучер – это для каждого из нас билет в мир

свободной экономики».

Доля, которую представлял собой один ваучер, была ничтожно мала, а

российский рынок ценных бумаг был весьма примитивным, и владельцы ваучеров,

как правило, на приватизационных аукционах купить акции напрямую не могли.

Выбор сводился к следующему: инвестировать ваучер в компанию, где человек

работал, для чего в компании существовала программа акционирования, либо

передать ваучер в один из вновь создаваемых чековых инвестиционных фондов.

Поскольку многие жили в ужасающей нищете и в первую очередь думали о

хлебе насущном, люди просто продавали ваучеры на улице за наличные, и таких

было немало. В итоге уличная цена на ваучер была смехотворно низкой.

Тоскливой зимой 1993/94 года в метро можно было видеть плохо одетых

парней, державших табличку: «Куплю ваучер». Цена составляла 10 000 рублей –

около 7 долларов. При том, что каждый ваучер можно было купить на улице за

7 долларов, выходило, что гигантские промышленные и природные ресурсы

страны оценивались примерно в 5 миллиардов долларов.

В теории ваучерная приватизация выглядела привлекательно, но на

практике она полностью провалилась. Первая ошибка – выбор времени для ее

проведения. Приватизацию следовало проводить до ценовой реформы Гайдара в

1992 году, как средство борьбы с рублевым навесом, с опасностью инфляции.

Именно в этом заключалась суть плана Григория Явлинского «500 дней». «Я

считал, что именно приватизация должна быть тем инструментом, который

должен урегулировать вопрос с денежным навесом, – вспоминает Явлинский. –

То есть я считал правильным использовать накопленные средства на

приватизацию. Я предлагал начать с самого маленького – приватизировать

грузовики, небольшие земельные участки, квартиры, магазины – и постепенно,

постепенно двигаться к более крупной приватизации».

Явлинский настаивал на том, чтобы провести приватизацию за деньги.

«Приватизация решает задачу собственника, смену (старого советского)

управляющего, – говорил он. – Конечно, деньги заработанные в советские

времена были крайне малы, но затратив даже эти маленькие деньги, поскольку

это были собственные, люди становились подлинными собственниками». Нельзя

ничего получать бесплатно, утверждал он. Ты не сможешь относиться к этому с

должным уважением. Все ценное добывается в поте лица своего. «Собственность

обязательно нужно продавать, только так возникают подлинные собственники.

Даже если ты покупаешь кусочек компании за маленькую сумму, это все равно

твои деньги – ты будешь этой компанией дорожить, будешь искать хорошего

менеджера, будешь строить на этом дело. А когда людям прислали ваучеры по

почте, вам все безразлично».

С этим соглашался мэр Москвы Юрий Лужков, он говорил: при таких низких

ценах приватизация бессмысленна. «Мы говорим: приватизация необходима,

чтобы создать нового собственника, новый собственник будет лучше

распоряжаться собственностью и расширять производство, – аргументировал

Лужков. – Возьмите приватизацию завода – предполагается, что новый владелец

будет управлять ею лучше. Но такое возможно, только если завод продается за

настоящие деньги.

Но Явлинский и Лужков остались не услышанными. Позже Гайдар говорил,

что у него с Чубайсом просто не было времени проводить приватизацию сначала

– нужно было срочно отпустить цены, чтобы заполнить полки товарами, хотя

иногда это означало: люди выкладывают все свои сбережения на то, чтобы

запасти товары на несколько недель. Но все равно, даже если бы в пожарном

порядке организовать продажу грузовиков, квартир, магазинов, садовых

участков, а чуть позже малых предприятий вроде кирпичных заводов, лесопилок

и текстильных фабрик, результат был бы куда менее разрушительным, чем тот,

что был достигнут вследствие политики Гайдара и Чубайса.

