реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственный долг: понятие, состав и его обслуживание (по Казахстану)

Государственный долг: понятие, состав и его обслуживание (по Казахстану)

Международная Академия Бизнеса

ДОКЛАД

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ:

ПОНЯТИЕ, СОСТАВ и ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ

Выполнил:

Студентка I курса

Вечернего отделения ФЭМП

по сокращенной программе

Группа «финансы и кредит» №2

______________________

Руководитель:

__________________________

Алматы, 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

|Структурная единица текста |Стр. |

|ВВЕДЕНИЕ |3 |

|Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и |5 |

|виды | |

|1.1. Понятие государственного долга |5 |

|1.2. Причины возникновения государственного долга |6 |

|1.3. Виды государственного долга |7 |

|Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан |10 |

|2.1. Понятие государственного долга Республики |10 |

|Казахстан | |

|2.2. Правительственный долг Республики Казахстан |10 |

|2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан |11 |

|2.4. Государственный долг местных исполнительных |16 |

|органов Республики Казахстан | |

|Глава 3. Управление государственным долгом |17 |

|3.1. Погашение и обслуживание государственного долга |19 |

|3.2. Иные методы управления государственным долгом |20 |

|Заключение |22 |

|Список использованной литературы |23 |

Введение

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из

ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера

решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность

Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность

национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат,

характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех

участников казахстанского финансового рынка.

ВЕСЬ МИР живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже

потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток

собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия

дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических

преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним

заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то

наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая

экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних

подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации

финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их

изолированности.

В первой половине 1998 года восточно-азиатский кризис привел к падению

мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл.

и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары.

Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ

века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным

тому доказательством.

С начала 90-х гг. мировая экономика уже страдала от дефляции - из-за

американского долга, затем из-за неурядиц в европейской валютной системе в

1992-1993 гг., после этого из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и,

наконец, из-за азиатских потрясений в 1997-1998 гг. И каждый раз во время

всех этих негативных явлений крах принято было объяснять ошибочной

внутренней политикой. Между тем поступательное экономическое развитие и

активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем благосостояния и

ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых операций.

Влияние даже объективных глобальных факторов на формирующиеся и

развивающиеся рынки достаточно велико (не говоря уже о субъективных

факторах: например, ставка по международным банковским кредитам для

развивающихся стран всегда была выше примерно на 1% по сравнению с

кредитами для развитых стран).

Финансовая неустойчивость стала в конце столетия характерной чертой

глобальной экономики и носит системный характер. На приток и отток

капиталов, как правило, влияют финансовые условия в ведущих промышленно

развитых странах мира, то есть внешний фактор. Однако особенности новой

ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой в рынок

как таковой. К примеру, значительное влияние на приток и отток инвесторов

оказывает "стадный инстинкт". Внезапное изъятие капитала и массированная

атака на ту или иную валюту способны быстро вызвать панику. Все это

оказывало влияние и на объемы торговли.

Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды.

1.1.Понятие государственного долга

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и

непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует

отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается

различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия

государственный долг применительно к конкретной стране следует искать,

прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных

правовых актах.

Например, в Законе Республике Казахстан «О государственном и

гарантированном государством заимствовании и долге» от 02 августа 1999 года

дается следующее понятие: «государственный долг – это сумма

правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и

местных исполнительных органов». А в соответствии с принципами

национального счетоводства и рекомендациями ЕС в понятие «государственная

задолженность» включаются долги центральной государственной администрации и

различных ее органов, местных органов власти и различных местных

административных структур и системы социального обеспечения. Таким образом,

сами понятия, даваемые нормативными правовыми актами различных стран вносят

или выносят из структура государственного долга отдельные элементы. Как

видно из определения, данного в казахстанском законе, к государственному

долгу относятся долги Национального Банка Республики Казахстан, а в

рекомендациях ЕС отдельно выделяются системы социального обеспечения, что

свидетельствует о том, что понятие структуры государственного долга

начинается с его официального определения. Ведь когда мы говорим о долге,

мы всегда говорим о конкретном долге конкретного лица, в данном случае

государства. В связи с чем, для полноценного понимания термина

«государственный долг» его нельзя рассматривать в отрыве от официального

определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается.

При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда

присутствуют центральные исполнительные органы власти.