Вторая ошибка Чубайса – темпы, с какими он провел приватизацию

российской промышленности. Начнись приватизация раньше, она могла бы пройти

куда более гладко. Чубайс поставил на кон все сразу: крупнейшие нефтяные

компании, металлургические и горные комбинаты, гигантские комплексы по

переработке леса, автозаводы, машиностроительные комбинаты, тракторные

заводы, крупные промышленные компании, огромные флотилии, крупнейшие порты

страны – все это выплеснулось на рынок одновременно. Любому инвестиционному

банкиру известно: чтобы получить хорошую цену за акции, появившиеся на

рынке впервые, необходимо ограничить предложение. Сначала нужно продавать

небольшую часть компании, и только потом, когда становится ясно, что есть

спрос, можно предлагать дополнительное количество акций. Интернетовские

компании в США с 1995 по 2000 год продавались именно по такой схеме, в

итоге цена оказалась высокой, хотя компании эти почти не приносили прибыли

и лишь предполагали большие доходы в будущем (это же относится к российским

компаниям).

Олег Давыдов министр внешних экономических связей с 1994 по 1997 год

считает, что первым объектом приватизации должны были стать магазины,

рестораны, небольшие цеха. Далее правительство могло выставить на продажу

предприятия легкой промышленности. «Рынок всегда начинается с обслуживания

людей, – замечает Давыдов. – Начинается с малых предприятий».

Вместо этого Чубайс провел приватизацию крупнейших и наиболее

прибыльных российских предприятий, работавших на экспорт. «Именно в этот

сектор, у которого такой громадный экспортный потенциал, хлынул весь

криминал, – с горечью говорит Давыдов. Он считает, что российские

промышленные гиганты в таких стратегических сферах, как нефть и газ,

металлы, алюминий, космос следовало превратить в государственные

корпорации. Они бы научились действовать, как независимые предприятия, а

потом, постепенно, их можно было бы приватизировать, по мере развития

рынка. Примеров подобного рода в Европе и Японии достаточно.

И последняя ошибка политики Чубайса и Гайдара – уж слишком малой они

сделали номинальную стоимость приватизационных ваучеров (10 000 рублей).

Если исходить из номинальной стоимости ваучеров, то по ценам начала 1992

года вся российская промышленность была оценена в 100 миллиардов долларов,

что со всей очевидностью не соответствовало ни огромным масштабам

российской экономики, ни тенденции рынка акций превышать стоимость

внутреннего валового продукта страны. Ярлык в 100 миллиардов долларов,

который в 1992 году экономисты Ельцина нацепили на российскую экономику,

меркнет по сравнению с оценочной стоимостью таких рынков, как Мексика и

Гонконг, где в то время рынок акций оценивался в 150 и 300 миллиардов

долларов соответственно. К концу 1993 года, когда россияне реально могли

воспользоваться ваучерами, инфляция и девальвация рубля съели 95 процентов

номинала ваучера, и стоимость промышленных и природных ресурсов России

съехала к 5 миллиардам долларов.

Назначив за ваучеры такую смехотворно низкую цену, правительство дало

инвесторам понять, что оно само эти ценные бумаги ни капли не ценит. В

результате Российское государство понесло тяжелый урон. Оно за гроши

распродало свои лучшие активы. 151 миллион российских граждан тоже

оказались в проигрыше, потому что очень мало кто из них получил реальную

долю в приватизированных предприятиях. С другой стороны, инвесторам с

хорошими связями представилась возможность совершить фантастически выгодные

сделки. Можно было купить прекрасно работающие компании и тут же, в

одночасье, вернуть вложенные средства. Для инвесторов, которые действовали

на российском рынке акций в тот первый год, ежегодная прибыль в 300

процентов не была чем-то необычным. За недели люди делали состояния.

Одним из таких был Березовский. В конечном счете именно в его руках

сосредоточилось крупнейшее частное состояние в России – благодаря

приватизации. Но сама ваучерная приватизация почти не привлекла его

внимания. В 1993–1994 годах он вел другие проекты, а рынок ваучеров оставил

другим коммерсантам.

2. «Никаких законов мы не нарушили»

В конце 80-х годов тридцатидевятилетний Михаил Харшан завел свой

первый бизнес: турагентство для иностранцев. Когда в 1992 году Анатолий

Чубайс объявил о начале программы приватизации, Харшан основал первый

ваучерный инвестиционный фонд, куда граждане могли приносить свои ваучеры и

получать взамен акции компаний. Подобных ваучерных фондов по России было

около 600, и все они привлекали инвесторов с помощью громких рекламных

кампаний, обещая им прибыли до нескольких сот процентов в год. Первый

ваучерный фонд Харшана таких экстравагантных заявлений не делал, но ему

удалось стать крупнейшим чековым фондом в России и собрать 4,5 миллиона

ваучеров (3 процента от общего количества); в конечном счете фонд

инвестировал эти ваучеры в восемьдесят различных компаний – гостиницы,

заводы по производству удобрений, металлургические заводы. У Харшана перед

конкурентами было серьезное преимущество: он имел возможность продавать

акции своего фонда через тысячи почтовых отделений – розничная сеть

гигантских масштабов. Ему удалось заполучить такую сеть, потому что он

платил Министерству связи по 1 миллиону долларов в месяц, подкупил

нескольких чиновников и пустил в ход свои старые связи в КГБ.

Методы Харшана зачастую были далеки от цивилизованных.

Еще одним солидным игроком на рынке ваучерной приватизации была

«Альфа», коммерческая фирма с хорошими связями. Ее владельцы сделали

большие деньги в 1992 и 1993 годах на экспорте нефти и металлов, ввозе

сахара и торговле другими сельскохозяйственными товарами. В декабре 1992

года министр внешних экономических связей Петр Авен, в чьем ведении

находились торговые компании, подобные «Альфе», оставил министерское кресло

и стал президентом «Альфа-банка», разделив власть с двумя молодыми людьми,

имевшими хорошие связи. В тот же месяц «Альфа» создала свой собственный

чековый инвестиционный фонд – «Альфа-капитал». Этому фонду удалось собрать

2,5 миллиона ваучеров, и он стал одним из крупнейших в стране. Он приобрел

доли в сорока шести компаниях, включая цементные заводы и другие заводы по

производству стройматериалов, пищевые фабрики и химические компании. Михаил

Александров, двадцатисемилетний специалист в фонде «Альфа-капитал»,

рассказывал, захлебываясь от восторга, в разгар этой рыночной вакханалии:

«Иногда даже не верится, что эта компания находится в России – оборудование

новенькое, чистенькое, имущество просто сказка».

Чтобы купить российские акции, иностранному инвестору нужен местный

брокер. Но как только российский брокер узнавал, что иностранца интересуют

акции конкретной компании, он нередко покупал эти акции сам и тут же

перепродавал иностранцу втридорога. В России такой конфликт интересов не

считался незаконным, к тому же облапошить иностранца было чрезвычайно

легко.

Брокерам и менеджерам фондов часто приходилось расплачиваться за свои

дела кровью. Одной из жертв стал Андрей Орехов, основатель брокерского дома

«Грант». Орехов пытался играть честно, по правилам западного рынка; в конце

1994 года он даже провел успешную защиту шоколадной фабрики «Красный

Октябрь», у руководства которой пытались отнять власть посторонние

инвесторы, – первый такой случай в истории нового русского рынка. Но в ту

же зиму фондовый рынок рухнул, разочаровав многих инвесторов, которые,

видимо, не понимали, что состояние рынка может не только улучшаться, но и

ухудшаться. 18 апреля 1995 года Орехов с шестилетней дочкой Майей отъезжал

от дома – вез ребенка в школу, – и тут по его машине открыли огонь. Орехов

и его водитель были тяжело ранены; девочка погибла.

Масштабы приватизации были гигантскими – и многие предприятия

приобретались за бросовые деньги.

Иностранным юридическим лицам, например, CS First Boston, Brunwick-

Warburg, и неким автономным структурам – Leuсadia Group – удалось купить

какую-то долю акций в хороших компаниях. Но это не означало, что они

обладали теми же правами, что акционеры в США или Западной Европе. В своем

большинстве директора российских предприятий считали, что сторонние

акционеры в компанию ничего не вкладывают и просто лезут в чужие дела. И

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.