1.2. Причины возникновения государственного долга

Государственный долг вызван использованием государственных займов в

качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения

воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной

возникновения и нарастания государственного долга является постоянный

дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к

расходной части бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994

году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4 %, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году –

16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При этом, наличие

государственного долга не является исключением в экономике, скорее

правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.

Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и

особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В

развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета

представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации

экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков,

других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются

производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков.

Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не

влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление

государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической

ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность

привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг)

возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро

вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник

финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового

менеджмента с большой пользой для своей страны.

1.3. Виды государственного долга

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга

по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-

нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой

практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение

государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение

займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной

характеристики величины государственного долга в мировой практике

используются специальные показатели – относительные параметры внешнего

долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и

обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации

Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней

задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими

показателями также являются:

- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% -

умеренная задолженность);

- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных

услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

- отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных

услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного

продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный

авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

- другие государства;

- международные финансовые организации (такие как Международный валютный

фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

- Частные фонды – нерезиденты.

Внутренний государственный долг - это составная часть

государственного долга по внутренним займам и другим долговым

обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не

является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически

развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний

долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и

особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и

вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными

факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и

не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные

отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными

эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции

или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных

последствие наличия внутреннего государственного долга:

1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е.

за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к

владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным

слоям общества;

2. для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может

привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение

инвестиций.

3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей.

Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на

денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных

ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части

инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

- население;

- корпорации;

- банки;

- другие финансовые и кредитные учреждения.

Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан

2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан

В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном

государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма

правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и

местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом,

государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:

1. Правительственный долг;

2. Долг Национального Банка Республики Казахстан;

3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.

Рассмотрим каждое из этих составляющих.

2.2. Правительственный долг

1. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе»

правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных

займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный

долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики

Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение

«лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском

бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и

непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать

фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на

конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом

о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также

установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного

долга.

Таблица: Данные о лимите правительственного долга в РК за 1998-2004 гг.

|Год |Сумма |Заданная |Законодательный акт, которым |

| |установленного |дата |установлена сумма лимита |

| |лимита | | |

| |правительственн| | |

| |ого долга, | | |

| |тыс.тенге | | |

|2004 |755 000 000 |31.12.2004 | |

| | | |Закон Республики Казахстан от 5 |

| | | |декабря 2003 года N 505-II |

| | | |О республиканском бюджете на 2004 год|

|2003 |702 000 000 |31.12.2003 | |

| | | |Закон Республики Казахстан от 12 |

| | | |декабря 2002 года N 362-II |

| | | |О республиканском бюджете на 2003 год|

| | | | |

| | | |(с изменениями, внесенными Законом РК|

| | | |от 12.06.03 г. N 438-II) |

|2002 |750 000 000 |31.12.2002 | |

| | | |Закон Республики Казахстан от 15 |

| | | |декабря 2001 года N 273-II |

| | | |О республиканском бюджете на 2002 год|

|2001 |615 000 000 |31.12.2001 | |

| | | |Закон Республики Казахстан 22 декабря|

| | | |2000 г. N 131-II |

| | | |О республиканском бюджете на 2001 год|

| | | | |

| | | |(с изменениями, внесенными в |

| | | |соответствии с Законами РК от |

| | | |24.04.2001 г. |

| | | |N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II) |

|2000 |592 000 000 |31.12.2000 | |

| | | |Закон Республики Казахстан от 11 |

| | | |ноября 1999 года N 473-1 |

| | | |О республиканском бюджете на 2000 год|

| | | | |

| | | |(с изменениями, внесенными в |

| | | |соответствии с Законом РК от |

| | | |08.11.2000 г. |

| | | |N 95-II) |

|1999 | |31.12.1999 | |

| |деноминированны| |Закон Республики Казахстан от 16 |

| |й в иностранных| |декабря 1998 года N 318-1 О |

| |валютах в | |Республиканском бюджете на 1999 год |

| |сумме, | |(внесены изменения и дополнения |

| |эквивалентной 2| |Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; |

| |950 017 тыс. | |от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 |

| |долл. США и | |г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1) |

| |деноминированны| | |

| |й в | | |

| |национальной | | |

| |валюте в сумме | | |

| |110 907 437 | | |

| |тыс. тенге. | | |

|1998 |344700000 |31.12.1998 | |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.